Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» 4 класс «В океане света»
статья по чтению (4 класс) по теме

Старостина Наталья Александровна

пояснительная записка с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zapiska_chtenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтеению (4 класс) разработана в соответствии с:

  1. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
  2. примерной программой начального образования по чтению базового уровня.  

Количество часов: в неделю - 2 часа (в соответствии с учебным планом гимназии), всего за год - 68 часа (в соответствии с годовым календарным учебным графиком).

УМК

Р.Н.Бунеев «Литературное чтение» 4 класс «В океане света» в 2-х частях– М.: Баласс, 2011

Р.Н.Бунеев «Тетрадь по литературному чтению» 4 класс – М.: Баласс, 2011

Р.Н.Бунеев, О.В.Чиндилова «Методические рекомендации для учителя» М.: Баласс, 2011

Пояснительная записка

Главной  целью  учебного предмета  литературное чтение 4 класс является овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; обогащение нравственного опыта средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:        

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой

3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений.

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

  1. технологии развивающего обучения,
  2. технология информационно – коммуникативного обучения,
  3. технология личностно-ориентированного развивающего обучения,
  4. коммуникативно-развивающая технология,
  5. технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Методы обучения.

  1. методы организации и осуществления образовательной деятельности.
  2. методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
  3. методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности

Средства обучения:

  1. комплект наглядных пособий
  2. УМК по окружащему миру;
  3. Рабочая тетрадь. 4 кл. - М.: Дрофа, 2011;
  4. информационно-коммуникационные средства обучения;
  5. технические средства обучения;
  6. библиотечный фонд

Основными причинами выбора программы «Школа 2100» является то, что она:

-рекомендована Министерством образования и науки РФ, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту;

-обеспечивает воспитание функционально грамотной личности;

-реализует преемственность и непрерывность  в образовании;

-разработана как целостная система;

-является  системой развивающего образования, основанной на личностно ориентированных принципах;

-может быть доступна  для  освоения обучающимися разного уровня развития, основана на принципе «мини-макса».

Программа реализуется полностью. 

Содержание программы

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Летописи (6 ч)

Откуда пошла Русская земля («И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда ... »; «Начали братья эти составлять славянскую азбуку ... » и др.). Былины, древнерусские повести, жития (9 ч)

«Ильины три поездочки»; «Илья Муромец выходит на свободу»; «Садко» (отрывок); «Повесть О Петре и Февронии» (отрывок); «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).

Чудесный мир классики (20 ч)

В. А. Жуковский (<<Сказка О царе Берендее ... »); П. П. Ершов («Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин («Птичка»; «Няне»; «Туча»; «Осень» (отрывок); «Птичка Божия не знает ... »; «Люблю тебя, Петра творенье ... »; «Сказка О мертвой царевне ... » ); М. Ю. Лермонтов («Дары Терека» (отрывок); «Ашик-Кериб»); Л. Н. Толстой («Детство» (отрывок); А. П. Чехов («Мальчики»); В. Ф. Одоевский («Городок В табакерке»); А. И. Куприн («Барбос и Жулька» ); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Приемыш»); В. М. Гар­шин («Сказка О жабе и розе»).

Поэтические тетради (49 ч)

1. «Светлый край берез, моя Россия!» Ф. И. Тютчев («Еще земли печален вид ... »; «Эти бедные селенья ... »; «Как неожиданно и ярко ... »); А. А. Фет («Учись у них - у дуба, у березы ... »; «Бабочка»); И. И. Козлов («Киев»; «Вечерний звон»); К. Ф. Рылеев («Иван Сусанин»); В. Г. Бенедиктов («Москва»); Е. А. Баратынский («Весна, весна! Как воздух чист ... »; «Где сладкий шепот ... »); А. Н. Плещеев («Дети И птичка»); И. С. Никитин («В синем небе плывут над полями ... »; «Русь»); Н. А. Некрасов («Тишина» (от­рывок); «Накануне Светлого праздника» ); А. Н. Апухтин («Проселок» ); С. Д. Дрожжин («Родине»); К. Д. Бальмонт («Росинка»); И. А. Бунин («Родина»; «Листопад»); А. В. Кольцов («Урожай»).

2. Страна детства. А. Н. Плещеев («Детство»; «Былое»); И. З. Суриков («В ночном»); И. С. Никитин («Воспоминания О детстве»; «Музыка леса»); Н. А. Некрасов («В зимние сумерки нянины сказки ..»); Я. П. Полонский («Я помню, как детьми с румяными щеками ... »); И. А. Бунин («Матери»).

3. «Тихая моя родина». А. А. Ахматова («Мужество»); Б. Л. Пастернак («Золотая осень»); С. А.Клычков («Ранняя весна»; «Весна В лесу»); С. А. Есенин («Лебедушка»; «Погасло солнце. Тихо на лужке ... »; «Задремали звезды золотые ... »; «Я покинул родимый дом ... »); А. А. Прокофьев («Закат»; «Я поднял дерево ... »); Д. Б. Кедрин («Бабье лето»); Б. А. Слуцкий («Лошади В океане»); А. В. Жигулин («О, Родина!.. »); Н. М. Рубцов («Тихая моя родина»; «Сентябрь»).

4. «Мне вспомнились детства далекие годы ... » В. Я. Брюсов («Опять сон»; «Детская»); Н. С. Гумилев («Детство»); М. И. Цветаева («Бежит тропинка с бугорка ... »; «Красною кистью ... »; «За книгами»); С. А. Есенин («Бабушкины сказки»); А. Т. Твардовский («Две кузницы»); В. М. Тушнова («Стихи о дочери», «Синицы»); Н. М. Рубцов («Хлеб»).

Твоя книжная полка (45 ч)

Страна далекого детства. И. С. Шмелев («Егорьев день»); В. В. Набоков («Бабочки»; «Первая любовь»); А. И. Цветаева («Детство»); Б. К. Зайцев («Домашний лар»); П. П. Бажов («Серебряное копытце»); Б. С. Житков («Как Я ловил человечков»); К. Г. Паустовский («Корзина с еловыми шишками»); М. М. Зощенко («Елка»); А. П. Платонов («Сухой хлеб»).

Человек и природа. М. М. Пришвин (<<Выскочка»); К. г. Паустовский (<<Скрипучие половицы»); Е. и. Чарушин (<<Кабан»); В. п. Астафьев (<<Стрижонок Скрип»).

Делу время - потехе час. Е. л. Шварц (<<Сказка О потерянном времени»); В. Ю. Драгунский («Англичанин Павел»; «Что любит Мишка»); В. В. Голявкин («Никакой горчицы я не ел»).

Страна «Фантазия». Е. С. Велтистов («Миллион и один день каникул»); К. Булычев («Консилиум»).

Зарубежная литература (7 ч)

Д. Свифт («Путешествие Гулливера» ); Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»); Г.Х. Андерсен («Русалочка»); М. Твен («Приключения Тома Сойера» ); С. Лагерлеф («Сказания о Христе»).

Требования к уровню подготовки:

Обучающuеся должны:

Обучающuеся должны знать:

-наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

-названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

-не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

Обучающuеся должны уметь:

-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

-составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;

-вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;

-составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;

-оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  1.  объяснения  аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. нахождения и применения  информации,
  3. понимания важности изучения материала

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

  1. умения работать с литературными произведениями;
  2. определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки;
  3. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,;
  4. владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Дополнительная литература для учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "А в сердце светит Русь..."

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "А в сердце светит Русь..."  В основе лежат произведения Малоярославецкого поэта Бориса Бусарова...

Открытый урок по литературному чтению "Про все на свете"

Познавательные: постановка и решение проблемы, классифицировать объекты по существенному признаку. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов, выражать положительное отношение к ...

Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: В. Ю. Драгунский. Он живой и светится.Цели урока : формировать навыки аналитико- эстетической работы с литературным...

Конспект урока для 3 класса по литературному чтению "Он живой и светится" В.Ю.Драгунского

Конспект урока предназначен для 3 класса по литературному чтению...

Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете"

Конспект открытого урока по литературному чтению "Про все на свете" для 1 класса. УМК "Перспектива"....