Разработка урока литературного чтения "А.П. Платонов «Цветок на земле» 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" с использованием слайд-презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx16.86 КБ
Файл cvetok_na_zemle.pptx938.64 КБ

Предварительный просмотр:

  Литературное чтение  3  класс

Тема урока: А.П. Платонов «Цветок на земле»

Цель урока:  Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать произведение. Создать собственный образ героя с использованием открытых читателями изобразительных средств. Развивать умение анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать замысел писателя. Духовно-нравственное развитие учащихся. Воспитывать уважение к пожилым людям.

Тип урока:  Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:  

Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" М:Просвещение,2007

Используемое оборудование:  

Компьютер, проектор, колонки, презентация.

Краткое описание:  Второй урок по теме А.П. Платонов "Цветок на Земле" в 3 классе

Ход урока.

    1.Организационный момент.

Просмотр слайд-презентации «Школьный цветник». Слайды с 1 по 9.

      -  Какие цветы привлекли  ваше внимание? Чем?

Актуализация опорных знаний.

- Как вы думаете, почему мы начали урок  с просмотра цветов с нашего участка?

  -  Почему в нашей школе мы выращиваем  такие разные цветы?

  -  Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветку? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь)

2. Изучение нового материала

Составление характеристики героя.

 -  Вы дома перечитали текст и выбрали все места, описывающие Афоню.

Давайте составим характеристику Афони.

 -  Откройте план характеристики героя (в папочке с памятками).

План характеристики героя.

Имя героя, его место жительства.

Действия и поступки, совершаемые героем.

Опишите внешность и характер героя.

Отношение автора к герою.

Ваше отношение к герою.

 

-  С чего начнём?

(Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

-  В какой части рассказа мы найдём больше всего о поступках Афони?

(в последней, восьмой)

-  Перечислите его поступки.

-  Что можете сказать о внешности мальчика?

-  А каким вы его себе представляете?

-  Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (ценил внутреннюю красоту)

      -  Что вы можете сказать о характере Афони?

 (добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный)

-  Как вы считаете, как относился автор к герою?

 (с симпатией, он сказал про него маленький Афоня, добрый внук)

-  Выскажите словесно своё отношение к герою рассказа?

3. Физкультминутка (под музыкальное сопровождение).

4. Постановка новой учебной задачи и ход её решения.

-  Кто из вас был внимателен, на протяжении какого времени описываются события в рассказе? (Один день с утра и до вечера)

-  Хорошо, мы с вами дали характеристику Афоне, каким он был уже в конце рассказа, вечером. А давайте-ка вернёмся в самое начало и проследим за ним с утра того дня, до конца рассказа.

Подготовка к пересказу текста.

-  Откройте план рассказа, который у нас получился на прошлом уроке.

                 План.

Скучно Афоне жить на свете.

Дед Тит.

Опять скучно жить на свете.

Проснулся ненадолго.

 На печи рядом с дедом.

Пошли «белый свет пытать».

Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

Гребешок для деда.

      -  Как вёл себя мальчик в 1 части?  Найдите и прочитайте в тексте. (Не давал деду спать)

      -  А дальше? Зачитайте. (Слонялся вокруг стола без дела, смотрел на мух, на пустую улицу, на часы…)

      -  А что было потом? (снова назойливо тормошил деда разговорами)

      -  Словами он его не поднял, что же он сделал? (залез на печь и уморился его будить – сам заснул)

      -  А, проснувшись, что он ещё сделал на вред деду? (Остановил часы, которые баюкали деда)

      -  Так каким же был Афоня в начале того дня? (очень назойливым, даже вредным мальчиком, не дающим покоя старому деду)

  Мы увидели его сейчас совсем не таким, какой он в конце дня.

       Так, что же такое произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений?  (Он узнал от деда  удивительное чудо, главное дело. Труд делает жизнь, создаёт её)

Вывод

Откройте 7 часть рассказа. Давайте ещё раз перечитаем объяснение деда. (с.134 верх до слов …мы хлебу расти помогаем)

Обобщающий слайд №10 на экране.

«Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь»

- Прочитайте последний абзац текста. Почему автор закончил именно такими строками свой рассказ?

Обобщающий слайд №11 на экране.

 «Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук – продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках»

5. Заключительный этап.

1). Расскажите, когда вы с родителями работали над древом своего рода, до какого поколения вы дошли.

2). Вспомните, что вы писали о своих дедушках и бабушках. (Дети зачитывают свои рассказы о дедушках (отрывки из воспоминаний), которые писали во время составления генеалогического древа своей семьи.)

3). Мне бы хотелось, чтобы Андрей Платонович Платонов запомнился вам, потому что писателем он был необыкновенным.

Слайд №12.

«Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по- настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя».

- Согласны ли вы с этим утверждением?

Слайд №13.

- Прочитайте внимательно эти слова.

«Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души.»

- Подумайте над этими словами. /Дети обдумывают ответ под «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» /

- Согласны ли вы с писателем?

- Можно ли работать не в полную силу и без души?

6. Итог урока. 

 - Что нового, интересного вы узнали на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Оценки за работу на уроке. (За выборочное чтение)

Домашнее задание.

Пересказ  рассказа по плану, с.129-136.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. П. Платонов «Цветок на земле"

Слайд 2

Есть глаза у цветов. С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою.

Слайд 3

Помню как-то я в былые дни Рвал цветы для милой на поляне, И глядели на меня они, Как бы говоря: "Она обманет".

Слайд 4

Я напрасно ждал, и звал я зря, Бросил я цветы, они лежали, Как бы глядя вдаль и говоря: "Не виновны мы в твоей печали".

Слайд 5

В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я, цветы, как люди плачут, И росу роняют на песок.

Слайд 6

Мы уходим, и в прощальный час Провожая из родного края, Разные цветы глядят на нас, Нам вослед головками кивая.

Слайд 7

Осенью, когда сады грустны, Листья на ветвях желты и гладки, Вспоминая дни своей весны, Глядя вдаль цветы грустят на грядке.

Слайд 8

Кто не верит, всех зову я в сад, Видите, моргая еле-еле, На людей доверчиво глядят Все цветы, как дети в колыбели.

Слайд 9

В душу нам глядят цветы земли, Добрым взглядом всех кто с нами рядом. Или же потусторонним взглядом Всех друзей, что навсегда ушли . Расул Гамзатов.

Слайд 10

«Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь»

Слайд 11

«Цветок, когда отцветает, даёт семя . Внук – продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках»

Слайд 12

«Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по- настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя».

Слайд 13

«Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  формирование представлений  у учащихся о творчестве А. Платонова и его произведе...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  формирование навыков беглого         чтения и выра...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  развитие умений анализировать героев произведение и само произведение, делать серьезн...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли.Задач...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок общей методологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования представления о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.Платонов "Цветок на земле" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления представлений о произведении А. Платонова «Цветок на земле», о его героях и главной мысли рассказа.Задачи урокаДидакти...