Образ Бабы-Яги
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Урок "Образ Бабы-Яги" был проведён в рамках курса "Народная культура", но может быть использован и в качестве обобщающего урока по литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baba_-yaga.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образ Бабы-Яги в русских сказках.
1. Лирическая минутка
Ф.И. Тютчев
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- О каком времени года пишет поэт? Почему так думаете?
- К какому месяцу можно отнести эти строки? Докажите.
2. Работа с названием месяца.
- Как в народном календаре назывался декабрь? Почему?
- Вставьте общую часть слова в названия этого месяца.
…ень …ный …айло
3. Работа с пословицами.
- Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.
- Береги нос в большой мороз.
- Как понимаете?
-Какие пословицы и поговорки о декабре вы приготовили?
4. Дни календаря.
- Прочитайте, какой день был 19 декабря?
Слово учителя.
Николай Чудотворец – святой, которого очень любят и почитают в России. День памяти его отмечается два раза в год: 19 декабря и 22 мая. Эти дни называют ещё Никола зимний и Никола вешний. Со дня Николы зимнего в старину начинались предпраздничные посиделки, которые предваряли и подготавливали святочное веселье. Люди более старшего поколения собирались на широкое пированье – «братчины-никольщины»: варят всей деревней угощенье, которое потом совместно и съедалось.
Про этот день говорили: Хвали зиму после Николина дня!
Зимний Никола ведёт с собой Никольские морозы – дожидаючись которых, говорит деревенский люд в позднозимье: Подошёл бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним.
Св.Николая-чудотворца зовёт люд православный великим угодником божиим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде-напасти. Но наиболее всего прибегает народ русский под покров Николы, путешествуя на водах. Николе-угоднику дана власть над всеми тёмными силами, скрывающимися в бездне подводной. Ещё держит он в своей властной руке все воды. Поэтому его зовут ещё и «мокрым», «морским».
Ему приписывается и защита хлебных полей. И ответственным за супружескую жизнь и многое другое. Ещё Никола-чудотворец перевозит души христианские через реки огненные, отделяющие пределы земные от мира загробного.
По преданию, в этот день спускается Никола-угодник с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя , все духи тьмы.
II. Выход на тему.
- Днём гулял народ , собираясь на братчину, свозя угощения. А вечерами тёмными да снежными собирались в избах на посиделки.
- Сейчас мы перенесёмся в те стародавние времена в крестьянскую избу, посмотрим, что же было тогда, о чём шёл разговор.
- Закройте глазки, представьте, что мы в крестьянской избе. За окном тьма непроглядная, вьюга воет, а дома тепло, в печке потрескивают дрова, на столе горит свеча, возле печки кот мурлычет. Вся семья в сборе. И вдруг..
(стук в дверь, входит странник)
Странник:
- Здравствуйте, люди добрые. Позвольте мне возле вашего очага обогреться, да ночь скоротать, а я вам расскажу, кто таков, где бывал, что видал, что слыхал.
Учитель:
- Входи, добрый человек. Присаживайся у огня. Отведай хлеб-соль.
Странник:
- Благодарствуйте, хозяева. Называют меня сказителем. Знаю я много былей и небылиц, сказки сказываю да загадки загадываю.
- -А вы знаете сказки? А загадки разгадывать умеете?
- Отгадайте загадку: «Что за странная старушка
Живёт в лесной избушке,
На ступе летает,
Всех детей пугает».
- В каких сказках она «живёт»?
Учитель:
- Ты пришёл как раз вовремя. Мы сегодня будем говорить об этом персонаже.
- Прочитайте тему урока.
- Ты посиди, отдохни, а что не так, то нас поправишь.
III. Формирование новых знаний.
1. Беседа.
- Где живёт баба-яга?( дети читают отрывки из сказок)
- Где стоит избушка на курьих ножках? ( в лесу – он дремучий, тёмный, таинственный.
Слово учителя.
В древности лес считался «иным» царством, куда уходили души предков. Избушка Бабы-Яги изображается стоящей то в чаще леса(центре иного мира), то на опушке, но вход в неё - со стороны леса, т.е. из мира смерти. А баба-яга в её избушке на курьих ножках живёт на границе между миром потомков и миром предков и принадлежит сразу двум мирам – миру живых и миру мёртвых.
- Каков её домик? Чем он необычен? (примеры из текста)
Часто избушка окружена частоколом из человеческих костей, черепов, а вместо засова у неё – человеческая нога, вместо запоров – руки, а вместо замка – рот с острыми зубами. Всё это тоже указывает на принадлежность её к иному миру - миру мёртвых. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека.
- Как попасть в домик бабы-яги?
Избушка стоит на какой-то невидимой грани, через которую герой никак не может перешагнуть. Попасть в иное царство можно только через избушку, а для этого её надо повернуть. Войти в неё можно, только если знаешь заветные слова или если «маслицем подмажешь».
- Как выглядит Баба - Яга в сказках? Подтвердите примерами из текста.
- Как передвигается баба-яга? Почему?
Костяная нога бабы-яги тоже указывает на связь её с миром мёртвых. Из-за костяной ноги баба-яга никогда не ходит: она летает в ступе или лежит как мёртвая.
- Кто ей помогает?
Яга – хозяйка зверей, причём, чаще всего лесных. Она имеет над ними неограниченную власть. Иногда ей подчиняются и ветры.
- Как она встречает гостей? (примеры из текста)
О прибытии человека она узнаёт по запаху – человеческому запаху, который неприятен мёртвым.
- Как ведут себя герои, попав в избушку? (примеры из текста)
Так герой отправляется в иной мир, то он должен к нему приобщиться. Для этого как правило он просит бабу-ягу накормить его и в бане попарить. Требуя еды. Герой показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на неё, что он «настоящий».Отведав пищи мёртвых, он способен пройти в иное царство.
Именно предки, по представлению древних людей, владели волшебными способностями, которые необходимы потомкам, чтобы достичь желанной цели.
- Какая она злая или добрая? Приведите примеры.
Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но иногда помогает положительным героям.
Баба-яга охраняет вход в царство мёртвых. А героям задаёт разные задачи, чтобы пропустить их дальше. И если герой справляется. То она помогает ему следовать дальше, награждая его волшебными предметами, волшебной силой или знаниями, т.е. одаривает его. Поэтому в таких сказках яга-дарительница.
В других сказках она похищает детей, хочет их изжарить, съесть, но дети чаще всего спасаются чудесным образом. В этих сказках – Яга –похитительница.
2. Инсценирование отрывка из русской народной сказки «Гуси - лебеди».
(заранее подготовленные дети разыгрывают отрывок из сказки «Гуси-лебеди» - приход в дом Бабы-Яги сестрицы Марьюшки за братцем Ивашечкой)
- Какова роль Бабы –Яги в этой сказке?
3. Работа с текстом ( в тетради)
В русских сказках есть несколько типов Яги: Яга-дарительница, к ней приходит герой, она его выспрашивает и герой получает от Яги богатые дары; другой тип - Яга – похитительница, она похищает детей, пытается изжарить, после чего следует бегство и спасение; третий тип - Яга – воительница, она прилетает к героям в избушку и сражается с ними.
Яга связана с царством мёртвых. Постоянное место жительства у Яги - лес, где обязательно оказывается герой, и там начинаются его приключения.
В лесу стоит избушка на курьих ножках. Избушка стоит на какой-то видимой или невидимой грани, через которую герой никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через эту избушку. Для этого её надо повернуть, так как избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой - к царству доступному Ивану. Эта избушка - сторожевая застава. За черту он попадёт не раньше, чем будет, подвергнут допросу и испытанию. Яга поставлена стеречь эту границу, охраняет вход в царство смерти.
1. Чтение( про себя)
2. Ответы на вопросы.
3. Слово сказителя о Бабе-Яге.
4. Игра «Баба-Яга».
5. Просмотр отрывка из мультфильма «Ивашко и Баба-Яга».
- Определить роль Бабы-Яги.
IV. Обобщение
- Какая Яга бывает в сказках? (типы Яги)
Баба-Яга – первоначально – положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного уклада, его обычаев и традиций, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. Но по мере распространения христианства на Руси Бабе-яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере приписываются отрицательные черты и намерения. Из берегини она трансформировалась в гнусную зловредную старуху, которая пытается съесть сказочных героев. Но несмотря на всё её коварство, она так никого и не съедает, т.е. остаётся влияние прежних представлений о Бабе-берегине.
V. Домашнее задание.
- Ответить на вопросы в тетради.
- Прочитать и принести сказки, героями которых является Змей-Горыныч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Выполняя проект, ребята смогут проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности....
Образ Бабы-Яги в русском фольклоре
Презентация для начальной школы...
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Цель работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба ЯгаЗадачи работы:¢ Познакомиться с ...
Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...
Загадочный образ Бабы Яги
Какая Баба Яга: добрая старушка или злая ведьма ?...
Презентация "Образ Бабы Яги в русских народных сказках".
Баба- Яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». ...
"Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"
Конспект урока мцзыки во 2 классе на тему: "Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"....