урок литераткрного чтения в 3 а классе
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
урок литературного чтения в 3 а классе по теме " Что скрыто между строк? Японские хокку. Законы жанра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_chteniya.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 3 а классе
Тема : Что скрыто между строк?( японские хокку: законы жанра)
Цели :
- познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басе и Кобаяси Иссы
- формирование представлений о жанре хокку, о способах построения трехстиший, тематике, истории возникновения и развития
- наблюдения за особенностями национального мироощущения японского народа
- развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся
Оборудование: учебник « литературное чтение» ,3 класс, автор Н.А. , Чуракова, словарь, тексты хокку, иллюстрации икебаны, образец оригами.,презентация « японские хокку»
Словарь: хокку( хайку),икебана( икэбана), танка, Япония, миниатюра, Мацуо Басе, Кобаяси Исса, литературные тропы, иероглифы, оригами.
- Орг. Момент.
- Актуализация .
- Карээда ни
Карасу но томиратару я
Аки но курэ
- Поняли вы, что я сказала?
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
- А теперь вам понятно, что я сказала?
( это хокку, потому – что трехстишие. Нет рифмы)
- Как вы думаете, почему я прочитала именно эти стихи?
3 . Работа по теме.
Правильно, мы сегодня опять будем говорить о хокку, о законах этого жанра.
- Еще раз - Что мы знаем о хокку?
1. хокку – стихи без рифмы
2.Авторские стихи.
3.Хокку по другому называют хайку
4.Хокку – это жанр японской поэзии.
- На доску – ворона прикрепить.( оригами)
-Уродливый ворон -
И он прекрасен на первом снегу
В зимнее утро!
- что скажете ? ( Уродливый – прекрасен).
- правильно – Сочетание двух цветов.- черного и белого. Как называется такой прием в литературе? ( контраст)
- использует ли автор литературные тропы?
(нет )
-- изумительные стихи,три строки. А как точно создан литературный образ, настоящая картинка- миниатюра. Исксство писать хокку- умение сказать многое в немногих словах. Хочется их читать еще и еще
- НА ДОСКЕ: Наша жизнь – росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь- и все же…
( читают выразительно)
- какое настроение у вас сейчас? Почему? ( когда- то жизнь кончается, но сейчас есть еще время сделать что-то достойное)
-Дети ,есть ли в хокку что-то недоговоренное?Могу ли я сказать,что автор будит мысль читателя, дает определенное направление, свою точку зрения не навязывает?
- Читая хокку, мы можем спорить, отстаивать совою точку зрения.
Поводом написания этого хокку была печаль.Исса потерял любимую дочь. Буддизм учит не горевать об умерших, но очень трудно смириться с потерей любимого человека.
Как вы думаете ,почему такой жанр ,как хокку зародился в Японии?
РАССКАЗ О ЯПОНИИ – дети готовили материал ( с показом на слайдах)
- По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли.
- Японский дом не имеет ни дверей, ни окон в нашем понимании. Три стены из четырёх можно всегда раздвинуть или совсем снять. Исчезли перегородчатые створки – и «природа вошла в дом», и ты оказываешься в своеобразной беседке и любуешься старым камнем, поросшим мхом, соловьём на ветке…
- Необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Японцы заботятся о чувстве собственного достоинства даже незнакомого им человека, с особым уважением относятся к старшим, даже если они неправы, внимательны к окружающей природе.
- японцы очень наблюдательны и любопытны
- Любят все маленькое. Сами небольшой народ.
- У них мало земли .Бережно относятся ко всему.
- Япония – страна восходящего солнца( расположена на востоке)
-Япония расположена на островах
Столица – Токио
Существет обычай любоваться сакурой. Японцы считают, что любоваться поэтическими явлениями природы лучше всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни, осенью – огненно-красной листвой горных клёнов. Японцы по-настоящему поклоняются красоте.
Показ – иллюстраций икебаны, оригами, и т.д.
- А это хокку чем – то отличается от других?
На слайде
В хижине, крытой тростником
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролет.
ПОСТРОЕНИЕ ХОККУ
5+7+5,но у нас не всегда совпадает, потому - что они переведены
- Поэты авангардисты отступали от такого правила. например, Басе
- ХОККУ Строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовёт нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.
- Первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает наше внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.
Творческая работа
Составление хокку( хайка)
Учебник ,стр 113 ,чтение хокку (разбор)
Итог урока
- выберите фразу, которую вы считаете наиболее приемлемой для хокку.
НА СЛАЙДЕ
- Что дает вам чтение хокку?
А)Они заставляют читателя задуматься о многом.
Б) Они будят мысль читателя.
В) Они дают возможность высказать свою точку зрения.
Г) они создают точный поэтический образ
О чём вы думали, когда слушали эти стихи?
Я начала урок на японском языке и закончу тоже на японском.
- ГОКУРАСАМА
- Что я сказала?
( Спасибо за помощь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...