Мастерская построения знаний "Умеешь ли ты читать" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Мастерская помогает учащимся 4 классов понять смысл выражения "уметь читать" . Раскрывает роль осмысленного чтения. Предлагает провести исследование на данную тему среди учащихся школы. Сравнить свои результаты осмысленного чтения с результатами других учеников. Почувствовать себя в роли учителя. Повышает мотивацию к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umeesh_li_ty_chitat.odt | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕРСКАЯ
построения знаний
(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
4 класс
Тема: Умеешь ли ты читать?
Учитель: Летуновская Н. Е.
Цель: раскрыть роль осмысленного чтения.
Алгоритм
1. Дети рассаживаются в три группы.
- Попробуйте догадаться чему посвящен наш урок. Каждая группа получит подсказки (их 3). После каждой подсказки можно предложить, очем идет речь. Надеюсь, что после третьей подсказки, вы прийдете к единому мнению.
Первая группа
Она - путеводитель путешествующих, друг семьи.
1
Она - учит добру и прогоняет пороки.
2
Она - венец мудрости.
3
Вторая группа
1
Она - сад, полный спелых плодов, луг, полный благоухающих цветов.
2
Она - озаряет темноту, проливает свет на тайны.
3
Она - приходит к нам, когда нужна.
Третья группа
1
Она - помогает в беде и учит умеренности в счастье.
2
Она - утешитель болящих, помощник и советник правителей.
3
Она - знает ответы на все вопросы.
"Брат-библиотекарь ... сказал проникновенным голосом, цитируя чей-то трактат: "Книга-светоч души, зеркало тела, она учит добру и прогоняет пороки, она-венец мудрости, путеводитель путешествующих, друг семьи, утешитель болящих, помощник и советник правителей, книга-сад, полный спелых плодов, луг, полный благоухающих цветов; книга приходит к нам, когда нужна, книга всегда готова помочь нам, книга знает ответы на все вопросы; книга проливает свет на тайны, книга озаряет темноту, помогает в беде и учит умеренности в счастье". Библиотекарь сам прервал себя-грех так любить что-нибудь, сотворённое руками человеческими. Но ведь он любит не сами книги, а божественную мудрость, в них заключённую."
2. Чему учится человек, читая книги? Ответьте на этот вопрос, используя высказывания (в конвертах)
Чему учится человек, читая книги?
1 группа
"Нет лучше Фрегата, чем книга-
Домчит до любых берегов".
Эмили Дикинсон
"Мала книга, мудрость в ней велика". (Пословица)
___________________________________________________________
Чему учится человек, читая книги?
2 группа
"Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению".
Ф.Бэком
"Испокон века книга растит человека". (Пословица)
____________________________________________________________
Чему учится человек, читая книги?
3 группа
"Моя отрада - мысленный полёт
По книгам, со страницы на страницу".
Гёте
"Книга для ума, что тёплый дождь для всходов". (Пословица)
____________________________________________________________
Обсудите в группе. Напишите на белых листах продолжение фразы "Учится..."
Учится
Учится
3.Раньше Россия считалась самой читающей страной. Люди читали всюду (дома, в общественном транспорте, на улице и т. д.) сейчас редко встретишь читающего человека. Почему?
Я вам предлагаю прочитать рождественскую сказку Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" Какой способ чтения вы выберете?
-книга
-аудиокнига
-интернет
Как вы познакомитесь с этим произведением? сядьте по группам в зависимости от выбранного способа чтения. Попробуйте доказать друг другу, что ваш способ знакомства с произведением лучше. (дискуссия)
4. Умеете ли вы читать? Давайте проверим. Проведем исследование.
- Прочитайте текст про себя. Уберите.
- Ответьте на вопросы. (индивидуально)
- Обсудите ответы в группе. Сделайте выводы.
Восторги и вдохновения.
А. М. Арго
В старину любители книг заказывали небольшие, чуть побольше почтовой марки, листки с рисунками - экслибрисы. Они обозначали, что книга принадлежит такому-то человеку. Рисунок выражал идею, которая близка и мила владельцу книг. Наверху или внизу, под рисунком, была надпись: "Из книг такого-то".
Четырнадцатилетний мальчик попросил художника сделать ему экслибрис. Художник согласился, но сказал: "Только тему для рисунка ты мне дай сам." Мальчик ответил: "Нарисуй так: море, широкое море. Плывёт корабль, гружённый книгами - гора книг. А на борту корабля, как его девиз одно слово "Мало".
____________________________________________________________________
1. | Кто автор текста? | |
2. | Название текста? | |
3. | Сколько в нём частей? | |
4. | О чём текст? | |
5. | Что такое экслибрис? | |
6. | Передайте своими словами смысл предложенной мальчиком темы для рисунка? |
Предположите почему не смогли ответить на вопросы?
5. Составьте правила чтения (группа). Озвучьте не повторяясь.
6. Предлагаю провести исследование среди учеников нашей школы по теме нашего урока.
- Какую цель будет носить ваша исследовательская работа?
- Какие гипотезы могут быть выдвинуты?
- Какие исследования можно провести?
Исследовательская работа.
Тема: "Умеете ли вы читать?"
Цель: Узнать, кто из учащихся начальной школы лучше читает и от чего это зависит.
Гипотезы:
1.
2.
3.
4.
План работы
1. Подобрать тексты для проверки осознательности чтения для учащихся 2-4 классов и составить к ним вопросы.
2. Попросить учителей провести работу в классах.
3. Результаты проверки занести в таблицу.
4. Составить анкету, с целью ознакомления "кто, сколько и с помощью чего знакомится с худ. литературой"
5. Опросить учащихся, учителей, знакомых.
6. Обобщить материалы, сделать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение системы внеурочной деятельности в классе на основе взаимодействия с учреждениями культуры и дополнительного образования.
• Проект подразумевает под собой целенаправленное взаимодействие ребят одного класса с Центральной детской библиотекой, Краеведческим музеем, Музеем Декабристов, Станцией юннатов во внеурочное в...
Мастерская построения знаний "Эффективный урок"
Материал для проведения методических объединений активизирует учителей, пройдёт интересно и познавательно....
мастерская построений знаний
урок по теме "Пустыня"...
мастерская построения знаний
урок окружающего мира...
Мастерская построения знаний
Проект «Начальная школа XXI в».Авт. – сост.: Л. А. Ефросинина, М. И. ОмороковаСреди многих идей, которые призваны решать задачи литературного чтения, идея – воспитание нравственности, эстетических осн...
Мастерская построения знаний
Урок окружающего мира в 1 классе система РО. Выявление общего и различного в понятиях " гриб" и " грибок "...
Мастерская построения новых знаний. Математика
Групповая работа как средство формирования УУДмладших шкльников....