Б. Л. Пастернак "Золотая осень"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Б.Л. Пастернак "Золотая осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b.l._pasternak_zolotaya_osen.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока литературного чтения,
проведенного в 4 «В» классе
Лашмановой Еленой Вячеславовной
Дата проведения: 04.04.08
Подпись учителя ________
Подпись методиста _______
Отметка ________
Тема урока: знакомство со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая осень»
Задачи:
Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром, познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.
Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения. Развивать усидчивость.
Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, совершенствовать культуру младшего школьника.
Оборудование: наглядный материал в виде сундуков, драгоценностей, печатных карточек. Иллюстрации природы. Портрет поэта.
Новые, ключевые слова: чертог, просека, флигель, венец, каталог, стужа.
Оформление доски:
Этапы | Содержание урока | Примечание |
I этап орг. момент II этап повторение изученного III этап работа с заголовком IV этап словарная работа V этап первичный синтез VI этап Анализ VII этап вторичный синтез VIII этап выборочное чтение IX этап физминутка VIII этап работа с карточками IX этап работа с тестом X этап подведение итогов | Здравствуйте ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Елена Вячеславовна. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Книги у всех есть? Очень хорошо. Тогда приступим к уроку. У нас сегодня будет урок – путешествие по литературным жанрам и по одному из них, а по какому, вы узнаете чуть позже. Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки и соотнесите отгадки и иллюстрации. Запорошила дорожки, Тает снежок, ожил лужок, Я соткано из зноя, Несу я урожаи, Молодцы. Итак, тема нашего урока – осень. На предыдущих уроках вы изучали разные жанры. Какие вы знаете жанры? Хорошо. Эти жанры являются ключевыми в литературоведении. На ключах название жанра, а на замках определения этих жанров. Ребята, кто может соотнести ключ с замком? Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Стихотворение - небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. Повесть - жанр повествовательной литературы; по характеру развития действия сложнее рассказа. Миф - сказание о жизни богов и героев. Пожалуйста, прочитайте определение каждого жанра. А какой же ключ остался последний? О.Д. Это не случайно. Мы сегодня будем изучать новое стихотворение. Ребята, но чтобы нам узнать его название, мы должны прочитать перевернутое название. Итак, что же у нас получилось? Прочитайте, пожалуйста. Хорошо, название стихотворения, с которым мы будем сегодня знакомится «Золотая осень». Автор этого стихотворения Борис Леонидович Пастернак. Он родился в Москве, 10 февраля 1890 года. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, преподавал в Училище живописи. Мать – пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис Пастернак начал заниматься литературой в 22 года, успев попробовать свои силы в сочинении музыки, окончил Московский университет на философском факультете. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия. После перенесения инфаркта, поэт умер в 1960 году, в посёлке Переделкино, Московской области. Ребята, посмотрите на доску. На доске два сундука. В сундуках лежат драгоценности. В первом сундуке лежат драгоценности с цифрами. Вы берёте камушек, говорите цифру и я вам дам буквы, из которых нужно составить слово, а в другом – объяснение этих слов. Давайте узнаем новые слова и попробуем объяснить их. Чертог – пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Просека – узкая полоса, прорубленная в лесу. Флигель – дом во дворе большого здания. Венец – то же, что венок. Каталог – список, исчисляющий какие – нибудь предметы. Стужа – холод, мороз. Итак, мы с вами познакомились с новыми словами, знаем их значение. А теперь знакомимся со стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень». Ребята, я вам прочту, а вы слушайте внимательно. Ребята, а сейчас попробуем ответить на вопросы. О чём стихотворение? (о золотой осени). С чем автор сравнивает осень? (со сказочным чертогом). Каким настроением проникнуто стихотворение? А сейчас вы прочитаете стихотворение. (Петя, прочитай первое четверостишие, … второе и т. д.). Молодцы ребята. Продолжим. Сейчас мы будем читать выборочно, отвечая на вопросы. Прочитайте, пожалуйста, с чем автор сравнивает осень? С чем сравнивает Пастернак липы и берёзы? Как автор описывает осень? Прочитайте о том, как бушует лист древесный. Молодцы. А сейчас немного отдохнём. Физминутка. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками: Вниз-хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем Точно знаем-будет прок. Крутим, вертим головой Разминаем шею. Стой! И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперед. И за парты все вернулись- Вновь урок у нас идет. Ребята, я вам сейчас раздам карточки. Возьмите их и вставьте вместо пропусков слова. Поможет вам ваш учебник. У меня три варианта карточек, на каждый ряд. Потом мы будем проверять. Итак, какие слова вставили в голубую карточку? В розовую? В фиолетовую? Молодцы. А сейчас мы поработаем с тестами. Я каждому раздам тест, а вы попробуйте выполнить задания. Через некоторое время мы его проверим. Все сделали? Тогда начнем проверять. Не нужно отвечать хором. У кого будет такой же ответ, как назовут, поднимаем руки. Итак, ребята. Урок наш подходит к концу и давайте подведем итоги. С каким стихотворением мы сегодня познакомились? Как зовут автора? О чём это стихотворение? Вам понравилось стихотворение? Спасибо за урок. | На доске иллюстрации природы На доске названия жанров и их определение Каждый жанр читают ученики (по одному) «Яатолоз ьнесо» На доске портрет автора На доске два сундука с драгоценностями После объяснения каждого слова, оно вывешивается на доске крупным шрифтом Чтение стихотворение наизусть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Осень.Осень?Осень!
Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы и дошкольной группы...
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"
Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....
Презентация песни "Осень, осень, осень - снова к нам пришла"
Презентация песни "Осень снова к нам пришла" с текстом....
Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...
Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...