Рабочая учебная программа курса «Обучение грамоте»
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС, УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_kursa_obuchenie_gramote_1_klass.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Шапша
Утверждено:
Приказ № от 2011 г.
Рабочая учебная программа
курса «Обучение грамоте»
1 класс
Автор: Кляхина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
2011-2012 уч. год
Рабочая учебная программа курса
«Обучение грамоте»
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа курса «Обучение грамоте» разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Программа курса «Обучение грамоте», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования 2011 года (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. - М. : Баласс, 2011), а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2011 - 2012 уч. г.
Данная программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
В основе курса лежит психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, а её целью является углуб ление общего образования и развитие личности каждою ученика.
Учебно-методическое обеспечение
Образовательная система «Школа 2100»
ЦОРы:
- НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. «Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. 1 класс»
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Обучение грамоте - составная часть курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются опреде ленные направления (линии) развития детей в рамках предмета «Рус ский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой дея тельности);
развитие умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
овладение грамматическим строем речи; - овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его свя зи
с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать, формирование техники чтения и приемов понимания текста;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря);
- развитие творческих способностей детей.
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
Курс «Обучение грамоте» занимает ведущее место в обучении первоклассников, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции детей.
Специфика курса «Обучения грамоте» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях. Уроки обучения письму интегрируются с уроками обучения чтению.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико – орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучения грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Продолжение обучения русскому языку и чтению в 1-м классе и последующих классах начальной школы предусмотрено в учебниках тех же авторов, реализующих идею непрерывности образования.
Срок реализации программы – 23 недели.
Программа «Обучение грамоте» рассчитана на 184 часа (8 интегрированных часов в неделю)
Периодичность уроков обучения письму - 4 ч. в неделю. Всего 92 часа.
Из них внеклассного чтения – 4 ч.
Проверка техники чтения – 3 ч.
Периодичность уроков обучения грамоте - 4 ч. в неделю. Всего 92 часа.
Из них уроков развития речи – 2 ч.
Самостоятельная работа по письму (списывание с печатного текста) – 1 ч.
Проверочная работа – 1ч.
Основные понятия курса
- слово, предложение, текст;
- слог, ударение, ударный слог, безударный слог;
- звуки, гласные и согласные звуки (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные);
- буквы (печатные и письменные, строчные и заглавные);
- шрифт печатный, шрифт письменный;
- алфавит.
Формы и виды контроля
Тематический | Самостоятельная работа |
Текущий | Фронтальный и индивидуальный, устный опрос |
Итоговый | Проверочная работа. Проверка техники чтения |
Содержание программы
Добуквенный период (32 часа)
Задача добукварного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, произносить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
Букварный период (175 часов).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, ш, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, ц, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв ш, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов. Предложений, текстов с печатного образца.
Учебно-тематическое планирование
п/п | Тема | Кол-во часов Письмо/чтение |
1 | Говорим, рассказываем | 14/14 |
2 | Учим буквы-учимся читать и писать | 78/78 |
Итого | 92/92 184 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
К концу 1-го года обучения дети должны
Знать:
- звуки речи;
- гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);
- ударение, слог;
- произношение ударных и безударных гласных;
- алфавит;
- буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
- названия букв;
- прописные буквы,
- признаки предложения,
- отличие текста от набора предложений.
Уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих
согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и
указание на твердость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и
небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
соединения; - правильно читать плавным слоговым чтением тексты;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Компетенции:
- создание и разрешение проблемных ситуаций;
- языковое и речевое развитие;
- овладение культурой родного языка;
- устное общение;
- приём и выдача информации;
- игровая деятельность
Список литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. / [сост. Е.С. Савинов] М. : Просвещение , 2010 - (Стандарт второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.- М. : Баласс, 2011.
- Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»
Приложение к программе
Правила письма (памятка)
- Пиши с наклоном.
- Пиши легко, не нажимая на ручку.
- Пиши слог безотрывно.
- Пиши слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.
- Пиши чётко, ровно, без помарок.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Обучение грамоте (чтение)»
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Обучение грамоте (письмо)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Обучение грамоте" (1 кл ОС "Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса обучения грамоте и развития речи, требования к уровню подготовки уч -ся, обучающихся по данно...
рабочая программа курса "Обучение грамоте и развитие речи"
УМК "Планета знаний"...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа курса "Обучение грамоте" для 1 класса РО Л.В.Занкова
Рабочая программа составлена на основе ФГОС, содержит развернутое КТП с УУД....
Рабочая учебная программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ курса «Клуб грамотей» (второй год обучения)
Разработанная мною примерная рабочая программа рассчитана на занятия с учениками второго класса. (Планирую выкладывать материалы к занятиям.)...
Рабочая программа курса «Обучение грамоте» и «Литературное слушание» для 1 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 5 часов в неделю, 78 часов 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год
МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...