Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Рабочая программа создана на основе авторской программы Климановой Л.Ф., УМК "Школа России", 2 класс. Программа расчитана на 136 часов. Из вариативной части добавлено 0,5 часа в неделю. т.е. в год 153 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx95.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Мендюкинская средняя общеобразовательная  школа

                                                               

                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    ____________________

                                                                                                                ДИРЕКТОР ШКОЛЫ _________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ПРЕДМЕТУ

«Литературное чтение»

2 КЛАСС

                                                                                                                                          СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ  

КАТЕГОРИИ

ЕРОХИНА С.В.

2012 – 2013 уч. год

                                                                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2012-2013 учеб ный год составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего об разования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образова ния по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (2010).

Описание изменений, внесенных в образовательную программу

Базисный учебный план начального общего образования предусматривает 4 ч. в неделю (136 ч. в год) на изучение предмета «Литературное чтение». Из вариативной части учебного плана добавлено 0,5 ч. (17 ч.) на изучение данного предмета. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как гра мотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования, поэтому целесообразно 17 ч. направить  на внеклассное чтение ( один раз в 2 недели).

Рабочая программа рассчитана на 153 ч. Изменения, внесенные в программу, направлены на достижение следующих целей:

•     развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

•     овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо вым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

•     воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

на решение следую щих задач:

1.  Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмыслен ного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литератур ного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические вы сказывания

(на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различ ные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного. 

3.  Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в худо жественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка): находить сход ство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные худо жественные произведения на основе прочитанных.

4.   Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влия ния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает осо бое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник ос ваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Пони мание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способ ствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Вводный урок

1

1

Самое великое чудо на свете

4

2

Устное народное творчество

15+2

3

Люблю природу русскую. Осень

8+1

4

Русские писатели

14+2

5

О братьях наших меньших

12+2

6

Из детских журналов

9+1

7

Люблю природу русскую. Зима

9+2

8

Писатели - детям

17+2

9

Я и мои друзья

10+2

10

Люблю природу русскую. Весна

9+1

11

И в шутку, и всерьез

14+1

12

Литература зарубежных стран

12+1

13

Резерв

2

Итого

153

Читательская компетентность определяется:

- владением техникой чтения;

- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- знанием книг и умением их выбирать;

- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Второклассники научатся.

  1. осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  2. читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
  3. применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
  4. полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) ху дожественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  5. ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки пер сонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  6. работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  7. определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
  8. устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  9. отличать поэтический текст от прозаического;
  10. распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  11. осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, дек ламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  12. делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  1. передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
  2. высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  3. создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллю страций к произведению или на основе личного опыта;

  1. осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

  1. ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской биб лиотеке.

Второклассники получат возможность, научиться:

  1. осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  2. воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  3. применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  4. испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  5. уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  6. бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  7. развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на ос нове сопереживания литературным героям);
  8. определять сходство и различие произведений разных жанров;
  9. использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста инфор мацию в практической деятельности;
  10. высказывать и пояснять свою точку зрения;
  11. применять правила сотрудничества;
  12. выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  13. делать устную презентацию книги (произведения);
  14. пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  15. работать с детской периодикой;
  16. расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоя тельной читательской деятельности.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  1. осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  2. формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  3. знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценно стями;
  4. восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  5. эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
  6. высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обу чения:

  1. освоение приёмов поиска нужной информации;
  2. овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации ху дожественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
  1. освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

  1. формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;

-        овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом
уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

-        формирование необходимого уровня читательской компетентности;

  1. овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  2. овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования ху дожественных, научно-познавательных и учебных текстов;
  3. умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
  4. умение пользоваться словарями и справочной литературой;
  5. осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
  6. умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (геро ях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
  7. умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, высту пать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения  предмета.

Критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литера турное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот ветствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффек тивные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости пони мать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схе мы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произве дения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или собы тия), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может про ходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть про ведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

Критерии сформированности навыка чтения второклассников:

  1. умение читать целыми словами и словосочетаниями;
  2. осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
  3. умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, пере дающие характерные особенности героев;
  4. безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить ус воение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты рабо ты, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в те кущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются сле дующие:

  1. индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  1. индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  1. индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препина ния, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
  1. индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

-умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следо вать ей;

  1. ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  1. интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, рас ширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  1. замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
  1. ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  2. выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью инто национных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмо циональной окраски голоса);
  1. выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  2. выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  1. наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, вообра жаемой экранизации и т.п.);
  2. наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и группо вой работы;
  1. наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  2. анализ читательского дневника;

  1. анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  1. анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хре стоматии).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тексто вые задания. - М.: Экзамен, 2011.
  3. Кутявина СВ. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс.-М.:ВАКО, 2010.

Тематическое планирование

Литературное чтение

2 класс (136ч+ 17ч)

Дата

п\п

Тема урока

№ ур.

Стр

учебн.

Содержание урока. Решаемые проблемы.

Характеристика деятельности учащихся. Планируемые результаты  ( в соответствии с ФГОС:

предметные результаты , УУД , личностные результаты)

1

2

3

4

5

6

Вводный урок (1 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником

1

Знакомство с учебником по литературному чте нию. Система условных обозначений. Содержа ние учебника. Словарь

Коммуникативные: ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержани ем текста в учебнике. (работа в парах)

Познавательные: знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Регулятивные: предполагать на основе названия содержание главы.

Личностные: пользоваться словарём в конце учебника

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Любимые книги. Герои любимых книг

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

Выставка книг по теме.  Книги,  прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя

Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».

Старинные и современные книги.  Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старин ные книги Древней Руси», «О чём может рас сказать старинная книга».

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горь кого, Л. Толстого.  Классификация высказыва ний.

Напутствие читателю Р. Сефа.  Выразительное чтение напутствия.

Пересказ   содержания   научно-познавательных текстов

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произве дением на уроке.

Коммуникативные: представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев.(работа в группах)

Личностные: умение ориентироваться в пространстве школьной библиотеки Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Коммуникативные: рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллек тивно.

Составлять список прочитанных книг.

Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге).

Личностные: участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школь ная библиотека».

Регулятивные: находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации.

 Готовить выступление на заданную тему.

 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным.

Познавательные: находить информацию о старинных книгах из учебника.

Личностные: подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса.

Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении.

Регулятивные: сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении; находить общее и отличия.

3

Самое великое чудо на свете

2

4

Библиотеки  Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».

3

5

Книги

4

Устное народное творчество (15 ч+2ч внеклассное чтение)

6

Устное народное творчество

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Послови цы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в рус ских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от по тешки. Слово как средство создания образа.Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые    жанры    устного    народного творчества. Распределение загадок по тематиче ским группам.

Сказки.

Русские народные сказки.

«Петушок и бобовое зёрнышко».

 «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки.

«Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди».

Со отнесение смысла пословицы со сказочным тек стом.

 Герои сказок.

Характеристика героев сказ ки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказыва ние сказки по плану.

Творческий пересказ: рас сказывание сказки от лица её героев.

Оценка достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произве дением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Коммуникативные: читать, выражая настроение произведения.

Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.( работа в парах)

 

Объяснять смысл пословиц.

Личностные: соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.

 

Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.

Находить созвучные окончания слов в песне.

Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опира ясь на опыт создания народного творчества.

 Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.

Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества

 Регулятивные: анализировать загадки.

 Соотносить загадки и отгадки.

Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.

 

Познавательные: характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.

Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.

 Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.

Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).

Коммуникативные: соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисун ками.

Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. (работа в группах)

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Коммуникативные: контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои дости жения и своих товарищей.

7,8

Русские народные песни; внеклассное чтение

2

9

Русские народные потешки и прибаутки

3

10

Скороговорки, считалки, небылицы

4

11

Загадки, пословицы, поговорки

5

12

Народные сказки.       Ю. Мориц «Сказка по лесу идет...»

6

13

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

7

14

Сказка «У страха глаза велики»

8

15

Сказка «Лиса и тетерев»

9

16

Сказка «Лиса и журавль»

10

17

Сказка «Каша из топора»

11

18

Сказка «Гуси-лебеди»

12

19

Сказка «Гуси-лебеди»

13

20,21

Викторина по сказкам;

 внеклассное чтение «Где живут сказки?» - библиотечный час

14

22

КВН «Обожаемые сказки»

15

Люблю природу русскую. Осень (8 ч+1ч)

23

Люблю природу русскую. Осень

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соот несение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Баль монта,    А. Плещеева,    А. Фета,    А. Толстого, С. Есенина.  Настроение.  

Интонация стихотво рения.

 Осенние картины природы.

Средства ху дожественной    выразительности.    Сравнение.

 Приём звукописи как средство выразительности.

Сравнение художественного и научно-популяр ного текстов.

Сравнение лирического поэтиче ского и прозаического текстов.

Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных по этов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор.

 

Различать стихотворный и прозаический текст.

Сравнивать их.

Сравнивать художественный и научно-познавательный текст.

 

Познавательные: наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Придумывать собственные сравнения.

Личностные: слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте;

сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведе нием; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту.

Представлять картины осенней природы.

Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок.

Познавательные: наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собствен ные картины.

 

Коммуникативные: оценивать свой ответ.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

 Личностные: контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения

24

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

2

25

К. Бальмонт «Поспевает брусника...», А. Плещеев «Осень насту пила...»

3

26

А. Фет «Ласточки пропали...»

4

27

«Осенние листья» — тема для поэтов

5

28

В. Берестов «Хитрые грибы»

6

29,30

М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»; внеклассное чтение

7

31

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

8

Русские писатели (14ч+2ч)

32

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Ска зочные чудеса. Лирические стихотворения. Кар тины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.

«Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Ха рактеристика героев произведения.

И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл ба сен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенно го текста. Характеристика героев басни. Соот несение смысла басни с пословицей.

Л. Н. Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравствен ный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого.

 Герои произведений. Характеристика героев произве дений. Подробный пересказ.

 Оценка достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках.

Сравнивать авторские и народные произведения.

Отличать басню от стихотворения и рассказа.

 

Знать особенности басенного текста.

 

Соотносить пословицы и смысл басенного текста.

 

Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Познавательные:  наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

 

Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).

Коммуникативные: придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе соб ственные небольшие тексты-описания; текеты-повествования.( работа в парах)

 

Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения.

Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при срав нении героев) по сказке.

Определять действия, которые помогают представить неживые пред меты как живые.

Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте.

 

Личностные: слушать звуки, переданные в лирическом тексте.

 

Представлять картины природы.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Регулятивные:  соотносить пословицы и смысл прозаического текста.

 

Пересказывать текст подробно, выборочно.

Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступ ков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое.

Личностные: оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Выбирать книги по авторам и по темам.

Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную инфор мацию, представлять эту информацию в группе

33

Стихи А. Пушкина

2

34

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

3

35

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

4

36,37

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; внеклассное чтение «у лукоморья…»

5

38

Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»

6

39

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

7

40

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

8

41

Л. Толстой «Старый дед и внучек»

9

42

Л. Толстой «Филипок»

10

43

Л. Толстой «Филипок»

11

44

Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

12

45, 46

Веселые стихи; внеклассное чтение

13

47

Обобщение по разделу «Русские писатели»

14

О братьях наших меньших (12 ч+2ч)

48

О братьях наших меньших

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За-ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

Заголо вок стихотворения.

Настроение стихотворения.

Приёмы сказочного текста в стихотворении.

 Ге рой стихотворения. Характер героев.

Рифма.

 Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чаруши на,   Б. Житкова,   В. Бианки.  

 Герои   рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристи ка героев.

Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Оценка планируемых достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

 

Планировать работу с произве дением, выбирать виды деятельности на уроке.

 

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

 

Воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.

Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план.

Познавательные: пересказывать подробно по плану произведение.

Личностные: видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях.

Коммуникативные: определять героев произведения; характеризовать их.

 Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.

 

Оценивать свой ответ и своего товарища.

Регулятивные: планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Личностные:  проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос нове диагностической работы, представленной в учебнике.

 

Выбирать книги по темам и по авторам.

Пользоваться тематической картотекой  для ориентировки в доступном кругу чтения

49

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова «Жила-была собака...»

2

50

В. Берестов «Кошкин щенок»

3

52

Домашние животные

4

53

М. Пришвин «Ребята и утята»

5

54,55

М. Пришвин «Ребята и утята»; внеклассное чтение «Лиса – плясунья»

6

56

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

7

57

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

8

58

Б. Житков «Храбрый утенок»

9

59

В. Бианки «Музыкант»

10

60,61

В. Бианки «Сова»; внеклассное чтение «Произведения зарайских писателей о животных»

11

62

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

12

Из детских журналов (9 ч+1ч)

63

Из детских журналов

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из дет ских журналов.

Произведения из детских журналов. Игра в сти хи. Д. Хармс,  Ю. Владимиров, А. Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с со держанием, главной мыслью.

Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

 Проект: «Мой любимый детский журнал».

Оценка своих достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необыч ными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

 

Воспринимать на слух прочитанное

.

Познавательные: отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме.

Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы.

Личностные: участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заяв ленной темой.

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

 Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.

Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Регулятивные: планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Коммуникативные: оценивать свои достижения и одноклассников.

64

Д. Хармс «Игра»

2

65

Д. Хармс «Вы знаете?..»

3

66

Д. Хармс,

 С. Маршак «Веселые чижи»

4

67

Д. Хармс «Что это было?»

5

68

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

6

69

Ю. Владимиров «Чудаки»

7

70

А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

8

71,72

Обобщение по разделу «Из детских журналов»; внеклассное чтение «Мой любимый журнал»

9

Люблю природу русскую. Зима (9 ч+2ч)

73

Люблю природу русскую. Зима

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгад кой.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Баль монта,    Я. Акима,    Ф. Тютчева,    С. Есенина, С. Дрожжина.

Настроение стихотворения. Сло ва, которые помогают представить зимние кар тины. Авторское отношение к зиме.

Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения.

 Герой произ ведения. Характеристика героев. Новогодняя быль.  С. Михалков.

 Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

 Оценка достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника.

Соотносить загадки и отгадки.

Читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Соотносить пословицы с главной мыслью произведения.

Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Познавательные: рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст сти хотворения.

Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку.

Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть.

Понимать особенности были и сказочного текста.

Регулятивные:  сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их по ступков, использовать слова антонимы для их характеристики.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

74, 75

Стихи о первом снеге; внеклассное чтение

« Зимние стихи»

2

76

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...»

3

77

С. Есенин «Поет зима — аукает...», «Береза»

4

78

Сказка «Два Мороза»

5

79

С. Михалков «Новогодняя быль»

6

80

А. Барто «Дело было в январе...»

7

81, 82

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»; внеклассное чтение .Конкурс «Зимние картины в стихах»

8

83

Игра «Поле чудес»

9

Писатели детям (17ч+2ч)

84

Писатели — детям

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

 К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла послови цы с содержанием стихотворения.

С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержа ние произведения. Деление текста на части. Ге рой стихотворения. Характеристика героя про изведения с опорой на его поступки.

 А. Л.Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как сред ство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для де тей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.

Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

 Оценка достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно, отражая
настроение стихотворения.

Воспринимать на слух художественный текст.

Определять смысл произведения.

Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Познавательные: объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.

Определять особенности юмористического произведения; характери зовать героя, используя слова-антонимы.

Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения.

Личностные: рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; вы разительно читать юмористические эпизоды из произведения.

 

Составлять план  произведения,  пересказывать  текст подробно на основе плана.

Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказы вать своё мнение.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Коммуникативные: читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение

85

К. Чуковский «Путаница»

2

86

К.Чуковский «Радость»

3

87

К. Чуковский «Федорино горе»

4

88

К. Чуковский «Федорино горе»

5

89

С. Маршак «Кот и лодыри»

6

90

С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

7

91,92

С. Михалков «Мой щенок»; внеклассное чтение «Дядя Степа»

8

93

А. Барто «Веревочка»

9

94

А. Барто «Мы не заметили жука...», «В школу»

10

95

А. Барто «Вовка — добрая душа»

11

96

Н. Носов «Затейники»

12

97

Н. Носов «Живая шляпа»

13

98

Н. Носов «Живая шляпа»

14

99

Н. Носов «На горке»

15

100

Н. Носов «На горке»

16

101, 102

Обобщение по разделу «Писатели — детям»; внеклассное чтение произведения Драгунского

17

Я и мои друзья (10ч+2ч)

103

Я и мои друзья

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова,

Э. Мошковской, В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осее вой.   Смысл   названия  рассказа.

   Соотнесение названия рассказа с пословицей.  

Составление плана рассказа.

 Устные рассказы о дружбе, вза имовыручке. Оценка достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Читать  вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправ ляя ошибки при повторном чтении текста.

 .

Воспринимать на слух художественное произведение.

Определять последовательность событий в произведении.

 

Придумывать продолжение рассказа.

Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.

Объяснять нравственный смысл рассказов.

Познавательные: объяснять и понимать поступки героев.

Коммуникативные: понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразитель но читать по ролям.

Составлять план рассказа; пересказывать по плану.

 

Личностные: оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Составлять короткий рассказ на предложенную тему

104

Стихи о дружбе и обидах

2

105

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

3

106

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

4

107

В. Осеева «Волшебное слово»

5

108

В. Осеева «Волшебное слово»

6

109

В. Осеева «Хорошее»

7

110

В. Осеева «Почему?»

8

111

В. Осеева «Почему?»

9

112, 113

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»; внеклассное чтение «Театрализа-

ция произведений»

10

Люблю природу русскую. Весна (9 ч+1ч)

114

Люблю природу русскую. Весна

1

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгад кой. Сочинение весенних загадок.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Пле щеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения.

Приём контраста в создании картин зимы и весны.

Слово как средство соз дания весенней картины природы.

Звукопись

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Познавательные: наблюдать за жизнью слова.

 Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками.

Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок.

Представлять картины весенней природы.

Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев.

Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

 

Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению.

Личностные:  оценивать свой ответ.

Регулятивные: планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Коммуникативные:  контролировать  и  оценивать  своё   чтение,  оценивать свои до стижения и товарищей.

115

Стихи Ф. Тютчева о весне

2

116

Стихи А. Плещеева о весне

3

117

А. Блок «На лугу»

4

118

С. Маршак «Снег теперь уже не тот...»

5

119

И. Бунин «Матери»

6

120

А. Плещеев «В бурю»

7

121

Е. Благинина «Посидим в тишине»

8

122, 123

Э. Мошковская «Я маму мою обидел...» Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»; внеклассное чтение. Конкурс «Весенняя капель»

9

И в шутку и всерьез. (14 ч+1ч)

124

И в шутку и всерьез

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела.

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Бе рестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. За головок — «входная дверь» в текст.

Авторское отношение к читателю.

 Герой авторского стихот ворения. Сравнение героев стихотворения.

Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма.

Инсценирование стихотворения. Весёлые   рассказы   для   детей   Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористиче ских рассказов.  Особое  отношение к героям юмористического текста.

Восстановление после довательности текста на основе вопросов.

 Со ставление плана.

Пересказ текста на основе во просов.

Оценка планируемых достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Планировать виды работ с тек стом.

Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

Познавательные: понимать особенности юмористического произведения.

Регулятивные: анализировать заголовок произведения.

Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, ис пользуя слова с противоположным значением.

Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов 

Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них.

Коммуникативные: инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов.

Пересказывать весёлые рассказы.

Придумывать собственные весёлые истории.

Личностные: оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

125

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

2

126

Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха

3

127

Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха

4

128

Э. Успенский «Чебурашка»

5

129

Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...»

6

130

Стихи Э. Успенского

7

131

Стихи В. Берестова

8

132

Стихи И. Токмаковой

9

133

Г. Остер «Будем знакомы»

10

134

Г. Остер «Будем знакомы»

11

135

В. Драгунский «Тайное становится явным»

12

136

В. Драгунский «Тайное становится явным»

13

137, 138

Обобщение по разделу «Ив шутку и всерьез»; внеклассное чтение «Веселый рассказ»

14

Литература зарубежных стран (12 ч+1ч)

139

Литература зарубежных стран

1

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирова ние содержания раздела. Выставки книг. Американские,  английские,  французские,  не мецкие народные песенки в переводе С. Марша ка, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев за рубежных и русских сказок.

Творческий пере сказ: дополнение содержания сказки.

 Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Со ставление плана сказки для подробного пере сказа. Соотнесение смысла сказки с русской по словицей.

Проект:   «Мой  любимый   писатель-сказоч ник».

Оценка достижений

Регулятивные: прогнозировать содержание раздела.

Выбирать книгу для самостоя тельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия.

Познавательные: объяснять значение незнакомых слов.

 Определять героев произведений.

Регулятивные: сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, на ходить общее и различия.

Давать характеристику героев произведения.

Придумывать окончание сказок.

Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран.

Составлять план сказки, определять последовательность событий.

Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, на зывать волшебные события и предметы в сказке.

Личностные: участвовать в проектной деятельности.

Создавать свои собственные проекты.

Коммуникативные: инсценировать литературные сказки зарубежных писателей.

Личностные: оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оцени вать свои достижения

140

Американская и английская народные песенки

2

141

Песенки «Сьюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети...»

3

142

Ш. Перро «Кот в сапогах»

4

143

III. Перро «Кот в сапогах»

5

144

Ш. Перро «Красная Шапочка»

6

145

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

7

146

Э. Хогарт «Мафии и паук»

8

147

Э. Хогарт «Мафии и паук»

9

148,

149

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»; внеклассное чтение «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам   -урок»

10

150

КВН «Цветик-семицветик»

11

151

Проект:   «Мой  любимый   писатель-сказоч ник».

12

Итоговое повторение и закрепление (2 ч)

152,153

Итоговое повторение и закрепление

1

Чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Восприятие  на слух художественное произведение.

Составление( совместно с учителем) списков книг для чтения летом

Личностные: выбирать книгу для самостоя тельного чтения.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

 

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение.

Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом

(с учителем).

Личностные: оценивать свой ответ.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Коммуникативные: проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оцени вать свои достижения и одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...