литературное чтение с пояснительной запиской на 4 года
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
пояснительная записка разработана на все 4 года по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_fgos_formatirovan.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
(для четырехлетней начальной школы)
Автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Пояснительная записка
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
1класс
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Совершенствование звуковой культуры речи. Темп чтения - 30-40 слов в минуту.
2класс
Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка чтения целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; . Темп чтения незнакомого текста — не меньше 50 слов в минуту.
3 -4 класс
Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Темп чтения — 70—75 слов в минуту(3 класс). Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению(4 класс).
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения
1класс
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом.
2 класс
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах. Практическое различие художественных и научно- популярных текстов. Наблюдение над стилистическими особенностями текстов. Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением
3 класс
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного, деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя ля темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам. Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
4 класс
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Умение говорить (культура речевого общения)
1 класс
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
2 класс
Внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.
3 класс
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.
4 класс
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Круг детского чтения
1класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, о природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
2 класс
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, С. Я. Маршака,с творчеством русских писателей Л.Н. Толстого, Н.Н. Носова и других.
3 класс
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Расширяется круг произведений современной отечественной и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, о добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
4 класс
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
1 класс
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.
2 класс
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре и наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами
3 класс
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
4 класс
Самостоятельное нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
1-2 класс
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом, создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
3-4 класс
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Основные требования к уровню подготовки по литературному чтению, оканчивающих 1 класс
ЗУН | УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | Универсальные учебные действия |
К концу первого класса обучающиеся должны знать: критерии выразительного чтения; интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм; тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения; законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками. уметь: выразительно читать небольшие по объему художественные тексты; интонировать наизусть стихи; отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания; читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами: I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации и настроения при чтении. | Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание. Прогнозирование текста по названию. | Познавательные Общеучебные действия Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Смысловое чтение; У П логические Д Анализ объектов Синтез как составление частей целого; Доказательство; Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Прогнозирование уровня усвоения Оценка; Коррекция Личностные УУД Смыслополагание |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (36 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок (1 ч) |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Ориентироваться в учебнике. Находить нужную главу в содержании учебника. Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание главы. Находить в словаре непонятные слова |
Жили-были буквы (7 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. | Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения. Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ. Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать приём звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца. Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) |
Сказки, загадки, небылицы (7 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам. Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения |
Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение | Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом |
И в шутку и всерьёз (6 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения |
Я и мои друзья (5 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе |
О братьях наших меньших (5 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений | Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Календарно-тематическое планирование
Тема раздела | № п/п | дата | Вид контроля (формы, методы, приёмы учителя) | Тема урока | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (планируемые результаты) |
1 четверть (36ч) |
Подготовительный период | 1 | Текущий | Мой первый школьный учебник «Русская азбука» письменная речь. | Общее представление о языке. | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов; Диалогическая и монологическая контекстная речь. Познавательные общеучебные действия: Знаково-символические; Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; У П логические Д: Анализ объектов Коммуникативные УУД: Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; У П логические Д Анализ объектов Выбор критериев для сравнения; Синтез как составление частей целого; доказательство Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция; Оценка; Коррекция |
2 | Текущий | Предложение и слово. | Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. |
3 | Текущий | Слог. Ударение. | Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. |
4 | Фронтальный | Слог. Ударение. |
5 | Текущий | Звуки речи. | Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. |
6 | Текущий урок-игра | Звуки в словах, гласные и согласные звуки. |
7 | Текущий | Слияние согласного звука с гласным. |
8 | Самостоятельная работа | Слияние согласного звука с гласным. |
9 | Текущий | Алфавит. |
Букварный период | 10 | Текущий Урок -путешествие | Гласный звук а, буквы А. а. | Выделение в словах отдельных звуков, звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. |
11 | Текущий | Гласный звук О. Буквы О. о |
12 | Текущий | Гласный звук и. Буквы И. и. |
13 | Текущий | Гласный звук ы. Буква ы. Повторение и закрепление пройденного. |
14 | Текущий | Гласный звук У. Буквы У. у. |
15 | Проверочная работа | Гласные звуки и буквы. Обобщение. |
16 | Текущий Урок-путешествие | Согласные звуки н. н. Буквы Н, н. | Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. |
17 | Текущий | Согласные звуки н. н. Буквы Н, н. |
18 | Текущий | Согласные звуки с, с. Буквы С.с. |
19 | Текущий | Согласные звуки с, с. Буквы С.с. |
20 | Текущий | Согласные звуки к, к. буквы К.к. Закрепление. |
21 | Текущий | Согласные звуки т, т. Буквы Т. т. |
22 | Самостоятельная работа | Согласные звуки т, т. Буквы Т, т. |
23 | Текущий | Согласные звуки л, л. Буквы Л, л. |
24 | Инд. работа | Согласные звуки л, л. Буквы Л, л. Закрепление и обобщение. |
25 | Текущий | Согласные звуки р, р. Буквы Р, р. |
26 | Фронтальный | Согласные звуки р, р. Буквы Р, р. |
27 | Текущий | Согласные звуки в, в. Буквы В, в. |
28 | Текущий Урок-игра | Согласные звуки в, в. Буквы В, в. (Закрепление и обобщение) |
29 | Текущий | Гласные буквы Е.е. |
30 | Фронтальный | Гласные буквы Е.е. (Закрепление) |
31 | Проверочная работа | Буква е - показатель мягкости предыдущего согласного звука. |
32 | Согласные звуки п, п. Буквы П, п. |
33 | Текущий | Согласные звуки п, п. Буквы П, п. (повторение и обобщение) |
34 | Текущий | Согласные звуки м, м. Буквы М, м. |
35 | Инд. работа | Согласные звуки м, м. Буквы М, м. (закрепление) |
36 | Текущий | Согласные звуки з,з. Буквы З, з. |
2 четверть (28ч) |
1 | Текущий | Согласные звуки з, з. Буквы З, з. (закрепление) | Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. |
2 | Текущий | Согласные звуки б, б. Буквы Б.б. |
3 | Текущий | Согласные звуки б, б. Буквы Б.б. (закрепление) |
4 | Проверочная работа | Согласные звуки б, б. Буквы Б.б. (закрепление, обобщение) |
5 | Текущий | Согласные звуки д, д. Буквы Д. д. |
6 | Текущий Урок - игра | Согласные звуки д, д. Буквы Д. д. (закрепление) |
7 | Текущий | Гласные буквы Я, я. |
8 | Текущий | Гласная буква Я – показатель мягкости предыдущего согласного в слоге-слиянии |
9 | Фронтальный | Гласная буква Я. Повторение и обобщение. Внеклассное чтение. |
10 | Текущий | Согласные звуки г, г. Буквы Г, г. |
11 | Самост. работа | Согласные звуки г, г. Буквы Г, г.(закрепление) |
12 | Текущий | Согласный звук ч. Буквы Ч, ч. |
13 | Текущий | Согласные звук ч. Буквы Ч, ч. Сочетания ча, чу, чк, чн. |
14 | Инд. работа | Согласный звук ч. Буквы Ч, ч. (обобщение и повторение) |
15 | Текущий | Буква Ь- для обозначения мягкости согласного. |
16 | Груп. работа | Повторение изученного материала. Внеклассное чтение. |
17 | Текущий Урок-путешествие | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине буквой Ь знак. (138-139) |
18 | Текущий | Согласный звук ш. Буквы Ш, ш. |
19 | Груп. работа | Согласный звук ш. Буквы Ш, ш. Закрепление и повторение. | Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. |
20 | Проверочная работа | Повторение изученного материала. Внеклассное чтение. |
21 | Текущий | Согласный звук ж. Буквы Ж, ж. |
22 | Текущий | Согласный звук ж. Буквы Ж, ж. Закрепление. |
23 | Фронтальный | Согласный звук ж. Буквы Ж, ж. Закрепление. |
24 | Текущий | Гласные буквы Ё, ё. |
25 | Груп. работа | Обозначение буквой ё гласного звука о после мягких согласных в слиянии |
26 | Текущий | Гласные буквы Ё, ё. Повторение, обобщение. |
27 | Текущий | Звук Й, буква й. |
28 | Инд. работа | Согласные х, х. Буквы Х, х. |
3 четверть (36ч) |
1 | Текущий | Согласные х, х. Буквы Х, х. | Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. |
2 | Текущий Урок-игра | Повторение изученного материала. Внеклассное чтение. |
3 | Текущий | Гласные буквы Ю, ю. |
4 | Текущий | Буква Ю- показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии |
5 | Текущий | Согласный звук Ц. буквы Ц, ц. |
6 | Провероч. работа | Согласный звук Ц. буквы Ц, ц. Повторение изученного материала. Внеклассное чтение. |
7 | Текущий | Гласный звук Э. Буквы Э, э. |
8 | Груп. работа | Гласный звук Э. Буквы Э, э. Закрепление. |
9 | Сам. работа | Повторение изученного материала. Внеклассное чтение. |
10 | Текущий | Согласный звук щ буквы Щ, щ. |
11 | Текущий | Согласный звук щ буквы Щ, щ. Закрепление. |
12 | Инд. конроль | Согласный звук щ буквы Щ, щ. Закрепление, обобщение. |
13 | Текущий | Согласные звуки ф, ф. Буква Ф, Ф. |
14 | Фронтальный | Согласные звуки ф, ф. Буква Ф, Ф. Закрепление. |
15 | Текущий | Буква разделительный Ъ знак. |
16 | Груп. работа | Буква разделительный Ъ знак. |
Послебукварный период | 17 | Текущий | Л.Н.Толстой «Три калача и одна баранка», К.Льдов «Господин учитель «Жук» | Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. | Познавательные общеучебные действия: Классификация; Сериация; Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Диалогическая и монологическая контекстная речь. Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Прогнозирование уровня усвоения Оценка; Коррекция Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание |
18 | Текущий | Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима» |
19 | Текущий | С.Я.Маршак «От А до Я» В.Берестов «Читалочка» |
20 | Текущий | Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». |
21 | Текущий | Алфавит К.Д.Ушинский «Наше Отечество» |
22 | Текущий | Первоучители словенские. Первый букварь. В. Куприн. |
23 | Текущий | А.С.Пушкин «Только месяц показался» |
24 | Текущий | Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. О детях. | Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. |
25 | Текущий Урок-игра | К.И.Чуковский «У меня зазвонил телефон» |
26 | Текущий Урок-путешествие | В.В.Бианки «Первая охота» |
27 | Текущий | С.Я.Маршак Угомон», «Дважды два» |
28 | Текущий | М.М.Пришвин. «Предмайское Утро», «Глоток молока». |
29 | А.Л.Барто «Помощница», «Игра в слова», «Зайка» Проверка навыка чтения. |
30 | Текущий | Михалков «Котята», Осеева «Печенье» |
31 | Текущий | Стихи Берестова |
Жили – были буквы | 32 | Текущий | В.Данько «Загадочные буквы». И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». | Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически- правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям. | У П логические Д: Анализ объектов Коммуникативные УУД: Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Диалогическая и монологическая контекстная речь. |
33 | Текущий | С.Чёрный «Живая азбука» Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» |
34 | Текущий | Г.Сапкир «Про медведя» М.Бородицкая «Разговор с пчелой» И.Гамазкова «Кто как кричит?» |
35 | Текущий | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С.Маршак «Автобус №26» |
36 | Провер. работа | Из старинных книг. Разноцветные страницы. Вопросы и задания по теме. |
4 четверть (32ч) |
Загадки. Сказки. Небылицы | 1 | Текущий | Русская народная сказка «Теремок» | Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора». | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. |
2 | Текущий | Русская народная сказка «Рукавичка» |
3 | Фронтальный | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. |
4 | Текущий | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. |
5 | Текущий Урок-путешествие | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака» |
6 | Сам. работа | К.Ушинский «Гусь и Журавль» Из старинных книг .Л.Толстой «Зайцы и лягушки». Разноцветные страницы. Викторина сказок. Вопросы и задания по теме. |
Апрель, апрель! Звенит капель… | 7 | Текущий | А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Блещеев «Травка зеленеет..» | Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание. | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов; Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. |
8 | Текущий | А.Майков «Весна» Т Белозёров «Подснежники» |
9 | Текущий | С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» |
10 | Текущий | Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» |
11 | Текущий | В.Берестов «Воробушки» Р.Сеф «чудо» |
12 | Груп. работа | Из старинных книг. А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. Вопросы и задания по теме. |
И в шутку и всерьёз | 13 | Текущий | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк» | Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя». | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов; Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. |
14 | Текущий | Г.Кружков «Ррры».Н.Артюхова «Саша-дразнилка» |
15 | Текущий | К.Чуковский Федотка» О.Дриз «Привет» |
16 | Текущий | О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор» |
17 | Текущий | И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». К.Чуковский «Телефон» |
18 | Текущий | Из старинных книг.К.Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». |
19 | Пров. работа | М.Пляцковский «Помощник». Разноцветные картинки. Вопросы и задания по теме. |
Я и мои друзья | 20 | Текущий | Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок» | Рассказы и стихи о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию. | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов; Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция |
21 | Фронтальный | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны» Р.Сеф «Совет» |
22 | Текущий | И.Пивоварова «Вежливый ослик» В.Берестов «В магазине игрушек» В Орлов «Если дружбой…» |
23 | Текущий | Я.Аким «Моя родня» А.Барто «Вот так защитник!» |
24 | Текущий | Ю.Энтин «Про дружбу» С.Маршак «Хороший день» По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль» |
25 | Пров. работа | Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы. Вопросы и задания по теме. |
О братьях наших меньших | 26 | Текущий | С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» | Произведения о взаимоотношениях человека с природой | Познавательные общеучебные действия: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов; Диалогическая и монологическая контекстная речь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание. Регулятивные УУД Целеполагание; Оценка; |
27 | Текущий | В.Осеева «Собака яростно лаяла» И.Токмакова «Кипите собаку» |
28 | Текущий | М Пляцковский «Цап Царыпыч» Г.Сапгир «Кошка» В.Берестов «лягушата» |
29 | Текущий | В.Лунин «Никого не обижай» С.Михалков «Важный совет» Д.Хармс «Храбрый ёж» |
30 | Текущий | Н.Сладков «Лисица и ёж» Из старинных книг. |
31 | Фронтальнвй | С.Аскаков «Гнездо» Разноцветные страницы. Вопросы и задания по теме. |
32 | Самост. работа | Повторение и обобщение изученного. Проверка навыка чтения. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
- Стандарт начального образования по литературному чтению.
- Примерная программа начального образования по литературному чтению.
- Учебник по литературному чтениюдля 1-4 кл.,
- Рабочая тетрадь, тетрадь по развитию речи,
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме),
- Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению,
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме), - Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения, портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом),
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений, настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Духовно- нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности". (пояснительная записка)
Пояснительная записка к описанию проекта "Духовно-нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности на уроках литературного чтения". В записке отражены цели, сроки...
Проект по литературному чтению 3 класс "О времени года. Праздник поэзии"
Проект по литературному чтению в 3 классе на тему "О времени года. Праздник поэзии"Цель проекта: Познакомиться с произведениями литературы о временах года . Задачи: -Учиться самос...
Стандартизированная работа по литературному чтению 1 класс (конец учебного года)
Стандартизированная письменная работа по литературному чтению 1 класс (конец учебного года). Работа состоит из двух вариантов, содержит базовый и повышенный уровень. Школа росс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Записки маленькой гимназистки" 4 класс
quot;Записки маленькой гимназистки" 4 класс...
Итоговая работа по литературному чтению в конце 3-го года обучения 2018г.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ итоговой работы по литературному чтению для 3-х классов ....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс записка
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс записка...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс записка
Рабочая программа по физической культуре 2 класс записка...