урок литературного чтения в 1 классе Н. Сладков "На одном бревне". ФГОС
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Лаврухина Маргарита Ивановна
Тема: Н. Сладков «На одном бревне» Цель: познакомить с авторской сказкой Н. Сладкова «На одном бревне» Задачи: • организовать деятельность учащихся по изучению произведения Н. Сладкова «На одном бревне», уяснению его нравственного смысла, формированию навыков смыслового чтения и работе с текстовой информацией;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n._sladkov_urok_literaturnogo_chteniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»  

Тема: Н. Сладков «На одном бревне»

Цель: познакомить с авторской сказкой Н. Сладкова «На одном бревне»

Задачи: 

  1. организовать деятельность учащихся по изучению произведения Н. Сладкова «На одном бревне», уяснению его нравственного смысла, формированию навыков смыслового чтения и работе с текстовой информацией;
  2. создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства;
  3. подвести школьников к осознанию нравственной ценности «взаимовыручка».

Оборудование:

учебник «Литературное чтение» 1 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс, конверты с заданиями для групповой работы, карточки с пословицами для парной работы, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный этап

1. Эмоциональный настрой на урок.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

 

2. Начинаем урок с дыхательной разминки.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим,

- спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

- надуваем воздушный шар;

- дуем на кипящее молоко;

3. Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

ΙI. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

- Над каким разделом мы сейчас работаем? ( «О наших друзьях – животных)

- С каким произведением из этого раздела мы познакомились? Кто автор?

2. Чтение стихотворения А. Барто «Жук» наизусть.

III. Этап усвоения знаний и способов действий.

1. Введение в тему урока.

- Сегодня тему «О наших друзьях – животных» продолжит произведение Н. Сладкова.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут его герои ?

- Отгадав загадки, вы узнаете о ком мы сегодня будем читать.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(заяц)

Посмотрите-ка какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(лиса)

Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

2. Работа в парах.

- Ребята, у вас на столе карточки. Соедините стрелочками животных  и качества, которые им приписывают.

Лисы        трусливые

Зайцы       сильные

Сороки     болтливые

                  хитрые

                  злые

- Какие поличились зайцы? Лисы? Сороки?

- Какие качества не подходят никому из животных?

– Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что произошло с животными. Как вы думаете, почему так произошло? (Предположения детей).

- Как вы думаете, о чем будет текст? Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

- Какую задачу поставим перед собой на уроке?

- Что будем делать для этого?  

3. Первичное чтение.

Сказку  начинает читать учитель, а продолжают хорошо читающие  ученики.

 - Подтвердились ли наши предположения? Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Что можно сказать о героях произведения?

ΙV. Этап первичной проверки понимания изученного

2.Моделирование первой страницы обложки.

 - Определите жанр произведения. (сказка). Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

 (Учащиеся выполняют модель обложки в тетрадях).

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

- Значит, какая это сказка?

- Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

 Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз - присядка, два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало -

Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх). /А. Барто/

- Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно? Как вы понимаете значение слова «зловредная»?

- Кто главные герои в сказке?

- Когда происходила эта история и где? Прочитайте.

- Как вели себя животные? Кто их хотел посорить? Как? Прочитайте.

- Как вы думаете, зачем сорока хотела поссорить лису с зайцем?

- Как вы понимаете слова «сорока ни с чем улетела»?

3. Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей, составление плана).

- Зачем составляют план?

4. Работа по группам 

Найди ошибку в плане, расставь номера по порядку, дополни план (дифференцированное задание по группам )

4. Работа с пословицами. Работа в парах.

- Соедините линией начало пословицы с её окончанием. Проверьте себя по учебнику. (с. 105)

- Какая из этих пословиц подходит к сказке Сладкова? Докажите.

- Ребята, какая же главная мысль у этой сказки, чему она нас учит?

V. Этап подведения итогов

- Какие выводы можно сделать по прочитанному?

- Чему учит рассказ?

- Какие задачи ставили перед собой?

- Удалось ли их решить?

VI. Этап рефлексии

– Какую работу мы сейчас выполняли?    

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А как бы вы оценили свою работу? Почему?

Домашнее задание по выбору:

  1. с. 103 – 104 подробный пересказ
  2. придумать продолжение сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Гармония" ФГОС СКОРОГОВОРКИ

Этот урок литературного чтения во 2 классе, где школьники узнают жанровые признаки скороговорки, но для получения новой  информации есть много способов... и ребята использут некоторые из них......

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС школа 2100 ФГОС

Технологическая карта урока литературного чтения  2 класс   ОС школа 2100 . Тема урока: корейская  сказка "Честный мальчик"...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Литературного чтения" 2 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

Коррекционная направленность основных общеобразовательных уроков (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир) по ФГОС в классе слабовидящих детей

Коррекционная направленность основных общеобразовательных уроков (литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир) по ФГОС в классе слабовидящих детей...

Урок литературного чтения, 4 класс. Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка.

Разработка урока литературного чтения в 4 классе. УМК "Перспектива"....