Мастерская построения знаний "Умеешь ли ты читать" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Летуновская Надежда Евгеньевна

Мастерская помогает учащимся 4 классов понять смысл выражения "уметь читать" . Раскрывает роль осмысленного чтения. Предлагает провести исследование на данную тему среди учащихся школы. Сравнить свои результаты осмысленного чтения с результатами других учеников. Почувствовать себя в роли учителя. Повышает мотивацию к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umeesh_li_ty_chitat.odt18.06 КБ

Предварительный просмотр:

                 МАСТЕРСКАЯ

                    построения         знаний

                (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

                         

                                  4 класс

              Тема: Умеешь ли ты читать?

               Учитель: Летуновская Н. Е.

Цель: раскрыть роль осмысленного чтения.

                                     Алгоритм

1. Дети рассаживаются в три группы.

- Попробуйте догадаться чему посвящен наш урок. Каждая группа получит подсказки (их 3). После каждой подсказки можно предложить, очем идет речь. Надеюсь, что после третьей подсказки, вы прийдете к единому мнению.

Первая группа

Она - путеводитель путешествующих, друг семьи.

1

Она - учит добру и прогоняет пороки.

2

Она - венец мудрости.

3

Вторая группа

1

Она - сад, полный спелых плодов, луг, полный благоухающих цветов.

2

Она - озаряет темноту, проливает свет на тайны.

3

Она - приходит к нам, когда нужна.

Третья группа

1

Она - помогает в беде и учит умеренности в счастье.

2

Она - утешитель болящих, помощник и советник правителей.

3

Она - знает ответы на все вопросы.

"Брат-библиотекарь ... сказал проникновенным голосом, цитируя чей-то трактат: "Книга-светоч души, зеркало тела, она учит добру и прогоняет пороки, она-венец мудрости, путеводитель путешествующих, друг семьи, утешитель болящих, помощник и советник правителей, книга-сад, полный спелых плодов, луг, полный благоухающих цветов; книга приходит к нам, когда нужна, книга всегда готова помочь нам, книга знает ответы на все вопросы; книга проливает свет на тайны, книга озаряет темноту, помогает в беде и учит умеренности в счастье". Библиотекарь сам прервал себя-грех так любить что-нибудь, сотворённое руками человеческими. Но ведь он любит не сами книги, а божественную мудрость, в них заключённую."

2. Чему учится человек, читая книги? Ответьте на этот вопрос, используя высказывания (в конвертах)

                  Чему учится человек, читая книги?

1 группа

   "Нет лучше Фрегата, чем книга-

    Домчит до любых берегов".

                                     Эмили Дикинсон

    "Мала книга, мудрость в ней велика". (Пословица)

___________________________________________________________

                  Чему учится человек, читая книги?

2 группа

   "Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению".

                                                         Ф.Бэком

   "Испокон века книга растит человека". (Пословица)

____________________________________________________________

                    Чему учится человек, читая книги?

3 группа

   "Моя отрада - мысленный полёт

    По книгам, со страницы на страницу".

                                                Гёте

    "Книга для ума, что тёплый дождь для всходов". (Пословица)

____________________________________________________________

Обсудите в группе. Напишите на белых листах продолжение фразы "Учится..."

Учится

                                        Учится

3.Раньше Россия считалась самой читающей страной. Люди читали всюду (дома, в общественном транспорте, на улице и т. д.) сейчас редко встретишь читающего человека. Почему?

 Я вам предлагаю прочитать рождественскую сказку Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Какой способ чтения вы выберете?

-книга

-аудиокнига

-интернет

Как вы познакомитесь с этим произведением? сядьте по группам в зависимости от выбранного способа чтения. Попробуйте доказать друг другу, что ваш способ знакомства с произведением лучше. (дискуссия)

4. Умеете ли вы читать? Давайте проверим. Проведем исследование.

  1. Прочитайте текст про себя. Уберите.
  2. Ответьте на вопросы. (индивидуально)
  3. Обсудите ответы в группе. Сделайте выводы.

                               Восторги и вдохновения.

                                                                                           А. М. Арго

      В старину любители книг заказывали небольшие, чуть побольше почтовой марки, листки с рисунками - экслибрисы. Они обозначали, что книга принадлежит такому-то человеку. Рисунок выражал идею, которая близка и мила владельцу книг. Наверху или внизу, под рисунком, была надпись: "Из книг такого-то".

      Четырнадцатилетний мальчик попросил художника сделать ему экслибрис. Художник согласился, но сказал: "Только тему для рисунка ты мне дай сам." Мальчик ответил: "Нарисуй так: море, широкое море. Плывёт корабль, гружённый книгами - гора книг. А на борту корабля, как его девиз одно слово "Мало".

____________________________________________________________________

1.

Кто автор текста?

2.

Название текста?

3.

Сколько в нём частей?

4.

О чём текст?

5.

Что такое экслибрис?

6.

Передайте своими словами смысл предложенной мальчиком темы для рисунка?

Предположите почему не смогли ответить на вопросы?

5. Составьте правила чтения (группа). Озвучьте не повторяясь.

6. Предлагаю провести исследование среди учеников нашей школы по теме нашего урока.

- Какую цель будет носить ваша исследовательская работа?

- Какие гипотезы могут быть выдвинуты?

- Какие исследования можно провести?

                    Исследовательская работа.

  Тема: "Умеете ли вы читать?"

  Цель: Узнать, кто из учащихся начальной школы лучше читает и от чего это зависит.

  Гипотезы:

1.

2.

3.

4.

                        План работы

1. Подобрать тексты для проверки осознательности чтения для учащихся 2-4 классов и составить к ним вопросы.

2. Попросить учителей провести работу в классах.

3. Результаты проверки занести в таблицу.

4. Составить анкету, с целью ознакомления "кто, сколько и с помощью чего знакомится с худ. литературой"

5. Опросить учащихся, учителей, знакомых.

6. Обобщить материалы, сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение системы внеурочной деятельности в классе на основе взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования.

• Проект подразумевает под собой целенаправленное взаимодействие ребят одного класса с Центральной детской библиотекой, Краеведческим музеем, Музеем Декабристов, Станцией юннатов во внеурочное в...

Мастерская построения знаний "Эффективный урок"

Материал для проведения методических объединений активизирует учителей, пройдёт интересно и познавательно....

мастерская построений знаний

урок по теме "Пустыня"...

мастерская построения знаний

урок окружающего мира...

Мастерская построения знаний

Проект «Начальная школа XXI в».Авт. – сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. ОмороковаСреди многих идей, которые призваны решать задачи литературного чтения, идея – воспитание нравственности, эстетических осн...

Мастерская построения знаний

Урок окружающего мира в 1 классе система РО. Выявление общего и различного в понятиях "  гриб"   и  " грибок "...

Мастерская построения новых знаний. Математика

Групповая работа как средство формирования    УУДмладших шкльников....