Конспект урока литературное чтение.Тема.Снегурочки(различие эпоса, лирики, драмы).
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Конспект урока литературное чтение.Тема.Снегурочки(различие эпоса, лирики, драмы).

Программа Д.Б. Эльконин- В.В. Давыдов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 – Г классе

Дата: 22 апреля 2009 года                                                Учитель: Е.А. .Баталева.

Тема. Снегурочки (различие, эпоса, лирики, драмы).

Цель:

 - развивать творческие способности обучающихся через постановку и инсценировку пьесы «Золотой серпок»

 - обобщить теоретические знания по изучаемой теме через анализ литературных произведений

 - воспитывать уважение и внимательность к собеседнику, к товарищу через работу в группе (организовать коллективно-распределительную деятельность).

Оборудование:

 - учебник «Литературное чтение 4 класс», автор З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина

 - рабочая тетрадь по литературному чтению, автор З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина

 - необходимые атрибуты к пьесе, декорации  (костюмы лисы, зайца, петуха, козла, кукушки, плакаты с изображением поля, дома зайки, белой берёзоньки и т. д.).

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Инсценировка сказки «Золотой серпок»

 - игра

 - оценка игры зрителями – критиками (аплодисменты).

        У. Вы переложили сказку «Золотой серпок» для постановки на сцене. Как называется такой вид работы?

Д. Инсценировка

У. Это слово происходит от сочетания латинских слов: «ин» - «на» и «сцена» - «на сцене».

        Что же необходимо сделать инсценировщику, чтобы»перевести» эпическое произведение в драматургическое? Сравните задачи эпоса и драмы (схема на классной доске) В чём сходство? В чём различие?

Д. (высказывают свои мнения).

У. Инсценировка  работа трудная и в тоже время творческая. Но ещё интересней, наверное, быть драматургом. А кто такой драматург?

Д. Это автор, сочиняющий пьесу, драму.

У. А теперь послушайте, как сделал инсценировку этой сказки взрослый инсценировщик, и расскажите, что вам нравится, а что нет в этой инсценировке. Сравните с вашим вариантом.

Чтение отрывка (методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4 –ого класса стр.302, 303.).

Д. (высказывают свои мнения).

      3. Объявление темы урока.

У. Сегодня на уроке мы с вами начнём обобщение теоретических знаний о лирике, эпосе, драме. Выясним их различие и особенности. Но делать это будем опираясь на прочитанные дома художественные произведения.

     4. Подготовка к заданию.

     У. Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 70, часть 2, и просмотрите тексты под названием Снегурочки».

А теперь скажите, к какому роду и жанру вы отнесли  все три произведения про Снегурочек?

    Д. Первое – народная сказка в обработке Карнауховой. Она относится к эпосу. Второе произведение Александра Николаевича Островского, оно в нашем учебнике дано в отрывке. Он назвал своё произведение «весенняя сказка». Но это пьеса, она написана для постановки на сцене, относится к роду «драма». Третье произведение – стихотворение Елены Александровны Благининой. Оно относится к роду «лирика».

Примечание. Вероятно, не все дети смогут сразу адекватно отнести произведения к определённому роду литературы. В любом случае учителю следует потребовать доказательств.

    У. Попробуйте доказать, что вы правы. И выступить в роли учёных – литературоведов.

        Первая группа работает с народной сказкой в обработке Канауховой, вторая с «Весенней сказкой» А.Н. Островского.

        При работе с произведением опирайтесь (пользуйтесь) теоретическим материалом на классной доске (схема). Постройте своё доказательство по ведущим уровням каждого рода (задача , построение картины жизни и основные жанры).

    5. Работа в группах.

(учитель направляет, организует  деятельность в группе)

    6. Выступление групп.

    7. Вывод.

     У. Ну, хорошо, вы меня убедили в том, что ваши знания о теории помогают вам в читательской практике, вы можете доказать почему относите то или иное произведение к определённому роду литературы. А зачем вам это надо знать, зачем это уметь? Может быть,  это нужно только учёным – литературоведам, а обычному читателю ни к чему?

     Д. ……..

Итог обсуждения. Главная задача читателя – попытаться понять автора, его замысел. А для этого надо отгадать, какую задачу ставил автор. Вот  тут – то нам и помогает знание литературных родов и жанров. Понимание того, к какому роду относится произведение, уже продвигает читателя к отгадыванию авторского замысла. При чтении эпических произведений читатель должен следить за действиями героев в ситуации столкновения как испытывающими их характеры, искать оценки Р. При чтении лирики читатель не должен ожидать острого конфликта, действий и поступков героев, ему следует настроиться на понимание внутреннего мира ЛГ. А при чтении пьесы воображение читателя должно «работать» за весь театральный коллектив – режиссёра, актёров, декораторов. Через слова героев он пытается понять внутренний мир героев в оценке автора.

        В свою очередь, знание жанров заранее настраивает читателя. От волшебной сказки мы ждём одного, и совсем другого – от бытовой. По – разному настраиваемся, когда собираемся прочитать басню или рассказ. Все эти знания нужны, чтобы стать настоящими читателями художественной литературы.

     8. Домашнее задание.

        Составить схемы сюжета к этим произведениям.

Оформление классной схемы «Роды литературы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)

Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...

Урок литературного чтения ПНШ 4 класс Пейзажная лирика Н. Заболоцкий "Оттепель"

Разработка конспекта урока. ( Показана работа над выразительным чтением текста с точки зрения значения слова, художественного образа слова и звучания слова). Показана работа по группам....

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....