Б. Л. Пастернак "Золотая осень"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Лашманова Елена Вячеславовна

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Б.Л. Пастернак "Золотая осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon b.l._pasternak_zolotaya_osen.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературного чтения,

проведенного  в 4 «В» классе

Лашмановой Еленой Вячеславовной

Дата проведения: 04.04.08

Подпись учителя ________

Подпись методиста _______

Отметка ________

Тема урока: знакомство со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая осень»

Задачи:

Образовательная: продолжить знакомство со стихотворением как жанром, познакомить детей со стихотворением «Золотая осень», объяснить понятие новых слов, формирование навыка чтения и его качеств: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст.

Развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Развитие поля чтения. Развивать усидчивость.

Воспитательная: воспитание интереса к литературным произведениям, совершенствовать культуру младшего школьника.

Оборудование: наглядный материал в виде сундуков, драгоценностей, печатных карточек. Иллюстрации природы. Портрет поэта.

Новые, ключевые слова:  чертог, просека, флигель, венец, каталог, стужа.

Оформление доски:

Этапы

Содержание урока

Примечание


I этап

орг. момент







II этап

повторение изученного





















































III этап

работа с заголовком


























IV этап

словарная работа
























V этап

первичный синтез



VI этап

Анализ








VII этап

вторичный синтез




VIII этап выборочное чтение











IX этап физминутка



















VIII этап

работа с карточками









IX этап

работа с тестом









X этап подведение итогов


Здравствуйте ребята. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Елена Вячеславовна. Сегодня урок чтения проведу у вас я. Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Книги у всех есть? Очень хорошо. Тогда приступим к уроку.

У нас сегодня будет урок – путешествие по литературным жанрам и по одному из них, а по какому, вы узнаете чуть позже. Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки и соотнесите отгадки и иллюстрации.  

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.


Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?


Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"Купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - ...


Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я  - ...

Молодцы. Итак, тема нашего урока – осень.

На предыдущих уроках вы изучали разные жанры. Какие вы знаете жанры? Хорошо. Эти жанры являются ключевыми в литературоведении. На ключах название жанра, а на замках определения этих жанров.

Ребята, кто может соотнести ключ с замком?

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Стихотворение - небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. Повесть - жанр повествовательной литературы; по характеру развития действия сложнее рассказа. Миф - сказание о жизни богов и героев.

Пожалуйста, прочитайте определение каждого жанра. А какой же ключ остался последний?  О.Д.  Это не случайно. Мы сегодня будем изучать новое стихотворение.


Ребята, но чтобы нам узнать его название, мы должны прочитать перевернутое название. Итак, что же у нас получилось? Прочитайте, пожалуйста. Хорошо, название стихотворения, с которым мы будем сегодня знакомится «Золотая осень».  Автор этого стихотворения Борис Леонидович Пастернак. Он родился в Москве, 10 февраля 1890 года. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, преподавал в Училище живописи. Мать – пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис Пастернак начал заниматься литературой в 22 года, успев попробовать свои силы в сочинении музыки, окончил Московский университет на философском факультете. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия. После перенесения инфаркта, поэт умер в 1960 году, в посёлке Переделкино, Московской области.


Ребята, посмотрите на доску. На доске два сундука. В сундуках лежат драгоценности. В первом сундуке лежат драгоценности с цифрами. Вы берёте камушек, говорите цифру и я вам дам буквы, из которых нужно составить слово, а в другом – объяснение этих слов. Давайте узнаем новые слова и попробуем объяснить их.

Чертог – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Просека – узкая полоса, прорубленная в лесу.

Флигель – дом во дворе большого здания.

Венец – то же, что венок.

Каталог – список, исчисляющий какие – нибудь предметы.

Стужа – холод, мороз.


Итак, мы с вами познакомились с новыми словами, знаем их значение.

 А теперь знакомимся со стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень». Ребята, я вам прочту, а вы слушайте внимательно.

 Ребята, а сейчас попробуем ответить на вопросы.

О чём стихотворение? (о золотой осени).

С чем автор сравнивает осень? (со сказочным чертогом).

Каким настроением проникнуто стихотворение?

А сейчас вы прочитаете стихотворение. (Петя, прочитай первое четверостишие, … второе и т. д.).

Молодцы ребята. Продолжим.

Сейчас мы будем читать выборочно, отвечая на вопросы.

Прочитайте, пожалуйста, с чем автор сравнивает осень? С чем сравнивает Пастернак  липы и берёзы?  Как автор описывает осень?  Прочитайте о том, как бушует лист древесный.  





Молодцы. А сейчас немного отдохнём.  


Физминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз-хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем

Точно знаем-будет прок.

Крутим, вертим головой

Разминаем шею. Стой!

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

И за парты все вернулись-

Вновь урок у нас идет.

Ребята, я вам сейчас раздам карточки. Возьмите их и вставьте вместо пропусков слова. Поможет вам ваш учебник. У меня три варианта карточек, на каждый ряд. Потом мы будем проверять. Итак, какие слова вставили в голубую карточку? В розовую? В фиолетовую? Молодцы.


А сейчас мы поработаем с тестами. Я каждому раздам тест, а   вы попробуйте выполнить задания. Через некоторое время мы его проверим.  Все сделали? Тогда начнем проверять. Не нужно отвечать хором. У кого будет такой же ответ, как назовут, поднимаем руки.

 

Итак, ребята. Урок наш подходит к концу и давайте подведем итоги. С каким стихотворением мы сегодня познакомились? Как зовут автора? О чём это стихотворение? Вам понравилось стихотворение?

Спасибо за урок.









На доске иллюстрации природы




























На доске названия жанров и их определение






Каждый жанр читают ученики (по одному)

















«Яатолоз ьнесо»





На доске портрет автора



















На доске два сундука с драгоценностями









После объяснения каждого слова, оно вывешивается на доске крупным шрифтом







Чтение стихотворение наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Осень.Осень?Осень!

Внеклассное мероприятие для учеников начальной школы и дошкольной группы...

конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».

Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева   «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...

Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"

Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....

Презентация песни "Осень, осень, осень - снова к нам пришла"

Презентация песни "Осень снова к нам пришла" с текстом....

Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...