Разработки уроков по работе с народной драмой
план-конспект урока чтения (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок №1.
Тема: «Встреча с народной драмой».
Цели:
Образовательные:
- выявить уровень знаний детей о фольклорных жанрах;
- сформировать представление о народной драме, познакомить с ее особенностями;
- расширить представления о фольклорных жанрах;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к историческому наследию народа;
Развивающие:
- развитие психических процессов: памяти, мышления, речи, воображения;
- развитие интереса к народному творчеству.
Оборудование: тексты к уроку, иллюстрации с изображением народного театра.
Этап | Содержание | Примечания |
1.Орг. момент | Проверка готовности | |
2.Вступительная беседа | -Ребята, скажите что вы знаете о фольклоре? -Есть ли автор у фольклорных произведений? Какие фольклорные произведения вы уже знаете? Приведите примеры. Сегодня я расскажу вам Еще об одном виде фольклорного искуссства - о народной драме. Давайте разберемся, что значит – Народная драма. Где мы сталкивались со Словом драма? Правильно, в театре. Как вы думаете, что же значит Слово драма? Драма – это произведение для театра, а в театре есть зрители, есть артисты. А кто уже догадался что же может тогда обозначать – народная драма. Как вы думаете можем ли мы заменять словосочетание народная драма словосочетанием народный театр. Посмотрите на эту картину, здесь изображен народный театр. | Дети дают разные ответы, они говорят о народной музыке, народных танцах, народном изобразительном творчестве и т. п. Ответы детей различны и часто не верны.
Показ иллюстрации с изображением народного театра. |
Подготовка к восприятию | В театре каждый актер играет свою роль в том или ином спектакле. У каждого актера выписаны слова, те, что он говорит по роли. Откройте распечатки на странице 1. Видите, слева написано имя героя, а чуть правее слова, что он говорит – это сценарий представления (в данном случае игры). В нем видно кому когда и какие слова надо сказать. Иногда в скобках указывается те эмоции, которые должен передать актер. | |
Первичное восприятие | Сегодня вы познакомитесь с народной игрой «Иван – косарь и звери». Посмотрите на доску, там записано слово косарь. Давайте попробуем объяснить, что такое косарь. Подберите однокоренные слова. Дети внимательно слушают и думают является ли это произведение народной драмой? | Словарная работа Перед чтением учитель дает целевую установку. |
Первичный анализ | Является ли это произведение народной драмой? Как вы думаете эта игра может быть народной драмой? Кто знал эту игру? Какое название у этой игры в наши дни? | учащиеся называют признаки народной драмы. |
Повторное чтение | Давайте еще раз прочитаем и попробуем говорить так, как бы читали этот текст актеры театра. Какой характер у Лисы, Зайца, Волка? Как можно показать этих героев? Ребята, а кто заметил одну возможную ошибку в тексте? Слова Медведь, Заяц, Волк и Лиса написаны с большой буквы. Как вы думаете, почему? Чтение детьми по ролям. | Называют характерные черты героев, особенности их характеров, манеру говорить. |
Анализ | Понравилось? Что вам напомнила эта игра? Был ли раньше театр? Как он назывался? Почему он назывался народным? Как назывались произведения для народного театра? Как должен говорить актер, который играет роль Медведя? Зайца? Лисы? Волка? Какое бы новое название этой игре вы можете предложить? Является ли эта игра произведением народной драмы? Почему? | Дети говорят, что чтение по ролям напоминает им театр. Называют признаки народной драмы. |
Итог | О какой группе произведений мы с вами сегодня говорили? В чем особенность Фольклорных произведений? Что такое народная драма? Что такое сценарий? Оценить работу детей. Домашнее задание – выразительное чтение игры «Иван – косарь». |
Анализ урока:
Основная цель данного урока, дать понятие народная драма и научить выделять основные признаки народных драм. Вступительная беседа посвещена тому, что дети уже знают о народном творчестве. По программе детского сада и начальной школы дети знакомятся с пословицей, поговоркой, народной песней, загадкой, сказкой. Прибауткой, скороговоркой, считалкой. Здесь задача только освежить это в памяти ребят, привести примеры. Подводя итог беседы, делаем вывод о фольклоре, как о совокупности словесного, музыкального, изобразительного, танцевального и других видов народного творчества.На первых этапах урока удалось заинтересовать детей в изучении данного раздела за счет подготовленного наглядного материала. Дети активно принимали участие в ответах, особенно тех, что были направлены на их личный опыт. В чтении и в словарной работе трудностей не возникло. Итог показал, что урок достиг целей.
Урок № 2.
Тема: « Театр Петрушки».
Цели:
Образовательные:
- Закрепить представления о народной драме, полученные на предыдущем уроке;
- дать понятие о герое народного театра - Петрушке;
- продолжить формирование навыков чтения
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, мышления, речи, воображения;
- продолжить развитие интереса к народной драме, фольклору в целом;
Воспитательные:
- продолжать воспитание аккуратности, умению общаться;
Оборудование: Текст к уроку, Иллюстрации с изображением героя народного театра – Петрушки;
Этап | Содержание | Примечания |
1. Орг. Момент | Проверка готовности | |
Вступительная беседа. Рассказ учителя | О чем мы узнали на прошлом уроке? Что вы можете рассказать о фольклорных произведениях? Что такое народный театр? Сегодня вы познакомитесь с главным героем народного театра – Петрушкой. Кто же такой петрушка? ПЕТРУШКА – это прозвище куклы, русского шута, Потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. Посмотрите на иллюстрацию как бы вы охарактеризовали Петрушку?
Петрушки известны с давних времен петрушечники объединились с шарманщиками. Кто знает кто такой шарманщик? Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Я сказала, что Петрушка –это прозвище как же тогда могли звать этого героя? Кто догадался? Да, совершенно верно Петр, полное имя – его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем. Как вы думаете почему у Петрушки была такая давольно интересная фамилия? . Сюжеты спектаклей передавались от актера к актеру, из уст уста. Петрушка был самым знаменитым героем народной драмы. Сейчас я расскажу о содержании спектакля, а вы попробуйте запомнить основных героев театра Петрушки. Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана , после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей, лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой. Появлялся квартальный. – «Ты зачем бил доктора?» Он отвечал: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьет дубиной квартального. Прибегала рычащая собака. Петрушка просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: – «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Кто герои театра Петрушки? Итак, какой характер был у Петрушки? Для чего существовал театр Петрушки? Со временем исчезла грубая простонародная речь. До сих пор кукольный театр использует перчаточные куклы, а за ширмой театра Петрушка уступил место другим героям. | Показ иллюстрации с изображением Петрушки Показ иллюстра-ции с изображе-нием шарман-щика Целевая установка Дети запомнили всех героев. Выделяют особенности характера Петрушки. |
Подготовка к чтению | Прежде чем мы прочитаем тексты Петрушки я вам прочитаю стихотворение которое говорит а тех кто был зрителем этих представлений: «К нам во двор шарманщик нынче по весне, Притащил актеров труппы на спине: Развернул он ширму посреди двора; Дворники, лакеи, прачки, кучера Возле ширм столпились, чтобы поглазеть, Как Петрушка будет представлять комедь». На какую публику они были расчитаны? | |
Первичное восприятие | Чтение учителем. Словарная работа по ходу прочтения. Слова для словарной работы: небылица, рогожа, кум. | |
Анализ | Назовите героев театра Петрушки? Каких еще героев театра Петрушки вы знаете? Какой характер у современного Петрушки и Петрушки прошлых лет? Кому герои рассказывают свою историю, к кому они обращаются? Чем речь героев театра отличается от нашей? Как вы думаете театр Петрушки можно считать видом народной драмы? Почему? Как произносит свои слова Петрушка? Другие герои? Давайте прочитаем и постараемся передать настроение и характеры героев . | Называют всех героев Называют признаки народной драмы |
Чтение детьми | Роли выписаны на доске и распределены учителем. Удалось ли передать характер Петрушки? Марфушки? и пр. К кому они обращаются? В чем особенности речи героев? | |
Творческая работа | Возьмите карандаши и нарисуйте своего Петрушку, вредного, злого или может быть улыбающегося, доброго. Можно нарисовать портрет, а можно то, как вы представляете театр Петрушки. | |
Итог | Кстати как фамилия Петрушки? В какое время он жил? Какой у него характер? Какие еще существовали герои театра Петрушки? Сейчас вы должны будете разделититься на несколько микрогрупп. По 4 – 5человек в каждой, разделиться кто какую роль хотел бы играть. У вас на парте лежат трафареты героев театра Петрушки. Выберите для себя трафарет того героя которого вы хотели бы сыграть, обведите его простым карандашом и отложите в сторону. Сначала эту работу проделают девочки, затем мальчики. Дома вырежьте этот трафарет и приклейте на картон и раскрасьте. С задней части приклей те вот такое колечко чтобы ваш Петрушка, его отец или девушки могли держаться на пальце. На следующем уроке мы с вами проведем конкурс небольших театров Петрушки, поэтому не забудьте про Молодцы, сегодня очень хорошо все работали. | Домашнее задание. |
Анализ урока:
Задачей этого урока было расширение представлений о народной драме и знакомство с одним из видов народной драмы – театром Петрушки. Вступительная беседа показала, что основная масса детей запомнила признаки народной драмы. Подготовленный наглядный материал позволил расширить представления детей о народной драме. Дети «познакомились» с новыми героями, узнали о зрителях, с удовольствием читали, стараясь передать характеры героев, очень понравилась творческая работа (потом была устроена выставка работ). Урок прошел живо, эмоционально.
Урок № 3.
Тема: «Марионетки».
Цели:
Образовательные:
- закрепить понятия полученные на прошлых уроках;
- дать сведения о марионетках, их изготовлении того времени и сейчас;
- научить строить собственные диалоги для небольших сценок;
Развивающие:
- продолжить развитие интереса к народному творчеству;
- развивать умение строить диалоги;
- продолжить развитие эмоциональной сферы младших школьников;
- продолжить развитие психических процессов;
Воспитательные:
- продолжить воспитание любви к театру, искусству в целом;
Оборудование: Текст к Уроку, видеофрагмент из мультипликационного фильма «Буратино»;
Этап | Содержание | Примечания | |
Орг. момент | Проверка готовности | ||
Проверка домашнего задания | - Я вижу, что все из вас пришли с куклами. Молодцы. Пожалуйста выйдите к доске те кто делал главного героя – Петрушку. Молодцы, у всех Петрушки выполнены аккуратно, яркие красочные, красивые. Чей Петрушка больше всего похож на того, что я показывала на прошлом уроке? Теперь выйдите авторы кукол других героев театра Петрушки - оценка работы. Давайте послушаем и посмотрим небольшую сценку театра Петрушки подготовленную первой микрогруппой. Молоды, очень хорошо подготовились. Какой характер у этого Петрушки? Чем он похож и непохож на своего предка? Изменились ли поведение других героев? А теперь давайте сравним это с постановкой другой микрогруппы. Чем это представление похоже на настоящее, на предыдущее? Какой Петрушка получился по характеру? Игра какого персонажа вам понравилась более всего? А теперь от развлечений мы перейдем к новой не меннее интересной теме, а смотр 3 и 4 микрогрупп отложим на конец урока, что бы вы могли отдохнуть. | Оценить работу каждого ученика В первой части урока посмотреть только работы 1 –2 микро-групп | |
Подготовка к чтению | Тема сегодняшнего урока –марионетки. Кто из вас знает кто такие марионетки? Кто из вас видел марионеток? А кто из вас знает театр в котором участвуют только куклы –марионетки? Книга какого очень известного писателя посвящена куклам марионеткам? Не догадались? Это книга Л. Н. Толстого «Золотой ключик». Вспомните герои книги были куклы. Как звали кукловода в этой книге? Чем кукла марионетка отличается от Петрушки? Марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах. Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. Иногда кукольные представления разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого театра были рождественские представления, с которыми кукловоды ходили по русским деревням. В Древнем Риме толпа развлекалась шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами остроты в адрес власти. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали – настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка не от петуха ли?" Вопросы по восприятию: Как и почему появились первые марионетки? Как назывались куклы в разных странах? Как переводится слово марионетка? | Дети имеют представления о марионетках, многие видели представления. | |
Подготовка к чтению | Как переводится слово марионетка? Кукловод руководил руками и головой куклы к ним были привязаны специальные тонкие лески, веревочки, соединяющиеся с небольшими палочками. Кукловод поднимает верхний край палочки и рука куклы начинает медленно приподниматься. Марионеткам была присуще некоторая плавность движений. Вспомните знаменитого Пьеро как он двигался по сцене? Посмотрим сейчас фрагмент мультфильма, а вы при просмотре обратите внимание на темп речи и движения героя. (Целевая установка). | Просмотр фрагме -нта из мультипликационного фильма «Буратино».(2 мин.,) | |
Первичное восприятие | Учитель читает сценарий спектакля театра марионеток, дети внимательно слушают. Словарная работа по ходу тения. | Чтение учите -лем | |
Первичный анализ | Что мы сейчас прочитали? Что такое сценарий? В чем отличие сценария от другого текста? Где используются сценарии? Для кого нужен сценарий? Кто герои? Какие у них характеры? Как вы представляете себе Пьеро? Арлекина? Мальвину? | ||
Повторное чтение | Повторное чтение по ролям. Постарайтесь голосом, интонацией передать характеры героев. Остальные слушают и думают удалось ли читающим показать характер героев. | Целевая установка | |
Анализ | Удалось ли передать настроение и характеры героев? Что мы сейчас прочитали? Какова мысль этого сценария? Кто из героев вам наиболее сипатичен? Как можно озаглавить этот сценарий? Как вы представляете себе Пьеро? Арлекина? Мальвину? Герои кто они? Какие у них характеры? Кого напоминают вам герои театра марионеток? Является ли этот сценарий народной драмой? Почему? Какие виды народной драмы вы знаете? Назовите героев народной драмы? | Дети называют героев, признаки и виды народной драмы. | |
Домашнее задание | Дома постарайтесь представить себя куклой, будто вашими движениями управляет кукловод. Какие будут движения? Выберите себе роль, выразительно прочитайте текст и попробуйте сыграть ее перевоплотившись в марионетку. (Грустную или веселую.) | Дети могут исполь -зовать текст приложе-ния или взять свой. | |
Итог | Что общего и в чем различия между Театром марионеток и театром Петрушки? Почему театр Петрушки и театр марионеток считают народной драмой? Какие виды народной драмы вы знаете? | Оценить работу каждого ребенка |
Анализ урока:
В задачи данного урока входило продолжение знакомства с различными видами народной драмы. В подготовке к восприятию был использован теоретический материал с использованием средств технического оборудования (просмотр фрагмента мультипликационного фильма), что не могло не привлечь внимание
учащихся. Дети с удовольствием принимали участие в чтении, импровизировали, стараясь «сыграть» роль. На данном уроке появился элемент сравнения ранее изученного с новым (сравнивались два вида народной драмы, образы героев, их речь, поступки). Итог показал, что урок целей достиг.
Урок № 4.
Тема: «Скоморохи».
Цели:
Образовательные: - закрепить знания детей полученные на прошлых уроках по данному разделу;
- продолжить знакомство детей с видами народной драмы;
- дать понятия о скоморохах как о героях народной драмы;
Воспитательные: - продолжить воспитание интересса к истории народа;
- продолжать воспитывать культуру общения;
Развивающие: - продолжить развитие психических процессов;
- продолжать развитие умения работать с текстом;
- продолжать развивать творческие способности школьников;
Оборудование: Текст к уроку, иллюстрации с изображением скоморохов;
Этап | Содержание | Примечания |
1.Орг., момент | Проверка готовности | |
2.Вступительная беседа | “Всяк спляшет, да не как скоморох”, — говорит русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом-профессионалом не каждый. Как вы думаете какова была основная задача скомороха? В чем отличие между скоморохом и Петрушкой? | Дают разные ответы |
Проверка домашнего задания | Дома вы должны были приготовить небольшое выступление от лица марионетки. Как вы думаете, чем марионетка отличается от скомороха? Давайте посмотрим, что вы подготовили. Чье выступление вам наиболее понравилось? Почему? | Оценить работу каждого выступающего |
Подготовка к чтению | С появлением профессиональных актеров-скоморохов, изменился и характер пляски. Скоморохи владели развитой техникой танца; возникли разновидности скоморохов-плясунов. Были скоморохи-плясуны, которые не только плясали, но и разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Танец занимал большое место в самых разных формах театра. Он был частью игрищ и празднеств, представлений кукольного спектакля Петрушки, часто заполнял паузу между актами народной драмы. Многие традиции русской пляски дожили до наших дней. С древних времен русская народная пляска была основана на удальстве соревнующихся партнеров, с одной стороны, и слитности, плавности движений — с другой. Какие игры – пляски вы знаете? Был у скоморохов один помошник. Знаете кто? Медведь. У скоморохов медведь считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, представления были на самые разнообразные бытовые темы.. В конце выступления медведь исполнял несколько заученных движений, а хозяин их комментировал. "Медвежья комедия" состояла из трех основных частей: сначала пляска медведя с "козой" (козу обычно изображал мальчик), далее шло выступление зверя под прибаутки поводыря, а потом борьба его с "козой" или хозяином. Первые описания таких комедий относятся еще к глубокой древности. Почтительное отношение к этому зверю зародилось еще в языческие времена. Медведь - прародитель. Он – символ здоровья, плодородия, благополучия, он сильнее нечистой силы. Представление с медведем было занятием древним, популярным, если не самым любимым. Вопросы на восприятие: Как люди относились к медведю? Как называли медведя? Как строилось представление? Представление с медведем можно считать народной драмой? Почему? Какие виды народной драмы вы знаете? Каких героев народной драмы вы знаете? | Рассказ учителя Опора на жизненый опыт детей Опора на жизненый опыт детей Показ иллюстрации скоморохов с медведем, показ народных игрушек и иллюстра -ций с ними Называют признаки, виды и геоев народной драмы |
Первичное восприятие | Давайте прочитаем ход подобного представления. | Чтение текста учителем |
Первичный анализ | О чем этот текст? Как вы считаете – это сценарий представления? Почему? Это произведение народной драмы? Как общаются герои? К кому они обращаются? | Называют особенно -сти народной драмы |
Повторное чтение | Давайте прочитаем его еще раз и подумаем как можно озаглавить этот текст? | Целевая установка |
Анализ | Как можно озаглавить этот текст? Почему? Кто герои представления? Как общаются хозяин с медведем, хозяин с публикой, скоморохи с публикой? От какого лица идет рассказ? Кто начинает представление Что видит зритель? Как вы представляете костюмы героев? Как еще можно озаглавить данный текст? Где можно было увидеть такое представление? | Называю -тся особен -ности народной драмы |
Подведение итога | С какими героями народного театра мы сегодня познакомились? Каких героев народной драмы вы знаете? Чем похожи герои? Чем отличаются? Чем занимались скоморохи? Как они выглядели? Как вы думаете где проходили спектакли? Домашнее задание – прочитать текст к этому уроку и нарисовать представление скоморохов или представление поводыря с медведем. Оценить работу класса. | Называ - ются герои народной драмы |
Анализ урока:
На данном уроке мы работали с новыми видами народной драмы, закрепили знания полученные на прошлых уроках. Особенно удалось проведение проверки домашнего задания (домашнеее задание носило творческий характер). Дети ответственно подошли к его выполнению, многие подготовили «костюмы», все старались и в результате данный этап прошел более чем успешно и подготовил к восприятию материала. При подготовке к восприятию были использованы различные наглядные материалы, некоторые из которых принесли дети ( народные игрушки). При подведении итогов дети хорошо называли героев, особенности и виды народной драмы. Домашнее задание носило творческий характер.
Урок № 5.
Тема: Ярмарка
Цели:
Образовательные: - продолжить знакомство детей с народной драой на материале ярмарочных действий;
- продолжить формирование навыков чтения: осознанности, беглости, правильности, выразительности;
Воспитательные: - продолжить воспитание культуры общения;
Развивающие: -продолжить развитие умения работать с текстом;
- продолжить развитие эмоциональной сферы;
- продолжить развитие психических процессов: памяти, внимание, воображения, связной речи.
Оборудование: текст к уроку, иллюстрации с изображением ярмарки;
Этап | Содержание | Примечания |
Орг. момент | Проверка готовности | |
Проверка домашнего задания | С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Кто такие скоморохи? Какие разновидности скоморохов вы знаете? Поднимите вверх ваши рисунки. По- п кажите их друг другу. Молодцы, видно, что вы все очень та старались. | Устраивается выставка рисунков, и их анализ |
Подготовка к чтению | Сегодня мы побываем с вами на самой настоящей ярмарке. Кто знает что такое ярмарка? Кто бывал на ярмарке? Что бы могли увидеть поситители ярмарки? Какие виды народной драмы могут присутствовать, по вашему мнению на ярмарке? | Опора на опыт детей |
Первичное восприятие | Откройте текст к уроку на нашей распечатке. Это описание приблизительно такой ярмарки на которую могли бы ходить ваши прапрабабушки. Сейчас я прочитаю вам сценарий ярмарки. А вы внимательно слушаете, а потом ответьте на вопрос: Какие виды народной драмы присутствуют на этой ярмарке? Учитель читает текст. | Целевая установка |
Анализ | Какие виды народной драмы вам встретились? Какие герои народной драмы вам знакомы? Чем похожи все представления народной драмы? Сколько героев – участников? Назовите их? Кто главный герой? Какие представления увидел Иван? Как вы думаете, почему в основном все реплики – это восклицательные предложения? Как вы думаете какова основная мысль сценария? Количество героев соответствует количеству учащихся, в результате все дети должны получить свою роль. | Называют виды, героев, народной драмы Дети называют героев сценария, а учитель записывает их на доске |
Повторное чтение | Давайте прочитаем этот сценарий по ролям. Распределяются роли на весь класс. Повторное чтение по ролям (драматизация). | |
Анализ | Какие виды народной драмы вам встретились? Почему мы считаем их народной драмой? К кому обращаются герои? Каков характер героев?(скоморохов, продавцов, покупателя и т.д.,). О чем этот сценарий? Как могут быть одеты герои? | Называются виды, герои и особенности народной драмы Дается краткая характеристика каждому персонажу |
Итог | Каков характер героев?(скоморохов, продавцов, покупателя и т.д.,). Дома еще раз прочитайте сценарий. Кто хочет поменяйте свою роль. Дома выучите свою роль, четко запомните кто за кем, что говорит. На следующем уроке мы прочитаем это произведение наизусть. Постарайтесь своей репликой показать настроение вашего героя. Попробуйте самостоятельно подобрать какой - нибудь элемент костюма. Продумайте дома свою мимику, жесты, движения. На следующем уроке мы попробуем сыграть с вами этот сценарий. Принесите из дома сушки, печенье, блины, кто что. После того как мы закончим мы устроим чаепитие. Оценка работы класса и индивидуально. |
Анализ урока:
Цель данного урока – завершение работы с народной драмой ( в связи с ограничениями времени) путем подготовки к большой драматизации. Текст читается учителем, детям дается целевая установка выделить все знакомые виды народной драмы. Дети анализируют героев, их поведение, продолжается работа над развитием воображения, внимания, речи, продумываются костюмы и организация будущего представления. Каждый учащийся получает роль, таким образом в данном и заключительном уроке принимает работу весь класс. Домашнее задание самостоятельная творческая работа с ролью.
Урок № 6.
Тема: Ярмарка (драматизация)
Цели: Образовательные: - продолжить знакомство детей с народной драмой;
- продолжить формирование навыков чтения: осознанности, беглости, правильности, выразительности;
Воспитательные: - продолжить воспитание культуры общения;
Развивающие: -продолжить развитие умения работать с текстом;
- продолжить развитие эмоциональной сферы;
- продолжить развитие психических процессов: памяти, внимание, воображения, связной речи.
Оборудование: текст к уроку, иллюстрации с изображением ярмарки;
Этап | Содержание | Примечания |
Орг. момент | Организация рабочего места. Приготовьтесь к уроку. | |
Проверка домашнего задания | Какое было задание на дом? Все справились? Какие возникли трудности? Что было не понятно? Хорошо. Все готовы? Давайте попробуем «разобрать» сценарий как настоящие актеры. Где происходит действие? Кто главные герои? Какие они? Зачем они собрались? Сказочник – как вы думаете какова его задача? Как он разговаривает? К кому он обращается? Иван – каков его характер? Какой он? Зачем он пришел? Девушки – зачем они пришли? Как они разговаривают? Какая мимика? Жесты? Вожак медведя – Как он должен говорить с медведем? Какие жесты могут использоваться? Продавцы – С какой целью они говорят? Как это можно показать? Покупатели: 1ый- Какой у него должен быть голос? Почему он так зло разговаривает? 2 ой –Будут ли отличия в чтении? Почему? Все остальные продавцы – Что они хотят?Как им продать быстрее? Правильно, зазывая к себе людей, чем больше подойдет, тем больше и купят. Как они привлекают к себе покупателей? Скоморохи – Какова цель прибытия скоморохов? Как развеселить публику? Как они одеты? Как они ведут себя? Хозяйка - Какой у нее характер? Петрушка: - Его настроение? Какой он здесь по характеру? Городничий – Посмотрите изменился Петрушка и Городничий тоже изменился? Какой он теперь? Девочка из театра Петрушки – Кто она? Какая она? Как это можно показать голосом? Герои поющие частушки – Как они передают настроение зрителю? Какое настроение царит на ярмарке? | Дети принесли из дома элементы костюмов По ходу чтения учитель дает пояснения и рекоменда-ции |
Чтение(драматизация) | Давайте еще раз все прочитаем наш сценарий с учетом характеров героев, с учетом настроения ярмарки. Постарайтесь показать героя какой он есть. С помощью мимики, голоса. | Урок может проходить в зале, при сдвинутых столах в классе и т. п. |
Анализ | Понравилось? Как вы думаете получилось ли у нас показать праздничное настроение ярмарки? Какими бы словами вы охарактеризовали бы ярмарочную обстановку? Какие они – герои ярмарки? Кто из героев вам понравился больше всего? Чем? Понравился ли вам сегодня наш небольшой спектакль? Что такое народная драма? Какие особенности народной драмы вы знаете? Какие виды народной драмы вы знаете? Назовите героев народной драмы? | Анализ может проходить во время «чаепития» Дети называют особен –ности, виды и героев народной драмы. |
Итог | На предыдущих уроках мы познакомились лишь с несколькими видами народной драмы. На самом деле всех героев народной драмы и не перечислишь. Если кому либо из вас станет интересно узнать о них что –нибудь еще я рекомендую вам прочитать книгу «Чудесный короб» автор Г. Науменко. Эта книга есть у вас в школьной библиотеке. Как вы думаете кто лучше всех справился сегодня со своей ролью? Оценка работы класса и индивидуально. | Показ книги |
Протокол Урока № 6
1.Организация рабочего места.
Приготовьтесь к уроку.
2.Проверка домашнего задания: Какое было задание на дом, Аня? (Вы задавали выразительное чтение сценария «Ярмарка», и выучить свою роль)
Все справились? Поднимите руки кто справился с этим заданием? (поднял руки весь класс).
Какие возникли трудности? (подбор костюмов)
Что было не понятно?
Хорошо. Все готовы?
Давайте попробуем «разобрать» сценарий как настоящие актеры.
Где происходит действие? (на ярмарке)
Кто главные герои? ( сказочник, Иван)
Какие они? Зачем они собрались? (кто то пришел что то купить повеселиться, погулять)
Сказочник: – как вы думаете какова его задача? (рассказать о ярмарке). Не только рассказать, но и заинтересовать слушателей. Как можно заинтересовать? Покажи голосом, дай понять, что там интересно, что туда хочется пойти вновь и вновь.
Иван – каков его характер? (веселый, дружелюбный). Правильно, Иван самый обыкновенный человек, работяга, пришел отдохнуть на ярмарку, повеселиться.
Девушки – зачем они пришли? ( погулять, покрасоваться) Как они разговаривают? (весело, задорно, бодро, беспечно, шутливо). Какие могут быть жесты? Мимика? (улыбаются, подмигивают, кокетничают, могут притопнуть каблучком, разводить руками)
Вожак медведя – Как он должен говорить с медведем? (уважительно). Да, а еще как? Все же медведь это зверь, а вожак его хозяин. Как он показывает свою силу, превосходство?
Продавцы – С какой целью они говорят? (привлекая к себе). Правильно, народу на ярмарке много, товар как у них может быть и у другого продавца. Как они зазывают к себе? Как это можно показать? Как они стремяться чтобы их услышали? (громко выкрикивают).
Покупатели: 1ый - Какой у него должен быть голос? ( четкий, громкий) Почему он так зло разговаривает? ( отравился в прошлый раз). Как он прочитает?(с злостью, ехидно.)
2 ой – Будут ли отличия в чтении? (да). Почему? (другое настороение).
Все остальные продавцы – Что они хотят? (привлечь к себе покупателей) Как им продать быстрее? Правильно, зазывая к себе людей, чем больше подойдет, тем больше и купят. Как они привлекают к себе покупателей?
Скоморохи – Какова цель прибытия скоморохов? (заработать денег).Как они зарабатывают? (веселя людей, танцами, песнями). Как развеселить публику? (шутят, смеются). Как они выглядят?( яркие, красочные, поют, пританцовывают)
Хозяйка - Какой у нее характер? Как вы думаете? (добродушный, веселый).
Петрушка: - Его настроение? Какой он здесь по характеру?(веселый, задорный, добрый).
Городничий – Посмотрите изменился Петрушка и Городничий тоже изменился? Какой он теперь? (шутит и веселится со всеми).
Девочка из театра Петрушки – Кто она? (кукла из театра Петрушки, подружка Петрушки) Какая она?(задорная, веселая, хитрая). Как это можно показать голосом?
Герои поющие частушки – Как они передают настроение зрителю?
Какое настроение царит на ярмарке? (атмосфера веселья, праздника).
3.Драматизация: давайте еще раз все прочитаем наш сценарий с учетом характеров героев, с учетом настроения ярмарки. Постарайтесь показать героя какой он есть. С помощью мимики, голоса.
4.Анализ: Как вы думаете получилось ли у нас показать праздничное настроение ярмарки?(да, очень понравилось, было интересно и весело)
Какими бы словами вы охарактеризовали бы ярмарочную обстановку? (веселье, шум, гам)
Какие они – герои ярмарки? (все разные: в основном все добрые и веселые, а некоторые встречаются покупатели обиженные, грубые)
Кто из героев вам понравился больше всего? Чем? (дети называют в основном тех героев, что они играли)
Понравился ли вам сегодня наш небольшой спектакль? (Да)
Каких героев народной драмы вы знаете? (Петрушка, Марфушка, Городничий, Цыган, Вожак с медведем, скоморохи, Марионетки и т. п.)
В чем особенность народной драмы? (речь к зрителям, герои похожи)
Какие виды народной драмы вы знаете?
5.Итог: На предыдущих уроках мы познакомились лишь с несколькими видами народной драмы. На самом деле всех героев народной драмы и не перечислишь. Если кому либо из вас станет интересно узнать о них что – нибудь еще я рекомендую вам прочитать книгу «Чудесный короб» автор Г. Науменко. Эта книга есть у вас в школьной библиотеке.
Как вы думаете кто лучше всех справился сегодня со своей ролью?
Оценка работы класса и индивидуально.
Анализ урока:
Данный урок был подведением итога всей нашей работы. Задача проверки домашнего задания была подготовить детей, дать нужный настрой на драматизацию. Дети хорошо подготовились, все знали слова, многие что то принесли для создания образа своего героя. Подробный анализ хоть и занял значительную часть предыдущего и данного уроков, зато в драматизации практически не возникло накладок. Анализ и подведение итога прошли в нетрадиционной обстановке за чаепитием. Итог показал, что урок целей достиг.
По окончании проведенных нами уроков нами была предложена учащимся следующая анкета. Цель, которой выявить те знания, которые были получены в ходе проведенных нами уроков народной драмы, сравнить уровни подготовки в начале и в конце исследования, выяснить уровень заинтересованности учащихся в изучении народной драмы, а также рассмотреть вопросы по внедрению в программу по чтению изучение народной драмы.
Анкета:
1.Кто автор фольклорного произведения?
2.Что такое народная драма?
3.Что ты знаешь о произведениях народной драмы?
4.Назовите основных героев народной драмы?
5.Понравились ли вам уроки по изучению народной драмы?
6.Что вам больше всего запомнилось?
Результаты проведенной анкеты были занесены в таблицу. Опрошено 25 учащихся.
Номер вопроса | ||||
Вопрос №1 | Народ-25 чел., | |||
Вопрос №2 | Вид театра- 9 чел., | Произведение театра- 5 чел., | Театральное представление- 10 чел., | Ни чего-1 чел., |
Вопрос №3 | Народный театр-18 чел., | Уличные театральные представления- 6 чел., | Ни чего- 1 чел., | |
Вопрос №4 | Петрушка, ряженные, скоморохи, марионетки-14 чел., | Петрушка, скоморохи-3 чел., | Марионетки,Петрушка, скоморохи –6 чел., | Петрушка –2чел., |
Вопрос №5 | Да- 24 чел., | Не знаю- 1 чел., | ||
Вопрос №6 | Ярмарка- 16 чел., | Театр Петрушки-7 чел., | Марионетки-1 чел., | Скоморохи-1 чел., |
Обработав результаты таблицы, в процентном отношении мы получили высокий уровень усвоения знаний о народной драме- 96% учащихся заинтересованны в изучении народной драмы, представляют себе сущность драмы, разобрались с понятием народная драма. 56% учащихся назвали все изученные темы еще 36 % назвали все темы без одного двух героев, только 8% назвали одного героя. Наиболее запомнившимися темами, как показало анкетирование,были ( в порядке убывания): Ярмарка-64%,Театр Петрушки- 28%, Скоморохи-4% и марионетки4%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.
Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....
Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"
Данная методическая разработка урока помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества. Урок построен с использованием игровой технологии....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Русская народная сказка «Петр и Петруша» .
Это разработка урока по сказке "Петр и Петруша". Тема сказки очень нравится учащимся, они очень живо обсуждают поступки героев и пытаютя объяснить их....
Методические разработки уроков, контрольных работ, статей и т.д.
Публикации содержат материалы по учебным программам начальной школы...
Разработка дидактического материла к русской народной сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Групповая работа.
Данная разработка раздаточного дидактического материала направлена на усиление моотивации обучения. Работа в группах с данным материалом позволяет активизировать взаимодействие интеллектуальных и эмоц...
Подомарева Е.А. Методическая разработка урока литературного чтения Устное народное творчество.
I. Организационный момент.II....