"Практика внедрения инновационной технологии обучения чтению"
статья по чтению по теме
Представляемая инновация по масштабу преобразований относится к новшествам на уровне технологии обучения. Она предполагает изменение средств, приемов, методов, способов обучения чтению, типов и видов познавательной деятельности учащихся. При этом подходы к отбору содержания урока остаются по существу традиционными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_vnedreniya_innovacionnoy_tehnologii_obucheniya_chteniyu.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика внедрения инновационной технологии
обучения чтению.
Представляемая инновация по масштабу преобразований относится к новшествам на уровне технологии обучения. Она предполагает изменение средств, приемов, методов, способов обучения чтению, типов и видов познавательной деятельности учащихся. При этом подходы к отбору содержания урока остаются по существу традиционными.
При введении данной инновации возможно использование ИКТ на уроке чтения как для проверки выполнения заданий и фронтальной работы с классом, так и для самостоятельной работы учащихся.
По методу нововведений данное новшество относится к модификационным, т. е. это частичное нововведение, не затрагивающее принципиальных ценностно – целевых оснований процесса обучения. Необходимость такого типа новшеств возникает там и тогда, где и когда требуются отдельные усовершенствования процесса обучения, его модернизация. В данном случае усовершенствование процесса обучения чтению после букварного периода (на этапе становления синтетических приемов чтения).
По направлению (содержанию) преобразований данное новшество относится к реализующим идею индивидуализации, личностной ориентации обучения. Оно обеспечивает разноуровневый подход к обучающимся, позволяет при изучении одного произведения учитывать разный уровень обученности чтению.
Плохо читающие дети имеют возможность поработать над технической стороной чтения, хорошо читающие – над развитием связной речи, расширить свои познания в области литературы.
Почему возникла необходимость в модернизации процесса обучения чтению?
Ежегодное определение уровня сформированности процесса чтения у учащихся 1- 2 классов общеобразовательной школы показывает, что на протяжении нескольких лет без ошибок читают не более 10 % учащихся. Дети читают медленно, монотонно, не вникая в смысл прочитанного. А между тем развитие ребенка без хорошего навыка чтения всегда будет неполным, и самые совершенные учителя и репетиторы не исправят этого положения. Только чтение способно привить ребенку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. Кроме того, книги сохраняют нравственный опыт человечества и позволяют ребенку впитывать его в тех формах, которые для него наиболее понятны. Ребенок, который дружит с книгой, приобретает новый статус в ребячьем коллективе. Он – мастер рассказать захватывающую историю, он знает самые неожиданные вещи, ему легче и интереснее учиться. Так почему же большинство детей не хотят читать? Все очень просто. Чтение дается им с таким трудом, что о пользе и удовольствии не может быть и речи. И причины этого могут быть самыми разными…
Причинами ошибок при чтении может быть нарушение развития устной речи, недостаточная сформированность данного процесса (на первых этапах обучения), недостатки в развитии познавательных процессов, педагогическая запущенность, нарушение поведения.
Педагоги и родители озабочены таким положением вещей и пытаются исправить положение, заставляя ребенка читать текст несколько раз подряд, пытаются учить ребенка читать, руководствуясь разными методиками, или обращаются за помощью к специалистам, водят ребенка на дополнительные занятия, что вызывает перегрузки. И ребенок все меньше и меньше хочет читать и учиться вообще.
На самом деле, многие ошибки, которые допускает ребенок, являются закономерными при формировании чтения и не могут классифицироваться как дислексия.
/Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Лалаева Р.И. /
Большинство детей допускает разные ошибки и несмотря на то, что их количество не позволяет ученику получить удовлетворительную оценку, для диагностирования дислексии их недостаточно; к тому же в зависимости от сложности и величины текста характер ошибок меняется, т. е. нельзя говорить о стойкости нарушения.
Дети, испытывающие трудности при овладении чтением, но не страдающие дислекией, не зачисляются на логопедические занятия (да и не всегда в школе есть возможность обратиться за помощью к школьному логопеду). Какую помощь можно и нужно оказать детям, имеющим трудности в овладении чтением?
Работе со словом: развитию языкового анализа и синтеза уделяется внимание только в букварный период. Считается, что за это время ребенок должен овладеть механической стороной чтения. После букварного периода на уроках литературного чтения обучающиеся работают с учебником «Литературное чтение», который ориентирован на развитие лексики, связной речи, расширение кругозора. Но ряд учащихся и в после букварный период нуждается в упражнениях, развивающих языковой анализ и синтез. А такая работа учебником не предусмотрена. Учителя начальных классов пытались использовать на уроке и на дополнительных занятиях развивающие технику чтения упражнения, но работа эта носила не систематический характер и требовала дополнительных временных затрат как для подготовки учителя, так и для выполнения заданий учеником.
Для достижения положительного результата и предотвращения перегрузок необходимо организовать систематическую работу по развитию техники чтения на уроке и дома, которая опиралась бы на программное содержание и была продолжением изучаемого на уроке материала.
На подготовительном этапе учитель – логопед разработал систему заданий (за основу взяты упражнения, используемые в логопедической практике) к каждому разделу учебника «Литературное чтение » к конкретным произведениям.
Цель предлагаемых упражнений – развитие зрительного и языкового анализа, синтеза, мнезиса, развитие чувства ритма, фонематических функций, активизация словарного запаса.
Для выполнения ученикам предлагались следующие задания: (Приложение)
- Шифровка по таблице букв, слогов.
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение: 1. В таблице найди клетку с указанным числом, запиши соответствующую букву. Прочитай шёпотом полученное слово.
- Найди клетку с нужной буквой и запиши число, записанное в ней.
Таблица 1
* 1 | ж 2 | л 3 | е 4 | м 5 | в 6 |
р 7 | г 8 | я 9 | у 10 | з 11 | ю 12 |
ё 13 | ц 14 | б 15 | ч 16 | ъ 17 | д 18 |
о 19 | и 20 | ? 21 | н 22 | ф 23 | с 24 |
ш 25 | т 26 | щ 27 | к 28 | ы 29 | ь 30 |
э 31 | п 32 | а 33 | й 34 | х 35 | ! 36 |
Т. 1 – 24. 33. 5. 19. 3. 13. 26 Самолёт |
Шифровка по таблице слогов
27. 24. 5 Дорога | 36. с. 112. Шоссе |
У. 82. 18 Улица | Ав. 28. 21. 93 ль Автомобиль |
- Корректурные пробы.
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение: Зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу.
б
б | д | е | н | ь | б | б | б | б | б | б | б | б | б | б | б | б |
б | б | б | б | б | б | б | о | т | к | р | ы | в | а | е | т | б |
б | б | б | б | б | г | л | а | з | а | б | б | б | б | б | б | б |
- Тарабарские стихи.
(Для детей с угадывающим чтением)
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса; чувства ритма.
Выполнение: Внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением. Постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение.
/ /
Ли сатитиль, лимались
/ /
У нарапату затой,
/ /
Ку ласа тапурались
/ /
Ме качая музой.
/ / /
Муша музой ликаеца,
/ /
Мы ссорились, мирились,
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
Ралуеца муша
/ / /
И крампа ли пираеца.
/ / /
Ума! Ума! Ума!
- Подсчитай, возьми, сложи.
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза.
Выполнение: Назови картинку, определи указанную цифрой букву (если затрудняешься, посмотри в подсказку). Запиши её. Прочитай полученное слово.
(кабан)
1 4 4 5 7
- Ломаная.
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение: Двигаясь по стрелкам, прочитай предложение. Подсчитай сколько в нём слов.
ро
Ле
том
при
ле
те
ла
зна
ко
ма
я
со
ка.
- Поставь по порядку буквы, слоги, слова.
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря.
Выполнение:
- Поставь слоги по порядку, назови полученное слово.
- Составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку.
- Поставь по порядку слова, получи предложение.
б а к а о с | н ы ц п ё к о л |
н о к ь | к и т у |
тё – нок - ко | ро – нок – сё - по |
нок - ще | лё – нок - коз |
Было в январе дело,
Ёлка на горе стояла,
А этой ёлки возле
Злые волки бродили.
В Новый год кому охота
В лапы волку попасться!
Бросились вперёд зайчата
И на ёлку прыгнули.
К, сгорбил, присел, земле, спину, на, собак, смотрит, и |
Животом, котёнка, упал, на, его, собак, от, закрыл |
Собак, испугалась, и, прочь, закричала, от них, побежала |
- Задом наперёд
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение: прочитай предложение справа налево.
. ьшеяретоп еенделсоп – ьшечохаз огонМ
- Зачеркни лишнее.
Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса.
Выполнение: Внимательно посмотри на буквы, найди среди букв, слово, подчеркни его.
П м и к о л у к о м о р ь е б р о з у к л а |
М у п е с н ь я к и м а р з а в о д и та т у м и с а |
Н е в е д о м ы е к у с а р д о р о ж к и п у т к а |
М у р ы т в и т я з ь е м а с у т р и п |
Учитель начальных классов проанализировал деятельность плохо читающих детей на уроке и пришел к следующим выводам. Плохо читающие дети, как правило, пассивны на уроках чтения. Во время фронтального опроса они не следят по тексту, не читают «про себя». Это время оказывается потерянным для них.
В этом возрасте у детей слабо развита самооценка. Ребёнку важно, что о нём думают другие, прежде всего учитель и одноклассники. Осваиваясь в новом коллективе, первоклассник пытается вызвать одобрение со стороны одноклассников. Медленное, с ошибками чтение вызывает недовольство со стороны слушателей. Дети порой беспощадны в своих оценках, они подсмеиваются над неудачниками, передразнивают их, просто выражают своё нежелание их слушать. (О комфортности пребывания на уроке в таких условиях речь не идёт).
Подобное отношение снижает мотивацию учения школьника. Он отказывается читать вслух, теряет веру в свои силы, перестаёт тренироваться в чтении (особенно если дома его попрекают неудачами). Такое отношение к ребёнку может привести к повышенной тревожности, к страху перед уроками чтения, вызвать отвращение к книгам.
Следовательно, во время фронтального опроса плохо читающий ученик может выполнять специальные задания, которые, во - первых, благоприятно воздействуют на развитие фонетико-фонематической и лексико - грамматической стороны речи, пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса; во- вторых, соответствуют программе по литературному чтению и могут быть использованы в дальнейшей работе на уроке (что делает результат деятельности ребёнка значимым для других). Ребенок может получить задание, связанное с новым произведением, т. е. работать с опережением, что поднимет его авторитет в глазах одноклассников.
К моменту внедрения данной технологии в учебный процесс сложилась следующая система работы учителя и учителя - логопеда.
логопед | учитель |
Проводит проверку техники чтения | Определяет детей, имеющих трудности при овладении чтением |
Определяет детей, испытывающих трудности при овладении чтением и имеющих дислексию. | Проводит инструктаж по выполнению заданий |
Проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими нарушения произношения звуков, фонетико-фонематическое недоразвитие или общее недоразвитие речи. | Определяет место специальных заданий на уроке |
Составляет задания и проводит с учениками несколько консультаций, на которых объясняет ход выполнения заданий | Распределяет задания и контролирует ход их выполнения |
Проводит проверку техники чтения | Фиксирует правильность выполнения задания. |
Проводит инструктаж с учителями по применению упражнений | Проводит инструктаж с родителями по выполнению заданий |
В самом процессе внедрения инновации в обучении чтению можно выделить несколько этапов:
- Подготовительный.
- Освоение системы упражнений, развивающих технику чтения.
- Осмысление места упражнений на уроке и при подготовке домашнего задания.
- Диагностический.
- Выявление детей с трудностями в овладении чтением, определение причин испытываемых трудностей.
- Организационный.
- Организация логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки в развитии речи, в том числе письменной (дислексия, дисграфия).
- Организация консультаций по выполнению специальных упражнений для детей и родителей.
- Практический.
- Использование специальных упражнений при обучении чтению.
- Рефлексивный.
- Определение динамики развития техники чтения (ежемесячно).
При внедрении данной технологии учителю следует соблюдать принципы последовательности: в первом классе предлагать ребенку не более двух заданий за урок. Это могут быть 2 слова по таблице слогов, одно слово для расшифровки по картинкам, одна корректурная проба и т. д. нагрузка не должна быть чрезмерной; доступности: предлагаемое задание должно быть посильным, ребенок обязательно должен с ним справиться.
В первом классе задания предъявляются на карточках. Во втором классе ученик получает тетрадь на печатной основе, в которой он работает в школе и дома.
Выполнению специальных упражнений дается только качественная оценка, отметка не ставится.
Положительной характеристикой данной инновации считаю занимательный характер заданий, они предъявляются в игровой форме, они напоминают речевую загадку, ученик, выполняя задания, должен раскрыть некий секрет, а тайна всегда привлекательна для детей.
Полученные слова, фразы используются для работы на уроке, ученик осознает значимость своей работы, повышается мотивация.
Ученик может выполнять задания на компьютере (как в классе, так и дома), учитель может проецировать задания на доску, чтобы проверить правильность выполнения, или выполнить какое-то задание фронтально. Например, составление плана рассказа, читая заголовки виде ломаной, составление названия сказок по картинкам и другое.
Внедрение в учебный процесс инновации в области обучения чтению дало положительные результаты.
Результаты работы в 1 классе.
Результаты работы во втором классе
Представленная инновационная деятельность может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование организационно - технологических основ процесса обучения чтению, направленное на повышение качества образовательных услуг. Показателем нового качества образовательного процесса (в данном случае) можно считать отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, дефицит учебной мотивации).
Приложение.
1. Шифровка по таблице букв, слогов.
Задание: Составь имена по таблице.
(« Анна, не грусти!» Н. Булгаков)
Т. 1 – 33. 3. 3. 33 Алла | Т. 5 – 34.21.21.9. 26. 27. 34 Аннушка |
Т. 1 – 28. 33. 7. 20. 22. 33 Карина | Т. 5 – 21. 20. 8. 34 Нюра |
Т. 2 – 28. 9. 26. 21 Катя | Т. 5 – 21. 11. 23. 10 Нюся |
Т. 6 – 27. 26. 26. 27 Анна | Т. 3 – 5. 33. 9. 16. 35. 33 Катюша |
Т. 6 – 27. 26. 10. 3. 27 Анюта | Т. 3 – 5. 33. 9. 7. 32. 5. 33 Катенька |
Т. 4 – 10. 27. 21. 3 Катя | Т.2 – 16.28.9.26.16.19.4.3.9 Екатерина |
Т. 4 – 27. 21. 3 Аня |
Вопрос: Какие имена лишние?
2. Корректурные пробы.
(«Бульдог по кличке Дог» Американская народная песенка)
- п, с (ходила в магазин)
псппхоппдсспилсппсппсаспспспвссппсп
смспсспапссгппассспспзсинпспссспспсп
- м, ц (зовёт гулять)
ммммзммммоцмцмцвёмммцмцмцмцмцтццц цццгуммцмцмцмцлямцмцмцмцмцмцтьмммм
3. Тарабарские стихи.
(« За игрой» В. Берестов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.
В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы
Не зависимо от типа образовательного учреждения педагоги используют новые технические и педагогические возможности и средства, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержани...
Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе
В настоящее время в педагогической науке встречается огромное количество образовательных технологий. Да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. Множество методистов ...
«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»
Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Внедрение инновационных технологий в обучение и воспитание детей с ОВЗ»
Развитие интеллектуального потенциала учащихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, с...
«Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»
laquo;Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»...
Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе
Статья предназначена для формирования читательского навыка у детей младших классов...