рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.А.Лазаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgoramma_po_lit.chteniyu_2_klass.docx | 124.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №9» г. Белгорода
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода
_________ Черкашина Н.Н. МБОУ «Лицей №9» г. Белгорода ____________ Петренко Е.Г.
Протокол №________ ___________ Дедилова Т. П. Приказ №________
« ___»___________ 2012г. « ___»______________ 2012г. «___»___________ 2012г.
Рабочая программа по литературному чтению
2 класс
система общего развития Л. В. Занкова
Разработана
учителем начальных классов
высшей категории
Болотовой Оксаной Дмитриевной
Белгород 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011,-224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
В ходе реализации рабочей программы решаются задачи, сформулированные в поясни тельной записке к курсу «Литературное чтение»
В. А. Лазаревой:
■ Продолжать развивать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чте ния обучающихся, совершенствовать качества чтения как основу глубокого и полноценного вос приятия детьми художественного текста.
■ Ознакомить обучающихся с основами теории литературы, формировать на этой основе навыки анализа художественных произведений разных родов и жанров и опыт самостоятельной читательской и художественно-творческой деятельности.
■ Способствовать освоению учениками-читателями нравственных ценностей, содержа щихся в художественном произведении, развитию нравственных чувств личности; воспитанию потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания; пониманию важности чтения для познания окружающего мира.
■ Развивать все виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма) обу чающихся через формирование правильного литературного языка и умений понимать других и выражать понятно свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на раз ных уровнях самостоятельности и креативности.
Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и чита тельских умениях первого класса, но представления учащихся о природе художественного тек ста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров рас ширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, свя занных с детством, школой, друзьями, родными и природой. Работа над текстом направляется ответами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как это изображено?».
Продолжая совершенствовать навыки чтения, во втором классе дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию учителя и в подтверждение своей позиции отрывки в тексте. Усложнение художествен ных текстов, их разносторонность, введение в программу литературных произведений XIX века определяют этимологическую направленность работы над словом.
В этом учебном году впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т.д. Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: на основании собственных наблюдений и чтения образцовых текстов сочинять «осенние этюды», рассказы по пословице, о своем любимом домашнем животном и др.
Расширяются и углубляются теоретико-литературные представления учащихся о прозе, рассказе. Дети выходят на осмысление особенностей авторской сказки, учатся определять тему произведения, без введения термина работают над идеей произведения как главной мыслью ав тора. Расширяются и конкретизируются представления учеников-читателей о способах создания характера героев произведения, о возможностях художников слова в воссоздании художествен ной картины мира и изображении настроений и чувств человека.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
- Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Лазарева В.А. Литературное чтение: Хрестоматия для 2 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.
Курс рассчитан на послебукварный период на 136 часов (34 недели), в том числе на проведение 5 контрольных работ, 1 комплексной контрольной работы. Для заучивания наизусть определено 15 произведений.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
- устный опрос;
- диагностические работы;
- тестовые задания;
- самостоятельные работы.
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;
– основы для эмоционального переживания художественного текста;
– начальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
– эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях;
– понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
– основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;
– эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
– любви к родному дому, малой Родине.
– представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
– первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки;
– стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– работать со словарем и с материалом предварительного чтения;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
– ориентироваться в принятой системе значков.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно работать с учебником во внеурочное время;
– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
– выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;
– пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии;
– воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– понимать вопросы к тексту;
– ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений;
– анализировать доступные по содержанию художественные тексты;
– сравнивать художественный и научно-популярный тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении;
– осознавать роль названия произведения;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– воспринимать мнение собеседников;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
Предметные умения
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
– выразительно читать диалоги, читать по ролям;
– выделять главную мысль прочитанного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
– соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения;
– строить высказывание по образцу и в свободной форме;
– находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– составлять краткое описание природы, предметов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значимость чтения для современного человека;
– пересказывать текст подробно и выборочно;
– определять тему произведения;
– сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
– формулировать несложные выводы;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
– понимать роль подробности в художественном изображении.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– пользоваться в учебнике словарем;
– ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника;
– осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
– находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора;
– находить произведения в Хрестоматии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значение книги в жизни человека;
– находить произведения определенной тематики в дополнительной литературе;
– создавать свои иллюстрации к литературным произведениям;
– сравнивать иллюстрации и содержание произведений;
– иметь представление о справочной, периодической литературе; осуществлять поиск тематических журналов.
– находить стихотворения по теме в других книгах;
– находить произведения, с фрагментами которых знакомились в учебнике;
– определять любимые произведения, помещенные в учебнике.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- сопоставлять небольшие по объему тексты: поэтический и прозаический; сказочный и реалистический;
– понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;
– различать диалогический и монологический характер произведения;
– различать рассказ автора и рассказ героя о событии;
– воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета.
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение;
– выделять поступок как проявление характера героя;
– воспринимать и оценивать выразительное начало художественного текста, используя понятия: смена картин, изображение чувств, стихи веселые, смешные, юмор;
– воспринимать изобразительные возможности ритма в замедлении и ускорении действия;
– пользоваться понятиями: речь, поступок, портрет героя;
– определять особенности народной сказки.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
– читать по ролям, передавая основное настроение произведения;
– подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать при чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;
– находить точное и выразительное слово;
– читать диалоги, пересказывать небольшие тексты;
– сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану.
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения
по учебнику В.А.Лазаревой, 2 класс
№ п\п | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные)
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. «В начале жизни школу помню я …» 25 ч | ||||||
1 | « Весело текли вы детские года…». М.В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…» | определять содержание литературного произведения: тему, главную мысль. | Иметь представление об изобразительных возможностях художественного текста: способность автора через детали обстановки и подробности жизни перенести читателя в другое время. Знать наизусть стихотворение И.Сурикова «Детство» Уметь: -видеть в произведениях разных авторов изображение детства как счастливой, беззаботной поры в жизни человека; -находить в тексте отрывки по заданию; -определять тему и главную мысль произведения; -оценивать события, героев произведения; -использовать приобретённые знания и умения для работы с разными источниками информации (словарями, справочниками); -участвовать в диалоге при обсуждении литературного произведения; -следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи | С.5-6 выразительное чтение | ||
2 | « Весело текли вы детские года…». И.З.Суриков «Детство» | читать текст с соблюдением норм литературного произношения | С.7-8 наизусть | |||
3 | « Весело текли вы детские года…». С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука. | отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя | С.9-13 выразительное чтение | |||
4 | « Весело текли вы детские года…». Т.М.Белозёров «Пельмени», С.В.Михалков «Несбывшиеся мечты» | читать наизусть стихотворные произведения | С.14-17, вопросы, задания | |||
5 | Смешно о серьез ном. А. Л. Барто «Первый урок» | различать жанры художественной лите ратуры; совершенство вать навыки чтения | Знать наизусть стихотворение А. Л. Барто «Первый урок». Уметь: - анализировать и находить в тексте «воспоминания» взрос лых людей о школьной жизни, с их мудрым, отстраненным, ве селым взглядом на проблемы; - отмечать в тексте моменты смешного, осмысливать некото рые способы создания комиче ского; - сопоставлять поэзию и прозаи ческие произведения; - различать термины «поэзия» и «проза»; -уча ствовать в диалоге при об суждении литератур ного произведения - высказывать оценочные сужде ния | С. 18-19, наи зусть | ||
6 | Смешно о серьез ном. А. Л. Барто «Почему телефон занят» | составлять вопросы по содержанию про читанного текста | С. 20-21, во просы, задания | |||
7 | Смешно о серьез ном. В. В. Голявкин «Как я под партой сидел» | определять содержание литера турного произведения: тему, главную мысль | С. 24, задание | |||
8 | Смешно о серьез ном. В. В. Голявкин «Крути снеж ные вертя» | пересказывать текст | С. 26, задания | |||
9 | Ф. П. Решетников «Опять двойка». Работа по картине | составлять рассказ по содержанию карти ны художника | Уметь: - описывать картину Ф. П. Ре шетникова «Опять двойка»; - соотносить словесный и зри тельный образы | |||
10 | Стихи В. Д. Бере стова о школе | работать над умением находить точное и вы разительное слово; соотносить изобра женные в произведе нии ситуации с лич ными школьными впечатлениями | Иметь представление об осо бенностях поэзии В. Д. Берестова (яркость, простота, лиризм). Знать наизусть стихотворение В. Д. Берестова. Уметь: - соотносить изображение в про изведениях ситуации с личными школьными впечатлениями; - осознанно читать вслух – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников; – понимать контекстную речь взрослых; – эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника. | С. 28-31, наи зусть на вы бор | ||
11 | Рассказ А. П. Пла тонова «Еще мама» | соотносить личные воспоминания с худо жественным изобра жением, представле ния о возможностях художника слова в изображении мыслей и чувств человека, познакомиться с терми ном диалог | Иметь представления: - о возможностях художника слова в изображении мыслей и чувств человека; - о теме произведения, об идее (без введения термина) рассказа как главной его мысли; - о диалоге. – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников Уметь соотносить личные вос поминания с художественным изображением | Прочитать 2 часть | ||
12 | Диалог. Нравственный образец взаимоотношений сына и матери. | Выразительное чтение диалога | ||||
13 | Трудный путь к знаниям в рассказе Платонова | Составить картинный план | ||||
14 | Языковые художественные средства в рассказе А.П.Платонова | пере сказ по плану | ||||
15 | Разговор об учителе | Пересказ 4 части от имени Артёма | ||||
16 | Разговор об учителе | Чтение по ролям любого отрывка | ||||
17 | «Унылая пора! очей очарованье!». В. Д. Берестов «А дальше, ребята, урок листопада...» | выполнять задание, направленное на вос приятие; осознанно и выразительно читать вслух лирические произведения | Знать наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора...». Уметь: - анализировать лирический текст; - выразительно читать художест венное произведение | С. 48, вопро сы, за дания | ||
18 | «Унылая пора! очей очарованье!». И. А. Бунин «Лис топад» | анализировать лирический текст; создавать ху дожественное описа ние природы | Уметь: - создавать собственное художе ственное описание природы; - осознанно читать вслух: - находить в тексте слова-краски – воспринимать мнение собеседников; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. - принимать алгоритм выполнения учебной задачи | С. 49, выра зитель ное чтение | ||
19 | «Унылая пора! очей очарованье!». А. С. Пушкин «Унылая пора...» | познакомиться с понятиями: темп чтения (долгота и краткость звука), мелодия речи (повышение и пони жение голоса), логиче ское ударение; писать творческую ра боту («работа по об разцу») | Иметь представления: - о любви к природе; - о роли подробности в художе ственном изображении. Уметь: - определять чувства лирическо го героя; - сочинять письменный рассказ на заданную тему – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. - принимать алгоритм выполнения учебной задачи | С. 51, наи зусть | ||
20 | И. И. Левитан «Зо лотая осень». Рабо та по картине | составлять рассказ по содержанию карти ны художника; соот носить с образами осени, нарисованными поэтами. | Уметь: - составлять рассказ об осени на основе собственных наблюдений и чтения текстов; - читать выразительно стихотво рения; - рассматривать и называть дета ли картины; - проявлять интерес к общению и групповой работе; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. | Устный рассказ по кар тине И. И. Ле витана | ||
21 | Описание увядаю щей природы в прозе. С. Т. Акса ков «Осень» | познакомиться с произве дениями живописи | Знать наизусть прозаический текст (отрывок) из произведения С. Аксакова «Осень». Уметь выделять главную мысль прочитанного произведения; соотносить зритель ный образ со словес ным. | С. 53, наиз усть отры вок в прозе | ||
22 | Как учиться писать сочинение? В. А. Сухомлинский «Я хочу ска зать своё слово» | составлять текст об осени с пропущенны ми эпитетами; слушать текст | Иметь представление о роли подробности в художественном изображении. Уметь: - высказывать оценочные сужде ния, рассуждать, доказывать свою позицию; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - вы полнять задания из раздела «Проверь се бя» | С. 56, вопро сы | ||
23 | Развитие речи. Со чинение об осени | Редакт-ть сочи нение | ||||
24 | Контрольная рабо та. | называть изученные произведения, авторов; отвечать на вопросы; самостоятельно выполнять задания к/р. Проверять полученные знания | – формулировать несложные выводы; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы. | |||
25 | Анализ и работа над ошибками | |||||
2. Друзья-товарищи – 12 часов | ||||||
26 | Дружба, друзья, друг. С. Я. Маршак «Друзья-товарищи» | осознанно читать доступные по объёму и жанру произведения | Иметь представления: - о способах передачи чувств и настроения человека в лирике; - о личности писателя; – ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники; - участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | С. 60, вопро сы | ||
27 | Настроение героя в стихотворении И. П. Токмаковой «Я могу и в углу постоять...» | определять содержание литера турного произведения: тему, события, их по следовательность. Познакомиться с терми ном монолог | Знать значение термина монолог. Уметь: - осознанно читать доступные по объему и жанру произведения; - составлять вопросы к прочи танному произведению, отвечать на них; - находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); - участвовать в диалоге при об суждении прочитанного произ ведения; - рассуждать, доказывать свою позицию; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. | С. 61, вопро сы, наизусть | ||
28 | Настоящий друг в рассказе В. А. Осеевой «Три товарища» | работать с пословицами | С. 62-63, ответить на во просы | |||
29 | Как проверяется дружба? Я. Л. Аким «Жадина», О. Е. Григорьев «Кто прав?» | ставить вопросы к прочитанному и находить от веты на них | Продумать «живую картинку» «Кто прав?», наизусть | |||
30 | Сердечность, забо та друг о друге, верность как осно ва дружбы. Я. Л. Аким «Друг» | повторить термин звукопись; анализировать текст по во просам учебника | Иметь представления о спосо бах художественного изображе ния. Уметь: - объяснять значение слова «вежливый»; - решать проблемные вопросы; - различать жанры художествен ной литературы; - определять тему и главную мысль произведения; Иметь нравственные пред ставления о возможных слож ностях в дружеских отношениях, несовместимости дружбы и ко рысти, лицемерия. – ориентироваться в принятой системе значков. | С. 69, вопро сы | ||
31 | Отношение автора к своему герою на примере стихо творения И. М. Пивоваровой «Вежли вый ослик» | познакомиться с нравственным оттенком слова «вежливый». | С. 72, вопро сы | |||
32 | Настоящий и нена стоящий друг в произведении Ю. Ф. Ярмыша «Добрый Клён» | находить главных героев расска за; характеризировать взаи моотношения людей через их поступки и чувства | С. 74, вопро сы 2, 3 | |||
33 | Рассказ В. Ю. Дра гунского «Он жи вой и светится...» | размышлять о друж бе и друзьях на про блемном и литератур ном уровнях; углуб ление в жанр рассказа: способы создания и изображения харак теров героев, их взаимоотношений, внут реннего мира; смысл названия произведения; отработка чтения диалогов; рассказ об авторе | Знать: - особенности жанра рассказа: способы создания и изображения характеров героев, их взаимоот ношений, внутреннего мира; - смысл названия произведения. Уметь читать диалоги, исполь зуя выразительные средства: ин тонацию, паузы Иметь нравственные пред ставления о проблемах дружбы: возможность дружеских взаимо отношений между разными людьми. | С. 81-82, во просы, задания | ||
34 | Основы настоящей дружбы в произведениях Ярмыша и Драгунского | Г.Х.Андерсен «Лесной холм» выр. чтение | ||||
35 | Чтоб потянулись путники к тебе... Стихотворение В. Берестова «Если хочешь пить...» | размышлять о друж бе и друзьях; анализировать самостоятельные ми ни-сочинения; подбирать по словицы по теме «Муд рость» | Уметь: - размышлять о дружбе и друзь ях, используя прочитанные про изведения; - составлять и анализировать мини-сочинения; - осуществлять подбор пословиц по теме | С. 84, зада ние 2, наизусть | ||
36 | Контрольная ра бота. | применять полученные знания в контрольной работе; приводить примеры художест венных произведений по изучен ной теме; выполнять задания по теме «Друзья-това рищи» | – формулировать несложные выводы; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла | |||
37 | Анализ и работа над ошибками | |||||
3. Дети и взрослые – 30 часов | ||||||
38 | Образ матери в художественных произведениях. | читать доступные по объёму и жанру про изведения; познакомиться с композицией при написании мини-сочинения по образцу | Иметь представления: - об ответственности за родных и близких; - о композиции при написании мини-сочинения по образцу; Уметь: -сопоставлять два прозаических текста: лирической прозы Ю.Я. Яковлева и рассказа Н.М.Артюховой «Большая берёза»; -объяснять роль матери и материнской любви в жизни человека; -осознанно читать вслух и «про себя»; -находить в тексте отрывки по заданию; -отвечать на вопросы по содержанию; -высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию. | С. 89, вопро сы | ||
39 | Образ матери в художественных произведениях. Н.М.Артюхова «Большая берёза» | определять тему художественного произведения, события и их последовательность | С.95, вопросы | |||
40 | Сопоставление двух прозаических текстов: лирической прозы Ю.Я.Яковлева «Мама» и рассказа Н.М.Артюховой «Большая берёза» | сопоставлять прозаические тексты, определять идейно-тематическое единство | Наизусть отрывок из рассказа «Мама» | |||
41 | Мамы и папы, обладающие чувством юмора. Э.Успенский «Всё в порядке» | читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения; отработка чтения диалога; читать по ролум | Иметь представление о юморе как способе добродушного, беззлобного посмеивания; Уметь: -читать диалоги, по ролям; -рассуждать на тему взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения самых близких и родных людей; -работать по заданиям в учебнике. | Наизусть | ||
42 | Мамы и папы, обладающие чувством юмора. А.Милн «Непослушная мама» | Выучить свою роль | ||||
43 | Образ отца в художественных произведениях. Анализ рассказа В. К. Железникова «Солдат на посту» | познакомиться с поняти ем родные люди ( рас крыть его смысл); способами изображе ния переживаний че ловека в эпическом тексте | Иметь нравственное представ ление о роли отца в семье; о вза имоотношениях отца и сына. - участвовать в диалоге при обсуждении прочи танного произведения. Уметь высказывать оценочные суждения, рассуждать Иметь представление о спосо бах изображения переживаний человека в эпическом тексте: прямой рассказ автора и изобра жение подробностей, с помощью которых читатель может дога даться о сущности переживания. | С. 106, вопро сы, пе ресказ | ||
44 | Отрывок из стихо творения Н. А. Не красова «Крестьян ские дети» | читать по ролям, инсцениро вать | Знать наизусть отрывок стихо творения Н. Некрасова «Кресть янские дети». Уметь выразительно читать диа логи, читать по ролям -вести беседу по вопросам учебника; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; | С.107-108, наи зусть | ||
45 | Л. Н. Толстой «Прыжок». Анализ рассказа | изображать внут ренний мир челове ка: подбирать слова, «ри сующие» внутреннее состояние героев; анализировать художествен ное произведение | Уметь: - осознанно читать вслух; - делить текст на смысловые части, озаглавливать их; - пересказывать текст подробно; - высказывать свое мнение, рас суждать | Выразительное чтение | ||
46 | Образы главных героев произведения, составление словесных характеристик | |||||
С.113, вопросы | ||||||
47 | Составление словесного картинного плана рассказа Л.Н.Толстого | С.113, пере сказ отрыв ка | ||||
48 | А. И. Приставкин «Портрет отца» | познакомиться с терми ном сравнение; анализировать лирическое произве дение по вопросам в учебнике. | Уметь: - выделять главную мысль про читанного произведения; - высказывать оценочные сужде ния, рассуждать - расширять представ ления о способах изображения характе ра героя в лирике; - осмысливать роль ба бушки и няни как но сительниц родовых традиций, культуры и нравственных пред ставлений народа. Иметь представления: - о способах изображения харак тера героя в лирике – проявлять интерес к общению и групповой работе; – воспринимать мнение собеседников | С. 116, вопро сы, за дания | ||
49 | Образ отца в художественных произведениях | |||||
50 | Самые добрые, са мые близкие – бабушки, нянюшки. В.Д.Берестов «Бабушка Катя» | С. 118, задание | ||||
51 | Самые добрые, са мые близкие - ба бушки, нянюшки. А. С. Пушкин «Зимний вечер» | С.118-119, наи зусть | ||||
52 | Прием сравнения в стихотворении Р. Сефа | декламировать стихотвор ные произведения; осмысливать цель чте ния; строить вы сказывания о произве дении | Знать названия, основное со держание изученных литератур ных произведений, их авторов. Уметь выразительно читать ху дожественные произведения – понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; – понимать контекстную речь взрослых; – соотносить внешнюю оценку и самооценку | С.120-123, выразительное чтение | ||
53 | Способы создания словесных и зрительных образов в произведениях И. 3. Сурикова «Зима» и И. И. Шишкина «Зима» | сопоставлять сло весный и зрительный образы, способы их создания; вырази тельно читать стихо творения; рассматривать кар тины | Уметь: – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; - отвечать на вопросы по содер жанию картины художника; - высказывать жизненные впечатления о зиме; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи | С.123, вопро сы, за дания | ||
54 | К. Г. Паустовский «Прощание с ле том». Анализ рас сказа | анализировать произведения: выделять главную мысль; отвечать на вопросы по содержанию текста | Уметь: - различать жанры художествен ной литературы - участвовать в диалоге при обсуждении прочи танного произведения; - составлять вопросы и находить ответы на них | с. 126, наи зусть отры вок в прозе | ||
55 | Картина Н. С. Кры лова «Зимний пей заж» и стихотворе ние И. С. Никитина «Встреча зимы» | наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств (жи вопись); познакомиться с творчеством художника | Уметь: - сопоставлять произведения жи вописи и литературы; - рассуждать, доказывать свою позицию; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией; – ориентироваться в принятой системе значков | С. 129, зада ние 6 | ||
56 | Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «...Вот север, тучи нагоняя...» и из стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» | понимать содержа ние литературного произведения, опреде лять тему | Уметь: - выявлять, какими художест венными средствами пользуется автор стихотворения, чтобы оживить природу; - определять роль сравнений в стихотворении; - читать выразительно - участвовать в диалоге при обсуждении прочи танных произведений | С. 129, задание 5, любое наизусть | ||
57 | Изображение зимы в разных видах искусства | с. 132, вопро сы | ||||
58 | Отрывок из повес ти А. П. Гайдара «Чук и Гек» | понимать содержание литера турного произведения: тему, события, их по следовательность; читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения, выра зительно читать диа логи. | Иметь представления: - о терминах проза, рассказ, повесть, те ма; - о портрете героя. Уметь: - оценивать проблему взаимоот ношений братьев в семье; - составлять характеристики ге роев; - участвовать в обсу ждении прочитанного (прослушанного) про изведения; - использовать словесное рисование – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения | С. 144, задания 3,5,7 | ||
59 | Создание словесных портретов главных героев произведения | Рассказ о любом герое | ||||
60 | Взаимоотношения в семье в произведении Гайдара «Чук и Гек» | Выразительноечтение диалогов | ||||
61 | Деление текста на части. Составление плана | Подготовить пересказ любой части | ||||
62 | Выборочный пересказа по плану | Нарисовать портреты гл.героев | ||||
63 | Работа с терминами: проза, рассказ, повесть | |||||
64 | Урок-дискуссия «Что такое счастье?» | |||||
65 | Притча К. Д. Ушинского «Лес и ручей» | Иметь представление об ино сказании на примере притчи. Уметь обобщать представления о роли взрослых в жизни ребенка на примере прочитанных произ ведений - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их | С. 147, вопро сы | |||
66 | Контрольная ра бота. | знать названия, основное со держание изученных произведе ний, их авторов; уметь приводить примеры ху дожественных произведений по изученной теме; самостоятельно выполнять задания по теме «Дети и взрослые» | – формулировать несложные выводы; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы | |||
67 | Анализ и работа над ошибками | |||||
4. «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - 21 час | ||||||
68 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | осознанно читать доступные по объёму и жанру произведе ния; определять тему и главную мысль произведения; составлять во просы по прочитан ному тексту; пересказывать тексты; различать жанры художественной лите ратуры: народная сказка, литературная сказка; выделять особенности народ ной и литературной сказки | Иметь представление об осо бенностях изображения жизни человека в народной сказке.; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – понимать вопросы к тексту; - участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; - ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники Уметь: - осмысливать нравственные ценности русского народа на примере прочитанных сказок (доброта, сострадание, ответст венность); | С. 9, зада ние 1 | ||
69 | Русская народная сказка «Гуси-лебе ди». Работа над картиной К. Ма ковского «Дети, бегущие от грозы» | с. 16, пере сказ | ||||
70 | Нравственные ценности русского народа на примере русских народных сказок | |||||
71 | Сказки разных на родов. Татарская народная сказка «Три дочери» | Иметь представления: - об общих для всех народов нравственных ценностях: добро те, отзывчивости и трудолюбии; - о художественных особенно стях сказки. Уметь: - читать осознанно текст худо жественного произведения вслух и «про себя»; - приводить примеры произведе ний фольклора; - иллюстрировать эпизод сказки по выбору учащихся | С. 20, вопро сы | |||
72 | Урок-театрализация по прочитанным сказкам | |||||
73 | Сказки разных на родов. Братья Гримм «Три брата» | - ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения | С. 23, вопро сы | |||
74 | Изображение жизни человека в народных сказках | С.23, пересказ | ||||
75 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение сказки, сообщение биографических сведений о Пуш кине | составлять план с целью обна ружения сюжетных повторов; определять характер героев, их поступки и мотивы; сопоставлять идею народной и литературной сказки; выделять художественные осо бенности сказки А. С. Пушкина; читать сказку по ролям; читать стихотворные произве дения наизусть | Иметь представление об автор ской сказке. Уметь: - выявлять отношение А. С. Пушкина к нравственным ценностям и смыслу жизни чело века; - рассуждать на тему образа мо ря в сказке А. С. Пушкина, обра зов старика и старухи; - получать пред ставления об авторской сказке; - о нравственных цен ностях и смысле жиз ни человека; - читать сказку, получать био графических сведения о поэте (детство, няня, интерес к народному творчеству, написание сказок) - участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их; – ориентироваться в принятой системе значков. | С. 25-35, чте ние сказки | ||
76 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Состав ление плана | составлять план, наблюдать за сюжет ными повторами, об разами моря в сказке А. С. Пушкина | С. 36, вопро сы 4, 5 | |||
77 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Опреде ление системы об разов в сказке | определять систему образов в сказке; читать сказку по ролям | С. 36, вопро сы 6, 7 | |||
78 | Образы старика, старухи из сказки А. С. Пушкина | работать над образами старика, старухи; анализировать образы | Уметь - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; – понимать вопросы к тексту; - действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. | С. 36, во прос 9, отрывок наизусть | ||
79 | Идея произведе ния; сопоставление ее с идеей народ ной сказки | определять идею произведения, сопоставлять с идеей народной сказки; работать по вопросам учебника | Уметь: - выделять главную мысль про читанного произведения; – видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учетом представления о подробности в художественном изображении; – понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; – понимать контекстную речь взрослых; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. | С. 36, во прос 11 | ||
80 | Особенности пуш кинской сказки | вырази тельно читать, ис пользовать интона ции, соответствующие смыслу текста | Уметь: - выявлять особенности пушкин ской сказки; – пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии; – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; - воспринимать мнение собеседников; - участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | С. 37, вопро сы | ||
81 | Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки. М. Горький «Воробьишко» | осознанно читать доступное по объему и жанру произведение; правильно читать: соблюдать нормы ли тературного произно шения | Иметь нравственные пред ставления о самоотверженно сти, благородстве, благодарности и неблагодарности, подлости и предательстве, о красоте внеш ней и внутренней. Знать возможности диалога в эпическом тексте. Уметь: - осознанно читать вслух и «про себя»; - соблюдать нормы литературно го произношения; - понимать значение иллюстра ции в книге; - различать жанры художествен ных произведений; - участвовать в диалоге при об суждении прослушанного (про читанного) произведения; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения | С. 43, вопро сы | ||
82 | Составление плана текста, подготовка к краткому пересказу | Краткий пересказ | ||||
83 | Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки. Б. Заходер «Серая Звёздочка» | воспринимать на слух и понимать художе ственные произведе ния разных жанров; соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения | С. 57, вопро сы | |||
84 | Составление характеристики героев | Рассказ о главн. герое | ||||
85 | Составление картинного плана по сказке Б.В.Заходер «Серая звёздочка» | Закончить план | ||||
86 | Художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки. Н. А. Юсупов «Серый волк и се ренькие козлики» | самостоятельно зна комиться с произведе нием; осознавать значение книги в жизни человека; читать по ролям | Иметь первоначальное пред ставление о пьесе как литера турном жанре. Уметь определять художественные особенности и нравственные уроки авторской сказки; - участвовать в постановке мини-спектакля; - участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. | С. 62, вопро сы | ||
87 | Контрольная ра бота. | Знать названия, основное со держание изученных произведе ний, их авторов; приводить примеры ху дожественных произведений по изученной теме; самостоятельно выполнять задания по теме «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» | – формулировать несложные выводы; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы | |||
88 | Анализ и работа над ошибками | |||||
5. Человек и природа – 48 часов | ||||||
89 | «Думают ли зве ри?». Саша Чёрный «Что кому нравит ся», А. Л. Барто «Думают ли звери?» | раскрыть проблемы взаимоотношений че ловека и природы на произведениях о жи вотных; работать по во просам учебника; со ставлять устный рассказ; определять своеобразие авторского голоса | Иметь нравственные пред ставления о взаимоотношениях людей и животных; Иметь представление о роли названия произведения. Уметь: - выразительно читать художест венные произведения; - отвечать на вопросы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их. | С. 71, вопро сы, вы рази тельное чтение | ||
90 | «Думают ли зве ри?». Б. Заходер «Куда спешат го ловастики», «Про сома» | познакомиться с биогра фией и творчеством писателя; определять содержание литературного произ ведения: тему, собы тия, их последова тельность | Уметь: - читать стихотворные произве дения наизусть (по выбору); - понимать содержание литера турного произведения; - самостоятельно читать книги данной тематики – воспринимать мнение собеседников; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения | Выразительное чтение | ||
91 | «Думают ли зве ри?». Б. Заходер «Кискино горе», «Собачкины огор чения» | различать жанры произведений; отвечать на вопросы по содержанию текста; формулировать несложные выводы | Уметь: - выразительно читать по ролям, подбирая соответствующие ин тонации, тон голоса, темп речи; - отвечать на вопросы - уча ствовать в диалоге при об суждении прочитан ного произведения | Наи зусть на вы бор | ||
92 | Сказка Г. М. Цыферова «Цыплё нок» | делить текст на смысловые части, со ставлять простой план | Иметь нравственное пред ставление о способности автора изобразить «внутренний мир» героев сказки. Уметь: - иллюстрировать художествен ное произведение; - составлять фантастический рассказ – работать со словарем и с материалом предварительного чтения | Вопро сы и зада ния | ||
93 | Способы изображения внутреннего мира героя сказки | Рассказ о главном герое от 1 лица | ||||
Пересказ любой части | ||||||
94 | Деление текста на смысловые части | |||||
Сочинить свой фантастический рассказ | ||||||
95 | Соотношение словесных и изобразительных образов | |||||
96 | Сказка Г. М. Цыферова «Как ля гушки чай пили» | отмечать роль иллюстраций к произведению; выполнять лингвостилистический анализ | С. 90, вопро сы | |||
97 | Изображение при роды и человека в рассказе М. М. Пришвина «О чём шепчутся раки» | различать жанры произведений; осмыс ливать цели чтения. | Уметь: - видеть особенности жанра рас сказа на примере рассказа При швина; - сопоставлять разные подходы к изображению мира и еще луч ше понять эту разницу; - делить текст на смысловые час ти, составлять простой план; - участвовать в диалоге при об суждении прочитанного (про слушанного) произведения; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их | С. 95, вопро сы | ||
98 | Различие жанров. Сказка и рассказ | |||||
99 | Изображение при роды и человека в рассказе М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб» | Понимание содержа ния литературного произведения. Уча стие в диалоге при об суждении прочитан ного (прослушанного) произведения | С. 98, вопро сы Инн. копия паспорта сберкнижка пенсионное | |||
100 | Отношение к при роде - проба на человечность. Анализ стихотво рений Н. М. Руб цова «Про зайца», «Воробей» | анализировать стихо творения; отрабатывать навы к выразительного чтения стихотворений со сложной расстанов кой пауз; познакомиться с биографией поэта | Иметь нравственные пред ставления об изображении в художественных текстах спо собности человека понять, пожа леть «зверье как братьев наших меньших» и защитить природу. Уметь выразительно читать сти хотворения со сложной расста новкой пауз; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – выбирать книги для внеклассного чтения. | Любое наизусть | ||
101 | И. И. Левитан «Весна. Большая вода». Работа по картине | рассматривать кар тины; составлять план сочинения по картине | Уметь: - отвечать на вопросы по содер жанию картины художника; - передавать свои художествен ные впечатления от картины; - составлять план сочинения по картине; - выделать количество частей, предложений в каждой части - работать над памяткой. | Редак тиро вать сочи нение | ||
102 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Большая вода» | |||||
103 | Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Анализ стихотво рения | рабо тать с пейзажем, биогра фическими сведения ми о действительно существующем охот нике Мазае; закреплять понятие «звукопись»; составлять сюжетно-картинный план (групповая работа) | Знать наизусть отрывок стихо творения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Уметь: - находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); - выделять главную мысль про читанного произведения; - отвечать на вопросы по содер жанию произведения; - выразительно читать; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи | С. 105, вопро сы, наи зусть отры вок | ||
104 | Составление сюжетно-картинного плана произведения | |||||
Закончить план | ||||||
105 | Человеческое отношение к животному миру. Л.Н.Толстой «Орёл» | осознанно читать произведения Л. Н. Толстого; ана лизировать; работать по вопросам | – воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения; Уметь: - рассуждать, делиться впечат лениями - определять человека как часть природы, его взаимоотношения с животными | С. 108, 112, вопро сы, пе ресказ | ||
106 | Человеческие качества в образах животных. Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | пересказ | ||||
107 | Стихи Я. Л. Акима «Мой верный чиж» и И. П. Токмаковой «Мне грустно - я лежу больной...» | анализировать тексты по вопросам учебника; определять особенно сти композиции, идейный смысл, кра соту и совершенство художественной фор мы произведений; выразительно читать | Иметь представление о приёме образного сравнения в литера турном произведении. - действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией; Иметь нравственное пред ставление о дружбе между ре бятами и зверятами. | С. 117, вопро сы, ил люст рации | ||
108 | Отношение героя к маленьким жите лям. Стихотворе ние С. А. Махотина «Жук» | понимать идейный смысл, кра соту и совершенство художественной фор мы произведений; выразительно читать | Уметь: - составлять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему; - определять роль иллюстрации в создании образов героев произ ведении; - сочинять небольшой рассказ (окончание) на заданную тему; – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи | С. 120, приду мать оконча ние рас сказа | ||
109 | Тема преданности в рассказе В. А. Сухомлинского «Ста рый пёс» | сочинять окончание рассказа; воспринимать эмоциональное содержание художественного текста | - читать текст, понимать его содержание, выделять и сравнивать основные части текста; - самостоятельно работать с учебником | Пересказ | ||
110 | «Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи...» (по рассказу В. П. Астафьева «Белогрудка») | осмысливать пробле мы бездумного, жес токого отношения че ловека к природе; ра ботать над образом ав тора-рассказчика, пе ревоплощающегося в героя-животное; позна комиться с биографией писателя; анализировать рас сказ по вопросам учебника | Иметь представление об образе автора-рассказчика, перевопло щающегося в героя-животное. Уметь: - делить текст на смысловые части, озаглавливать их; - отвечать на вопросы по содер жанию – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. Иметь нравственное пред ставление о проблеме бездумно го, жестокого отношения челове ка к природе. | Вопро сы и зада ния к тек сту, | ||
Выразительное чтение | ||||||
111 | Анализ рассказа по вопросам | |||||
112 | Особенности образа автора-рассказчика в произведении | Ответы на вопросы | ||||
113 | Деление текста на смысловые части | |||||
пере сказ от рывка | ||||||
114 | Урок-дискуссия «Проблемы бездумного, жестокого отношения человека к природе» | |||||
115 | «Не нужно было лилию срывать, цветов озерных белую сестрицу...». Стихотворения Б. Брехта и А. Пушкина | отрабатывать навы ки анализа лиричес кого текста и выразительного чтения | Иметь первоначальные навыки анализа лирического текста. Уметь читать стихотворные произведения наизусть – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией Иметь нравственное пред ставление о родстве человека и природы, ответственности че ловека за «братьев меньших». | С. 131, вопро сы | ||
116 | Тема бережного отношения к природе в стихотворе ниях М. И. Вейцмана, А. Л. Барто | понимать художественный язык произведений; отра батывать навыки анализа лирического текста и выразитель ного чтения | Уметь: - выразительно читать стихотворные тексты, используя логи ческое ударение, темп речи, паузы; - читать стихотворные произве дения наизусть - участвовать в диалоге при об суждении произведений; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их | С. 134, вопросы | ||
Выразительное чтение | ||||||
117 | Художественные особенности сти хотворений О. Вациетиса и С. А. Махотина | С. 136, вопро сы | ||||
118 | «Весна, весна, и все ей радо...». Анализ стихотво рения С. Я. Мар шака «Чернеет лес, теплом разбужен ный...» | анализировать лирический текст; вырази тельно читать; декламировать сти хотворное произве дение; сопоставлять словесный образ с живописным изо бражением | Иметь первоначальные навыки анализа лирического текста. Знать наизусть стихотворение С. Я. Маршака «Чернеет лес, те плом разбуженный...». Уметь: - выразительно читать стихо творные тексты, используя логи ческое ударение, темп речи, паузы; - соотносить картины природы, созданные разными поэтами и художниками | С. 137, наи зусть | ||
119 | Проза Г. А. Скребицкого, картина В. Н. Бакшеева «Голубая весна» | соотносить картины природы, созданные поэтом и художником. | Уметь: - анализировать поэтический текст; - сопоставлять словесные и жи вописные картины весны - составлять высказы вания по теме урока; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий | С. 141, вопро сы | ||
120 | Ф. И. Тютчев «Ве сенняя гроза». Анализ стихотво рения | осознанно читать доступные по объёму и жанру произведе ния; понимать со держание литератур ного произведения: тему, события, их по следовательность. | Знать наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза». Уметь анализировать поэтиче ский текст; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – работать со словарем и с материалом предварительного чтения; | С. 144, наи зусть | ||
121 | Сравнение изображения грозы поэтом и художником. И. И. Шишкин «Перед грозой», Тютчев «Весенняя гроза» | Уметь отвечать на вопросы по содержанию картины художника | ||||
122 | А. К. Толстой «Ко локольчики мои...» и Г. М. Новицкая «Крылатый луг». Анализ стихотво рений | сопоставлять сло весный образ с жи вописным изображе нием; декламировать произве дения | Знать названия литературных произведений, их авторов. Уметь различать жанры худо жественной литературы | С. 146-148, выра зитель ное чтение | ||
123 | Г. В. Сапгир «Ду ша природы». Работа над произ ведением | определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему | – осознавать роль названия произведения; – понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; - создавать творческое сочинение от имени объекта (проснувше гося медведя, сосуль ки, тающего снега и т. д); – участвовать в выразительном чтении; – реализовывать потребность в общении со сверстниками; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному чтению | С. 149, выразительное чтение | ||
124 | «Человеческие» слова о природе в произведении Г.В.Сапгира | С. 149, задание | ||||
125 | Обобщение по теме «Человек и природа» | |||||
126 | Контрольная ра бота | приводить примеры ху дожественных произведений по изученной теме; самостоятельно выполнять задания по теме «Человек и природа» | – формулировать несложные выводы; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; – корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла; – выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению; – осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы | |||
127 | Анализ и ра бота над ошибками | |||||
128 | Д. С. Самойлов «Слоненок пошел учиться». Анализ произведения | читать по ролям; находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя | Иметь представления о паузе, логическом ударении, темпе речи. Уметь: - анализировать текст; - находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); - инсценировать эпизоды худо жественного произведения; - работать в коллективе – менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи | Чтение текста из Хре стома тии | ||
129 | Средства изображения и выражения чувств героя в произведении Д.С.Самойлова | Рассказ о гл. герое от 3 лица | ||||
130 | Деление текста на части. Подготовка к пересказу | Пересказ, подготовка к драматизации | ||||
131 | Урок- театрализация «Слонёнок пошёл учиться» | |||||
132 | Урок-путешествие по страницам учебника | |||||
133 | Урок-путешествие по страницам учебника | |||||
134 | Обобщающий урок. Урок-концерт «Любимые стра нички» | называть произведения и авто ров раздела «Человек и природа» | – ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений; – анализировать доступные по содержанию художественные тексты; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией; – самостоятельно работать с учебником | |||
135 | Итоговая контрольная работа? комплексная | Способ чтения: чтение целыми словами. Пра вильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Уметь: - читать осознанно текст худо жественного произведения «про себя» (45-65 слов в минуту); - пересказывать текст; - делить текст на смысловые час ти, составлять его простой план | |||
136 | Анализ контрольной работы. Определение круга книг для чтения летом | |||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС (136 часов)
Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и читательских умениях, приобретенных в 1 классе, но представления учащихся о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров расширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой.
На уроках литературного чтения во 2 классе дети читают произведения более сложные и большего объема, например, «Чук и Гек» А.П. Гайдара, «Еще мама» А. Платонова, «Белогрудка» В.П. Астафьева… Наряду с народными сказками вводятся авторские сказки: А.С. Пушкина, М. Горького, Б.В. Заходера и др. Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся со стихотворениями Н.А. Некрасова, А.А. Фета, Н.М. Рубцова и др. В этом учебном году происходит знакомство учащихся с драматическим текстом в процессе практической работы по инсценированию сказки Д.С. Самойлова «Слоненок пошел учиться»*. Уровень произведений, изучаемых во 2 классе, потребовал от нас вместо рисунков и иллюстраций к произведениям помещения репродукций картин художников. Так мы получили замечательную возможность познакомить детей еще с одним видом искусства - живописью. Эта работа по интеграции двух видов искусства будет продолжаться в течение всех последующих лет обучения.
Продолжая совершенствовать навык чтения, дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию и надобности отрывки в тексте. Усложнение художественных текстов на втором году обучения, их разносторонность, введение в программу литературных произведений ХIХ века определяет этимологическую направленность работы над словом.
В этом учебном году впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это «работа по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, сопоставление картины художника и авторского произведения, рассказ по картине и т.д. Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: основываясь на собственных наблюдениях и чтении образцовых текстов, сочинять «осенние этюды», рассказы по пословице, о своем любимом домашнем животном и др.
Во 2 классе расширяются и углубляются теоретико-литературные представления учащихся. Дети, уже имеющие представление о фольклоре, выходят на осмысление особенностей авторской сказки, рассказа, учатся определять тему произведения, без введения термина самостоятельно выводят идею произведения как главную мысль автора. Расширяются и конкретизируются представления учеников-читателей о способах создания характера героев произведения, о возможностях художников слова в области воссоздания художественной картины мира и изображения настроений и чувств человека. В итоге учебно-познавательной деятельности учащиеся получают первоначальные представления о следующих литературоведческих понятиях: проза,
рассказ, тема, главная мысль произведения, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.
Усложняются виды самостоятельной работы учеников-читателей с текстом: они впервые занимаются сопоставительным анализом лирических произведений, составляют характеристику героя, учатся пересказывать текст от имени героя, от чтения по ролям переходят к инсценированию.
Учащиеся 2 класса знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.
Во 2 классе дети заучивают наизусть 10-15 стихотворений, что способствует пополнению их литературного багажа, развитию памяти, воображения, способности выразить себя через чтение вслух, формированию коммуникативных навыков.
I. КРУГ ЧТЕНИЯ
1. «В начале жизни школу помню я…» - 25 часов
М.В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…»; И.З. Суриков «Детство»; С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова внука» (отрывок); Т.М. Белозеров «Пельмени»; С.В.Михалков «Несбывшиеся мечты»; А.Л. Барто «Первый урок», «Почему телефон занят»; В.В.Голявкин «Как я под партой сидел», «Крути снежные вертя»; В.Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «А дальше, ребята, урок листопада...»; А.П. Платонов «Еще мама»; И.А. Бунин «Листопад»(отрывок); А.С. Пушкин «Осень»(отрывок); «Осень» (по С.Т.Аксакову); В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать свое слово»; А.А. Ахматова «Мурка, не ходи, там сыч...»; Э.Э. Мошковская «Разговор с учителем во сне».
2. Друзья-товарищи – 12 часов
С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»; И.П. Токмакова «Я могу и в углу постоять...»; В.А. Осеева «Три товарища»; Я.Л. Аким «Жадина», «Друг»; О.Е. Григорьев «Кто прав?»; И.М. Пивоварова «Вежливый ослик»; Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клен»; В.Ю. Драгунский«Он живой и светится...»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить...»; А.П. Кешоков «Мне больно, мальчики!»; И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом...».
3. Дети и взрослые – 30 часов
Ю.Я. Яковлев «Мама» (отрывок); Н.М. Артюхова «Большая береза»; А.Л. Барто «Перед сном»; Э.Н. Успенский «Все в порядке»; А. Милн «Непослушная мама»; В.К. Железников «Солдат на посту»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок); Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль); А.И. Приставкин «Портрет отца»; В.Д. Берестов «Бабушка Катя»; А.С. Пушкин «Зимний вечер»; Р. Сеф «На свете все на все похоже...»; И.З. Суриков «Зима»; К.Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок); И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»; Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); А.П. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок); К.Д. Ушинский «Лес и ручей»; Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»; Э.Э. Мошковская «Счастливый остров»; В.А. Осеева «Печенье»; В.Н. Орлов «Если бы»; Л.Д. Каминский «Про бабушку и про бегемота Борю».
4. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - 21 час
«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Хаврошечка» (русская народная сказка); «Три дочери» (татарская народная сказка); Я. Гримм, В. Гримм «Три брата»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; М. Горький «Воробьишко»; Б.В. Заходер «Серая Звездочка»; Н.А. Юсупов «Серый волк и серенькие козлики»; Г.А. Ладонщиков «В старой сказке»; Ч. Янчарский «В магазине игрушек» (отрывок); В.Ю. Драгунский «Друг детства» (отрывок).
5. Человек и природа – 48 часов
Саша Черный «Что кому нравится»; А.Л. Барто «Думают ли звери?»; Б.В. Заходер «Кискино горе», «Куда спешат головастики», «Про сома», «Собачкины огорчения»; Г.М. Цыферов «Цыпленок», «Как лягушки чай пили»; М.М. Пришвин «О чем шепчутся раки», «Лисичкин хлеб»; Н.М. Рубцов «Воробей», «Про зайца»; Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок); Л.Н. Толстой «Орел» (быль), «Лев и собачка» (быль); В.Д. Берестов «Знакомый»; Я.Л. Аким «Мой верный чиж»; И.П. Токмакова «Мне грустно я лежу больной...»; С.А. Махотин «Жук»; В.А. Сухомлинский «Старый Пес»; В.П. Астафьев «Белогрудка»; Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»; А.С. Пушкин «Птичка»; М.И. Вейцман «Лилия»;С.А. Махотин «Ручей»; О.О. Вациетис «Подснежник»; С.Я. Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный...»;Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза»; А.К. Толстой «Колокольчики мои...»; Г.М. Новицкая «Крылатый луг»; Г.В. Сапгир «Душа природы»; А.Н. Майков «Ласточки» (отрывок); Л. Заковоротная «Четыре времени года» (отрывок); К.А. Коровин «Баран, заяц и еж» (отрывок); Э.Э. Мошковская «Снова со всех дорожек...»; Дж. Чиарди «Нам книгу закрывать пора...».
В рубрике «Проверь себя»: А.А. Ахматова «Мурка, не ходи, там сыч...»; Э.Э. Мошковская «Разговор с учителем во сне»; А.П. Кешоков «Мне больно, мальчики!»; И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом...»; Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»; Э.Э. Мошковская «Счастливый остров»; В.А. Осеева «Печенье»; В.Н. Орлов «Если бы»; Л.Д. Каминский «Про бабушку и про бегемота Борю»; Г.А. Ладонщиков «В старой сказке»; Ч. Янчарский «В магазине игрушек» (отрывок); В.Ю. Драгунский «Друг детства» (отрывок); А.Н. Майков «Ласточки» (отрывок); Л. Заковоротная «Четыре времени года» (отрывок); К.А. Коровин «Баран, заяц и еж» (отрывок); Э.Э. Мошковская «Снова со всех дорожек...».
II. НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. «В начале жизни школу помню я…»
Воспоминания детства, их своеобразие. Первые уроки в школе и в жизни, первые учителя. Способность автора изобразить переживания героя. Роль подробности в художественном изображении. Представление характера героя через его поступки. Отражение в поэзии внутреннего мира героя и чувств автора.
2. Друзья-товарищи
Взаимоотношения людей, дружба. Кого можно считать настоящим другом? Что значит «уметь дружить»? Несовместимость дружбы и зависти.
Изображение взаимоотношений людей через их поступки и чувства. Рассказ автора и рассказ героя о событиях. Предмет изображения и смысл изображения. Диалог как способ изображения взаимодействия людей. Эффект неожиданности один из способов художественной убедительности и основа юмора.
3. Дети и взрослые
Взаимоотношения взрослых и детей, забота как основа любви. Образ матери, материнская любовь, ее сила и бескорыстие. Образ отца; бабушка, няня, нравственные ценности, которые они передают ребенку. Смысл понятия «родные люди». Изображение мира глазами разных людей: ребенка и взрослого, человека городского и деревенского. Художественный образ (матери), нарисованный в разных произведениях. Стихи веселые и грустные. Юмор как способ решения проблемы. Связь названия и главной мысли произведения. Развитие действия, роль случайности в развитии действия; конкретное описание и обобщение.
4. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Фантастическое изображение реального мира. В вымышленном сказочном мире живут по тем же законам: любят и ненавидят, дружат, помогают друг другу и бросают друзей в беде, стремятся выделиться, стать лидером, подчинить других. Нравственные уроки сказок, победа добра в финале народной сказки. Своеобразие изображения мира и человека в сказке. Народная сказка и авторская, первоначальные представления об особенностях авторской сказки. Сказка в стихах.
5. Человек и природа
Человек в мире людей и в мире природы; его взаимоотношения с животными. Отношение к животным проба на человечность. Способность писателя понять тех, кто не умеет говорить, вступать с ними в диалог. Изображение в произведении характера животного, его переживаний. Детский взгляд художника на мир, способность увидеть «обыкновенное чудо» в жизни, роль фантазии, юмора, лиризм как способ «заразить» своим восприятием читателя.
6. Итоговая коллективная творческая работа
III. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осмысленное, правильное, выразительное чтение текста целыми словами; темп чтения вслух ориентировочно 35-55 слов в минуту, про себя ориентировочно 45-65 слов в минуту; смысловое понимание текста.
IV. РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пересказ. Сочинение устных рассказов и небольших текстов на заданную тему и по плану. Работа над выразительным чтением диалогов, чтение по ролям.
Характеристика деятельности учащихся
Пропедевтика. Основные литературоведческие термины | Виды читательской деятельности | Виды речевой и творческой деятельности |
Художественный текст: его изобразительно-выразительная природа. | – соотнесение изображённого в художественном тексте с действительностью; – сопоставление художественных и нехудожественных текстов на одну тему; – чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания; – представление картин, нарисованных автором; – выявление простейших способов художественного изображения; – осмысление изображенного в художественном тексте; – сопереживание изображенному в художественном тексте | – рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста; – сопоставление изображения действительности в литературе и живописи; – сочинения по картине; – адекватная передача настроения в выразительном чтении; – создание классного музея старинных вещей |
Проза и поэзия; ритм и рифма; изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола. | – осмысление особой организации поэтического художественного текста; – анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы); – выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста; – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; – подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения | – анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста; – нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; – сочинение поэтических текстов с «опорами»; – сопоставление прозаических и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.; – заучивание прозаических и поэтических текстов и их выразительная декламация; – собирание поэтических строк мастеров с правом (без права) использования их в своих творческих работах |
Жанры художественной литературы: фольклорные (потешки, загадки, пословицы, былины, мифы, поговорки, сказки) и авторские (сказки, басни, рассказы). | – различение произведений устного народного творчества и авторских текстов; – различение жанров художественной литературы; – осмысление способов создания образов героев в фольклоре и произведениях различных литературных жанров; – наблюдение за способами изображения | – устный пересказ с сохранением жанровых особенностей текста; – анализ особенностей того или иного жанра; – составление текстов различных жанров по образцам (мифа, былины, рассказа, басни, загадок) |
Герой (персонаж) художественного произведения. | – выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц; – установление иерархии героев произведения; – выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями; – составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций | – пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя; – рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения; – выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте; – инсценирование произведений; – рассказ от имени героя произведения, в том числе животных и птиц, деревьев, цветов, травы, неодушевленных предметов |
Автор как создатель художественного произведения. | – различение автора произведения и рассказчика; – определение способов выявления авторской позиции в разных видах текста; – определение отношения автора к героям его произведения; – рефлексия в устной и письменной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и отнесение с собственными представлениями; –осмысление финала произведения и заглавия как способов предъявления идеи | –письмо автору, живущему сегодня (например, В.П. Крапивину, Э. Успенскому и др.); –устные сочинения «Я люблю читать стихотворения… Пушкина, смешные… рассказы Драгунского и т.д. |
Учебно-методический план
№ п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
1 | Глава 1. «В начале жизни школу помню я…»
| 25 ч 4ч 4ч 1ч 1ч 6ч 7ч 2ч | |
2 | Глава 2. «Друзья-товарищи»
| 12ч 4ч 3ч 2ч 1ч 2ч | |
3 | Глава 3. «Дети и взрослые»
| 30ч 3ч 2ч 7ч 2ч 6ч 7ч 1ч 2ч | |
4 | Глава 4. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 21 ч
| 21ч 3ч 4ч 6ч 6ч 2ч | |
5 | Глава 5. «Человек и природа»
Итоговые уроки
| 39ч 3ч 5ч 3ч 7ч 3ч 5ч 3ч 8ч 2ч 9ч 4ч 2ч 1ч 2ч |
Особенности контроля и оценки учебных достижений по литературному чтению
во 2 классе
Во 2 классе можно выделить две формы контроля:
- текущий
- итоговый
Текущий контроль предполагает 5 контрольных работ после изучения раздела или темы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Итоговый контроль предполагает комплексную контрольную работу в конце учебного года. Цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговую работу входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны.
В первом полугодии отметки не выставляются. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой отметке. Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. Со 2 полугодия вводятся отметки в соответствии с ……………………
Учебно – методические средства обучения
- Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Лазарева В.А. Литературное чтение: Хрестоматия для 2 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. 2 класс: методические рекомендации. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Дополнительная литература
Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 2-го класса. М.: Издательство «Оникс», 2011.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- портреты писателей;
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- детская периодика;
- настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...