Разработка урока литературного чтения "А.П. Платонов «Цветок на земле» 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" с использованием слайд-презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 16.86 КБ |
cvetok_na_zemle.pptx | 938.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 3 класс
Тема урока: А.П. Платонов «Цветок на земле»
Цель урока: Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение. Создать собственный образ героя с использованием открытых читателями изобразительных средств. Развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел писателя. Духовно-нравственное развитие учащихся. Воспитывать уважение к пожилым людям.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" М:Просвещение,2007
Используемое оборудование:
Компьютер, проектор, колонки, презентация.
Краткое описание: Второй урок по теме А.П. Платонов "Цветок на Земле" в 3 классе
Ход урока.
1.Организационный момент.
Просмотр слайд-презентации «Школьный цветник». Слайды с 1 по 9.
- Какие цветы привлекли ваше внимание? Чем?
Актуализация опорных знаний.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с просмотра цветов с нашего участка?
- Почему в нашей школе мы выращиваем такие разные цветы?
- Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветку? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь)
2. Изучение нового материала
Составление характеристики героя.
- Вы дома перечитали текст и выбрали все места, описывающие Афоню.
Давайте составим характеристику Афони.
- Откройте план характеристики героя (в папочке с памятками).
План характеристики героя.
Имя героя, его место жительства.
Действия и поступки, совершаемые героем.
Опишите внешность и характер героя.
Отношение автора к герою.
Ваше отношение к герою.
- С чего начнём?
(Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)
- В какой части рассказа мы найдём больше всего о поступках Афони?
(в последней, восьмой)
- Перечислите его поступки.
- Что можете сказать о внешности мальчика?
- А каким вы его себе представляете?
- Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (ценил внутреннюю красоту)
- Что вы можете сказать о характере Афони?
(добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный)
- Как вы считаете, как относился автор к герою?
(с симпатией, он сказал про него маленький Афоня, добрый внук)
- Выскажите словесно своё отношение к герою рассказа?
3. Физкультминутка (под музыкальное сопровождение).
4. Постановка новой учебной задачи и ход её решения.
- Кто из вас был внимателен, на протяжении какого времени описываются события в рассказе? (Один день с утра и до вечера)
- Хорошо, мы с вами дали характеристику Афоне, каким он был уже в конце рассказа, вечером. А давайте-ка вернёмся в самое начало и проследим за ним с утра того дня, до конца рассказа.
Подготовка к пересказу текста.
- Откройте план рассказа, который у нас получился на прошлом уроке.
План.
Скучно Афоне жить на свете.
Дед Тит.
Опять скучно жить на свете.
Проснулся ненадолго.
На печи рядом с дедом.
Пошли «белый свет пытать».
Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
Гребешок для деда.
- Как вёл себя мальчик в 1 части? Найдите и прочитайте в тексте. (Не давал деду спать)
- А дальше? Зачитайте. (Слонялся вокруг стола без дела, смотрел на мух, на пустую улицу, на часы…)
- А что было потом? (снова назойливо тормошил деда разговорами)
- Словами он его не поднял, что же он сделал? (залез на печь и уморился его будить – сам заснул)
- А, проснувшись, что он ещё сделал на вред деду? (Остановил часы, которые баюкали деда)
- Так каким же был Афоня в начале того дня? (очень назойливым, даже вредным мальчиком, не дающим покоя старому деду)
Мы увидели его сейчас совсем не таким, какой он в конце дня.
Так, что же такое произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо, главное дело. Труд делает жизнь, создаёт её)
Вывод
Откройте 7 часть рассказа. Давайте ещё раз перечитаем объяснение деда. (с.134 верх до слов …мы хлебу расти помогаем)
Обобщающий слайд №10 на экране.
«Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь»
- Прочитайте последний абзац текста. Почему автор закончил именно такими строками свой рассказ?
Обобщающий слайд №11 на экране.
«Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук – продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках»
5. Заключительный этап.
1). Расскажите, когда вы с родителями работали над древом своего рода, до какого поколения вы дошли.
2). Вспомните, что вы писали о своих дедушках и бабушках. (Дети зачитывают свои рассказы о дедушках (отрывки из воспоминаний), которые писали во время составления генеалогического древа своей семьи.)
3). Мне бы хотелось, чтобы Андрей Платонович Платонов запомнился вам, потому что писателем он был необыкновенным.
Слайд №12.
«Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по- настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя».
- Согласны ли вы с этим утверждением?
Слайд №13.
- Прочитайте внимательно эти слова.
«Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души.»
- Подумайте над этими словами. /Дети обдумывают ответ под «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» /
- Согласны ли вы с писателем?
- Можно ли работать не в полную силу и без души?
6. Итог урока.
- Что нового, интересного вы узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
- Что осталось непонятным?
Оценки за работу на уроке. (За выборочное чтение)
Домашнее задание.
Пересказ рассказа по плану, с.129-136.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть глаза у цветов. С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою.
Помню как-то я в былые дни Рвал цветы для милой на поляне, И глядели на меня они, Как бы говоря: "Она обманет".
Я напрасно ждал, и звал я зря, Бросил я цветы, они лежали, Как бы глядя вдаль и говоря: "Не виновны мы в твоей печали".
В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я, цветы, как люди плачут, И росу роняют на песок.
Мы уходим, и в прощальный час Провожая из родного края, Разные цветы глядят на нас, Нам вослед головками кивая.
Осенью, когда сады грустны, Листья на ветвях желты и гладки, Вспоминая дни своей весны, Глядя вдаль цветы грустят на грядке.
Кто не верит, всех зову я в сад, Видите, моргая еле-еле, На людей доверчиво глядят Все цветы, как дети в колыбели.
В душу нам глядят цветы земли, Добрым взглядом всех кто с нами рядом. Или же потусторонним взглядом Всех друзей, что навсегда ушли . Расул Гамзатов.
«Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь»
«Цветок, когда отцветает, даёт семя . Внук – продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках»
«Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по- настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя».
«Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о творчестве А. Платонова и его произведе...
Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование навыков беглого чтения и выра...
Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: развитие умений анализировать героев произведение и само произведение, делать серьезн...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли.Задач...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления представлений о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли рассказа.Задачи урокаДидакти...