Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx | 112.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы».
Цели обучения
Курс литературного чтения направлен на достижение следу ющих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе ственных произведений; формирование эстетического отноше ния к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Результаты изучения курса
Изучение литературного чтения обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде лю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
УМК:
1. Учебник «Литературное чтение» в 2-х частях 2 класс
Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; издательство Москва «Просвещение» 2012 год.
2. Рабочая тетрадь к учебнику 2 класс.
3. Аудиоприложение к учебнику на электронном носителе.
2. Методическая литература: «Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс». Авторы: Кутявина С.В.; «ВАКО» Москва 2012 год.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Вводный урок | 1 |
1 | Самое великое чудо на свете | 4 |
2 | Устное народное творчество | 15 |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 |
4 | Русские писатели | 14 |
5 | О братьях наших меньших | 12 |
6 | Из детских журналов | 9 |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 9 |
8 | Писатели – детям | 17 |
9 | Я и мои друзья | 10 |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 9ч |
11 | И в шутку и всерьез | 14 |
12 | Литература зарубежных стран | 12 |
13 | Резервные уроки | 2 |
Итого | 136 |
Вводный урок (1 ч.)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Читателю. Р. Сеф
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и пого ворки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и жу равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Баль монт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступи ла...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружи лась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токма кова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура вей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Приш вин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Мар шак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Влади миров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (17 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (10 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (9 ч)
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (14 ч)
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все го?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (12 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горо шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
Резервные уроки (2 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Формы организации образовательного процесса | ||
Личностные | Метапредметные (УУД, работа с текстом) | Предметные | ||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | ||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | Осознание значимости чтения для своего дальней шего развития и успешного обучения. Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу. | Ориентироваться в учебнике, знать систему условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике. | Предполагать по названию содержание главы. Осознавать значимость чтения для личного развития. | Знакомство с учебником и системой его условных обозначений. | К.у. |
Самое великое чудо на свете (4 часа) | ||||||
2. | Самое великое чудо на свете. | 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. | Познавательные: ориентироваться в учебнике; коммуникативные: вступать в диалог, отвечать на вопросы; Регулятивные: организовывать рабочее место. | Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела
| Групповая работа | |
3. | Библиотеки. | |||||
4. | Книги. | |||||
5. | Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека». | |||||
Устное народное творчество (15 ч) | ||||||
6. | Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. | Принимать образ «хорошего ученика».Внимательно относиться к собственным переживаниям переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. | Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре. | Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; – делить текст на смысловые части; – создавать небольшой устный текст на заданную тему | Урок-дискуссия |
7. | Русские народные потешки и прибаутки. | К.у. | ||||
8. | Скороговорки,считалки и небылицы. | К.у. | ||||
9. | Народная мудрость в загадках | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Адекватно воспринимать оценку учителя | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках..Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров | Знать народные загадки. Уметь: – отгадывать загадки; – различать загадки народные и авторские; – участвовать в диалоге при обсуждении темы урока | Комбинированный урок |
10. | Народная мудрость пословиц и поговорок. | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Обучающийся научится понимать содержание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию, подбирать пословицу для доводов в споре. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры; – объяснять смысл народных пословиц и поговорок | Комбинированный урок |
11. | Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров | Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней шего развития и успешного обучения; формирование потреб ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, . Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы. | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». | Уметь: – различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры); – подбирать пословицы к стихам; – читать осознанно текст художественного произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | К.у. |
12 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт». | Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней шего развития и успешного обучения; формирование потреб ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя | Освоят приёмы поиска нужной информа ции Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Народная сказка. Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные Знать понятие «бытовая сказка». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные | К.у. |
13. | Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» | К.у. | ||||
14. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | К.у. | ||||
15. | Сказка о животных «Лиса и тетерев» | Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней шего развития и успешного обучения; формирование потреб ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя | Освоение приёмов поиска нужной информа ции. | Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение. | Знать понятие «сказка о животных». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры сказок о животных; – различать сказки народные и литературные | К.у. |
16. | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». | К.у. | ||
17. | Русская народная сказка «Каша из топора». | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». | Обучающийся научится выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию. | – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | К.у. | |
18. | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | Научится высказывать и пояснять свою точку зрения. | Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение. | К.у. | ||
19. | Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди». | Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней шего развития и успешного обучения; формирование потреб ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Различение малых фольклорных жанров. Народная сказка. Герои произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка». Уметь: – читать выразительно текст художественного произведения; пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать фольклорные жанры | К.у. |
20. | Урок-обобщение по теме«Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения. | Урок обобщения и самостоятельное задание | ||||
Люблю природу русскую. Осень. (8 ч.) | ||||||
21-22. | Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника…». | Восприятие лите ратурного произведения как особого вида искусства; полно ценное восприятие художественной литературы; эмоциональ ная отзывчивость на прочитанное. | Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информа ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром. | Знать: произведения русских поэтов о природе. Уметь: – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | К.у. | |
23-24 | Стихи А. Плещеева, А. Фета об осени. | Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Связь произведений литературы с видами искусств. | Анализировать средства художественной выразительности. | К.у. | ||
25 | Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой. | Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | Формирование пред ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще стве. | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: – описывать поэтический образ осени в стихах; – выразительно читать стихотворения; – анализировать поэтическое изображение осени в стихах; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | К.у. |
26 | Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы». | Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения. | Овладение основами коммуникативной деятельности. | Формулировать несложные выводы, обосновывать на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить рифму в произведении; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | К.у. |
27 | Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро», И. Бунина «Сегодня так светло...». | Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: -анализировать поэтическое произведение. | К.у. | ||
28 | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую». Проверим себя и оценим свои достижения. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик». | Формирование пред ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще стве. Овладение основами коммуникативной деятельности. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: -анализировать средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Урок обобщения |
Русские писатели (14ч.) | ||||||
29 | А. С. Пушкин – «Солнце русской поэзии» | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик». | На практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | Произведения А. С. Пушкина о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать произведения А. С. Пушкина о природе. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст стихотворений; – осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы – определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы; – читать стихотворение наизусть | К.у |
30 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила») | К.у. | ||||
31 | Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима». | Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. | К.у. | ||
32 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Эмоциональ ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | На практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | Литературная сказка. Осо-знанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать содержание сказки. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст сказки; – определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; – читать по ролям; – участвовать в обсуждении прочитанного; – высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам. | К.у. |
33 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с Привлечением текста произведения или других источников. | К.у. | |||
34 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Эмоциональ ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | Урок-игра | |||
35 | Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». | Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, Соответствующих. | Знать: – понятие «басня»; – басни И. А. Крылова. Уметь: – читать выразительно, осознанно. | К.у. | |
36 | Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Текст: – давать характеристику главным героям; | К.у. | |
37 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек». | Эмоциональ ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. | Басня. Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Знать: – понятие «быль»; – творчество Л. Толстого. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; – давать характеристику главным героям; | К.у. |
38-39 | Л. Н. Толстой «Филипок». | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик. | Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях. | Уметь: – выделять особенности сюжета произведения; – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; | К.у. |
40-41 | Рассказы Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Котенок». | Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельности. | Формирование пред ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще стве. Овладение основами коммуникативной деятельности. | Научно-популярные произведения. | Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); – определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику главным героям произведения; – участвовать в обсуждении прочитанного; – отвечать на обобщающие вопросы по теме. | |
42 | Обобщение по теме «Русские писатели». | Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Урок обобщения | |
О братьях наших меньших (12ч.) | ||||||
43 | Н.Сладков «Они и мы», Б. Заходер «Плачет киска». | Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. | Произведения о природе. Осознанное правильное чтение целыми словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь: прогнозировать жанр произведения; – определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста. | К.у. |
44 | И.Пивоварова «Жила-была собака…». | Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев. | Уметь: – выполнять творческую работу (сочинение сказок); – читать осознанно и выразительно текст художественного произведения; – определять его тему и главную мысль. | К.у. |
45 | О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин щенок». | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев. | Уметь: – выполнять творческую работу (сочинение сказок); – читать осознанно и выразительно текст художественного произведения; – определять его тему и главную мысль. | К.у. | |
46-47 | М. Пришвин «Ребята и утята». | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. | Произведения классиков детской литературы о животных. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь: – определять, от какого лица идет повествование; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). | К.у. | |
48-49 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Знать понятие «логическое ударение». Уметь: – определять построение, характер текста; – использовать силу голоса для постановки логического ударения; – участвовать в диалоге; – формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану; – пересказывать текст. | К.у. | |
50 | Б. Житков «Храбрый утёнок». | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Произведения классиков детской литературы о животных. Пересказ текста. | Уметь: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | К.у. |
51 | «Музыкант». В. Бианки. | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Выразительное чтение, Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Уметь: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. | К.у. | |
52-53 | В.Бианки «Сова». | |||||
54 | Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших». Проверим себя и оценим свои достижения. | – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. | Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. | Произведения классиков детской литературы о животных. Составление обобщающих вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. | Знать произведения о животных. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – пересказывать, анализировать произведения. | УРОК обобщения |
Из детских журналов (9 ч.) | ||||||
55 | Из детских журналов. Знакомство с разделом. | Понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва. | Планировать работу на уроке. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. | Прогнозировать содержание раздела. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. | Знать: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения. | Урок-презентация |
56 | Д. Хармс «Игра». | Эмоциональ ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Участвовать в работе пары и группы. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать: понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения. | К.у. |
57 | Д. Хармс «Вы знаете». | К.у. | ||||
58 | Д. Хармс «Весёлые чижи». | К.у. | ||||
59 | Д. Хармс «Что это было?». | Понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва. | Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Знать: – названия детских журналов; – понятие «юмор» произведения. Уметь: – анализировать произведение; – определять средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения наизусть. | К.у. | |
60 | Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | К.у. | ||||
61 | Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки» | К.у. | ||||
62 | Введенский «Учёный Петя» | К.у. | ||||
63 | Урок-обобщение по теме «Из детских журналов». Проверим себя и оценим свои достижения. | Понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва. | Проект «Любимый детский журнал». | |||
Люблю природу русскую. Зима. (9 ч.) | ||||||
64 | Образ зимы в поэзии И. Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима. | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова | Произведения о природе Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. | Знать произведения о зиме. Уметь: – определять средства художественной выразительности; – составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх. | К.у. | |
65 | Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». | – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей | Произведения Ф. Тютчева о природе, зимнем времени года. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Знать понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать выразительно стихотворения наизусть. | ||
66 | Природа в стихах. С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). | Знать: – творчество С. Есенина; – понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – читать стихотворные произведения наизусть. | К.у. |
67 | Поэтическое изображение берёзы С. Есенин «Берёза» | К.у. | ||||
68-69 | Русская народная сказка «Два Мороза». | Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | К.у. | |||
70 | С новым годом! С. Михалков «Новогодняя быль» | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Знать творчество С.Михалкова. Уметь: – определять тему и находить главную мысль произведения. | К.у. | ||
71 | Поэтическое изображение зимы. А. Барто «Дело было | Сформировывать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. | Использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и находить главную мысль произведения. | К.у. |
72 | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима». | Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста. | – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – читать стихотворные произведения наизусть | Урок-обощения | ||
Писатели – детям. (17 ч.) | ||||||
73 | К.И.Чуковский «Путаница». | Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. | Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата. | Ументь самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию. | Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь: – анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; – определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику героям. | К.у. |
74 | К. И. Чуковский «Радость». | К.у. | ||||
75-76 | К. И. Чуковский «Федорино горе». | Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, уметь избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, уметь срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. | Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привле-чением текста произведения Уметь различать народные и литературные сказки. | К.у. |
77 | Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри». | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Знать творчество С. Я. Маршака. Уметь: – анализировать юмористические стихотворения; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | К.у. |
78 | Мудрость замысловатой истории. С. Я. Маршак «Кот и лодыри» | К.у. | ||||
79 | Удивление | Развивать этические чувства, доброжелательность и эмо ционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопере живание чувствам других людей. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Знать творчество С. В. Михалкова. Уметь: – прогнозировать содержание произведения по названию. | К.у. |
80 | Страна фантазия в произведениях С. В. Михалкова | – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии. | К.у. | |||
81 | С. В. Михалков «Мой щенок» | Уметь срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | Уметь договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения. | Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному. | Уметь: – прогнозировать содержание произведения по названию; – анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту. | К.у. |
82 | А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука» | Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть. | К.у. | |
83 | . А. Л. Барто «В школу» | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. Е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий. | К.у. | |||
84 | А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». | К.у. | ||||
85 | Н. Н. Носов «Затейники». | Ррх литературо ведческих понятий;пущенных ошибок.их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. азвитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих. | Познакомиться с биографией и творчеством Н. Н. Носова; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | Урок-игра | |
86-87 | Н. Н. Носова «Живая | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата; умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих. | Развивать навыки чтения по ролям, умение воспринимать информацию на слух. | Уметь пересказывать текст воспринимать информацию на слух определять главную мысль произведения. | К.у. |
88 | Н. Н. Носова «На горке» | Уметь срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев. | Умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих. | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. | Анализировать текст Знать Произведения писателей уметь работать с иллюстра- ции цией. Повторить и обобщить изученный Материал. | К.у. |
89 | Урок – обобщение по теме «Писатели – детям | Урок-обобщения | ||||
Я и мои друзья. (10 ч.) | ||||||
90 | Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты». Э. Мошковская «Я ушёл в свои обиды». | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих. | Произведения о взаимоотношениях людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Уметь: – анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст. | К.у. |
91 | В. Лунин | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Произведения о взаимоотношениях людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения Произведения о взаимоотношениях детей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Уметь: – подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; – определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | К.у. | |
92 | Н. Булгакова «Анна, не грусти!». | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах. | К.у. | ||
93 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». | – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения | К.у. | |||
94-95 | Осеева «Волшебное слово». | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на людей; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Уметь: – читать по ролям; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения. | К.у. | |
96 | В. Осеева «Хорошее». | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм. | Гготовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Произведения классиков детской литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. | Уметь: – подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части. | К.у. |
97-98 | Осеева «Почему?». | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Прогнозировать жанр произведения; – определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – создавать небольшой устный текст. на заданную тему. | Знать произведения о детях. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | К.у. |
99 | Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья». Проверим себя и оценим свои достижения. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | – прогнозировать жанр произведения; – определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Урок-обобщения |
Люблю природу русскую. Весна. (10 ч.) | ||||||
100 | Люблю природу русскую. Весна. | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата. | Знать произведения о весне. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. | Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. | К.у. |
101 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится…». | К.у. | ||||
102 | А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка». | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. | Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. | К.у. | |
103 | А. Блок «На лугу». | Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности. | К.у. | |||
104 | С. Маршак «Снег уж теперь не тот». | К.у. | ||||
105 | И.Бунин «Матери». | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. | Знать пословицы и поговорки о матери. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. | К.у. |
106 | А. Плещеев «В бурю». | К.у. | ||||
107 | Е.Благинина «Посидим в тишине». | К.у. | ||||
108 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел…». | К.у. | ||||
109 | Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна». Проверим себя и оценим свои достижения. | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Знать произведения о весенней природе. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | К.у. | ||
И в шутку и всерьёз. (14 ч.) | ||||||
110 | «И в шутку и всерьёз». Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Знать понятие «орфоэпическое чтение». Уметь: – читать орфоэпически; – читать по ролям; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | К.у. | |
111 | . Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». | Использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Знать творчество Б. Заходера. Уметь: – отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев; – выразительно читать стихотворения наизусть. | К.у. | |
112-113 | . Э. Успенский «Чебурашка». | Знать творчество Э. Успенского. Уметь: – отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев; – выразительно читать стихотворения наизусть. | К.у. | |||
114 | . Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции. | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. | К.у. | |
115 | Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой». | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов. | Использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах. | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; – анализировать поступки героев; – осознанно читать и делить текст на смысловые части; – пересказывать прочитанное; – выразительно читать стихотворения наизусть. | К.у. |
116 | Э. Успенский «Память». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | К.у. | |||
117 | Стихи В.Берестова. | Использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Знать творчество В. Берестова. Уметь: – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – выразительно читать стихи наизусть; – давать характеристику героям произведения; – отвечать на вопросы; – участвовать в обсуждении темы урока. | К.у. | |
118 | Стихи И.Токмаковой. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей. | Использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. | Произведения современной отечественной литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. | Уметь: – объяснять авторское отношение к героям; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – оценивать события, героев произведения; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | К.у. |
119-120 | Г. Остер «Будем знакомы». | Использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. | Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Уметь: – выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | К.у. | |
121-122 | В. Драгунский «Тайное становится явным». | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей. | Использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. | Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. | Уметь: – определять характер произведения по рисункам; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать стихотворные произведения наизусть. | К.у. |
123 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». Проверим себя и оценим свои достижения. | Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, | Знать юмористические произведения для детей. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Урок-обобщения. | |
Литература зарубежных стран. (12 ч.) | ||||||
124 | Литература зарубежных стран. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей. | Малые фольклорные жанры. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | К.у. | |
125 | Английские народные песенки | Формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). | Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. | К.у. |
126 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети». | Формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. | Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах. | Выразительное чтение, | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с французской инемецкой песенками; – анализировать средства художественной выразительности Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с французской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности | К.у. |
127-128 | Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах». | Произведения зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные | К.у. | ||
129 | Ш. Перро «Красная шапочка». | Формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. | Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Выразительное чтение, | Знать понятие «фантастика». Уметь: – анализировать мотивы поведения героев; – составлять план пересказа; – выделять эпизоды из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать сказки народные и литературные. | К.у. | |
130 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | |||
131-132 | Эни Хогарт «Мафин и паук». | Формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. | Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах. | Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. | Уметь: – анализировать образность художественной речи; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. | |
133 | Юмор в стихах. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества. | Произведения зарубежной литературы. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. | Уметь: – определять эмоциональность характера текста; – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть. | ||
134 | Обобщение по теме «Литература зарубежных стран», «Наши проекты». | Формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. | Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. | Знать литературные произведения зарубежных стран. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст. | ||
135 | КВН «Цветик семицветик». | |||||
136 | Резервные уроки. Повторение изученного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...