Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс В.А. Лазарева по системе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._program._po_liter._cht._3kl.lazareva.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по литературному чтению в 3 классе «Б»

МОУ Толбинская общеобразовательная школа.

Учитель Удальцова Екатерина Владимировна

2012/13 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы, рекомендованной Министерством Образования Российской Федерации и авторской программы общего развития Л.В.Занкова, разработанной в ФНМЦ  им. Л.В.Занкова  Лазаревой В.А. в соответствии с Федеральным компонентом государственных стандартов начального общего образования.

1. Пояснительная записка.

Стратегическая цель курса   литературного чтения  

- закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения;

- нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста

Текущая цель курса – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и  собственного литературного творчества.

Задачи:

расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных  и  эстетических ценностях;

опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год изучения предмета, выйти на более глубокое освоение художественных произведений детьми, расширить их литературные знания и нравственные представления.

воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

создание условий для постижения школьниками многоплановости художественного словесного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных  с  процессами:

восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

      Третий год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.

       Продолжается и усложняется работа по анализу разных видов текста. Ученики читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ переживание с идеей произведения.

        Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников ХХ века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А.Платонова.

        Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы эволюции героя, выявлять в тексте и осмысливать роли художественной детали и портрета. Углубление в лирику идет через вхождение учеников читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.

        Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.

         Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников читателей, мы ввели в учебник 3 класса проектную деятельность. Это «Музейные странички». По сути дела, это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Эта работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.

          Учебный материал этого года обучения  позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка, незаметная красота обыденного и др., а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.

          В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ, как сочинение -рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета («функциям» по В.Я. Проппу) или «в заданном ключе» (по Дж. Родари), сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».

          В итоге третьего года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете. Увеличивается норма заучивания стихотворений (15 - 20), вводятся прозаические отрывки для заучивания.

3 класс (102 часа).

I. Круг детского чтения

Осенние странички

Г. А. Ладонщиков «Верная примета»;  

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»;          

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»;      

Д. Б. Кедрин «Осенняя песня»;

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».     

1. Народные сказки

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный...»;

Русские народные сказки: «Баба Яга», «Сивка-бурка», «Деревянный орёл», «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Дочь-семилетка»;

«Земляника под снегом» (японская сказка); «Бедняк и богач» (литовская сказка); «Кукушка» (ненецкая сказка); «Ах и Ох» (узбекская сказка); Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить Луну. (Сказка афроамериканцев США.)

2. Преданья старины глубокой. 

      Былины: Добрыня Никитич и Змей. (Отрывок);   Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок);    Алёша Попович и Тугарин Змеёвич. (Отрывок).

      Мифы: Мифы и легенды Древней Греции: «Прометей», «Подвиги Геракла», Пандора; «…В начале существовал лишь вечный безграничный хаос…»

 Славянские мифы и предания.

Зимние странички        

А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...»;  

Т.Г. Авлова «Снег по области пройдёт» 

С. Я. Маршак «Как поработала зима!..»;         

А. А. Фет «Печальная берёза...»;          

С. А. Есенин «Берёза»;    

С. А. Есенин «Поёт зима — аукает...». 

3. Авторские сказки

Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб».

4. Басни

Эзоп «Пчёлы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»;

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», « Слон и Моська», «Квартет»;

С. В. Михалков «Дальновидная Сорока»

5. Сказы  

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

    П.П.Бажова. Хозяйка медной горы.

Весенние странички    

А. С. Пушкин «Гонимы вешними ручьями...»;

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»;

А. Н. Майков «Весна»;

С. А. Есенин «Черёмуха»;

А. А. Блок «Ворона»;

И. С. Соколов-Микитов «Весна красна» (Отрывок);

И. С. Соколов-Микитов «Жаворонок» (Отрывок);

И. С. Соколов-Микитов «Грачи» (Отрывок).

6. Рассказы

В. К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»;

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»;

Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»;

С. Г. Георгиев «Дедушка»;

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»;

А. П. Чехов «Белолобый».

7. Поэзия

А. С. Пушкин «Зимнее утро» (Отрывок);

А. А. Фет «Ещё светло перед окном...»;

И. С. Никитин «Утро»;  

А. А. Ахматова. «Цветов и неживых вещей...»;

А. А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом...»;  

Р. С. Сеф. «Слёзы»;

Д. С. Самойлов. «Вот опять спорхнуло лето...», «Осень»;

Н. М. Рубцов. «Хлеб»;    

Э. Э. Мошковская. «Дедушка Дерево»;

Ю. И. Коваль. «Вот шагает гражданин»;

«Ехала деревня мимо мужика...»;

«Это, братцы, да не чудо ли?..»;           

«Вопрос и ответ»;

«Я видел...»;

«Воскресная прогулка»;

Д. Хармс. «Удивительная кошка»;

Ю. И. Коваль. «Сундук»;

О. Е. Григорьев. «Полотёр»;

Ф. Д. Кривин. «Ночь»;

Ю. Д. Владимиров. «Ниночкины покупки»;

Э. Н. Успенский. «Неудачник». 

8. Пьесы

Е. Л. Шварц «Красная шапочка»;

Летние странички        

С. А. Есенин «Задремали звёзды золотые...», «С добрым утром!»;

В.В. Маяковский «Тучкины штучки»;

Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов…»

А. А. Прокофьев «Месяц»;

С. П. Щипачев «Подсолнух»;    

И. А. Бунин «Детство»;

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака...»;

С. Я. Маршак «Пожелание друзьям».

В рубрике «Проверь себя»: 

«Змея и рыба» (армянская сказка); Н.А. Некрасов «Славная осень!..»; А.И. Полежаев «Белая ночь» (отрывок); И.А. Бунин «Бушует полая вода…»; Эзоп «Галка и вороны»; А.А. Прокофьев «Месяц»; М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…»; В.Н. Соколов «Муравей»; Э.Н. Успенский «Память».

В рубрике «Музейная страничка»:

О.Э. Мандельштам «Примус» (отрывок);

Е.Д. Агранович «Последний рыцарь на Арбате»

II. Нравственно-эстетическое развитие

1. Народные сказки

Волшебные сказки. Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки — представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.

Бытовые сказки. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. «Простой» непростой герой, здравый смысл, смекалка, хитрость — основы его непобедимости; самоирония народа как основа оптимизма и нравственного здоровья. Утверждение жизненной активности как залога удачи, счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми.

Сказки разных народов. Общее и различное в темах, сюжетах и образах сказок, причины различий. Характеры героев сказок, их обусловленность национальными особенностями и представлениями народов о счастье, долге, справедливости, добре и зле.

2. Былины

Отражение в былинах народных представлений. Язык, напевность, ритм. Идея служения Отечеству, героический характер.

3. Мифы

Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей. Мифы разных народов о взаимоотношениях людей и богов, героях и их подвигах, о самых дурных и самых лучших качествах человека.

4. Сказки, написанные авторами

Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки. Автор — рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак литературной сказки; возможность стихотворной формы. Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир неживой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть.

5. Басни

Басня как сценка из жизни, диалогическая природа басни. Мораль — сформулированная автором главная мысль.

6. Сказы  

Двойственная природа сказа: реальная основа и сказочные мотивы. Особенность сказового слова, народность сказа.

7. Рассказы

Событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. Композиция как проявление авторской позиции. Автор и рассказчик. Герой — движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымысел.

8. Поэзия, поэтические странички (по временам года)

Единство выразительного и изобразительного начал. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. Движение чувства, развитие настроения. Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворения. Эффект неожиданности. Необычное в обычном, тайны смешных стихов.

9. Пьесы

Коллективная творческая работа

III. Техника чтения

Правильное, сознательное чтение вслух со скоростью ориентировочно 60–70 слов, про себя ориентировочно 80–90 слов в минуту; изменение темпа и способа чтения в зависимости от задач; формирование углублённого и осознанного понимания текста.

IV. Развитие речи, формирование 
речевой творческой деятельности

Работа над сочинениями-описаниями и сочинениями-рассуждениями. Сочинение небольших сказок и рассказов по самостоятельно разработанному плану. Краткий пересказ. Пересказ текста с его творческой обработкой. Составление рассказа по картине художника.

Таблица 1.

Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребёнка

Нравственныепредставления и качества

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

Патриотизм

 

Любовь к природе родного края

(Л. Н. Толстой«Какая бывает роса на траве»; 
А. С. Пушкин «...Под голубыми небесами...», 
А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...», Г. М. Новицкая «Берёза») 

Родной дом, родители, малая родина

(И. З. Суриков

«Детство»; 
Т. М. Белозёров

«Пельмени»)

Ответственность за красоту природы, за животных и птиц

(Н. А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»; В. Ю. Драгунский «Он живой и светится...», 
М.Вейцман«Лилия»)

 

Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность

(бытовые сказки; народная сказка «Деревянный орёл»;
П.П.  Бажов«Серебряное Копытце»)

Защита Родины — великая традиция нашего народа(былины; русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; 
В. К. Железников

«Дедушка»)

Любовь к Родине, осознание её культурных традиций, защита её духовных ценностей 
(
М. Ю. Лермонтов

«Бородино»; 
Н. М. Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой…»; 
С. Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берёз?..»; 
Ю. И. Коваль «Чистый дор»)

Участие детей в социальной жизни общества

(В. П. Астафьев

«Бабушка с малиной»;Э. Н. Успенский «25 профессий Маши Филиппенко»)

Гуманизм,

человечность, великодушие, сердечность,милостливость,добродушие

Сострадание, сердечное отношение ко всему живому

(К. Д. Ушинский

«Жалобы зайки»;  
И. А. Крылов «Чиж и голубь»; 
Л. Н. Толстой «Лев и мышь»)

Сердечность, забота друг о друге

(Т. М. Белозёров

«Пельмени», 
В. А. Осеева
 «До первого дождя»; 
В. К. Железников

«Солдат на посту»; 
А. И. Приставкин

«Портрет отца»; 
Ю. Ф. Ярмыш

«Добрый Клён»)

Деятельная любовь(Б. Брехт 

«Зимний разговор через форточку»)

Милостливость, безусловность материнской любви

(Н. М. Артюхова

«Большая берёза»;В. П. Астафьев«Белогрудка»)

Добродушие, юмор 
(
В. Д. Берестов

«Бабушка Катя»; В. В. Голявкин «Как я под партою сидел»,В. Ю. Драгунский«Надо иметь чувство юмора»)

Великодушие

(П. П.  Бажов

«Серебряное Копытце»; 
Г. Х. Андерсен

Стойкий оловянный солдатик»)

Наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту (русская народная сказка «Баба Яга»; японская сказка «Земляника под снегом»; 
А. С. Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 
Ю. Я. Яковлев

«Полосатая палка»)

Самопожертвование в любви, жертвенность

(Г. Х. Андерсен

«Ромашка»; Д. Н. Мамин-Сибиряк

«Приёмыш»)

Вера в победу добра, в великодушие человека

(В. А. Сухомлинский

«Обыкновенный человек»; 
Ю. М. Нагибин

Зимний дуб»; 
К. Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей»)

 

Героизм, отвага, верность

Решительность, настойчивость 
(русская народная сказка «Лиса и заяц»; 
И. П. Токмакова «Я ненавижу Тарасова...»)

 

Смелость как преодоление страха

(Л. Н. Толстой

«Прыжок»)

Верность в дружбе 
(В. Ю. Драгунский

«Друг детства»; 
Я. Л. Аким «Друг»; 
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»)

Способность на поступок

(В. К. Железников

«Рыцарь»); 
С. Г. Георгиев

«Дедушка»

Основа героиз-
ма — любовь к Родине, родному народу

(русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»; былины)

Отвага, благородство, честь

(Л. Н. Толстой

«Кавказский пленник»;  Ю. П. Левитанский«Мальчики», Н. М. Языков 

«Пловец»)

Героизм обыденности

(А. П. Платонов

«Неизвестный цветок»; В. П. Крапивин

«Путешественники не плачут»)

Долг, ответственность

Долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого

(И. П. Токмакова«Это ничья кошка...»; Д. Биссет«Орёл и овечка»; 
Л. Н. Толстой«Старый дед и внучек»; 
В. А. Осеева«Сыновья»)

Ответственность за дело

(М. М. Зощенко

«Пора вставать!»)

Ответственность за другого

(русская народная сказка «Гуси-лебеди»;

В. Д. Берестов

 «Если хочешь пить...»; 
Ю. Ф. Ярмыш

«Добрый Клён»; 
А. П. Платонов

«Ещё мама»;  
Л. Н. Толстой

«Прыжок»; 
Я. Л. Аким 

«Мой верный чиж»)

Ответственность за свою судьбу

К. Г. Паустовский

«Тёплый хлеб»; 
Ю. Я. Яковлев

«Полосатая палка»;Э. Н. Успенский

«Неудачник»)

 

Долг и ответственность за тех, кто поверил тебе

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; 
А. де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»; 
В. Д. Берестов

«Мужчина»; 
Ю. И. Коваль «Чистый дор»; Н. И. Дубов

«Беглец»; 
Я. Экхольм
 «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»)

Сплочённость, коллективизм

Забота и помощь в семье

(Л. Н. Толстой«Отец и сыновья»;В. Осеева«Хорошее»)

Дружба, дружеские отношения

(С. Я. Маршак 
«Друзья-товарищи
»; 
В. А. Осеева
 «До первого дождя»)

Преодоление личного эгоизма в дружбе и любви

(Н. М. Артюхова

«Большая берёза»;В. К. Железников«Солдат на посту»)

Общинность русского мира и сознания 
(П. П.  Бажов

«Серебряное Копытце»; 
К. Г. Паустовский

«Тёплый хлеб»;  С. Г. Георгиев«Дедушка»; Н. М. Рубцов «Хлеб»)

Народ и человечество как единый коллектив, сплочённость людей, стремление к справедливости

(М. Ю. Лермонтов

«Бородино»; 
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»;
 Л. Н. Толстой

«Кавказский пленник»; А. И. Куприн «Бедный принц»; В. П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю. П. Левитанский«Мальчики»)

Совесть, 
совестливость

Бессовестность

(русская народная сказка «Лиса и козёл»)

Формирование совестливости через внешнее моральное требование

Л. Н. Толстой

(«Косточка», «Старый дед и внучек»)

Стыд за плохой поступок, формирование самооценки

(Н. М. Артюхова

«Большая берёза; 
А. И. Приставкин

«Портрет отца»; 
Б. В. Заходер

Серая Звёздочка»)

Формирование самооценки, самоконтроля

(Ю. Я. Яковлев«Полосатая палка»,К. Г. Паустовский«Тёплый хлеб»; 
Б. С. Житков

«Как я ловил человечков»)

Нравственная норма как мотив поведения

(А. де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»;Ю. М. Нагибин«Зимний дуб», 
К. Г. Паустовский

«Заячьи лапы»; 
В. П. Крапивин

«Путешественники не плачут»; 
О. Е. Григорьев

«Витамин роста»)

Таблица 2

Система освоения учащимися основ теории литературы

 

Ведущие лите-ратуроведческие понятия

 

1 класс

 

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

Художественный текст; изобразительная природа художественного текста; способы создания художественного образа

Первоначальное понятие о художественном тексте.

Достоверность художественного текста.“Рисующие” слова, звукопись

 

 Изобразительные средства. Подробность. Сравнение.Поступок как проявление характера героя

Способы создания художественного образа в разных текстах.Роль пейзажа в произведении.

Эпитет

Художественное изображение прошлого и будущего; правда жизни и вымысел автора

 

Виды текстов.

Жанры

Произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка.

Стихи как рифмованный и ритмизированный текст

Конкретное изображение и обобщение.

Особенности народной сказки.Поэзия. Проза. Рассказ.

 

Миф, былина, сказка, сказ, басня, пьеса.Волшебная, бытовая народные сказки.Сюжетная основа рассказа

Текст художественный и научно-познавательный.

Фантастическая литература

 

Выразительное начало художественного текста

Выражение чувств, передача настроения в стихотворении

Смена картин, изображение чувств.

Стихи весёлые, смешные

Единство изобразительного и выразительного начал в лирике.

Движение чувства, развитие настроения

Соответствие и несоответствие настроения содержанию лирического текста

Поэзия

Рифма, ритм — начальные представления

Изобразительные возможности ритма (замедление и убыстрение действия)

Многозначность поэтического слова

Стихи без рифм

Автор

Автор — создатель текста (книги)

Рассказ автора и рассказ героя о событии.Читательское представление об авторе.Отношение автора к героям

Автор и автор-рассказчик.

Способы проявления авторской позиции в художественном произведении

Автор и рассказчик.

Описание и рассуждение автора

Герой произведения

Традиционное изображение характера героя в сказке.Поступок как проявление характера

Речь и поступок как средство характеристики, портрет героя.

Взаимоотношения героев. Диалог и монолог

Герой как двигатель сюжета.

Возможность эволюции характера героя.Вещь как «герой» произведения.

«Странные» герои

Автор и герой произведения.

Отражение в образе героя времени и ментальности народа.

Способы раскрытия внутреннего мира героя

Тема

 

Тема как то, о чём рассказывается в произведении

Связь темы произведения с жизнью

Одна тема  разные произведения.

Соотношение темы и идеи произведения

Идея

Нравственный урок произведения, то, чему учит произведение

Главная мысль автора

 

Роль финала, заглавия произведения в понимании главной мысли произведения

 

Идея как нравственная основа произведения.

Проблематика произведения как проявление мировоззрения автора

Сюжет

План произведения

Развитие действия, роль случайности в развитии действия

 

Роль сюжета в раскрытии характера героя

Сюжет и композиция, основные элементы композиции произведения

Юмор

Смешные стихи

Первоначальное понятие о юморе

Природа комического.

Способы создания комического

Игра словами как способ изображения смешного: «путаницы», литературные перевёртыши

Требования к уровню подготовки обучающихся по чтению

к концу  третьего   класса.

Обучающиеся должны

знать:

- наизусть 20 стихотворений разных авторов, 2-3 прозаических художественных текста (отрывка);

- имена  классиков русской и зарубежной литературы;

- имена  современных писателей (поэтов);

- название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

       - о способах создания характера и изображения внутреннего мира героя в

       произведениях разных жанров;

        - о возможности передать сложное настроение, изобразить развитие чувства;

       - о соотнесении главной мысли и названия произведения;

       - о роли портрета и пейзажа в произведении;

       - о неожиданности как природе комического.

уметь:

· читать вслух ориентировочно 60–70 слов в минуту, про себя — ориентировочно на 20–30 слов больше; читать осознанно, целыми словами вслух и про себя

· менять темп и способ чтения в зависимости от задач;

· ориентироваться в тексте, находить в нём повествование, описание, рассуждение;

· уметь пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

· различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

· объяснять и оценивать поступки героя произведения, мотивировать свою личностную оценку;

· передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и своё внутреннее видение картины, нарисованной автором;

· овладеть терминами: миф, былина, басня, сказ, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии).

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


Календарно – тематическое планирование

        литературного чтения ПО УЧЕБНИКУ

      « Литературное чтение. 3 класс.»  Автор: В.А. Лазарева

               Программа по литературному чтению в 3 классе рассчитана на 102 часа

(34 недели по 3 часа в неделю)


№ урока



Содержание учебного материала

(наименование  тем)

Кол-во часов

Плано

вые сроки прохожде

ния

Скорректи

рованные сроки прохожде

ния

                           I четверть (27 часов – 9 недель )


1


«Штурманы книжных морей». Читательская викторина.

 


1


3. 09

2

Осенние странички. Поэтические описания осени. Анализ стихотворений  А.С.Пушкина и

Ф.И.Тютчева.

1

5.09

3-4

Осенние странички. Поэтические описания осени. Анализ стихотворений  Г.А.Ладонщикова, А.К.Толстого, С.А.Есенина и Ф.И.Тютчева. Формирование представления об эпитетах.

2

7,10.09

5

Изображение осени в искусстве. Работа над картиной И.С.Остроухова «Золотая осень». Сочинение «Прогулка в осенний парк».

1

12.09

6

Глава I.

Народные сказки. Вхождение в мир русской народной волшебной сказки. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

1

14.09

7-12

Изучение волшебных сказок.

Анализ сказок «Баба_яга», «Сивка_

бурка», «Бой на Калиновом мосту».

6

17,19,21,

24,26,28.09

13-16

Изучение бытовых сказок. Р.Н.С. «Дочь семилетка», «Каша из топора». Признаки бытовых сказок и волшебных, их различия.

4

1,3.10,

5,8.10

17

Сочиняем сказку. Театрализованная игра «В свете есть такое чудо...»

1

10.10

18-23

Знакомство со сказками других народов мира.

Литовская сказка «Бедняк и богач», ненецкая сказка «Кукушка», узбекская сказка «Ах и Ох», японская сказка «Земляника под снегом».

Чем похожи сказки разных народов? Сравнение сказок. Подумаем вместе. Характер героев  сказок разных народов, наделённый национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле.

6

12,15,17,

19,22,24.10

24

Глава II. Преданья старины глубокой. Изучение былин. Работа над картиной В.М.Васнецова «Богатыри».

1

26.10

25-27

Изучение былин. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Особенности построения сюжета, способы создания образа героев в былинах.

3

29,31.10,

2.11

27 часов

II четверть (21 час – 7 недель).

28

Знакомство с мифами.

Мифы о богах и титанах Древней Греции.

1

12.11

29-34

1.Изучение древнегреческих мифов .

   Мифы о героях. Подвиги Геракла.

2. Мифы  и легенды Древней Греции: «Прометей».

3. Лернейская гидра – чудовище с телом змеи и  девятью головами дракона.

4. Древнегреческий миф «Дедал и Икар».

5. Древнегреческий миф «Орфей и Эвридика».

6. Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей.

6

14,16,19,

21,23,26.11

35-37

1.Изучение славянской мифологии. Славянский бог, сотворивший мир – Род.

2. Святогор – древний хранитель мира.

3. Перун и Лада.

3

28,30.11

3.12

38-42

1.Славянские мифы и предания. Купала и Кострома.

2.  Сказ П.П.Бажова. Хозяйка медной горы.

3. Сказ П.П.Бажова. Серебряное копытце.

4.-5. Двойственная природа сказа: реальная основа и сказочные мотивы. Особенность сказового слова, народность сказа.

5

5,7,10,

12,14.12

43

Контрольная работа «Проверь себя» с. 75-77, литер.чт. 1 часть.

1

17.12

44

Музейная страничка. Старинные вещи. Итоговый урок по теме: «Преданья старины глубокой.»

1

19.12

45

Зимние странички. Русская зима, нарисованная А.С.Пушкиным «В тот год осенняя погода…»

1

21.12

46

Изображение природы в литературе и на картине художника. С.Я.Маршак «Как поработала зима», картина М.В.Добужинского «Домик в Петербурге».

1

24.12

47 - 48

Зимние картины у А.А.Фета и С.А.Есенина.

Творческая мастерская. Сочинение «Зимние картинки».

2

26, 28.12

21 час

III четверть (26 часов – 9 недель)

49-51

Глава III. Авторские сказки.

     1.Изучение авторских сказок. Работа над

сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

    2. Авторские оценки в сказке. Формирование нравственной оценки поступков героев.

3

14,16,18.01

52-56

1.Изучение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

2. Герои сказки. Авторские оценки в сказке.

3.Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки.

4. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть.

5.Формирование нравственных представлений у читателя: наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту.

5

21,23,25,

28,30.01

57-59

Изучение сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

3

1,

4,6.02

60

Контрольная работа «Проверь себя» с. 135-137

1

8.02

61-65

Весенние странички.

Изображение весны в искусстве А. С. Пушкин «Гонимы вешними ручьями...»; А. Н. Майков «Весна»; С. А. Есенин «Черёмуха»; А. А. Блок «Ворона»;

И. С. Соколов-Микитов «Весна красна» (Отрывок); И. С. Соколов-Микитов «Жаворонок» (Отрывок); И. С. Соколов-Микитов «Грачи» (Отрывок).

- Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю.

- Поэтическое слово, его многозначность. Главная мысль стихотворений. Эффект неожиданности.

5

11,13,15,

18,20.02

66-74

Глава IV. Рассказы .

     1.Работа над рассказами, формирование

представлений учащихся об этом жанре.

     2.Способы создания художественного образа в разных текстах.

      3.Сюжетная основа рассказа.

В. К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»; Б. С. Житков «Как я ловил человечков»;  Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка»; С. Г. Георгиев «Дедушка»;  К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»;

Автор и автор-рассказчик. Способы проявления авторской позиции в художественном произведении Герой — движущая сила сюжета, возможность эволюции характера героя. Поступок как способ проявления характера героя. Портрет и пейзаж в произведении. Правда жизни и вымысел.

9

22,25,27.02


1,4,6,11,13,

15.03

IV четверть ( 22 часа – 8 недель).

75-78

Глава V. Басни .

 1.Знакомство с жанром басни. Поучительные рассказы. Басни Эзопа. Эзоп «Пчёлы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса».

     2. Русский баснописец – Иван Крылов.

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Диалогическая природа басни.

      3. Басня как сценка из жизни, её мораль.  И. Крылов « Слон и Моська», «Квартет».

      4. Современный поэт и жанр басен. С. В. Михалков «Дальновидная Сорока».

4

1,3,5,8.04

79

Обобщение материала по главе  Контрольная работа «Проверь себя» с. 71-72

1

10.04

80-82

Глава VI. Поэзия.

       1.Изучение лирических произведений. Отличие поэзии от прозы. А.С.Пушкин. Зимнее утро (отрывок), И.С.Никитин. Утро. Составление «картинного»,  цитатного плана к стихотворению.

2.  Лирические стихи А.А.Фета, А.А.Ахматовой, В.Н Соколова. Движение чувства, развитие настроения.

3. Стихи Д.С.Самойлова, Н.М.Рубцова, Ю.И Коваль. Единство изобразительного и выразительного начал в лирике.

3

12,15,17.04

83-86

Изучение юмористических стихотворений.

Природа комического. Способы создания комического, приём неожиданности

4

19,22,24,

26.04

87-93

 Глава VII. Пьесы.     

    1. Произведения, предназначенные для чтения и для постановки на театральной сцене. Работа над пьесой Е.Л.Шварца «Красная Шапочка».

     2.Особенности пьесы Е.Л.Шварца «Красная Шапочка». Чтение пьесы по ролям. Понятия: «театр», «афиша», «актёр». Поведение в театре.

    3.Чтение пьесы по ролям. Особенности характера героев  пьесы.

    4.Чтение пьесы по ролям. Соответствие характера зверей, героев сказки Е.Л.Шварца, народным представлениям о них.

    5.Распределение ролей пьесы «Красная Шапочка». Выбор актёров. Постановка пьесы.

    6. Постановка пьесы.

    7. Спектакль по пьесе «Красная Шапочка».

7

29.04

2,4,7,11,

14,16.05

94-95

Летние странички.

    1.Изучение стихотворений о лете.

    2. Сопоставление литературного образа с живописным образом.

2

18,21.05

96

Обобщение материала по главе  Контрольная работа «Проверь себя» с. 135-137

1

25.05

97

Повторение и обобщение изученного материала. Читательская викторина «Штурманы книжных морей». Задание на лето: «Эти книги стоит прочитать».

1

28.05

23 часа


По плану: 102 = 34 Х 3

Проведено:    97 =  27 + 21 + 26 + 22              Нерабочие дни:  23.02, 8.03, 9.05.

                      Методическое обеспечение программы:

Лазарева В.А. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса, в двух частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом  «Федоров»,  2011 год.

Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс/ Составитель В.А.Лазарева- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом  «Федоров»,  2011  год.

Лазарева В.А. «Литературное чтение». 3 класс. Методические рекомендации. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом  «Федоров»,  2010  год.

Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова. Издательство Оникс,2008 год.

Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику Лазаревой В.А. «Литературное чтение» для 3-го  класса. М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова. Издательство Оникс,2010 год.

Согласовано.

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов              

от 30.08.2012г № 1

Согласовано.

Зам.директора по УВР______________ М.О. Боганская

«____»_______________2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...