Авторы учебника «Чтение и литература» О.В.Джежелей, 2008г 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Авторы учебника «Чтение и литература»
О.В.Джежелей, 2008г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chten.2_kl.docx | 50.31 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Литературное чтение»
2 класс
Программа
«Школа России» концепция и программы для начальных классов Москва, Просвещение, 2008г.
Авторы учебника «Чтение и литература»
О.В.Джежелей, 2008г
Количество часов в год 136 ч
Количество часов в неделю 4 ч
Произведения наизусть 8-10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по учебной программе
«Чтение и литература»
Авторы: О.В.Джежелей
Рабочая программа предмета «Чтение и литература» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов О.В.Джежелей «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2008)
Содержание программы:
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения
направлено на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.
3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:
Уметь:
• Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами в темпе – не менее 50 слов/мин
• Пересказывать небольшие по объёму тексты с опорой на картинный план или вопросы
• Орфоэпически правильно произносить слова в тексте для чтения.
4.Выработка умений работать с текстом:
Уметь:
• Подробно и выборочно пересказывать прочитанное с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций,
• Устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением,
• Делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль,
• Пользоваться вопросами и заданиями в учебнике,
• Различать тексты.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССА
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 ч)
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодичекие издания.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению промзведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; ; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования
терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации
(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности 1 ч в неделю отводится на внеклассное чтение.
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Читателю. Р. Сеф.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень.
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт.»Поспевает брусника»,
А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой. »Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…»,
В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (31 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин . «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов
1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»;
3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. « Чародейкою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...». «Береза».
Писатели — детям (83 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу¬ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука,..», «В школу»,
«Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»,)
Я и мои друзья
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два
пирожных», В. Осеева. «Хорошее»
И в шутку и всерьез
1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все¬го?», «Песенки Винни Пуха»;
2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; 5. Г. Остер. «Будем знакомы»
Литература зарубежных стран (8 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),
Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации, не менее 8—10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
2 класс
Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соот ветствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
3 класс
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля явля ются достижение осмысления прочитанною текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения под готовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основ ных средств выразительности: пауз, логичес ких ударений, интонационного рисунка.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
Развитие навыков чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком уда рения, расшире ние поля чте ния, целенаправ ленных упраж нений на цело стное и дифференцированное восприятие слов | Развитие навы ка осознанного и правильного чтения. Выра ботка основного способа – чте ния целыми сло вами за счет:1) установки на плавное чтение | Развитие навыков чтенияРазвитие навыков правиль ного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки прие мов целостного и точного зри тельного восприятия слова, быстрота понимания прочитан ного.Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объ ема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанно го (от усвоения предметного содержания до осознания ос новной мысли прочитанного) | |
Развитие уме ний перехо дить от чтения вслух к чте нию про себя | Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про се бя; овладение беглым чтени ем различных по объему и жанрам произведений | ||
Развитие умения быстро улавливать главную мысль произ ведения, логику повествова ния, смысловые и интонацион ные связи в тексте |
2. Развитие выразительности чтения и речи,
формирование навыков орфоэпически правильного чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слу шателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение при емам выразительной речи и чтения | ||||
Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе вве дения специальных упражнений для размин ки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной арти куляции гласных и согласных в словах и фразах.Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдель ных звуков.Обучение орфоэпически правильному произ ношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержани ем высказывания и текста; выработка уме ния убыстрять и замедлять темп речи и чте ния, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наобо рот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания | Организация практикумов по выразительному чтению:1) проведение упражнений по техни ке речи, упражне ний с элементами игры для тренировки дыхания («заду вание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дик ции;овладение прави лами литературного | |||
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драма тизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодич ность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение пла нировать, а затем анализировать свое выступление, корректиро вать его в соответствии с целью высказывания |
3. Требования к уровню сформированности навыка чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чте ния – 30 – 40 слов в минуту | Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту | Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразитель ное чтение це лыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, то на чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту | Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя лю бого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятель ная подготовка к выразительно му чтению |
4. Выработка умений работать с текстом
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Ответы на вопросы по содержанию тек ста, нахождение в нем предложений, под тверждающих уст ное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пере сказ небольших про изведений с отчет ливо выраженным сюжетом | Подробный и выборочный пересказ про читанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведе нии и осмысление взаимосвязи описываемых в нем собы тий, подкрепление правильного ответа на вопросы выбо рочным чтением | Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (фор мулирование главной мысли своими слова ми), установление вза имосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пере сказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстра ции, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему | |||
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствую щих им. Воспитание вни мания к авторскому сло ву в художест венном произ ведении. Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины при роды, воссоз дание на этой основе соответ ствующих сло весных картин | Деление тек ста на части, озаглавливание их, выявление основной мыс ли прочитан ного (с помо щью учителя). Ориентировка в учебной кни ге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного про изведения, уме ние пользо ваться задания ми и вопроса ми, помещен ными в учеб ных книгахПрактическое различение художественных и научно-популярных текстов.Наблюдение над стилистическими особенностями текстов | Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу час ти и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и крат кий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художетвенным тек стам.Составление рассказов о сво их наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые исполь зует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей дей ствующих лиц, оценка их пос тупков (с помо щью учителя). Внимание к языку художественных произ ведений, пони мание образных выражений, используемых в нем. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту | Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.Воспроизведе ние содержания текста с эле ментами описания (природы, внешнего вида героя, обстанов ки) и рассужде ния, с заменой диалога пове ствованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их по ступков, отношения к окружающим (по од ному или ряду произведений), выявление мо тивов поведения героев и опре деление своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, на хождение в про изведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, геро ев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразе ологических обо ротов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка |
Обогащение и развитие опыта творческой деятельности
эмоционально-чувственого отношения к действительности
1. Обогащение опыта эстетического восприятия
окружающей действительности на основе наблюдений.
Развитие творческих способностей школьников
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потреб ности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру | |||
На основе проведения экскур сий обогащать опыт детей непосредственными наблюде ниями за состоянием природы в разное время года, за пове дением животных, их позами, выразительными движениями. Развитие у школьников спо собности радоваться и удив ляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире. Формирование умений передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков, находить литературные произ ведения, созвучные своему эмоциональному настроению | Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее кра соту, проявлять интерес к ориги нальным, нестандартным взгля дам, формировать свое видение окружающего мира, умение нахо дить необычное в обычных пред метах | ||
Накопление опы та живых впечатлений от об щения с миром | Формирование умений разли чать эмоциональ ное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жес тах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отноше ние человека к окружающему миру, размыш лять над причи нами, вызвав шими подобные эмоциональные состояния и от ношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций | ||
Коллективное слушание литературно-художественных произведе ний, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях |
2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного
мышления, образного восприятия окружающего мира
с помощью целенаправленных упражнений
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Выполнение заданий типа «С чем можно сравнивать данный предмет?», «На что похожи предметы?».Рисование красками этих предметов, их словесное описание, рассказ по собственному рисунку.Придумывание своей концовки к известным сказкам «Колобок», «Теремок» и др. | Рассматривание и описание сход ных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение сорев нований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшеб ные превращения вещей», кото рые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружаю щего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печаль ную.Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Крас ная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница» | ||
Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам, сочине ниям, стимулирование активности при их обсуждении |
3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления,
свое видение предмета, состояние природы и человека
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характери стики, описания предмета или героя прочи танной книги, коллективное сочинение раз личных историй.Устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы | Обучение приемам устного словесного описания предме тов, явлений приро ды и окружающего мира, приемам рас суждения и пове ствования на задан ную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письмен но) |
4. Обогащение опыта эстетического восприятия
произведений художественной литературы
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуж дении услышанного, при драматизации от рывков из произведений | Формирование потребности в общении | |||
Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием | ||||
Развитие у детей умения испытывать ра дость, получать удовольствие от повторного слушания произве дений художе ственной лите ратуры | Размышление над содержа нием произведений, умение выразить свое отношение к прослушанному. Сравнение сти хотворных произведений, на писанных на одну тему разны ми поэтами, и ряда стихотво рений одного и того же ав тора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым со бытиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений | |||
Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произ ведение, его художественные особенности |
5. Активизация способности учащихся полноценно
воспринимать художественные произведения
на основе целенаправленной деятельности
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Знакомство со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями), вос питание интере са и уважения к писателям как художникам, волшебникам слова | Развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умения находить в тексте эпи теты, сравнения, метафоры, уме ния подбирать варианты срав нений, сопоставлять их с ав торским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, уме ния видеть и ценить их иносказательную выразительность | ||
Обучение детей умению сравнивать предметы загадки и от гадки, находить в них общее, учить их видеть и ценить образность в изобра жении предмета загадки | Работа над загадками как развернутыми метафо рами Работа над загадками как развернутыми метафо рами | ||
Развитие умения использовать метафоры при составлении собственных загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способству ет накоплению образных обобщений | |||
Развитие внимания детей к средствам художествен ной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием. Целенаправленное формирование умений вос создавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образ ного описания предметов или явлений | |||
Упражнения в отборе и синтезировании отдельных дета лей словесной изобразительности для создания целостного художест венного образа (в стихотворе нии А. Пушки на «Вот север, тучи нагоняя...» дети находят словесные де тали) | Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:оживления двух рядов пред ставлений – реальных и образ ных (например, по стихотворе ниям С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» – ожи вление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осен ний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали);рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описа ние портретов;сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразитель ном) | ||
Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и созда теля художественного текста.Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание добро желательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников |
6. Первоначальное обобщение опыта работы
с литературоведческими терминами
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование умений узнавать и различать такие жанры лите ратурных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка | |||
Ознакомление детей с некоторы ми особенностями таких жанров художественных произведений, как сказка (художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фанта стического; обычно различают сказки о животных, волшебные и бытовые); былина – жанр, имею щийся только в русском фольк лоре (героико-патриотическая пес ня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказатель ной форме изображаются челове ческие поступки и недостатки. Персонажами басни являются чаще всего животные, растения, вещи. В начале или в конце бас ни даются нравоучения, вывод); рассказ (небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то случае, эпизоде из жизни героя рассказа); стихотворение (небольшое художествен ное произведение, написанное сти хами, оно ритмически организо вано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настрое ния и мысли лирического героя) | |||
Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобра зительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может посте пенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетво рение | |||
Сочинение собственных загадок, небылиц, прибауток, дразнилок, считалок, страшилок. Коллективное придумывание различных концовок к известным сказкам | Описание се вера и вол шебницы-зи мы, делают рисунки этих поэтических образов и дают словесное опи сание. Учитель вместе с деть ми размышля ет над тем, на сколько рисун ки и описания соответствуют картинам, нарисованным поэтом | Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происхо дит проникновение в авторское образное видение мира, измене ние собственного отношения ре бенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие интереса и потребно сти в осмыслении позиций авто ра, особенностей его видения ми ра, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого | |
Придумывание варианта развития сюжета ска зок, известных рассказов, изменение или перестановка героев произведения, перенесе ние действий в необычную обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс) | Сочинение продолжения тек ста по предло женному учите лем началу. Письменные отзывы о прочитанных кни гах, телевизион ных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам. Первые пробы пера: собствен ные стихи, художественные рассказы | ||
Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писате ля (с помощью учителя). Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать те му и содержание книги по ее за главию и началу | |||
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки. Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп), озвучивание фильмов музыкальными произведениями |
Основные требования к знаниям, умениями навыкам учащихся
в 4 классе начальной школы
Обучающиеся должны:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, опре делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду мывать начало повествования или его возможное продолже ние и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар тинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей зажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простей шую характеристику основным действующим лицам произ ведения;
знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений боль ших фольклорных жанров, а также литературных произведе ний писателей-классиков;
знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте чественной и зарубежной литературы;
знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их переска зывать;
знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысли объяснять, в какой жизненной ситуа ции можно употребить каждую из них;
уметь полноценно слушать; осознанно и полно восприни мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
давать реальную самооценку выполнения любой проде ланной работы, учебного задания.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи ческое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра вильности передачи основного содержания текс та, последовательности и полноте развития сюже та, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контроли рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан ров и особенностей, знание имен детских пи сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на изусть или с листа. Осуществляется на матери але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти па «закончи предложение», «найди правиль ный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа нию незнакомые тексты. При выборе текста осу ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа ми. Для проверки учитель заготавливает инди видуальные карточки, которые получает каж дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, пере становка, пропуски или добавления букв, сло гов, слов);
неправильная постановка ударений (бо лее 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитан ного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по со держанию текста;
неумение выделить основную мысль про читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос новного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последователь ности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовлен ного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте нии вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель ность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение", автор учебника- Н.А.Чуракова, 4 класс
Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" в 4 клаасе по учебнику Н.А.Чураковой (система Л.В.Занкова). КТП составлена с учетом 2 часов в неделю....
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс. Автор учебника Лазарева В.А.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и принципами системы Л.В.Заноква...
Диктанты по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова) 4 класс
Данная подборка содержит 17 диктантов с грамматическими заданиями...
Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».
Контрольная работа по литературному чтению, раздел " Люби все живое", 3 класс, программа "Перспектива"...
Проверочные работы по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс
Проверочные работы по русскому языку УМК «Школа России» (авторы учебника В.Г.Зеленина,Л.М.Хохлова) 4 класс...