Открытый урок внеклассного чтения 3-й класс: Обобщение по сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты»
презентация к уроку чтения (3 класс) по теме

Паукова Лариса Петровна

Закрепление и систематизация знаний по сказке Братье Гримм «Бременские музыканты»; углубление  знаний учащихся о творчестве немецких сказочников Братьев Гримм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar1.6 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ СЕЛА РУССКАЯ БОРКОВКА

Выполнил учитель

начальных классов

 Паукова Л.П.

2012

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе

Тема: Обобщение по сказке Братьев Гримм «Бременские музыканты»

Форма урока: урок – обобщение

Тип урока: урок закрепления и развития знаний и умений

Продолжительность урока 40 минут

Средства обучения: ПК, мультипроектор, конверты с приложениями,  выставка книг самоделок, карточки с отрывками из сказки, иллюстрации к разным эпизодам сказки

Цели урока:

  1. Образовательные: закрепление и систематизация знаний по сказке Братье Гримм «Бременские музыканты»; углубление  знаний учащихся о творчестве немецких сказочников Братьев Гримм.
  2. Развивающие: определение последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; воспроизведение содержание сказки по вопросам; развитие интереса к устной речи учащихся и их творческих способностей.
  3. Воспитывающие: способствовать воспитанию стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайды 1-3)

Дорогой доброй сказки
Идём мы без опаски
И дружно говорим:
Идём мы к братьям Гримм!
И встретят нас герои,
Красавицы и тролли,
Лягушка и горшок,
И боб и уголёк.
И музыкантов Бремена
Узнаем мы уверенно.
И Розочку с Беляночкой
На сказочной поляночке.
И снова повторим:
Идём мы к братьям Гримм!

Организация и рассматривание выставки книжек самоделок и иллюстрации к разным эпизодам сказки, принесенных на урок детьми.

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Ребята, вы дома должны были самостоятельно прочитать  сказку Братьев Гримм "Бременские музыканты". Сегодня на уроке вспомним содержание сказки и обсудим прочитанное и услышанное.

Сказки... Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Но если мы начинаем задумываться, то возникает много вопросов: почему у Бабы Яги костяная нога? Почему избушка "на курьих ножках"; почему Иван, желая войти в эту избушку, просит: "Избушка, избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом"? Не проще ли обойти?

 Да, не все так просто, а суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Об этом мы будем еще много говорить. А сегодня мы побываем в гостях у сказки братьев Гримм "Бременские музыканты".

III Сообщения подготовленных детей (Слайд 4,5)

Сообщение 1. Короткая справка об авторах.

Вильгельм и Якоб Гримм – немецкие писатели-сказочники. Они были профессорами прусской академии. Братья-погодки трогательно любили друг друга, прожили совпадающую во всем жизнь; только Вильгельм ушел из жизни на четыре года раньше брата.        

Они не были скучными учеными, а были веселыми и добрыми. Братья всю жизнь собирали сказки, путешествуя по стране. Они не меняли содержание сказок, но они вернули старым забытым сказкам народный язык. Однажды Вильгельм и Якоб повстречали старушку, которая рассказывала им сказки три дня...

Сообщение 2. Рассказ о городе Бремене.

На севере Германии находится небольшой город Бремен. Уголки старого города напоминают сказочную страну: маленькие, очень узкие улочки, красивые дома, готические церкви, зеленые парки. За рыночной площадью находится самая короткая улица Бремена – длиной 110 метров. На этой улице всего 10 домов. И здесь же расположены музеи, магазины, антикварные салоны, театр и ресторан. На этой улице находится Дом-музей Робинзона Крузо. И совсем рядом можно увидеть современные здания. Герб города очень интересен и известен всему миру: осел, собака, кот и петух – герои сказки братьев Гримм. Эти фигурки можно увидеть повсюду: в витринах магазинов, на вывесках кафе и ресторанов.

IV. Беседа по содержанию сказки, составление плана 

Дети отвечают на вопросы, озаглавливают пункты плана, работают с карандашом, выделяя части плана в тексте книги, которую сделали сами.

Вопросы по содержанию:

  1. Понравилась ли вам сказка?
  2. Определите  главных героев сказки, для этого возьмите конверт, лежащий на вашем столе и вытащите лист с приложением 1(Слайд 6, 7)

Приложение 1.

1)  зачеркните все повторяющиеся буквы и прочитайте слово.

У

О

Д

Х

 Н

З

С

Ы

Е

Х

Д

Н

У

З

Ы

Л

П

Ю

К

Е

 К

Т

О

Ж

О

Ю

У

Ц

Х

Ц

Ж

*

Ответ: Осёл                                    Ответ: Петух

2) соотнесите цифры из правого столбика с буквами левого столбика и прочитайте слово

Б

С

А

3

1

6

О

А

К

2

4

5

Ответ: Собака

3) читайте только русские буквы

                          rwskjosgsftlvz

Ответ: Кот

  1. У кого жил герои сказки до встречи? ( работа в парах, возьмите приложение 2, соедините  стрелками  слова левого столбика со словами из правого столбика) (Слайд 8)

Приложение 2.

Осел                   Хозяйка

Петух                 Мельник

Собака               Хозяева

Кот                     Охотник

Ответы:  Осел – мельник, Петух – хозяева, Собака – охотник, Кот – хозяйка  

  1. Расскажите, как осёл оказался на улице? Почему мельник его выгнал?
  2. Как вы думаете, какие чувства он испытывал?
  3. Что он придумал?
  4. В какой город он решил отправиться?
  5. Кого он встретил по дороге в Бремен?
  6. Что ему рассказала собака о своей жизни?
  7. Что предложил осёл собаке? (Пойти вместе в город Бремен)
  8. Какую историю им рассказал кот?
  9. Согласился ли кот пойти вместе с ними?
  10. Кого они увидели во дворе?
  11. Какая беда случилась у петуха?
  12. Что предложил ему осёл?
  13. Как друзья нашли дом разбойников?
  14. Что они придумали, чтобы выгнать разбойников из дома?
  15. Удалось ли им осуществить свой план?
  16. Где улеглись спать главные герои в доме разбойников? (работа в парах, возьмите приложение 3, соедините  стрелками  слова левого столбика со словами из правого столбика) (Слайд 9 )

Приложение 3.

Осел        во дворе на сене

Собака        на воротах

Кот        перед дверью

Петух        на печи

Ответы:  Осел – во дворе на сене, Петух – на воротах, Собака –  перед дверью, Кот – на печи  

  1. Какое впечатление произвела на вас сказка?

Учитель записывает план на доске. (Слайд 10)

ПЛАН

1. Старый осел.

 2. Собака.

 3. Кот.

 4. Бедный петух.

 5. Встреча с разбойниками.

 6. Находчивые животные.

V.  Физкультминутка

Дети выполняют физкультминутку под музыку.

VI. Найдите в тексте и прочитайте выразительно рассказ разбойника о том, что увидел он в избушке.

Дети читают.

Учитель:

– Все справились с заданием? Кто нам почитает?

Дети оценивают чтение. Двое читают выразительно.

VII. Восстановите деформированный текст. Вставьте подходящее по смыслу слово. (см. приложение 4) (Слайд 11, 12)

Приложение 4.

 «Думали они, думали и придумали.

Осел тихонько поставил передние ноги на (дверь, подоконник, во рота) собака взобралась на (голову, спину, ногу) ослу, кот вскочил на спину (собаке, петуху, ослу), а петух взлетел на голову коту. И тут они разом (заплакали, закричали, зашипели): осел — по-осли ному, собака — по-собачьи, кот — (по-собачьи, по-кошачьи, по мышиному), а петух — закукарекал. Закричали они и ввалились через окно в комнату. (Испугались, закричали, заплакали) разбойники и убежали в лес. А осел, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись (за еду, за чтение, за письмо).

Ели-ели, пили-пили — наелись, напились и спать легли. Осел растянулся (в комнате, во дворе, в сарае) на сене, собака улеглась (перед, за, с) дверью, кот свернулся клубком (на печи, на сене, на воротах), а (осел, петух, кот) взобрался на ворота».

Ответ: «Думали они, думали и придумали.»

Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту. И тут они разом закричали: осел — по-ослиному,  собака — по-собачьи, кот — по-кошачьи, а петух — закукарекал.

Закричали они и ввалились через окно в комнату.

Испугались разбойники и убежали в лес.

А осел, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за еду. Ели-ели, пили-пили — наелись, напились и спать легли. Осел растянулся во дворе на сене, собака улеглась перед дверью, кот свер нулся клубком на печи, а петух взобрался на ворота».

VIII. Игра: «Кто сказал!» (Слайд  13)

Приложение 5.

1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший — ты будешь петь и в барабаны бить. А я буду на гитаре иг рать».

2. «Пожалей меня. Жила я у охотники, долго. По полям и болотам  за дичью для него бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что делать  даль ше не знаю».

3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс  и мышей. А те перь стар стал, зубы у меня притупились, и захотела  моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что  делать дальше — не знаю».

4. «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к  моим хозяе вам гости приедут, и вот собираются  мои хозяева зарезать меня  и сварить из меня суп. Что мне делать?»

5. «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!»

Ответы: 1. Осел. 2. Собака. 3. Кот. 4. Петух. 5. Разбойник.

IX. Работа над пословицами (Слайд 14)

Выберите пословицы,  которые подходят к этой сказке:

Приложение 6.

• Не красна изба углами, а красна пирогами.

У страха глаза велики.

• Много хочешь - последнее потеряешь.

• Делу - время, потехе - час.

• Землю солнце красит, а человека труд.

Робкого и темь страшит.

• Где труд, там и радость.

X. Тест

Выполнение теста на бланках (проверка учителем после урока) или устно

Приложение 7.

Тест

1. У кого жил осел?

а) У охотника б) У мельника     в) У лесоруба

2. Какую работу выполнял осел на мельнице?

а) Ловил мышей      б) Бегал за дичью в) Таскал мешки с мукой

3. В какой город отправился осел?

а) В Бремен б) В Ребрен        в) В Мебен

4. Кто жил у охотника?

а) Петух б) Кот в) Собака

5. Какую работу выполняла собака?

а) Бегала за дичью    б) Ловила мышей    в) Работала на мельнице

6. От кого убежал кот?

а) От мельника        б) От охотника    в) От хозяйки

7. Какую работу выполнял кот?

а) Пил молоко        б) Будил хозяйку в) Ловил мышей и крыс

8. Из кого хозяева хотели сварить суп?

а) Из кота б) Из собаки       в) Из петуха

9. На каком музыкальном инструменте хотел играть осел?

а) На гитаре б) На балалайке   в) На барабане

10. На каком музыкальном инструменте хотела играть собака?

а) На скрипке б) На пианино    в) На барабане

11. На каком музыкальном инструменте хотел играть кот?

 а) На трубе б) На скрипке     в) На гитаре

12. На каком музыкальном инструменте хотел играть петух?

а) На балалайке       б) На гитаре       в) На скрипке

13. Кого музыканты выгнали из дома?

а) Великанов б) Мышей в) Разбойников

14. Где находился дом разбойников?

а) В лесу б) На ферме        в) В деревне

15. Где улегся спать осел?

а) На пороге б) На печи в) На сене

16. Где устроился на ночлег кот?

а) На воротах б) На печи в) На крыше

17. Где устроился спать петух?

а) На воротах б) На печи в) На улице

18. Где легла спать собака?

а) На крыше б) На сене в) Перед дверью

19. Что хотел разжечь разбойник?

а) Лучину б) Печку в) Костер

20. Что разбойник принял за горящий огонек?

а) Копыта осла        б) Глаза кота       в) Перья петуха

Ответы: 1 — б; 2 — в; 3 — а; 4 —• в; 5 — а; 6 — в; 7 — в; 8 — в; 9 — а; 10 — в; 11 - б; 12 - а; 13 - в; 14 - а; 15 - в; 16 - б; 17 -а; 18 - в; 19 - а; 20 - б.

XI. Итог урока (Слайд 15)

Учитель: Вот мы и прошли с вами по дорогам сказки Братьев Гримм "Бременские музыканты". Ребята, все зарубежные писатели-сказочники следуют традиции счастливой развязки, кроме Андерсена. Русалочка у него гибнет, так и не добившись любви принца. Эта сказка с грустным концом. Сказка "Бременские музыканты" закончилась хорошо, но у меня какое-то необъяснимое чувство. Кто мне поможет? Какие чувства вызвала у вас эта сказка? Почему?

Ответы детей.

– Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке.  Теперь осталось нам сделать  выбор  самой  лучшую книгу самоделки «Бременские музыканты», которую сделали к этому уроку вы. (вручение медальки)

Урок окончен.

XII. Домашнее задание:

  1. Прочитайте юмористические рассказы Ю. Сотника, В. Драгунского;
  2. Сделайте кроссворд к одному из рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения во 2 классе " Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена"

Тема: Внеклассное чтение. Андерсен «Пятеро из одного стручка».   Цель  урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пяте...

Урок литературного чтения по сказке Братьев Гримм "Бременские музыканты"

Конспект урока литературного чтения по сказке Братьев Гримм "Бременские музыканты"...

Чтение и анализ сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»

Урок подготовлен по типу творческого проекта.Для работы на уроке были организованы 4 группы: группа– подготовка инсценированного отрывка; 2 группы кружка ИЗО – подготовка загадок - рисун...