Система работы над образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения
методическая разработка (чтение) по теме

Андрюкова Ольга Юрьевна

Несколько лет темой моего исследования была "Система работы на образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения". К результатам данной работы можно отнести создание пакета диагностических материалов , направленных на психологическое восприятие и личностное  отношение младших школьников к пейзажным описаниям в художественных произведениях, в том числе общего речевого развития, а также система собственных методических приемов обучения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_papka.zip77.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания к образу-пейзажу  на уроках

литературного чтения в начальной школе

                                             

  Диагностика психологического восприятия и личностного    

        отношения младших школьников к пейзажным описаниям

        в художественных произведениях, в том числе общего речевого  

             развития

        Поскольку в младшем школьном возрасте основой познания является непосредственное восприятие окружающего мира, знание особенностей восприятия, характерных для того или иного ребенка, создает возможность для совершенствования восприятия и форсирования на этой основе наблюдательности.

       Для развития у школьников наблюдательности можно использовать различные методики. Очень интересна и эффективна, на мой взгляд, методика определения типов восприятия на словесном и образном материале, а также методика определения особенностей процессов наблюдения на словесном и образном материале. Авторами этих методик  являются упомянутые выше психологи Вергелес Г.И. и Раев А.И. [4]. Именно эти методики были предложены учащимся начальной школы МОУ «СОШ №32» Ленинского района г. Перми для диагностирования особенностей процессов восприятия и наблюдения. Рассмотрим результаты проведенной работы более подробно.

1.  Определение типа восприятия (на образном материале)

    Цель данной  диагностики:   выявления психологического типа восприятия учащегося  2 класса  общеобразовательной школы на образном материале.

    Материал:  картинки с изображением пейзажа  и сюжетно-ролевых ситуаций.

     В ходе выполнения детям дается инструкция: «Сейчас я покажу картинку, ты ее внимательно рассмотри и расскажи, что на ней изображено». Экспонируется картинка и подробно записывается рассказ ученика. (Для психологического комфорта учащихся и эффективности работы  нами были использовано ТСО – магнитофон)

      Анализ работы: после проведения задания мы выявили преобладание, либо перечислительных деталей, либо описание связей, отношений. Полученные данные были занесены в индивидуальные таблицы для каждого ученика типа:

Номер картинки

Преимущественное выделение признаков предмета

Преимущественное выделение отношений между предметами

Одновременное выделение признаков предметов и отношений между ними

     

       При подсчете количества «+» во второй -  четвертой графах таблицы был сделан вывод об особенностях восприятия учащимися образного материала. Наибольшее количество «+»соответствует:

-   во второй графе -  «синтетическому» типу восприятия,

-   в третьей графе – «аналитическому» типу восприятия,

- в четвертой – «аналитико-синтетическому» типу восприятия.

        Результаты данной работы и типы восприятия учащихся второго класса можно представить в виде диаграммы 1:

2.  Определение типа восприятия (на словесном материале)

    Цель данной  диагностики:   выявления психологического типа восприятия учащегося  4 класса  общеобразовательной школы на словесном материале.

    Материал:  четыре текста:

1) по рассказу И.Дробкова «Цапля»

2) по рассказу В.Брагина «Совсем маленькие стожки сена»

3) по рассказу В.Брагина «Загадочный дубок»

4) по рассказу В.Бианки «Лесные домишки»

     В ходе выполнения детям дается инструкция: «Я прочту небольшой текст, ты его внимательно слушай, а после чтения подробно запиши то,  что я тебе прочитаю». Читается первый текст, дети подробно записывают услышанное, затем – второй и т.д. Затем учитель анализирует детские работы.

      Анализ работы: после проведения задания я выявила преобладание в рассказах детей либо перечислительных деталей, либо описание связей, отношений, последовательность событий и т.д. Полученные данные были занесены в индивидуальные таблицы для каждого ученика (аналогичные таблицам, представленным в диагностике второклассников).

        Результаты данной работы и типы восприятия учащихся четвертого класса можно представить в виде диаграммы 2:

     Эта же диагностика была проведена и в другом параллельном четвертом классе (одинаковые программы, общий уровень учащихся).

Целью ее стал вопрос о  необходимости подобной углубленной работы учителя по данной теме. Результаты  определения типов восприятия на словесном материале представлены в  таблице:

Мыслители

Художники

Смешанный тип

4 «А» класс

36 %

18 %

46 %

4 «Б» класс

32 %

34 %

34 %

    Сравнивая результаты диагностики в этих двух классах можно сделать следующие выводы:

- в младшем школьном возрасте у детей происходит смена наглядно-образного мышления на словесно-логическое, абстрактное мышление;

- в речевом развитии происходит огромный «скачок» в накоплении лексического запаса и умении использовать его в речевой деятельности;

-     уровень восприятия прекрасного и внимание к пейзажу на наглядных  и речевых образах можно повысить в результате целенаправленной, систематической работы учителя с конкретным классом.  

3.  Определение особенностей процесса наблюдения

(на словесном материале)

    Цель данной  диагностики:   выявления уровня наблюдательности учащегося  4 класса  общеобразовательной школы на словесном материале.

    Материал:  два текста, отличающихся заменой отдельных слов  и перестановкой предложений.

Текст 1.

Тихо было в лесу. Но вот надвинулись тучи. Налетел ветер. Зашумели вековые сосны. Заскрипели вершины деревьев. Стали ломаться сучья. Спрятались насекомые и птицы. Звери притихли в норах.

Текст 2.

Тихо было в лесу. Но вот появились темные  тучи. Задул сильный  ветер. Заскрипели вершины деревьев. Зашумели старые сосны.  Стали ломаться ветки. Звери затихли в  своих норах. Спрятались птицы и  насекомые.

      В ходе выполнения ученику предъявляются два текста. Предлагается прочесть их внимательно и сказать, какие изменения произошли во втором тексте по сравнению с первым.

      Анализ работы: подсчитывается количество обнаруженных изменений:

-  количество замененных слов (надвинулись – появились, налетел – задул, вековые – старые и т.д.);

-  количество введенных новых слов (сильные, темные, своих);

-  Количество перестановок предложений (2), перестановок слов (1).    

     Если школьник обнаруживает 8-10 изменений, это показатель высокого уровня наблюдений, при обнаружении 5-7 изменений – средний уровень; при меньшем количестве обнаружений – низкий уровень.  

       Результаты исследования в определении особенностей процесса наблюдения  у четвероклассников можно представить в таблице:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

7 чел.

15 чел.

4 чел

      Проведя диагностику психологических процессов восприятия и наблюдения детьми наглядных и словесных образов природы, я решила выявить и отношение детей к пейзажным описаниям в художественных произведениях. Было проведено анкетирование учащихся одного класса, но в разные годы обучения.

    Целью анкетирования стало:

= определение личностного отношения младших школьников к пейзажу как картинам, изображающим природу, так и описаниям в художественных произведениях;

= проанализировать результаты работы по теме на протяжении данного периода времени.

     Материал исследования: для реализации данных целей нами были  разработаны две анкеты для учащихся 2 и 4 классов (см. Приложение №  1).  

    Анкета для второклассников «Ваше отношение к природе» определяла в большей степени эмоциональное восприятие живой природы, но и содержала вопросы литературоведческого характера.

     Анкета «Природа в моей жизни», проведенная в четвертых классах, выявила отношение учащихся к пейзажным описаниям в литературных произведениях, их интерес к авторским пейзажным описаниям и собственному литературному творчеству.

    Соотношение вопросов психологического и литературоведческого характера можно представить в виде диаграмм:

                2 класс:                         4 класс:

    Анализ результатов:

   Вопросы, которые требовали односложных ответов, представлены в таблицах №1 (2 класс), №2 (4 класс).

Таблица №1:

А - да

Б - нет

В – не знаю

Вопрос №1

6 чел.

10 чел.

6 чел.

Вопрос №2

15 чел.

1 чел.

6 чел.

Вопрос №3

13 чел.

3 чел.

6 чел.

Вопрос №4

13 чел.

4 чел.

5 чел.

Вопрос №5

14 чел.

4 чел.

4 чел.

Вопрос №8

16 чел.

4 чел.

2 чел.

Вопрос №9

17чел.    

4 чел.

1 чел.

Таблица №2:

А - да

Б - иногда

В – нет

Вопрос №1

3чел.

17 чел.

2 чел.

Вопрос №3

9 чел.

13 чел.

-

Вопрос №4

16 чел.

6 чел.

-

Вопрос №5

18 чел.

4 чел.

-

Вопрос №6

2 чел.

17 чел.

3 чел.

Вопрос №7

8 чел.

11 чел.

6 чел.

Вопрос №8

8 чел.    

11 чел.

3 чел.

    Предлагаем также результаты некоторых, повторяющиеся в обеих анкетах, вопросов.      Целью этих повторяющихся вопросов было:

-  выявить отношение детей к описательным литературным произведениям,

к  выбору  различных форм проведения образовательного процесс (уроки, экскурсии, внеклассные мероприятия и т.д.),

- предложить детям задуматься о собственном заинтересованности в проблеме и  выборе  художественного материала.

- выявить, влияет ли целенаправленная работа учителя с конкретным классом на повышения уровня восприятия младшими школьниками художественных образов и уровня речевого развития.

    Анализ ответов учащихся на вопрос «Какие книги ты любишь читать?» можно представить в виде графика №1:

    Ответы учащихся на вопрос «О природе в классе вы говорите на уроках…» можно представить в виде графика №2:

     Ответы на вопрос:  «Какое произведение о природе тебе запомнилось больше всего» можно представить в таблице №3 (2 класс) и №4 (4 класс):

Таблица №3:

Поставили прочерк

Ответили на вопрос

10 вопрос

12 чел.

10 чел.

4 чел. - В. Бианки (Ночной зверь, О медведе, Мышонок Пик)

1 чел. -  Про Тюпу

1 чел. – Серая шейка, Умнее всех, Кто где живет

1 чел. – Долгонькая сказка. Как появились разные народы.

3 чел. – не помню, не знаю

Таблица №4:

Автор

Название произведения

Количество ответивших

С. Есенин

Пороша

6 чел.

Поет зима…

3 чел.

К. Бальмонт

Снежинка

3 чел.

М. Пришвин

Золотой луг

3 чел.

В. Бианки

По следам и др.

7 чел.

С. Голицын

40 изыскателей

2чел.

К.Паустовский

-

8 чел.

А.Толстой

Детство Никиты

4 чел.

Д. Мамин-Сибиряк

Медведко

1 чел.

Л.Толстой

Какая бывает роса…

7 чел.

И. Дик

Приключения Кара-Бумбы

3 чел.

    Выяснив в результате анкетирования отношение детей к пейзажным описаниям в художественных произведениях, можно сделать вывод:  

- отношение младших школьников к пейзажу в окружающей действительности и описаниям в художественных произведениях зависит от личности конкретного человека;

-  младшие школьники  в силу  возрастных  психологических особенностей личности любят  говорить и читать художественные произведения о природе,  а также  передавать свои мысли и чувство о ней в устных и письменных высказываниях.

-     выбор произведений, типа высказывания зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка.

       В конце четверного класса я провела исследование развития речевой деятельности младших школьников. Для этого я воспользовалась методикой Н.В.Нечаевой [11].

     Цель диагностирования: на основе анализа результатов речевой         деятельности четвероклассников получить данные об их уровне общего речевого развития.

       В ходе исследования я определяла владение устной речью. Оно устанавливалось на основании моих наблюдений за устной речью учащихся  на уроках и вне уроков  и оценивалось   по двум показателям:

=  оценка внешней характеристики речи. В норме – 5 показателей:

     1)  говорит охотно,

     2)  форма общения соответствует ситуации,

     3)  речь в основном грамматически правильная,

     4)  артикуляция чистая,

     5)  громкость нормативная.

=  оценка связности устной речи (показатели: типичные единицы высказывания, развернутость характеристики объекта).  В норме – речь связными предложениями и развернутая характеристика объектов и явлений.

     Владение письменной речью.   Из предложенных в методике показателей я, исходя из целей исследования, выбрала сочинение на тему.  

    Цель: - выявить сформированность умений, необходимых для создания письменного связного текста – описания на заданную тему; кругозор ученика, его интересы, отношение к данной теме; владение правописанием.

Организация работы:       1) Детям раздаются листочки.

2)Вступительное слово учителя общего характера:

     -   Все дети и взрослые  любят сказки. Кто же нам их рассказывает? Мамы, бабушки, писатели, мультипликаторы. А может ли рассказать сказки солнышко, облако, ветер, цветок, муравей…. Сегодня на уроке я предлагаю вам необычную работу.

3)  Открывается задание, записанное на доске: «Напиши сочинение на тему: «Сказка весеннего леса ».

4) Самостоятельная работа

5)  Обсуждение результатов работы и чтение самых удачных сочинений.

       В ходе исследования было определено владение письменной речью. Оно устанавливалось на основании  проверки детских работ и анализа результатов по 5 показателям (норма):

     1)  тема раскрыта достаточно полно,

     2)  логично,

     3)  высказываются обобщающие суждения,

     4)  излагаемые высказывания комментируются (собственное отношение),

     5)  стиль сочинения соответствует звучанию темы.

Анализ результатов:

    Я определила  уровень владения устной речью учащимися класса и выяснила, что из возможных четырех уровней, учащиеся обладают высшими, а если и встречаются незначительные и малочисленные затруднения, то по  индивидуальным причинам. В основном это показатели артикуляции, громкости и грамматической правильности.

        Уровень владения письменной речью   в плане отношения и интереса  детей к данной работе  развит достаточно хорошо, но требует продолжения работы над речевой и орфографической грамотностью учащихся.

       Результаты исследования представлены в таблице № 5.  

Устная речь

Письменная речь

Внешняя характеристика речи

Уровень связности речи

Сочинение

4 уровень

23 чел.

26 чел.

12 чел.

3 уровень

3 чел.

-

8 чел.

2 уровень

-

-

6 чел.

        Таким образом, анализируя проделанную работу и полученные диагностические данные  учащихся конкретного класса можно сделать следующие выводы:

-     уровень восприятия прекрасного и внимание к пейзажу на наглядных  и речевых образах можно повысить в результате целенаправленной, систематической работы учителя с конкретным классом.  

 -  эта  работа   учителя формирует у детей зоркость к описаниям природы в художественных произведениях, что приводит к развитию процессов наблюдения, внимания, мышления и речи младших школьников.

- отношение младших школьников к пейзажу в окружающей действительности и описаниям в художественных произведениях зависит от личности конкретного человека, но в силу специфики возрастных  психологических особенностей,  младшие школьники  любят  говорить и читать художественные произведения о природе,  а также  передавать свои мысли и чувство о ней в устных и письменных высказываниях.

-  выбор произведений, типа высказывания зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка, но можно и  повысить интерес ребенка к описательным литературным произведениям.

-   систематизированная работа с учащимися начальной школы над образом-пейзажем  на уроках литературного чтения  приводит не только к высокому уровню детского речевого творчества,  но и к общему уровню  развития личности младшего школьника.

     Рассмотрим подробнее, каким образом была  организована система работы по данной теме, способствующая достижению представленных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...

Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения

Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...

Статья по теме: "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения"

Анализ художественного произведения один из важнейших приемов работы с текстом. В статье "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения" представлены  приемы .котор...

Программа практического исследования на тему «Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения»

В данном документе представлена программа практической части выпускной квалификационной работы на тему:«Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...

Обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Коваля

Дипломная работа на тему обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. КоваляОбучение младших школьни...