Урок - проект "Как загадку сочинить", 3 класс, (Школа России)
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Степанова Татьяна Юрьевна

Творческий краткосрочный проект, позволяющий учителю реализовать метод проектов с детьми, только начинающими заниматься в такой форме. На 1 уроке можно пройти весь путь проектной деятельностии и   достичь  цели урока. Такие уроки вносят разнообразие в школьную жизнь, учат детей учиться и общаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сочинение загадки урок проект.doc79 КБ
Файл zagadka.pptx254.57 КБ

Предварительный просмотр:


Урок-проект "Как загадку сочинить?". 3 -й класс

Степанова Татьяна Юрьевнаучитель начальных классов

Тип урока: урок-проект, 3 класс, программа «Школа Росии»..

Тип проекта:

  1. По деятельности учащихся – творческий проект;
  2. По комплексности – межпредметный проект;
  3. По характеру контактов – внутриклассный;
  4. По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
  5. По доминирующей деятельности уч-ся – практико-ориентированный проект;
  6. По продолжительности – краткосрочный.

Образовательные цели:

  1. помочь учащимся в определении понятия “загадка”,
  2. закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;
  3. закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки;
  4. формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

Развивающие цели: развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Предварительная работа: на предыдущем уроке дети научились выделять состав и признаки объекта и записывать их в таблицу, учились составлять загадки; проведено анкетирование по проектам.

Ход урока

Организационный момент и тема урока.

(столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 3 человека, дети рассаживаются по желанию)

У нас с вами сегодня будет немного необычный урок  – я предлагаю вам на уроке поиграть. Кто из вас любит играть?( поднимают руки)

А играть мы с вами будем в загадки.

Загадки возникли ещё в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали воином только тогда, когда он разгадывал несколько загадок.

В сказках очень часто героям приходится отгадывать загадки, для того, чтобы спастижизнь и пройти испытание. Вспомните такие сказки!

Прежде чем начать игру, предлагаю вам вспомнить, что такое загадка с точки зрения урока чтения, с точки зрения литературы.

Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность человека. Загадки описывают предмет кратко и выделяют его важные особенности.

I. КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?

На прошлом уроке вы учились представлять народные и литературные загадки, вспомнили, как составить загадку с урока информатики, проведенного во 2 четверти.. Давайте напомним себе, что надо знать, чтобы сочинить загадку.?

(на доске или на слайде)

КАК СОСТАВИТЬ ЗАГАДКУ?

  1. Выбери предмет или существо
  2. СОСТАВ – НА ЧТО ПОХОЖЕ.
  3. ДЕЙСТВИЯ – КТО ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЯ.
  4. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ

А зачем нужны загадки? И нужны ли? (ответы детей)

У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел отгадывать или придумывать загадки, считался мудрецом. Сегодня вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и загадать их друг другу.

Давайте подумаем, как вы это будете делать? Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам?

II. РАБОТА НАД ЗАГАДКОЙ.

(на доске или слайде)

Перед вами схема работы над загадкой, и вам необходимо с её помощью составить план работы.(совместно составляется и нумеруется).

  1. 1  Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 3 человек.

Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).

СХЕМА РОЛЕЙ В ГРУППЕ.

художник

Защитник проекта

редактор

Какие роли непонятны?

РЕДАКТОР – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ. 

Сейчас выходит много книг, журналов и газет для детей и взрослых. Наверное, было бы неприятно, если бы человек стал читать интересную книгу, а там встретилось бы много ошибок, опечаток, были бы перепутаны какие-нибудь слова или предложения. Перед сдачей книги в типографию ее обязательно читает редактор и исправляет все ошибки и опечатки. Редактор – человек очень внимательный, и, при этом, знающий правила грамматики.

То есть это должен быть самый грамотный участник группы. В ваших загадках тоже могут быть ошибки. Вот редактор и исправит их.

Ещё есть непонятные роли? (Защитник проекта)

ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА – ПОМОГАЕТ художнику и редактору , ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ. 

Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)

Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ

Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, ну и, конечно, загадка.

Что станет продуктом вашего проекта? (загадки)

 (УЧАЩИЕСЯ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ В ГРУППЕ) 

  1. Следующие этапы работы у нас записаны в таблице .Составляя дальнейший план работы, давайте выясним, какую работу выполняет каждая роль и группа.( на доске или на слайде)

1

СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВСЯ ГРУППА

2

РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДКИ

ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ,  ЗАПИСЫВАЕТ и проверяет  РЕДАКТОР .

3

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГАДКИ (ЭСКИЗ)

ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ ЭСКИЗ, ЗАТЕМ ХУДОЖНИК ОФОРМЛЯеТ ЗАГАДКУ.

4

ЗАЩИТА ЗАГАДКИ

– ВСЯ ГРУППА ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ ПО ПЛАНУ, ЗАЩИТНИК ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ ЗАГАДКУ

ЭСКИЗ – БЫСТРО ВЫПОЛНЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБРОСОК, СВОБОДНЫЙ РИСУНОК, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КАК ГОТОВАЯ РАБОТА.

Теперь давайте распределим темы загадок. 

(ГРУППЫ ПО ЖРЕБИЮ РАСПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМЫ ЗАГАДОК.) 

  1. школьные принадлежности (учебник, портфель, тетрадь, ручка, дневник, линейка, ластик и т.д.)
  2. одежда и обувь (брюки, платье, рубашка, куртка,шапка, ботинки, кроссовки, туфли и т.д.)
  3. объекты неживой природы (гроза, ветер, туча, снегопад, дождь и т.д.)
  4. спортивный инвентарь (мяч, скакалка, велосипед, коньки, клюшка, шайба)
  5. части тела, лица человека (рука, пальцы, нос, волосы и т.д.)
  6. растения (фрукты, овощи, цветы, деревья)
  7. домашние животные и птицы (кошка, собака, корова, коза, попугай)
  8. мебель (стул, стол, шкаф, кровать, диван, кресло)
  9. бытовая техника (компьютер, пылесос, телевизор, стиральная машина, холодильник)

Повторение алгоритма работы.( на доске или слайде)

  1. Поиск информации ( найти образец загадки в книге и схему загадки в тетради по информатике 1 часть )
  2. Продукт (составленнаяи записанная загадка + рисунок).
  3. Защита проекта.

ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА.( дается в каждую группу)

  1. Расскажи, как вы работали над проектом, что делал каждый участник группы.
  2. Прочитай загадку.
  3. Вам понравилось работать?
  4. Что было трудным
  5. Чья это была идея (кто был самый активный)
  6. Справилась ли ваша группа  с задачей проекта?

III. Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).

Оцени свое отношение к выполнению творческого проекта (детям предлагаются шкалы, где они отмечают любым значком, то что считают нужным):

Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его:

Приятным

Неприятным

Однообразным

Разнообразным

Интересным

Скучным

Желательным

Нежелательным

Легким

Трудным

Нужным

Ненужным

Беспокойным

Спокойным

Простым

Сложным

Непонятным

Понятным

Полезным

Бесполезным

Оценка жюри по оценочным листам проекта.  

Пока дети проводят оценку отношения к творческому проекту, жюри подводит итоги по оценочным листам проекта:

Оценочный лист проекта:

Группа №__

Тема проекта “Загадка о …”

Этапы выполнения проекта

Оценки:

  1. Сбор информации.
  2. Работа в группе
  3. Защита проекта
  4. Общая оценка

После завершения работы попытайтесь ответить на вопросы:

  1. Достигли цели?
  2. Что нового узнали?
  3. Чему мы научились?
  4. Понравился проект?
  5. Что получилось лучше всего?
  6. Что бы сделали по – другому?
  7. Хотели бы участвовать ещё в проектах?

Ребята, вы молодцы!!! Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, слов, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта Как загадку сочинить ?

Слайд 2

Загадка – это жанр народного поэтического творчества, иносказательное описание предмета, явления, проверяющее сообразительность человека. Загадки описывают предмет кратко и выделяют его важные особенности .

Слайд 3

Как составить загадку Выбрать предмет или существо . Вспомнить состав – на что похоже . Вспомнить действия – кто делает такие же действия. Вспомнить признаки этого предмета.

Слайд 4

Схема работы над загадкой

Слайд 5

Роли участников группы Художник Редактор Защитник загадки

Слайд 6

РЕДАКТОР – ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ИЩЕТ ОШИБКИ В РАЗНЫХ СТАТЬЯХ И КНИГАХ.

Слайд 7

ЗАЩИТНИК ПРОЕКТА – ПОМОГАЕТ художнику и редактору , ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ.

Слайд 8

ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ .

Слайд 9

Наш продукт? З А Г А Д К А

Слайд 10

1 СБОР ИНФОРМАЦИИ ВСЯ ГРУППА 2 РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДКИ ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ, ЗАПИСЫВАЕТ И ПРОВЕРЯЕТ РЕДАКТОР . 3 ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГАДКИ (ЭСКИЗ) ВСЯ ГРУППА СОСТАВЛЯЕТ ЭСКИЗ, ЗАТЕМ ХУДОЖНИК ОФОРМЛЯЕТ ЗАГАДКУ. 4 ЗАЩИТА ЗАГАДКИ – ВСЯ ГРУППА ГОТОВИТ ТЕКСТ ЗАЩИТЫ ЗАГАДКИ ПО ПЛАНУ, ЗАЩИТНИК ЗАЩИЩАЕТ СВОЮ ЗАГАДКУ

Слайд 11

ЭСКИЗ – БЫСТРО ВЫПОЛНЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАБРОСОК, СВОБОДНЫЙ РИСУНОК, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ КАК ГОТОВАЯ РАБОТА.

Слайд 12

план работы Поиск информации ( найти образец загадки по вашей теме в книге и схему загадки в тетради по информатике, 1 часть ) Продукт (составленная и записанная загадка + рисунок) . Защита проекта.

Слайд 13

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ (правило ССС) 1. Умей сотрудничать , то есть выполнять какое-то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей, идти друг другу на уступки. 2. Проявляй сочувствие , то есть умение отзываться на просьбы о помощи своих одноклассников, умение увидеть, что однокласснику или учителю нужна помощь. 3. Используй самоконтроль , то есть умей сдерживать свои желания и капризы, умей без напоминания выполнять основные требования учителя и основные нормы школы.

Слайд 14

ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА Расскажи, как вы работали над проектом, что делал каждый участник группы. Прочитай загадку. Вам понравилось работать? Что было трудным ? Чья это была идея (кто был самый активный) Справилась ли ваша группа с задачей проекта?

Слайд 15

Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, я считаю его: Приятным Неприятным Однообразным Разнообразным Интересным Скучным Желательным Нежелательным Легким Трудным Нужным Ненужным Беспокойным Спокойным Простым Сложным Непонятным Понятным Полезным Бесполезным

Слайд 16

Наша оценка работы над проектом Достигли цели? Что нового узнали? Чему мы научились? Понравился проект? Что получилось лучше всего? Что бы сделали по – другому? Хотели бы участвовать ещё в проектах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока по математике, 3 класс, Школа России, Умножение и деление на 6, урок-сказка

Даннай материал предназначен для закрепления знания таблицы умножения и деления на 6. Урок представлен в игровой сказочной форме. Выполнен для использования в 3 классе по УМК "Школа России". Содержит ...

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Загадки. 1 класс(Школа России)

Конспект по литературному чтению...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...