Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» 4 класс «В океане света»
статья по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
4 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтеению (4 класс) разработана в соответствии с:
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
- примерной программой начального образования по чтению базового уровня.
Количество часов: в неделю - 2 часа (в соответствии с учебным планом гимназии), всего за год - 68 часа (в соответствии с годовым календарным учебным графиком).
УМК
Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» 4 класс «В океане света» в 2-х частях– М.: Баласс, 2011
Р.Н.Бунеев «Тетрадь по литературному чтению» 4 класс – М.: Баласс, 2011
Р.Н.Бунеев, О.В.Чиндилова «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2011
Пояснительная записка
Главной целью учебного предмета литературное чтение 4 класс является овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; обогащение нравственного опыта средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.
Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:
- технологии развивающего обучения,
- технология информационно – коммуникативного обучения,
- технология личностно-ориентированного развивающего обучения,
- коммуникативно-развивающая технология,
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Методы обучения.
- методы организации и осуществления образовательной деятельности.
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
- методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности
Средства обучения:
- комплект наглядных пособий
- УМК по окружащему миру;
- Рабочая тетрадь. 4 кл. - М.: Дрофа, 2011;
- информационно-коммуникационные средства обучения;
- технические средства обучения;
- библиотечный фонд
Основными причинами выбора программы «Школа 2100» является то, что она:
-рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;
-обеспечивает воспитание функционально грамотной личности;
-реализует преемственность и непрерывность в образовании;
-разработана как целостная система;
-является системой развивающего образования, основанной на личностно ориентированных принципах;
-может быть доступна для освоения обучающимися разного уровня развития, основана на принципе «мини-макса».
Программа реализуется полностью.
Содержание программы
Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Летописи (6 ч)
Откуда пошла Русская земля («И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда ... »; «Начали братья эти составлять славянскую азбуку ... » и др.). Былины, древнерусские повести, жития (9 ч)
«Ильины три поездочки»; «Илья Муромец выходит на свободу»; «Садко» (отрывок); «Повесть О Петре и Февронии» (отрывок); «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).
Чудесный мир классики (20 ч)
В. А. Жуковский (<<Сказка О царе Берендее ... »); П. П. Ершов («Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин («Птичка»; «Няне»; «Туча»; «Осень» (отрывок); «Птичка Божия не знает ... »; «Люблю тебя, Петра творенье ... »; «Сказка О мертвой царевне ... » ); М. Ю. Лермонтов («Дары Терека» (отрывок); «Ашик-Кериб»); Л. Н. Толстой («Детство» (отрывок); А. П. Чехов («Мальчики»); В. Ф. Одоевский («Городок В табакерке»); А. И. Куприн («Барбос и Жулька» ); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Приемыш»); В. М. Гаршин («Сказка О жабе и розе»).
Поэтические тетради (49 ч)
1. «Светлый край берез, моя Россия!» Ф. И. Тютчев («Еще земли печален вид ... »; «Эти бедные селенья ... »; «Как неожиданно и ярко ... »); А. А. Фет («Учись у них - у дуба, у березы ... »; «Бабочка»); И. И. Козлов («Киев»; «Вечерний звон»); К. Ф. Рылеев («Иван Сусанин»); В. Г. Бенедиктов («Москва»); Е. А. Баратынский («Весна, весна! Как воздух чист ... »; «Где сладкий шепот ... »); А. Н. Плещеев («Дети И птичка»); И. С. Никитин («В синем небе плывут над полями ... »; «Русь»); Н. А. Некрасов («Тишина» (отрывок); «Накануне Светлого праздника» ); А. Н. Апухтин («Проселок» ); С. Д. Дрожжин («Родине»); К. Д. Бальмонт («Росинка»); И. А. Бунин («Родина»; «Листопад»); А. В. Кольцов («Урожай»).
2. Страна детства. А. Н. Плещеев («Детство»; «Былое»); И. З. Суриков («В ночном»); И. С. Никитин («Воспоминания О детстве»; «Музыка леса»); Н. А. Некрасов («В зимние сумерки нянины сказки ..»); Я. П. Полонский («Я помню, как детьми с румяными щеками ... »); И. А. Бунин («Матери»).
3. «Тихая моя родина». А. А. Ахматова («Мужество»); Б. Л. Пастернак («Золотая осень»); С. А.Клычков («Ранняя весна»; «Весна В лесу»); С. А. Есенин («Лебедушка»; «Погасло солнце. Тихо на лужке ... »; «Задремали звезды золотые ... »; «Я покинул родимый дом ... »); А. А. Прокофьев («Закат»; «Я поднял дерево ... »); Д. Б. Кедрин («Бабье лето»); Б. А. Слуцкий («Лошади В океане»); А. В. Жигулин («О, Родина!.. »); Н. М. Рубцов («Тихая моя родина»; «Сентябрь»).
4. «Мне вспомнились детства далекие годы ... » В. Я. Брюсов («Опять сон»; «Детская»); Н. С. Гумилев («Детство»); М. И. Цветаева («Бежит тропинка с бугорка ... »; «Красною кистью ... »; «За книгами»); С. А. Есенин («Бабушкины сказки»); А. Т. Твардовский («Две кузницы»); В. М. Тушнова («Стихи о дочери», «Синицы»); Н. М. Рубцов («Хлеб»).
Твоя книжная полка (45 ч)
Страна далекого детства. И. С. Шмелев («Егорьев день»); В. В. Набоков («Бабочки»; «Первая любовь»); А. И. Цветаева («Детство»); Б. К. Зайцев («Домашний лар»); П. П. Бажов («Серебряное копытце»); Б. С. Житков («Как Я ловил человечков»); К. Г. Паустовский («Корзина с еловыми шишками»); М. М. Зощенко («Елка»); А. П. Платонов («Сухой хлеб»).
Человек и природа. М. М. Пришвин (<<Выскочка»); К. г. Паустовский (<<Скрипучие половицы»); Е. и. Чарушин (<<Кабан»); В. п. Астафьев (<<Стрижонок Скрип»).
Делу время - потехе час. Е. л. Шварц (<<Сказка О потерянном времени»); В. Ю. Драгунский («Англичанин Павел»; «Что любит Мишка»); В. В. Голявкин («Никакой горчицы я не ел»).
Страна «Фантазия». Е. С. Велтистов («Миллион и один день каникул»); К. Булычев («Консилиум»).
Зарубежная литература (7 ч)
Д. Свифт («Путешествие Гулливера» ); Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»); Г.Х. Андерсен («Русалочка»); М. Твен («Приключения Тома Сойера» ); С. Лагерлеф («Сказания о Христе»).
Требования к уровню подготовки:
Обучающuеся должны:
Обучающuеся должны знать:
-наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
-названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
-не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающuеся должны уметь:
-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
-составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;
-вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;
-составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
-оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения информации,
- понимания важности изучения материала
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
- умения работать с литературными произведениями;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Дополнительная литература для учителя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "А в сердце светит Русь..."
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "А в сердце светит Русь..." В основе лежат произведения Малоярославецкого поэта Бориса Бусарова...
Открытый урок по литературному чтению "Про все на свете"
Познавательные: постановка и решение проблемы, классифицировать объекты по существенному признаку. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов, выражать положительное отношение к ...
Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В. Ю. Драгунский. Он живой и светится.Цели урока : формировать навыки аналитико- эстетической работы с литературным...
Презентация по теме "Курс «Литературное чтение» УМК «Гармония» в свете требований ФГОС"
Презентация к докладу...
Конспект урока для 3 класса по литературному чтению "Он живой и светится" В.Ю.Драгунского
Конспект урока предназначен для 3 класса по литературному чтению...
Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете"
Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете" для 1 класса. УМК "Перспектива"....