Творческая мастерская "Зимний лес"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Конспект открытого урока ." Зимний лес"
Урок литературы . На уроке учитель работает над творчеством учащихся.
Конспект открытого урока Кобяковой Г.С.
Тема урока : Творческая мастерская « Зимний лес» 4 класс
«Тем хорош лес, что сколько в него не ходи,
сколько ни смотри и ни слушай,
а все увидишь невиданное
и услышишь неслыханное» Н.Сладков.
Цели урока:
Обучение умениям составлять текст – описание с использованием различных средств художественной выразительности.
Задачи:
1.Закрепить знания учащихся по лексике.
2.Развивать умения использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического значения, обосновывать выбор необходимого слова.
4) Воспитывать потребность самостоятельной работы над художественным словом.
Оборудование: картины или фотографии по теме урока, фонограмма « Зима»
А.А.Фет
Мама! Глянь –ка из окошка- Неколючий,светло-синий
Знать, вчера недаром кошка По ветвям развешан иней-
Умывала нос: Погляди хоть ты!
Грязи нет, весь двор одело, Словно кто-то тороватый
Посветлело, побелело- Свежей, белой, пухлой ватой
Видно, есть мороз. Все убрал кусты.
Иван Суриков
Белый снег, пушистый Темный лес что шапкой
В воздухе кружится Принакрылся чудной
И на землю тихо И заснул под нею
Падает, ложится. Крепко ,непробудно…
И под утро снегом Божьи дни коротки,
Поле забелело, Солнце светит мало,
Точно пеленою Вот пришли морозцы-
Все его одело. И зима настала.
Ход урока:
1. Организационный момент. Целеполагание.
Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычные синонимы.
Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? Запишите их:
Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный….
Итак, урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Как здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима… правильно волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая волшебная настоящая палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.
2. Фаза индукции . Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?
Наступила зима. В лесу стало красиво. На деревьях и на земле лежит
белый снег. Зимой я люблю кататься на лыжах…
Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают волшебницу зиму мастера художественной литературы – писатели и поэты.
(Учащиеся зачитывают отрывки из художественных произведений с описанием зимы (домашнее задание предыдущего урока)).
Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться. Итак, что же мы будем описывать? (Учитель подводит детей к теме «Зимний лес»фотография леса). Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать. Запишем некоторые из них, названных слов:
Лес, березы, сосны ,ели , снег, пенки….
Никто еще не знает, как красив зимний лес . Нам предстоит рассказать об этом. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще мертвые, нам нужно попробовать оживить их. В каком стиле нам предстоит написать сочинение? (Художественный).
3.Самоконструкция и социоконструкция.
Используя красивые художественные слова, опишите зимний лес. Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть таким: Лес будто спит.
Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы снег был пушистым, - он будет таким. Захотим, чтобы он был похожим на эскимо, - и произойдет чудо. Нужно только это написать. Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка? Все в ваших силах.
Попробуем подобрать определение к записанным существительным (по схеме: прилагательное + существительное): зимний лес, белоствольные березы, пушистый снег, мохнатые ели , молчаливые пенки… (на доску)
Выполним упражнение, которое станет «заготовкой» для написания сочинения. Составьте словосочетания, подобрав нужные прилагательные:
белизна волшебное
тишина нетронутая
туман безмолвная
одеяние легкий ( словосочетания записываются на доску)
Какого цвета зимний лес? Подберите синоним к слову белый. Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, причем показать цвет зимнего леса мы можем так, что нам даже не понадобится слово белый. Запишите предложение – клише: используя заготовки – словосочетания и слова в скобках, заполните предложения.
_______________березки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились), в_______тишине _______леса.
Прочитайте предложение, которое вы написали. Почему вы использовали именно это сказуемое?
Как вы думаете, белый цвет – теплый или холодный? Почему? Как можно описать холод зимнего леса? Что чувствуют деревья? Расскажите, что происходит в лесу. Если вам трудно сделать это самостоятельно, воспользуйтесь клише. Обоснуйте выбор слов, предложенный в скобках. Заполните предложения определениями.
(Молчаливые, старушки, …) ели (зябко, недовольно, тяжело) кутаются в ______шубы. (Дремлет, ежится от, прячется,)______ пень, надев на себя _____шапочку.
Проверьте, нет ли неоправданных повторов. Прочитайте в группе. Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу картину?
А теперь попробуем описать звуки пробуждающегося леса. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент:
шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, забывание, веселье. (д)
Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.
Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить)_____тишину _____утра. Лишь иногда_______дуновение ветерка____(нарушать, тревожить, беспокоить)_____леса.
Проверьте: замените повторяющиеся слова (если они обнаружились) синонимами. Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов.
И все-таки, как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение в природе?
Нам предстоит «поймать» момент пробуждения. Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло…) А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует…).
Используем прием краски: как солнце будит лес? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.
Но вот______ лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и ( что вдруг произошло?) от их _____прикосновения на_______белизне_______снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились,….)
Какое еще движение, даже, может быть, едва уловимое, вы заметите и опишите? (Птица вспорхнула, качнулась березка, вздохнула сосна…). Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.
На______ветку сосны (вспорхнула, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное…) дерево тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом…). В воздухе_____ _______ снежинки.
Устраните неоправданные повторы, если они есть. Прочитайте получившиеся фрагменты .
4.Афиширование.
А теперь прочитаем несколько сочинений целиком. В правописании, каких слов вы сомневались?
5. Разрыв.Рефлексия.
Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело – быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение – описание. Оно у нас пока незаконченное, конец вы сами допишите, потренировавшись еще раз в волшебстве. Не забудьте проверить орфограммы. Счастливой работы!
Конспект открытого урока Кобяковой Г.С.
Тема урока : Творческая мастерская « Зимний лес» 4 класс
«Тем хорош лес, что сколько в него не ходи,
сколько ни смотри и ни слушай,
а все увидишь невиданное
и услышишь неслыханное» Н.Сладков.
Цели урока:
Обучение умениям составлять текст – описание с использованием различных средств художественной выразительности.
Задачи:
1.Закрепить знания учащихся по лексике.
2.Развивать умения использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического значения, обосновывать выбор необходимого слова.
4) Воспитывать потребность самостоятельной работы над художественным словом.
Оборудование: картины или фотографии по теме урока, фонограмма « Зима»
А.А.Фет
Мама! Глянь –ка из окошка- Неколючий,светло-синий
Знать, вчера недаром кошка По ветвям развешан иней-
Умывала нос: Погляди хоть ты!
Грязи нет, весь двор одело, Словно кто-то тороватый
Посветлело, побелело- Свежей, белой, пухлой ватой
Видно, есть мороз. Все убрал кусты.
Иван Суриков
Белый снег, пушистый Темный лес что шапкой
В воздухе кружится Принакрылся чудной
И на землю тихо И заснул под нею
Падает, ложится. Крепко ,непробудно…
И под утро снегом Божьи дни коротки,
Поле забелело, Солнце светит мало,
Точно пеленою Вот пришли морозцы-
Все его одело. И зима настала.
Ход урока:
1. Организационный момент. Целеполагание.
Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычные синонимы.
Давайте вспомним, какие слова называются синонимами? Запишите их:
Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный….
Итак, урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Как здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима… правильно волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая волшебная настоящая палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться.
2. Фаза индукции . Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?
Наступила зима. В лесу стало красиво. На деревьях и на земле лежит
белый снег. Зимой я люблю кататься на лыжах…
Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают волшебницу зиму мастера художественной литературы – писатели и поэты.
(Учащиеся зачитывают отрывки из художественных произведений с описанием зимы (домашнее задание предыдущего урока)).
Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться. Итак, что же мы будем описывать? (Учитель подводит детей к теме «Зимний лес»фотография леса). Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать. Запишем некоторые из них, названных слов:
Лес, березы, сосны ,ели , снег, пенки….
Никто еще не знает, как красив зимний лес . Нам предстоит рассказать об этом. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще мертвые, нам нужно попробовать оживить их. В каком стиле нам предстоит написать сочинение? (Художественный).
3.Самоконструкция и социоконструкция.
Используя красивые художественные слова, опишите зимний лес. Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть таким: Лес будто спит.
Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы снег был пушистым, - он будет таким. Захотим, чтобы он был похожим на эскимо, - и произойдет чудо. Нужно только это написать. Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка? Все в ваших силах.
Попробуем подобрать определение к записанным существительным (по схеме: прилагательное + существительное): зимний лес, белоствольные березы, пушистый снег, мохнатые ели , молчаливые пенки… (на доску)
Выполним упражнение, которое станет «заготовкой» для написания сочинения. Составьте словосочетания, подобрав нужные прилагательные:
белизна волшебное
тишина нетронутая
туман безмолвная
одеяние легкий ( словосочетания записываются на доску)
Какого цвета зимний лес? Подберите синоним к слову белый. Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, причем показать цвет зимнего леса мы можем так, что нам даже не понадобится слово белый. Запишите предложение – клише: используя заготовки – словосочетания и слова в скобках, заполните предложения.
_______________березки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились), в_______тишине _______леса.
Прочитайте предложение, которое вы написали. Почему вы использовали именно это сказуемое?
Как вы думаете, белый цвет – теплый или холодный? Почему? Как можно описать холод зимнего леса? Что чувствуют деревья? Расскажите, что происходит в лесу. Если вам трудно сделать это самостоятельно, воспользуйтесь клише. Обоснуйте выбор слов, предложенный в скобках. Заполните предложения определениями.
(Молчаливые, старушки, …) ели (зябко, недовольно, тяжело) кутаются в ______шубы. (Дремлет, ежится от, прячется,)______ пень, надев на себя _____шапочку.
Проверьте, нет ли неоправданных повторов. Прочитайте в группе. Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу картину?
А теперь попробуем описать звуки пробуждающегося леса. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент:
шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, забывание, веселье. (д)
Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.
Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить)_____тишину _____утра. Лишь иногда_______дуновение ветерка____(нарушать, тревожить, беспокоить)_____леса.
Проверьте: замените повторяющиеся слова (если они обнаружились) синонимами. Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов.
И все-таки, как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение в природе?
Нам предстоит «поймать» момент пробуждения. Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло…) А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует…).
Используем прием краски: как солнце будит лес? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.
Но вот______ лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и ( что вдруг произошло?) от их _____прикосновения на_______белизне_______снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились,….)
Какое еще движение, даже, может быть, едва уловимое, вы заметите и опишите? (Птица вспорхнула, качнулась березка, вздохнула сосна…). Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.
На______ветку сосны (вспорхнула, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное…) дерево тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом…). В воздухе_____ _______ снежинки.
Устраните неоправданные повторы, если они есть. Прочитайте получившиеся фрагменты .
4.Афиширование.
А теперь прочитаем несколько сочинений целиком. В правописании, каких слов вы сомневались?
5. Разрыв.Рефлексия.
Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело – быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение – описание. Оно у нас пока незаконченное, конец вы сами допишите, потренировавшись еще раз в волшебстве. Не забудьте проверить орфограммы. Счастливой работы!
/+v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»
Проблема усвоения слов с непроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в ...
Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик
С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд,...
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."
В проект «Унылая пора, очей очарованья…» раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...