Рабочая программа по обучению грамоте по системе Занкова
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Данный материал может быть использован при планировании и составлении рабочей программы по обучению грамоте. В данной части программы акцент сделан на чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обучению грамоте
Составитель: Бирюк Р. В., учитель начальных классов
Пояснительная записка
к рабочей программе по обучению грамоте
Рабочая программа по обучению грамоте (письмо), обучению грамоте ( чтение) разработана на основе примерной программы, авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 207 учебных часов в год, в том числе:
обучению грамоте (письмо) – 115 часов;
обучению грамоте ( чтение) – 92 часа. В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
Задачи периода обучения грамоте:
- научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
- развить интеллектуальную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку. Программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русская речь", "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в программу "Русский язык" и "Литературное чтение".
Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый - "Развитие речевой деятельности", в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй - составляет собственно система языка - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.
I. Развитие речевой деятельности.
В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, "разговорить" детей.
Данной цели служат специальные задания по инсценированию, но, прежде всего - организация учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. На самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением. В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.
Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма: Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные.. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения;
вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными.
II. Система языка
Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К её достижению приводят следующие линии работы:
- первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
- начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного", или исторического. В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снега - снег) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши);
- наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.
В основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.
Основное содержание
Обучение грамоте (чтение)
Количество часов в год – 92
Количество часов в неделю – 4
№ п/п | Наименование раздела программы, количество часов | Тема урока | Количество часов | Государственный стандарт | ||
знать/понимать | уметь | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | ||||
1 | Период первый (добукварный) | История обучения. | 1 | Знать: - чему учили детей в древности, чему учат современных детей. Иметь понятие о звуке и букве. | Уметь: - различать устную и письменную речь. | Уметь: - пользоваться способами передачи устной и письменной речи; - пользоваться устной речью в различных ситуациях |
2 | Речь устная и письменная. | 1 | ||||
3 | Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России. | 1 | ||||
4 | Мир, Россия. Родина, семья. | 1 | ||||
5 | Звук и его письменный знак. Разведение понятий «слово», «предмет» | 1 | ||||
6 | Звуки гласные и согласные. | 1 | ||||
7 | Знаки звуков – буквы. Звук (а), буква А, а. Звук (у), буква У, у. | Знать: - признаки предложения; - признаки гласных звуков; - о позиционных особенностях букв в словах; - признаки твёрдых и мягких согласных звуков; - правило переноса; - написание гласной И после согласной Ж; - звонкие и глухие согласные звуки; - написание гласной У после согласной Щ; - написание гласной И после согласной Ш; - особенности загадок, считалок, небылиц, путаниц; - какие средства использует автор при написании стихотворения; - особенности фольклорных жанров. Иметь понятие: - о написании имён собственных; - об обозначении буквами Е, Ю, Я,Ё одного звука после согласных; - о многообразии малых жанров литературных произведений. | Уметь: - соотносить схему слова с названием предмета; - различать гласные и согласные звуки; - различать мягкие согласные звуки; - различать в словах звонкие и глухие согласные звуки; - делить слова на слоги; - составлять текст по картинкам; - исполнять роли некоторых героев; - находить в ряду слов родственные слова; - отличать стихотворение от других жанров; - представлять сказочных героев. | Уметь: - отличать слова от предложений; - называть предметы по их количеству; - оформлять предложение: первое слово писать с большой буквы, в конце ставить нужный знак: . ? ! - выражать жестами некоторые слова; - читать слова с изученными буквами; - пересказывать сюжет знакомого произведения; - пользоваться средствами выразительности; - различать на слух звуки речи; - составлять письма, использовать интонационную выразительность в речи; - голосом показывать различия в цели высказывания; - правильно называть буквы алфавита; - составлять рассказ о семейных праздниках, семейном отдыхе; - выразительно читать стихотворения. Знать правила устного и письменного общения. Знать русский алфавит Иметь представление между целью, адресатом, местом общения и формой общения. | ||
8 | Путешествие в мир знаков. Предложение и слово. | |||||
9 | Фестиваль сказочных героев. | |||||
10 | Театр. Звук (о), буква О, о. Звук (э), буква Э, э. | |||||
11 | Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения. | |||||
12 | Звук (о), буква О, о. Звук (э), буква Э, э. Большая буква в именах собственных. | |||||
13 | Звук (ы), (и), буква ы, И, и. Твёрдые и мягкие согласные звуки. | |||||
14 | Один предмет – несколько предметов. | |||||
15 | Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные. | |||||
16 | Твёрдые и мягкие согласные звуки (л) и (м). Определение места звука в словах. | |||||
17 | Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные. | |||||
18 | Предмет, его признаки и действия. Ударение. | |||||
19 | Культура общения. | |||||
20 | Звук (н), (р), буква н, Н; р, Р. Понятие рода и числа. | |||||
21 | Твёрдые и мягкие согласные звуки (н) и (р) | |||||
22 | Составление сказок. | |||||
23 | Предложения, разные по целям и интонации. | |||||
24 | Диалог. Правила работы над диалогом. | |||||
25 | Особенности сказочных героев. | |||||
26 | Звук (й), буква й, Й. | |||||
27 | Многозначность слов. | |||||
28 | Звук (й), буква й, Й. Нахождение предложения по схеме. | |||||
29 | Звуковой анализ слов. | |||||
30 | Понятие «слог». Деление слов на слоги. | |||||
31 | Правила переноса слов. | |||||
32 | Логическое и смысловое ударение | |||||
33 | «Чудеса русского языка». | |||||
34 | «Кто где живёт?» | |||||
35 | Чтение изучены букв. | |||||
36 | Разыгрывание сюжетов. | |||||
37 | Звук (б), (в), буква Б, б; В, в. Звонкие и глухие согласные. | |||||
38 | Звук (б), (в), буква Б, б; В, в. Коррекция текста. | |||||
39 | Сочетание слов в предложении по смыслу. | |||||
40 | Интонация в предложении. | |||||
41 | Звук (г), (д), буква Г, г; Д, д. различие слова и слога. | |||||
42 | Звук (г), (д), буква Г, г; Д, д. Многозначность слов. | |||||
43 | Имена собственные. Составление продолжения рассказа по его началу. | |||||
44 | Звонкие и глухие согласные. Игра в города. | |||||
45 | Сравнение скороговорок и загадок. | |||||
46 | Звук (ж), (з), буква Ж, ж; З, з. Звонкие и глухие согласные. | |||||
47 | Образование слов. Расхождение написания с произношением. | |||||
48 | Переносное значение слов. | |||||
49 | Звук (ж) – всегда твёрдый согласный звук. | |||||
50 | Звук (к), (п), буквы К, к; П, п. | |||||
51 | Старинные имена. | |||||
52 | Смыслоразличительная роль звуков. | |||||
53 | Удивительное –ка. Звуковой анализ слов. | |||||
54 | Звук (с), (т), букваы С, с; Т, т. Значение слов | |||||
55 | Согласные звуки (с), (т), | |||||
56 | Звук (с), (т), буквы С, с; Т, т. Согласные звуки. | |||||
57 | Тематические группы слов. | |||||
58 | Звук (ф), (ш), буквы Ф, ф; Ш, ш. | |||||
59 | Парные звонкие и глухие согласные. | |||||
60 | Звуки (ж), (ш) – всегда твёрдые. Правописание сочетаний жи, ши. | |||||
61 | Значение фонемы, значение логического ударения. | |||||
62 | Знаки времени. | |||||
63 | Чтение слов с изученными буквами. | |||||
64 | Чтение текстов с изученными буквами. | |||||
65 | Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я,я. Одна буква – два звука. | |||||
66 | Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я,я. | |||||
67 | Знакомство с фразеологизмами. Твёрдые и мягкие согласные звуки. | |||||
68 | Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев. | |||||
69 | Из истории языка. Многозначность слов. | |||||
70 | Я и мои друзья. Звуковой анализ слов с (й, у), (й,а) | |||||
71 | Что такое язык? Когда мы так говорим? | |||||
72 | Корень слова. | |||||
73 | Как мы общаемся. | |||||
74 | Этика общения. Письмо. | |||||
75 | Ь – показатель мягкости предшествующего звука. | |||||
76 | «Кому что принадлежит?» | |||||
77 | Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница. | |||||
78 | Знакомство с фольклором. Страшилки. | |||||
79 | Звук (х), (ц), буквы Х, х; Ц, ц. | |||||
80 | Упражнение в чтении слов с буквами Х, х; Ц, ц. Словообразование. | |||||
81 | Словообразование. Значение фонемы в образовании слов. | |||||
82 | Чем похожи и чем не похожи? | |||||
83 | Звук (ч), (щ) – всегда мягкие, глухие. Буквы Ч, ч; Щ, щ. | |||||
84 | Понятие: время, сутки, дни недели. | |||||
85 | Рисованные стихи. Многозначные слова. | |||||
86 | Разделительные Ь и Ъ знаки. | |||||
87 | Как поэт использовал чудеса русского языка. | |||||
88 | Народный фольклор: прибаутки, поговорки, считалочки. | |||||
89 | Что читали наши бабушки? | |||||
90 | Семейные праздники. | |||||
91 | Фестиваль сказочных героев. Алфавит. | |||||
92 | «Прощание с азбукой» |
Учебно-методический комплект:
- Нечаева Н. В., Белорусец К. С. «Азбука». – Самара Корпорация «Фёдоров», 2005г.;
- Нечаева Н. В., Белорусец К. С. « Я читаю?», «Я читаю», «Я читаю!» Тетради к «Азбуке». - Самара Корпорация «Фёдоров», 2005г.;
- Нечаева Н. В. И др. Тетради по письму. 4 части. – Самара Корпорация «Фёдоров», 2006г.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу периода обучения грамоте
Иметь представление о следующих связях:
-между целью, адресатом, местом общения и формой общения
-между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными)
-между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов)
Владеть общеучебными умениями:
-соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
-адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников
-слушать и отвечать на заданный вопрос
-ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму
-различать языковые явления по названным признакам
Знать:
-признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
-оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);
-звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
-признаки гласных и согласных звуков;
-признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
-написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;
-алфавит.
Уметь:
-использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
-голосом показывать различия в цели высказывания;
-пользоваться учебными книгами;
-читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-30 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
-списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
-писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий изученные орфограммы и пункгограммы (оформление предложения, сочетания ЖИ, ШИ, ЩА, ЧУ, ЩУ, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с Й);
-соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;
-различать на слух звуки речи;
-различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
-определять место ударения в двусложных словах;
-делить слова на слоги;
-находить в ряду слов родственные слова;
-применять правило написания слов с гласными И, А, У после согласных Ж, Ш, Щ, Ч, переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? !).
Кроме названного, школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и представлениями:
-осуществлять группировку языковых явлений;
-иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; о родственных словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте (система Л.В.Занкова) 1 класс
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по обучению грамоте для 1 класса разработаны на основе примерной программы по русскому языку в рамках ФГОС, авторской програ...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
рабочая программа по обучению грамота 1 класс (система Занкова) в соответствии с требованиями ФГОС
рабочая программа для первого класса по предмету " Обучение грамоте" (система Занкова) 20102...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте. Сис-ма Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте и письму. Система Занкова. Составлена с учетом авторской программы Н.В. Нечаевой. (Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: учебник по обучению грамоте. - Самара: Изд...
Рабочая программа по обучению грамоте на 2014-2015 учебный год 1 класс по системе РО Занкова Л.В.
Настоящая рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного обра...
Рабочая программа по обучению грамоте по системе Занкова
Рабочая программа 2012-2013 учебного года...