урок-проект по произведениям Х.К. Андерсена
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Воронина Светлана Николаевна

Проект освоения темы по литературному чтению "Сострадание - это благородное расположение души..." (По произведениям Х.К. Андерсена) "Дикие лебеди", "Девочка со спичками". Материал может быть использован при закреплении. Для реализации проекта необходимо 5 уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_osvoeniya_temy.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Подольское районное управление народным образованием

Муниципальноек общеобразовательное учреждение

Еринская средняя общеобразовательная школа


МО Подольский р-он, пос. Ерино, ул. Высокая, д.4                                                  тел/факс (4967)675500

Литературное чтение

«Сострадание - это благородное расположение души…»

 (По произведениям Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», «Девочка со спичками».)

Учитель: Воронина С.Н.

ПРОЕКТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ: «Сострадание - это благородное расположение души…» (По произведениям Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди», «Девочка со спичками».)                                                                                 

Я счастлив счастием мне чуждым

                                             И грустен горестью чужой;

        Чужим несчастиям и нуждам

                                                                             Готов помочь я всей душой.

Б.Л.Пастернак

Цель: 

1. Научить:

- анализировать художественный текст как целостное произведение;

2. Развивать :

-навык осмысленного выразительного чтения художественного произведения;

3. Воспитывать:

- чувство сострадания к людям; желание стать нравственным человеком;

Задачи:

1.Образовательные:

- формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию.

2. Воспитательные:

- формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности. Формирование готовности к самовоспитанию.

3. Развивающие:

- развитие интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся.

Методы: Кейс – метод, объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный, частично-поисковый, метод творческого самовыражения, метод дискуссий, беседа, рассказ, ИКТ, перцептивные методы, гностические методы, исследовательский.

Время работы над проектом:

5 часов.

Оборудование:

- выставка книг по произведениям Г.Х Андерсена.

- компьютер, экран, проектор;

- карточки с памятками;

- формы сердечек.

ГРУППЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ:

1группа: «Историки»:

Задания:

 1. Изучить биографию  Х.К. Андерсена;

2. Изучить историю создания произведений.

3. Подготовить иллюстративный материал по биографии.

Отчетные материалы:

  1. Сообщения: «Некоторые факты из биографии Андерсена» (Где родился, как проходило детство, взаимоотношения в семье, отношения со сверстниками, какие качества были присущи Андерсену).
  2. История создания произведений «Девочка со спичками», «Дикие лебеди».
  3. Материалы для презентации по биографии  Х. К. Андерсена (фото).

2 группа «Теоретики»:

Задания:

  1. Проанализировать тексты предложенных сказок и выявить признаки сказки и литературной сказки.
  2. Узнать в толковом словаре, какое значение имеют слова «Сострадание», «милосердие».
  3. Собрать  высказывания мудрых людей о доброте, порядочности, сострадании.

Отчетные  материалы:

  1. Сообщение: «Отличительные признаки сказки (зачин, концовка, и пр. Сказка –первое произведение, с которым знакомятся дети)
  2. Предоставить материал для презентации «Значение слов «Сострадание», «милосердие» (словарь Ожегова, значение приставки со-, какие слова еще встречаются с данной приставкой.
  3. Оформить высказывания мудрых людей о сострадании.

3 группа «Аналитики».

Задания:

1. Проанализировать тексты произведений: «Дикие лебеди», «Девочка со спичками»; подобрать отрывки, иллюстрирующие проявления сострадания и жестокости.

2. Вспомнить в каких изученных ранее произведениях других авторов рассматривалась тема сострадания и милосердия.

3. Проанализировать отзывы писателей о таланте Г.Х. Андерсена.

Отчетные материалы:

  1. Сообщение: «Сострадание, как одно из основных понятий художественного мира Андерсена (на примере отношений главных действующих лиц в произведениях.
  2. Сообщение: «Произведения других писателей, в которых раскрывается тема сострадания и милосердия».
  3. Сообщение: «Отзывы великих писателей о творчестве Г.Х. Андерсена».

4 группа «Художники».

Задания:

  1. Подобрать иллюстрации к указанным произведениям.
  2. Проиллюстрировать эпизоды изученных произведений (рвет крапиву, видения девочки).

Отчетные материалы:

1.  Выставка подобранных иллюстраций.

2. Выставка собственных иллюстраций.

Ход урока:

Слайд 1.

I. Орг.  момент.

Там за окном декабрь, снежок

Начало зимних дней.

А, ты, мой маленький дружок

За партою своей

Тихонько книжку приоткрой,

На 45 минут,

Солдатик, балерина, тролль

Пред нами оживут.

Мы этих грустных сказок суть

Попробуем понять.

В мир приключений заглянуть

И вам пересказать.

II. Работа по теме урока

   1.Слово учителя.

        Мир детства – это мир добра. Добро исходит от нежных маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное.

        Но, к сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно пышно зло произрастает там, где добро спит. Поэтому всем людям, а особенно вам, детям, очень важно посеять в своих душах зёрна добра, растить их и приумножать. Поэтому сегодня на уроке  литературного чтения я предлагаю Вам подумать и поразмышлять, что же такое добро, каким чувствам оно созвучно и живет ли оно в наших сердцах? А поможет нам великий сказочник, король всех сказочников – Ганс Христиан Андерсен. Слайд 2. (портрет)

Учитель:  Для начала давайте вспомним биографию Андерсена. Слайд 3.

Учитель: Что из его жизни вам особенно запомнилось? Слайд 4

Учитель: В «Сказке моей жизни» задолго до своей смерти великий писатель писал: «Жизнь моя настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная! Если бы в ту пору, когда я бедным, беспомощным ребенком пустился по белу свету, меня встретила на пути могущественная фея и сказала мне: «Избери себе путь и цель жизни, и я, согласно с твоими дарованиями и по мере разумной возможности, буду охранять, и направлять тебя!» — и тогда жизнь моя не сложилась бы лучше, счастливее, разумнее. История моей жизни скажет всем людям то же, что говорит мне:  Господь Бог все направляет к лучшему». Слайд 5

4.Беседа с учащимися.

Учитель: Тяжела и трудна была жизнь сказочника. Но его сердце не очерствело, и в нем нашлось место для огромного количества добрых сказочных героев.  Вспомните, пожалуйста, когда вы впервые познакомились со сказками Андерсена? – (Ответы учащихся.) Слайд 6.

Учитель:  Ребята, я открою вам секрет. Дело в том, что любое литературное произведение учит читателя добру, но сказка это делает особенным образом. Как вы думаете почему?  

Учитель: – Все великие писатели (Л.Н.Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А. Добролюбов, А.П. Чехов) говорили о том, что написать сказку для ребенка тяжелее, чем большой роман для взрослых. А Андерсен стал не просто сказочником, а Великим сказочником.  Скажите, кто его так называл? – (Паустовский)   Слайд 7.   Чтение высказывания.

Учитель: А какие еще писатели говорили о таланте Андерсена?

 Выступление группы «Аналитиков»: 

5. Словарная работа.

Учитель: - Сказки Андерсена Вам хорошо известны, но сегодня мы постараемся взглянуть на них более пристально. Скажите, пожалуйста, какие качества вы больше всего цените в людях?

- А я вот думаю, что одно из главных качеств человека - Сострадание.  Знаете, ребята, я заранее попросила группу теоретиков подготовить сообщение об этом слове.

6.Выступление группы теоретиков.

        Таким образом, сострадание не только является жалостью и сочувствием кому-нибудь, но и переживанием чужого горя, как своего собственного.  Слайд  8.  Определение слова сострадание.

7.Слово учителя.

Спасибо, ребята. Итак, сострадание, как и сочувствие - это прямой контакт души с душой - вместе.

? - А какие добрые качества человека можно поставить рядом с состраданием?  Ребята, а знаете, как все это вместе называется?  -  Милосердие.  Милосердие – слово, которое состоит из двух слов – милое сердце. А человек, обладающий всеми названными вами качествами, становится  милосердным. Не так ли?! ? – Как вы думаете, кто нуждается в нашем милосердии?  

Правильно, именно об этом фильм, который я предлагаю вам сейчас посмотреть.

8. Просмотр клипа «Сострадание». Слайд 9.

9.Слово учителя.  Физминутка.

        Когда вы смотрели фильм, я внимательно следила за выражением ваших лиц, и теперь абсолютно уверена, что вы сможете ответить на мой вопрос: «Какими же должны быть сердце и душа милосердного человека?» - Слайд 10.

У вас на столах лежат маленькие сердечки, вырезанные из красной бумаги. Положите их на свою ладонь. И встаньте. Возьмитесь за руки друг с другом. Закройте глаза. Мысленно наполните сердечко  своей добротой.  Представьте рядом другое сердечко. Оно нуждается в Вашей  помощи. Отогрейте его добротой своего сердечка. Рядом еще сердца, которые нуждаются в защите, милосердии. Отогревайте их своим теплом. Не жалейте! А сейчас посмотрите на свое сердечко. Оно, горячее,  холодное? Добавьте в него своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваше сердечко  всегда будет оставаться горячим и добрым. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! Я могу делиться своей добротой!»  Щелчок слайда 10. Подарите свои сердечки друг другу.

        И теперь, когда мы знаем, что обозначают такие прекрасные слова, как сострадание, милосердие, сочувствие,  и знаем, что они живут в наших сердцах, мы можем увидеть, как они оживают в произведениях Андерсена.  

10.Анализ сказки «Девочка со спичками».        

А начнем мы со сказки «Девочка со спичками». Слайд 11 .  У этой сказки очень интересная история создания. Кто – то читал об этом?

12.Выступление группы историков.        

Слайд  12.  Слайд  13 .

Андерсен никогда не мог пройти мимо обездоленных, несчастных людей. А сейчас не мог не написать удивительную сказку о девочке, продающей в Новогоднюю ночь спички.

13.Слово учителя.

Спасибо, как видите, грустная история превратилась в замечательную сказку.  

? –Расскажите мне, пожалуйста, о её героине.

? - Что решает сделать девочка, спрятавшись в уголке за выступом дома?

? – Какие же картины предстают перед маленькой девочкой в пламени спичек?

Что тогда делает девочка? Да, как и положено, в сказках, девочка снова чиркает спичкой.

Как вы думаете, что должно было произойти дальше, ведь мы помним о законах, по которым строится сказка? Ответы детей.

Да, вы правы, девочка снова зажгла спичку.

Сказочное троекратное повторение случилось, но чудеса закончились, как только догорали спички… И все же, даже в Андерсоновской несказочной реальности происходит чудо. Девочка снова чиркает спичкой, и… “когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую”.

Почему именно бабушку видит малютка? Слайд 14.

? – Чем же заканчивается сказка? –

? – Помните, Андерсен писал в «Сказке моей жизни»: «Господь Бог все направляет к лучшему»? Так и произошло в этой сказке. Но почему эту грустную, на первый взгляд, историю мы называем сказкой?

Как можно определить – добрый человек или нет?

- Да, добро не может быть бездеятельным. Именно об этом следующая сказка Андерсена. Это сказка «Дикие лебеди». А о истории создания сказки расскажут историки.

Сообщение историков:

14.Анализ сказки «Дикие лебеди».

- Назовите героев этой сказки (Элиза, 11 братьев, отец, мачеха, король)   

Слайд  15.

-Расскажитете, как жили 11 братьев и  Элиза  до смерти матери.

- Что же случилось в их семье?

-Скажите, в кого превратила мачеха братьев и что она сделала с Элизой?

- Как вы думаете, почему злой мачехе не удалось превратить принцев в черных воронов?

- Почему злая мачеха не могла заколдовать Элизу?    (читала Библию)

- Какие качества души присущи Элизе?

- В ее хрупкой душе, оказывается, бьется бесстрашное сердце. Почему? Какие испытания пришлось преодолеть девушке?

А вы смогли бы пожертвовать чем – то очень важным для своих близких? Какое чувство помогает нам в этом? Слайд

- Чем закончилась эта сказка?  Почему автор придумал, что полено в костре пустило корни и ростки и вырос высокий зеленый куст, покрытый красными розами, а на самой верхушке блестел ослепительный белый цветок? – (Белый цвет – цвет чистоты души, невинности.)

-Чему учит эта сказка? (добру, самопожертвованию, отзывчивости…

15.Слово учителя.

-Чтобы подвести итог нашему анализу сказок Андерсена, я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, есть ли место состраданию и милосердию в нашей жизни?

- Правильно, но кроме того, мы можем принять участие в благотворительных акциях, которые проходят в нашем районе, в Московской области и в других местах.  Слайд 18.

III. Подведение итогов.

Сегодня наше занятие  это не просто  подведения итогов, но и урок добра, сострадания, отзывчивости. И дал нам этот урок Великий сказочник, Ганс Христиан Андерсен. Его удивительные сказки не дали ему личного счастья, но принесли всемирную любовь. Люди до сих пор отдают дань уважения и благоговения таланту датского сказочника. Слайд 19,20,21,22,23.

Домашнее задание: мини-сочинение  «Моя дорога Добра». Слайд 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока- проекта " Весна в произведениях русских художников"

Классный час  знакомит учащихся с символами Ростовской области.. Цель урока: Развивать творческие способности учащихся. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображе...

Литературная викторина по произведениям Г. Х. Андерсена

Литературная викторина составлена для учеников 2-4 классов по произведениям Г.Х.Андерсена....

Классный час по произведению Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Данная разработка классного часа предназначена для начальных классов коррекционной школы VII вида.Основная проблема отвутствия желания читать у детей с ЗПР связана с неразвитостью мотивационно-целевых...

Тест по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

10 заданий помогут учителю быстро проверить знания по теме....

Тест, к произведению Х.К. Андерсена «Соловей». 4 класс.

Тест к произведению Г.Х. Андерсена «Соловей»  4 классе...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...

Викторина по произведениям Г.Х. Андерсена

Викторина по произведениям Г.Х. Андерсена...