Система работы над образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения
методическая разработка (чтение) по теме
Несколько лет темой моего исследования была "Система работы на образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения". К результатам данной работы можно отнести создание пакета диагностических материалов , направленных на психологическое восприятие и личностное отношение младших школьников к пейзажным описаниям в художественных произведениях, в том числе общего речевого развития, а также система собственных методических приемов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_papka.zip | 77.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания к образу-пейзажу на уроках
литературного чтения в начальной школе
Диагностика психологического восприятия и личностного
отношения младших школьников к пейзажным описаниям
в художественных произведениях, в том числе общего речевого
развития
Поскольку в младшем школьном возрасте основой познания является непосредственное восприятие окружающего мира, знание особенностей восприятия, характерных для того или иного ребенка, создает возможность для совершенствования восприятия и форсирования на этой основе наблюдательности.
Для развития у школьников наблюдательности можно использовать различные методики. Очень интересна и эффективна, на мой взгляд, методика определения типов восприятия на словесном и образном материале, а также методика определения особенностей процессов наблюдения на словесном и образном материале. Авторами этих методик являются упомянутые выше психологи Вергелес Г.И. и Раев А.И. [4]. Именно эти методики были предложены учащимся начальной школы МОУ «СОШ №32» Ленинского района г. Перми для диагностирования особенностей процессов восприятия и наблюдения. Рассмотрим результаты проведенной работы более подробно.
1. Определение типа восприятия (на образном материале)
Цель данной диагностики: выявления психологического типа восприятия учащегося 2 класса общеобразовательной школы на образном материале.
Материал: картинки с изображением пейзажа и сюжетно-ролевых ситуаций.
В ходе выполнения детям дается инструкция: «Сейчас я покажу картинку, ты ее внимательно рассмотри и расскажи, что на ней изображено». Экспонируется картинка и подробно записывается рассказ ученика. (Для психологического комфорта учащихся и эффективности работы нами были использовано ТСО – магнитофон)
Анализ работы: после проведения задания мы выявили преобладание, либо перечислительных деталей, либо описание связей, отношений. Полученные данные были занесены в индивидуальные таблицы для каждого ученика типа:
Номер картинки | Преимущественное выделение признаков предмета | Преимущественное выделение отношений между предметами | Одновременное выделение признаков предметов и отношений между ними |
При подсчете количества «+» во второй - четвертой графах таблицы был сделан вывод об особенностях восприятия учащимися образного материала. Наибольшее количество «+»соответствует:
- во второй графе - «синтетическому» типу восприятия,
- в третьей графе – «аналитическому» типу восприятия,
- в четвертой – «аналитико-синтетическому» типу восприятия.
Результаты данной работы и типы восприятия учащихся второго класса можно представить в виде диаграммы 1:
2. Определение типа восприятия (на словесном материале)
Цель данной диагностики: выявления психологического типа восприятия учащегося 4 класса общеобразовательной школы на словесном материале.
Материал: четыре текста:
1) по рассказу И.Дробкова «Цапля»
2) по рассказу В.Брагина «Совсем маленькие стожки сена»
3) по рассказу В.Брагина «Загадочный дубок»
4) по рассказу В.Бианки «Лесные домишки»
В ходе выполнения детям дается инструкция: «Я прочту небольшой текст, ты его внимательно слушай, а после чтения подробно запиши то, что я тебе прочитаю». Читается первый текст, дети подробно записывают услышанное, затем – второй и т.д. Затем учитель анализирует детские работы.
Анализ работы: после проведения задания я выявила преобладание в рассказах детей либо перечислительных деталей, либо описание связей, отношений, последовательность событий и т.д. Полученные данные были занесены в индивидуальные таблицы для каждого ученика (аналогичные таблицам, представленным в диагностике второклассников).
Результаты данной работы и типы восприятия учащихся четвертого класса можно представить в виде диаграммы 2:
Эта же диагностика была проведена и в другом параллельном четвертом классе (одинаковые программы, общий уровень учащихся).
Целью ее стал вопрос о необходимости подобной углубленной работы учителя по данной теме. Результаты определения типов восприятия на словесном материале представлены в таблице:
Мыслители | Художники | Смешанный тип |
4 «А» класс | 36 % | 18 % | 46 % |
4 «Б» класс | 32 % | 34 % | 34 % |
Сравнивая результаты диагностики в этих двух классах можно сделать следующие выводы:
- в младшем школьном возрасте у детей происходит смена наглядно-образного мышления на словесно-логическое, абстрактное мышление;
- в речевом развитии происходит огромный «скачок» в накоплении лексического запаса и умении использовать его в речевой деятельности;
- уровень восприятия прекрасного и внимание к пейзажу на наглядных и речевых образах можно повысить в результате целенаправленной, систематической работы учителя с конкретным классом.
3. Определение особенностей процесса наблюдения
(на словесном материале)
Цель данной диагностики: выявления уровня наблюдательности учащегося 4 класса общеобразовательной школы на словесном материале.
Материал: два текста, отличающихся заменой отдельных слов и перестановкой предложений.
Текст 1.
Тихо было в лесу. Но вот надвинулись тучи. Налетел ветер. Зашумели вековые сосны. Заскрипели вершины деревьев. Стали ломаться сучья. Спрятались насекомые и птицы. Звери притихли в норах.
Текст 2.
Тихо было в лесу. Но вот появились темные тучи. Задул сильный ветер. Заскрипели вершины деревьев. Зашумели старые сосны. Стали ломаться ветки. Звери затихли в своих норах. Спрятались птицы и насекомые.
В ходе выполнения ученику предъявляются два текста. Предлагается прочесть их внимательно и сказать, какие изменения произошли во втором тексте по сравнению с первым.
Анализ работы: подсчитывается количество обнаруженных изменений:
- количество замененных слов (надвинулись – появились, налетел – задул, вековые – старые и т.д.);
- количество введенных новых слов (сильные, темные, своих);
- Количество перестановок предложений (2), перестановок слов (1).
Если школьник обнаруживает 8-10 изменений, это показатель высокого уровня наблюдений, при обнаружении 5-7 изменений – средний уровень; при меньшем количестве обнаружений – низкий уровень.
Результаты исследования в определении особенностей процесса наблюдения у четвероклассников можно представить в таблице:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
7 чел. | 15 чел. | 4 чел |
Проведя диагностику психологических процессов восприятия и наблюдения детьми наглядных и словесных образов природы, я решила выявить и отношение детей к пейзажным описаниям в художественных произведениях. Было проведено анкетирование учащихся одного класса, но в разные годы обучения.
Целью анкетирования стало:
= определение личностного отношения младших школьников к пейзажу как картинам, изображающим природу, так и описаниям в художественных произведениях;
= проанализировать результаты работы по теме на протяжении данного периода времени.
Материал исследования: для реализации данных целей нами были разработаны две анкеты для учащихся 2 и 4 классов (см. Приложение № 1).
Анкета для второклассников «Ваше отношение к природе» определяла в большей степени эмоциональное восприятие живой природы, но и содержала вопросы литературоведческого характера.
Анкета «Природа в моей жизни», проведенная в четвертых классах, выявила отношение учащихся к пейзажным описаниям в литературных произведениях, их интерес к авторским пейзажным описаниям и собственному литературному творчеству.
Соотношение вопросов психологического и литературоведческого характера можно представить в виде диаграмм:
2 класс: 4 класс:
Анализ результатов:
Вопросы, которые требовали односложных ответов, представлены в таблицах №1 (2 класс), №2 (4 класс).
Таблица №1:
А - да | Б - нет | В – не знаю |
Вопрос №1 | 6 чел. | 10 чел. | 6 чел. |
Вопрос №2 | 15 чел. | 1 чел. | 6 чел. |
Вопрос №3 | 13 чел. | 3 чел. | 6 чел. |
Вопрос №4 | 13 чел. | 4 чел. | 5 чел. |
Вопрос №5 | 14 чел. | 4 чел. | 4 чел. |
Вопрос №8 | 16 чел. | 4 чел. | 2 чел. |
Вопрос №9 | 17чел. | 4 чел. | 1 чел. |
Таблица №2:
А - да | Б - иногда | В – нет |
Вопрос №1 | 3чел. | 17 чел. | 2 чел. |
Вопрос №3 | 9 чел. | 13 чел. | - |
Вопрос №4 | 16 чел. | 6 чел. | - |
Вопрос №5 | 18 чел. | 4 чел. | - |
Вопрос №6 | 2 чел. | 17 чел. | 3 чел. |
Вопрос №7 | 8 чел. | 11 чел. | 6 чел. |
Вопрос №8 | 8 чел. | 11 чел. | 3 чел. |
Предлагаем также результаты некоторых, повторяющиеся в обеих анкетах, вопросов. Целью этих повторяющихся вопросов было:
- выявить отношение детей к описательным литературным произведениям,
к выбору различных форм проведения образовательного процесс (уроки, экскурсии, внеклассные мероприятия и т.д.),
- предложить детям задуматься о собственном заинтересованности в проблеме и выборе художественного материала.
- выявить, влияет ли целенаправленная работа учителя с конкретным классом на повышения уровня восприятия младшими школьниками художественных образов и уровня речевого развития.
Анализ ответов учащихся на вопрос «Какие книги ты любишь читать?» можно представить в виде графика №1:
Ответы учащихся на вопрос «О природе в классе вы говорите на уроках…» можно представить в виде графика №2:
Ответы на вопрос: «Какое произведение о природе тебе запомнилось больше всего» можно представить в таблице №3 (2 класс) и №4 (4 класс):
Таблица №3:
Поставили прочерк | Ответили на вопрос |
10 вопрос | 12 чел. | 10 чел. |
4 чел. - В. Бианки (Ночной зверь, О медведе, Мышонок Пик) 1 чел. - Про Тюпу 1 чел. – Серая шейка, Умнее всех, Кто где живет 1 чел. – Долгонькая сказка. Как появились разные народы. 3 чел. – не помню, не знаю |
Таблица №4:
Автор | Название произведения | Количество ответивших |
С. Есенин | Пороша | 6 чел. |
Поет зима… | 3 чел. |
К. Бальмонт | Снежинка | 3 чел. |
М. Пришвин | Золотой луг | 3 чел. |
В. Бианки | По следам и др. | 7 чел. |
С. Голицын | 40 изыскателей | 2чел. |
К.Паустовский | - | 8 чел. |
А.Толстой | Детство Никиты | 4 чел. |
Д. Мамин-Сибиряк | Медведко | 1 чел. |
Л.Толстой | Какая бывает роса… | 7 чел. |
И. Дик | Приключения Кара-Бумбы | 3 чел. |
Выяснив в результате анкетирования отношение детей к пейзажным описаниям в художественных произведениях, можно сделать вывод:
- отношение младших школьников к пейзажу в окружающей действительности и описаниям в художественных произведениях зависит от личности конкретного человека;
- младшие школьники в силу возрастных психологических особенностей личности любят говорить и читать художественные произведения о природе, а также передавать свои мысли и чувство о ней в устных и письменных высказываниях.
- выбор произведений, типа высказывания зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка.
В конце четверного класса я провела исследование развития речевой деятельности младших школьников. Для этого я воспользовалась методикой Н.В.Нечаевой [11].
Цель диагностирования: на основе анализа результатов речевой деятельности четвероклассников получить данные об их уровне общего речевого развития.
В ходе исследования я определяла владение устной речью. Оно устанавливалось на основании моих наблюдений за устной речью учащихся на уроках и вне уроков и оценивалось по двум показателям:
= оценка внешней характеристики речи. В норме – 5 показателей:
1) говорит охотно,
2) форма общения соответствует ситуации,
3) речь в основном грамматически правильная,
4) артикуляция чистая,
5) громкость нормативная.
= оценка связности устной речи (показатели: типичные единицы высказывания, развернутость характеристики объекта). В норме – речь связными предложениями и развернутая характеристика объектов и явлений.
Владение письменной речью. Из предложенных в методике показателей я, исходя из целей исследования, выбрала сочинение на тему.
Цель: - выявить сформированность умений, необходимых для создания письменного связного текста – описания на заданную тему; кругозор ученика, его интересы, отношение к данной теме; владение правописанием.
Организация работы: 1) Детям раздаются листочки.
2)Вступительное слово учителя общего характера:
- Все дети и взрослые любят сказки. Кто же нам их рассказывает? Мамы, бабушки, писатели, мультипликаторы. А может ли рассказать сказки солнышко, облако, ветер, цветок, муравей…. Сегодня на уроке я предлагаю вам необычную работу.
3) Открывается задание, записанное на доске: «Напиши сочинение на тему: «Сказка весеннего леса ».
4) Самостоятельная работа
5) Обсуждение результатов работы и чтение самых удачных сочинений.
В ходе исследования было определено владение письменной речью. Оно устанавливалось на основании проверки детских работ и анализа результатов по 5 показателям (норма):
1) тема раскрыта достаточно полно,
2) логично,
3) высказываются обобщающие суждения,
4) излагаемые высказывания комментируются (собственное отношение),
5) стиль сочинения соответствует звучанию темы.
Анализ результатов:
Я определила уровень владения устной речью учащимися класса и выяснила, что из возможных четырех уровней, учащиеся обладают высшими, а если и встречаются незначительные и малочисленные затруднения, то по индивидуальным причинам. В основном это показатели артикуляции, громкости и грамматической правильности.
Уровень владения письменной речью в плане отношения и интереса детей к данной работе развит достаточно хорошо, но требует продолжения работы над речевой и орфографической грамотностью учащихся.
Результаты исследования представлены в таблице № 5.
Устная речь | Письменная речь |
Внешняя характеристика речи | Уровень связности речи | Сочинение |
4 уровень | 23 чел. | 26 чел. | 12 чел. |
3 уровень | 3 чел. | - | 8 чел. |
2 уровень | - | - | 6 чел. |
Таким образом, анализируя проделанную работу и полученные диагностические данные учащихся конкретного класса можно сделать следующие выводы:
- уровень восприятия прекрасного и внимание к пейзажу на наглядных и речевых образах можно повысить в результате целенаправленной, систематической работы учителя с конкретным классом.
- эта работа учителя формирует у детей зоркость к описаниям природы в художественных произведениях, что приводит к развитию процессов наблюдения, внимания, мышления и речи младших школьников.
- отношение младших школьников к пейзажу в окружающей действительности и описаниям в художественных произведениях зависит от личности конкретного человека, но в силу специфики возрастных психологических особенностей, младшие школьники любят говорить и читать художественные произведения о природе, а также передавать свои мысли и чувство о ней в устных и письменных высказываниях.
- выбор произведений, типа высказывания зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка, но можно и повысить интерес ребенка к описательным литературным произведениям.
- систематизированная работа с учащимися начальной школы над образом-пейзажем на уроках литературного чтения приводит не только к высокому уровню детского речевого творчества, но и к общему уровню развития личности младшего школьника.
Рассмотрим подробнее, каким образом была организована система работы по данной теме, способствующая достижению представленных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"
Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...
Изучение приемов и средств художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Известно, что младшие школьники воспринимают художественное произведение в первую очередь эмоционально, через призму своего жизненного опыта. Только планомерная работа на уроках по сочетанию эмоционал...
Формирование читательской компетентности у младших школьников через использование разнообразных приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературного чтения
Актуальность темыОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследованияВывод...
Статья по теме: "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения"
Анализ художественного произведения один из важнейших приемов работы с текстом. В статье "Анализ художественного произведения на уроках литературного чтения" представлены приемы .котор...
Программа практического исследования на тему «Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения»
В данном документе представлена программа практической части выпускной квалификационной работы на тему:«Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...
Обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Коваля
Дипломная работа на тему обучение младших школьников работе с художественным текстом на уроках литературного чтения при изучении творчества В. Драгунского, Н. Носова, Ю. КоваляОбучение младших школьни...