Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе.
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа курса "Литературное чтение" для 1 класса составлена на основе авторской программы курса "Литературное чтение" В.А.Лазаревой ( система общего развития Л.В.Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «лицей №9» г. Белгорода
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «лицей №9»
_________ Черкашина Н.Н. МОУ «лицей №9» г. Белгорода г. Белгорода
Протокол №________ ___________ Дедилова Т. П. ____________ Петренко Е.Г.
« ___»___________ 2011г. « ___»______________ 2011г. Приказ №________
«___»___________ 2011г.
Рабочая программа по литературному чтению
1 класс
система общего развития Л. В. Занкова
Разработана
учителем начальных классов
высшей категории
Винаковой Жанной
Ивановной
Белгород 2011
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011,-224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Задачи курса:
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.
Решение этих задач, прежде всего, зависит от уровня сформированности у ребенка механизма чтения и навыков работы с разными видами текстов: научно-популярными и художественными. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении букваря. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия художественного текста. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.
В первый год обучения дети должны освоить азбуку литературоведения, поданную в учебнике в занимательной учебной форме как «секреты» художественного текста. Эта линия определяет сюжет учебника «Литературное чтение» для 1 класса. В нем изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков. B 1 классе закладывается фундамент читательской грамотности. Ученики на материале интересных и доступных им произведений в игровой форме открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество. Главное направление в развитии навыка чтения в этом учебном году состоит в формировании таких качеств чтения, как правильность и осознанность, понимание детьми при чтении фактического содержания текста. Дети учатся ориентироваться в речевом потоке, выделять события, видеть их последовательность, пересказывать сюжеты небольших по объему текстов.
Итак, самая главная учебная задача 1 класса - помочь детям понять изобразительно-выразительную природу художественного текста, узнать о способности автора словами нарисовать картину, передать чувства и мысли, создать характер героя. Читая и думая над содержанием произведений, включенных в учебник, дети выходят на первоначальные представления о важнейших нравственных понятиях. Учитель должен так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного произведения: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки. В 1 классе начинается осмысление детьми таких нравственных качеств, как доброта, сострадание всему живому, решительность, смелость, настойчивость и ответственность.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
- Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Лазарева В.А. Литературное чтение: Хрестоматия для 1 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
Курс рассчитан на послебукварный период и составляет 40 часов (10 недель по 4 часа в неделю), в том числе на проведение 5 проверочных работ («Проверь себя»), 1 комплексной контрольной работы.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
- устный опрос;
- диагностические работы;
- тестовые задания;
- самостоятельные работы.
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах.
В конце учебного года проводится комплексная работа на межпредметной основе.
Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).
Все творческие работы проводятся в классе под руковод ством учителя, так как носят обучающий характер.
Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к предмету «Литературное чтение»;
-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений;
-первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность);
-первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения
Обучающийся получит возможность для формирования:
-интереса к учебному материалу;
-мотивации к успешности учебной деятельности;
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
-любви к природе родного края, интереса к произведениям народного творчества;
-умения откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
-умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
–принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя за счет целенаправленного развития произвольности психических процессов;
–принимать позиции слушателя и читателя доступных по жанру литературных произведений;
–выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать цель и смысл выполняемых заданий;
– понимать важность планирования своей деятельности;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
– работать со словарем и материалом предварительного чтения;
– понимать принятую в учебнике систему значков;
– осуществлять первоначальный контроль своих действий
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– читать тексты и понимать их фактическое содержание;
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– пользоваться словарем учебника
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять в тексте основные части;
– выполнять логические действия (анализ, сравнение);
–воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные тексты (художественный и научно-популярный);
– работать с сопоставительными таблицами;
– работать с текстами в Хрестоматии
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
– использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
– принимать участие в обсуждении прочитанного;
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
–следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
–входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности
Предметные умения
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
–читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– оценивать героя литературного произведения по его поступкам;
– понимать изобразительную природу художественного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
–соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по заданному образцу
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– отличать художественные книги от научно-популярных;
– определять автора книги и ее название;
– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
– пользоваться значками для ориентировки в учебнике;
– находить в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение;
– ориентироваться в учебнике по содержанию
Обучающийся получит возможность научиться:
–пользоваться словариками (в том числе словариком настроения) в учебнике;
–находить то или иное произведение в Хрестоматии; осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
– ориентироваться в сборнике сказок;
– участвовать в организации выставки книг в классе
– объяснять назначение художественных книг;
–выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
-сопоставлять небольшие по объему тексты художественный и научно-популярный;
–понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план;
– различать произведения малых фольклорных жанров
Обучающийся получит возможность научиться:
– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;
– видеть реальное и фантастическое в художественном тексте;
–отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;
– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;
– видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки, иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения
Обучающийся получит возможность научиться:
– читать по ролям стихотворения;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– передавать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять особенности характера животных – героев народных сказок
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения
по учебнику В.А.Лазаревой, 1 класс
№ п\п | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Стр. учебника (изучаемые произведения) | Дата | |
План | Факт | |||||
Содержание урока (Ученик научится) | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. «Ведь это чудо из чудес, когда из слов вдруг вырос лес!» 9 ч | ||||||
1. | Знакомство с учебником и предметом. Первоначальные представления детей о книге. | познакомиться со значками для ориентировки в учебнике; находить в учебнике и хрестоматии то или иное произведение; ориентироваться в учебнике по содержанию | осознанно и произвольно строить речевое высказывание слушать и вступать в диалог понимать принятую в учебнике систему значков | С. 3-4 | 7.03 | |
2 | «Рисующие» слова и звуки. | соотносить изображенное в художественном тексте с действительностью | читать тексты и понимать их фактическое содержание использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя | С. 5-6 («Тело лисицы очень подвижное…» по В. Волкову) | 12.03 | |
3 | Изобразительная природа художественного текста. | С. 7-8 (К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна») | 13.03 | |||
4 | Средства изображения природы. | сопоставлять художественные и нехудожественные тексты на одну тему | пользоваться словарем учебника принимать участие в обсуждении прочитанного понимать цель и смысл выполняемых заданий | С. 9-10 (Д. С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна…» Н. А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани..») | 14.03 | |
5 | Изобразительная природа художественного текста. | С. 11-12 (А. С. Пушкин «..Под голубыми небесами». Г. М. Новицкая «Береза».) | 15.03 | |||
6 | Изобразительные возможности художественного текста. | читать художественное произведение с максимальной скоростью, необходимой для его понимания | ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания принимать участие в обсуждении прочитанного принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя | С. 12-14 (Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре») | 19.03 | |
7 | «Рисующие слова» в поэзии. | С.15-17 ( В.Н. Викторов «Волшебство», А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Тим Собакин «Уходит тихо лето») | 20.03 | |||
8 | Звукопись как способ изображения. | представлять картины, нарисованные автором | ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления принимать позиции слушателя и читателя осуществлять первоначальный контроль своих действий; работать со словарем и материалом предварительного чтения | С. 18-22 (М. Я. Бородицкая «Разговор с пчелой». А. А. Усачев «Шуршащая песня». А. А. Шибаев «Переполох», А.Барто «Игра в слова») | 21.03 | |
9 | Первый секрет художественных книг. Проверь себя. | С. 23-24 (Т. М. Белозеров «Тучка». С. И. Ожегов «Статья из толкового словаря о дожде», К. Г. Паустовский «Мелкий грибной дождь») | 22.03 | |||
2. «Над вымыслом слезами обольюсь» (А.С. Пушкин) 4 ч | ||||||
10 | Выразительность художественного текста. | выражать эмоции и настроение в процессе чтения | читать тексты и понимать их фактическое содержание использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления принимать позиции слушателя и читателя | С. 25-27 (Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость». И. П. Токмакова «Это ничья кошка») | 2.04 | |
11 | Настроение автора в поэтических текстах. | С. 29-31 (А.А. Фет «Мама! Глянь-ка…», И.П. Токмакова «Осень» И.С.Никитин «Встреча зимы») | 3.04 | |||
12 | Отработка навыков выразительного чтения. | находить и осознавать эмоционально-образную информацию в тексте и передавать ее средствами выразительного чтения | читать тексты и понимать их фактическое содержание отвечать на вопросы по содержанию текста принимать позиции слушателя и читателя; осуществлять первоначальный контроль своих действий | С. 32-34 (В. Д. Берестов «Заяц барабанщик».И. П. Токмакова «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова») | 4.04 | |
13 | Второй секрет художественных книг. Проверь себя. | С. 35-37 (Н. А. Некрасов «Крестьянские дети». А. Н. Плещеев «Скучная картина») | 5.04 | |||
3. «Складно да ладно» 5 ч | ||||||
14 | Особенности поэтических текстов. | осмысливать особую организацию поэтического художественного текста; | находить в учебнике и Хрестоматии то или иное произведение; ориентироваться в учебнике по содержанию выражать чувства, передавать настроение в стихотворении принимать учебную задачу и следовать алгоритму | С. 38-41 («Весна-красна» по И. Соколову-Микитову. А. Н. Плещеев «Весна». Д. Чиарди «Об удивительных птицах») | 9.04 | |
15 | Рифма и ритм. | С. 41-45 (Считалки. А. Милн «Хвосты».) | 10.04 | |||
16 | Расширение представлений учащихся о рифме. | анализировать отличительные особенности поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы) | определять отличительные черты поэзии выражать чувства, передавать настроение в стихотворении принимать учебную задачу и следовать алгоритму | С. 46-50 (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей») | 11.04 | |
17 | Принципы и способы рифмовки в поэтическом тексте. | С. 46-51 (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Н. В. Гернет , Д. И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».) | 12.04 | |||
18 | Третий секрет художественных книг. Проверь себя. | заучивать поэтические тексты и выразительно их декламировать; собирать поэтические строки | определять отличительные черты поэзии выражать чувства; передавать настроение в стихотворении принимать учебную задачу и следовать алгоритму; осуществлять первоначальный контроль своих действий | С. 52-54 (Ю. Тувим «Про пана Трулялинского) | 16.04 | |
4 «…А если я глаза закрываю, мне видно все, чего не бывает…» 7 ч | ||||||
19 | Фантастические образы в художественных произведениях. | видеть реальное и фантастическое в художественном тексте | воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения принимать участие в обсуждении прочитанного принимать учебную задачу и следовать алгоритму; понимать важность планирования своей деятельности | С. 55-56 (С. Я. Маршак «Дремота и зевота») | 17.04 | |
20 | Способы художественного воплощения фантастического | различать автора произведения и рассказчика; определять способы выявления авторской позиции в разных видах текста; | воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения принимать участие в обсуждении прочитанного принимать учебную задачу и следовать алгоритму | С. 57-58 (Ю. Тувим «Чудеса». Б. В. Заходер «Приятная встреча») | 18.04 | |
21 | Способы художественного воплощения. | С. 58-63 (Д. Биссет «Орел и овечка». М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется») | 19.04 | |||
22 | Реальная основа фантастической картины в художественном тексте. | видеть реальное и фантастическое в художественном тексте | называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе принимать участие в обсуждении прочитанного планировать и прогнозировать свою деятельность | С. 63-66(Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей») | 23.04 | |
23 | Реальные детали в фантастической картине. | С. 66-68 (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей») | 24.04 | |||
24 | Роль фантастического элемента в художественном тексте. | выделять и обдумывать состав героев произведения и действующих лиц; устанавливать иерархии героев произведения; | отличать художественные книги от научно-популярных воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников планировать и прогнозировать свою деятельность; осуществлять первоначальный контроль своих действий | С. 68-72 (Б. В. Заходер «Моя Вообразилия». Э.Э Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем..») | 25.04 | |
25 | Четвёртый секрет художественных книг. Проверь себя. | С.72-74 (Э.Э Мошковская «Хитрые старушки») | 26.04 | |||
5 «Чтение - вот лучшее учение» (А.С. Пушкин) 15 ч | ||||||
26 | Нравственное содержание произведения. | выявлять и обдумывать причинно-следственные связи между мотивами, поступками героев и их следствиями; оценивать поступки героев с нравственных позиций | выделять события, видеть их последователь-ность в произведении воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников принимать учебную задачу и следовать алгоритму, контролировать выполнение работы, самооценка | С. 75-77 (Л. Н. Толстой «Косточка») | 30.04 | |
27 | Поучительный смысл произведения. | С. 78-79 (В.А.Осеева «Сыновья) | 2.05 | |||
28 | Нравственная проблематика и идея произведения. | рефлексировать в устной и письменной речи своё отношение к ценностям, которые утверждает автор, и соотносить с собственными представлениями | выделять события, видеть их последовательность в произведении проявлять интерес к общению и групповой работе следовать алгоритму, контролировать выполнение работы, самооценка | С. 80-81 (И. А. Крылов «Чиж и Голубь») | 3.05 | |
29 | Нравственная проблематика и идея произведения. | С. 81-84 (Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья») | 7.05 | |||
30 | Мудрость народа в устном народном творчестве. | различать произведения устного народного творчества от авторских текстов; осмысливать способы создания образов героев в фольклоре | выделять особенности характера животных – героев народных сказок, ориентироваться в сборнике сказок входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности следовать алгоритму, контролировать выполнение работы, самооценка | С. 84-88 («Лиса и козел» (Русская народная сказка) | 8.05 | |
31 | Характер героя в русской народной сказке. | С. 89-91 (К. Д. Ушинский «Жалобы зайки») | 10.05 | |||
32 | Картинный план сказки. | С. 92-98 («Лиса и заяц» (Русская народная сказка) | 14.05 | |||
33 | Изображение животных в рус-ских народных сказках. | С. 99-103 («Глупый волк» (Русская народная сказка») | 15.05 | |||
34 | Малые жанры фольклора. | различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки | соотносить иллюстративный материал и основное содержание текста входить в коммуникативную игровую ситуацию и принимать воображаемую роль игровой деятельности следовать алгоритму, контролировать выполнение работы, самооценка | С. 103 | 16.05 | |
35 | Загадки. | С. 104-106 | 17.05 | |||
36 | Пословицы и поговорки. | С. 106-107 | 21.05 | |||
37 | Скороговорки. | С. 108-109 | 21.05 | |||
38 | Пятый секрет художественных книг. Проверь себя. | видеть в художественном произведении поступок героя как проявление его характера, понимать смысл нравственного урока произведения | читать текст и понимать его фактическое содержание воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении и высказывать своё собственное понимать цель и смысл выполняемых заданий | С. 109- 111 (В.А.Осеева «Хорошее») | 22.05 | |
39 | Комплексная проверочная работа | отвечать на вопросы по тексту произведения; демонстрировать понима-ние следующих понятий: автор, текст, тема художественного произведения, «рисующие» слова, «картинный» план и т.д. | объяснять секреты художественных книг; выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом». преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии выполнять учебные действия на основе алгоритма действий | 23.05 | ||
40 | Подведём итоги | С. 112-114 (Б.В.Заходер «Товарищам детям») | 24.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (40 часов)
Первый год обучения литературному чтению - самый важный, поскольку научившиеся читать дети в короткий послебукварный период должны открыть для себя художественный текст как особый способ изображения действительности, как источник знаний о мире, о жизни, о людях и их отношениях и в конечном итоге о себе. Продолжается начатая еще в букваре работа по формированию читательской компетентности, таких универсальных учебных действий, как понимание детьми при чтении фактического содержания текста, и таких качеств чтения, как правильность и осознанность. В этом учебном году ученики-читатели знакомятся и со свойствами художественного текста изобразительностью и выразительностью. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением, и дети должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Дети при чтении художественных текстов должны научиться работать с самым сложным для восприятия видом информации – эмоционально-образной. В первом классе закладывается фундамент читательской грамотности, дети получают начальные представления о художественном тексте, о способности автора словами нарисовать картину и передать чувство и настроение, донести до читателя идею. Так начинают формироваться основные читательские умения. Эта логика заложена в структуре учебника. Одно из главных направлений в работе над осмыслением образной природы художественного текста - понимание многозначности художественного слова. Это особенно ярко проявляется в лирике, поэтому в учебнике 1 класса много стихотворений.
Художественные произведения, подобранные для чтения и анализа в первом классе, отвечают возрастным возможностям учеников и их интересам. Дети знакомятся со стихотворениями А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, Б.В. Заходера, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, И.П. Токмаковой, В.Д. Берестова, Г.А. Ладонщикова, Э.Э. Мошковской, прозаическими произведениями небольшого объема, рассказами и баснями Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, К.Д. Ушинского, В.А. Осеевой, Н.Н. Носова, народными сказками о животных, пословицами, загадками, скороговорками. В процессе работы над художественными произведениями ученики овладевают следующими терминами: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество.
В методике работы с учащимися первого класса преобладают задания занимательные, подчас игровые, но помогающие решать серьезные учебные задачи высокого уровня трудности. В курсе «Литературное чтение» первого года обучения предусмотрены «самостоятельные работы», позволяющие пошагово отслеживать результаты освоения знаний и уровень сформированности читательских умений.
Дети заучивают наизусть в этом учебном году 7-10 наиболее понравившихся им стихотворений.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Глава 1. «Ведь это чудо из чудес - когда из слов вдруг вырос лес!»
Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст. Способность автора нарисовать словами картины жизни, передать свое отношение к нарисованному. «Рисующие» слова и звуки. «Тело лисицы очень подвижное…» (по В. Волкову); К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; Д.С. Самойлов «Эта лошадь была прекрасна...»; Н.А. Некрасов «Савраска, запряженный в сани...»; Г.М. Новицкая «Береза»; Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» (описание); В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» (отрывок); В.Н. Викторов «Волшебство»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»; Тим Собакин «Уходит тихо Лето...»; М.Я. Бородицкая «Разговор с пчелой»; А.А. Усачев «Шуршащая песня»; А.А. Шибаев «Переполох»; С.Я. Маршак «Разговор лягушек», «За стеклянной дверцей...»; А.Л. Барто «Игра в слова»; Т.М. Белозеров «Тучка».
Глава 2. «Над вымыслом слезами обольюсь»
Умение автора художественного произведения передать свое отношение к изображаемому, «заразить» своими чувствами. Способность читателя воспринять чужое переживание, войти в изображаемую ситуацию, разделить чужие горе и радость. Возможность выразить свои чувства и настроения и передать их другим при выразительном чтении произведения. Г.А. Ладонщиков «Зимняя радость»; И.П. Токмакова «Это ничья кошка…», «Осень», «Крокодилы», «Я ненавижу Тарасова…»; А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); В.Д. Берестов «Заяц-барабанщик»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
Глава 3. «Складно да ладно»
Красота слова, гармония звуков, их радостное, благотворное воздействие на человека. Стихи как особо организованная речь, первоначальные представления о рифме и ритме. Считалки. Игра в слова и звуки, литературное сотворчество учеников. «Весна-красна» (по И.С. Соколову-Микитову); А.Н. Плещеев «Весна»; Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»; считалки; А. Милн «Хвосты» (в переводе С.Я. Маршака); Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Н.В. Гернет, Д.И. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».
Глава 4. «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»
Изображение реального и фантастического. Некоторые способы создания фантастического образа, причины его восприятия читателем как истинного, достоверного. С.Я. Маршак «Дремота и Зевота»; Ю. Тувим «Чудеса»; Б.В. Заходер «Приятная встреча»; Д. Биссет «Орел и овечка»; М.Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется»; Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); Б.В. Заходер «Моя Вообразилия»; Э.Э. Мошковская «Давайте мы с вами руками помашем».
Глава 5. «Чтение - вот лучшее учение»
Нравственные уроки художественных произведений. Судьбы героев, которые учат добру, состраданию, милосердию. Наказание за жадность, злобу, обман. Характер героя, оценка его поведения и поступков читателем. Пословицы, загадки, скороговорки. Л.Н. Толстой «Косточка» (быль), В.А. Осеева «Сыновья»; «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); И.А. Крылов «Чиж и Голубь» (басня); К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»; «Лиса и козел», «Лиса и заяц», «Глупый волк» (русские народные сказки); загадки; пословицы; поговорки; скороговорки; Б.В. Заходер «Товарищам детям». В рубрике «Проверь себя»: К.Г. Паустовский «…Мелкий грибной дождь…»; А.Н. Плещеев «Скучная картина!..»; Ю. Тувим «Про пана Трулялинского» (в переводе Б.В. Заходера); Э.Э. Мошковская «Хитрые старушки»; В.А. Осеева «Хорошее».
Характеристика деятельности учащихся
Пропедевтика. Основные литературоведческие термины | Виды читательской деятельности | Виды речевой и творческой деятельности |
Художественный текст: его изобразительно-выразительная природа. | – соотнесение изображенного в художественном тексте с действительностью; – сопоставление художественных и нехудожественных текстов на одну тему; – чтение художественного произведения с максимальной скоростью, необходимой для его понимания; – представление картин, нарисованных автором; – выявление простейших способов художественного изображения; – осмысление изображенного в художественном тексте; – сопереживание изображенному в художественном тексте | – рисование картин (в т.ч. устное словесное рисование) на основе художественного текста; – сопоставление изображения действительности в литературе и живописи; – сочинения по картине; – адекватная передача настроения в выразительном чтении; – создание классного музея старинных вещей |
Проза и поэзия; ритм и рифма; изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола. | – осмысление особой организации поэтического художественного текста; – анализ отличительных особенностей поэтического текста (графика текста, ритмическая основа, наличие рифмы); – выделение ритма и понимание его как ведущего признака поэтического текста; – наблюдение за способами изображения картин и передачи настроения в лирике; – подбор темпа чтения и интонации, с помощью которых можно передать чувства и настроение героев лирического произведения | – анализ изобразительно-выразительных средств художественного текста; – нахождение и осознание эмоционально-образной информации в тексте и передача ее средствами выразительного чтения; – сочинение поэтических текстов с «опорами»; – сопоставление прозаических и поэтических текстов с изображением одного времени года и т.д.; – заучивание прозаических и поэтических текстов и их выразительная декламация; – собирание поэтических строк мастеров с правом (без права) использования их в своих творческих работах |
Жанры художественной литературы: фольклорные (потешки, загадки, пословицы, былины, мифы, поговорки, сказки) и авторские (сказки, басни, рассказы). | – различение произведений устного народного творчества и авторских текстов; – различение жанров художественной литературы; – осмысление способов создания образов героев в фольклоре и произведениях различных литературных жанров; – наблюдение за способами изображения | – устный пересказ с сохранением жанровых особенностей текста; – анализ особенностей того или иного жанра; – составление текстов различных жанров по образцам (мифа, былины, рассказа, басни, загадок) |
Герой (персонаж) художественного произведения. | – выделение и осмысление состава героев произведения и действующих лиц; – установление иерархии героев произведения; – выявление и осмысление причинно-следственных связей между мотивами, поступками героев и их следствиями; – составление характеристики героя; – оценивание поступков героев с нравственных позиций | – пересказ сюжета или эпизода от лица какого-либо героя; – рассуждения о личности героя с аргументацией своей точки зрения; – выразительное чтение диалогов, содержащихся в тексте; – инсценирование произведений; – рассказ от имени героя произведения, в том числе животных и птиц, деревьев, цветов, травы, неодушевленных предметов |
Автор как создатель художественного произведения. | – различение автора произведения и рассказчика; – определение способов выявления авторской позиции в разных видах текста; – определение отношения автора к героям его произведения; – рефлексия в устной и письменной речи своего отношения к ценностям, которые утверждает автор, и отнесение с собственными представлениями; –осмысление финала произведения и заглавия как способов предъявления идеи | –письмо автору, живущему сегодня (например, В.П. Крапивину, Э. Успенскому и др.); –устные сочинения «Я люблю читать стихотворения… Пушкина, смешные… рассказы Драгунского и т.д. |
Учебно-методический план
№ п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
1 | Глава 1. «Ведь это чудо из чудес - когда из слов вдруг вырос лес!»
Способы изображения
| 9 ч 3 ч 4 ч 2 ч | 3, 4 четверть |
2 | Глава 2. «Над вымыслом слезами обольюсь» (А.С. Пушкин)
| 4 ч 2 ч 2 ч | 4 четверть |
3 | Глава 3. «Складно да ладно»
| 5 ч 2 ч 2 ч 1 ч | 4 четверть |
4 | Глава 4. «…А если я глаза закрываю, мне видно все, чего не бывает…»
| 7 ч 1 ч 2 ч 2 ч 2 ч | 4 четверть |
5 | Глава 5. «Чтение - вот лучшее учение» (А.С. Пушкин)
| 15 ч 2 ч 2 ч 4 ч 5 ч 2 ч | 4 четверть
|
Особенности контроля и оценки учебных достижений по литературному чтению
в 1 классе
В 1 классе можно выделить две формы контроля:
- текущий
- итоговый
Текущий контроль предполагает 5 проверочных работ после изучения раздела или темы («Проверь себя»), рассчитанные на 10-15 минут. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Итоговый контроль предполагает комплексную контрольную работу в конце учебного года. Цель – проверка выполнения требований школьной программы. В итоговую работу входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны.
В 1 классе в течение всего учебного года отметки не выставляются. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой отметке. Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
Учебно – методические средства обучения
- Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 1 класса. Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Лазарева В.А. Литературное чтение: Хрестоматия для 1 класса. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. 1 класс: методические рекомендации. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
Дополнительная литература
Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 1-го класса. М.: Издательство «Оникс», 2011.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- портреты писателей;
- репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- детская периодика;
- настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.
Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...