Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspenskiy.docx613.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Г. САФОНОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытое  внеклассное мероприятие  по теме:

« Инженер по образованию, детский писатель -  по призванию».                                                    ( к юбилею писателя                           Э.Н. Успенского)

2 класс

Учитель начальных классов I квалификационной категории: Шпакова Елена Анатольевна

2012 год

Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году 22 декабря ему исполняется 75 лет.

Цели:

  1. Расширить представления о творчестве Э. Н. Успенского.
  2. Развивать интерес к чтению книг.
  3. Воспитывать чувство доброты, дружбы.
  4. Совершенствовать и развивать речь, закреплять знания  по русскому языку.
  5. Отрабатывать навыки в работе с картоном и тканью.

Оборудование:

  1. Портрет писателя.
  2. Плакат с нарисованными  вагончиками, т.е.поезд « Путешествий».
  3. Таблички с названиями станций.
  4. Костюмы сказочных персонажей.
  5. Ширма.
  6. Книжная выставка.
  7. Открытки с Днём рождения.
  8. Шаблоны  из картона кота Матроскина, клей, ножницы, кусочки ткани, фломастеры.
  9. Иллюстрации к словарной работе по стихотворению « Ударение».

Действующие лица (сказочные персонажи ) - учащиеся 7 класса:

  1. Крокодил Гена.
  2. Чебурашка.
  3. Старуха Шапокляк.
  4. Девочка Люся.
  5. Пёс Шарик.
  6. Кот Матроскин.
  7. Дядя Фёдор.

Музыкальный ряд:

  1. Песня « Голубой вагон» ( грамзапись) 1 куплет и припев, слова                               А .Тимофеевского, музыка В. Шаинского. http://pozdravdruga.ru/zastolnye-pesni/iz-multfilmov/pesenka-cheburashki.html
  2. Песенка Чебурашки - Песня из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»                              2 куплет, слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского. http://pozdravdruga.ru/zastolnye-pesni/iz-multfilmov/pesenka-cheburashki.html
  3. Песенка « Рыжий, рыжий, конопатый…», слова Э. Успенского, музыка  Е. Ботярова ( грамзапись) 1 куплет. http://kvaclub.ru/bsong_ryzhij.html
  4. Вступительная песня для передачи « Радионяня»( грамзапись) припев, слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского. ttp://ulubachi.my1.ru/publ/detjam/muzyka_dlja_detej/radionjanja_peredacha_iz_sssr/15-1-0-212
  5. Песня почтальона  Печкина
    (на мелодию песни «Гляжу в озера синие»)
     http://www.anekdot.ru/id/-10089935/
  6. Песенка кота Матроскина. http://www.silva-cat.ru/?page_id=275
  7. Песенка рыжего мальчика. http://www.spoika.ru/pesnya-ryzhij-ryzhij-konopatyj-skachat-mp3-936.html

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Тема урока записана на доске.

Учитель: - Ребята, сегодня  наш классный час посвящён творчеству известного детского писателя, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые.

Книжная выставка.

 - Обратите внимание, произведения этого писателя у нас на книжной выставке. Я думаю, что они украшают и ваши домашние библиотеки, поэтому многие из вас уже догадались, о ком пойдёт речь.                                                                                                                                                    Ответы детей.  Учитель  вывешивает портрет писателя на доску.                                                                                                                                                                                                                           Учитель:  – А чем же он знаменит? Каких известных героев он создал?                                                                                                              Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                                Учитель:  – Сегодня мы много нового и интересного узнаем о нём и о его творчестве. А говорим мы об Эдуарде Николаевиче Успенском не случайно. Дело в том, что  22 декабря ( на доске)  у писателя день рождения. Ему исполняется  75 лет.

2. Сообщения детей об Э. Н. Успенском.

1 ученик: - Родился Эдуард Успенский в 1937 году ( на доске).  Но не всегда он был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу. Детство его прошло в нелёгкое военное время, а после окончания школы он решил стать инженером.                      

2 ученик: - Но на этом его учёба не закончилась. Он учится до сих пор. В 40 лет научился работать на компьютере. В 50 – стал учить английский язык. В 55 – начал учиться петь. А сейчас Эдуард Николаевич изучает историю, потому что пишет историческую книгу. 

3 ученик: - А ещё он очень любит детей и принимает участие в разных детских передачах на радио и в кино. Чтобы мы многое узнали и поняли, он пишет для нас стихи, сказки, комиксы, сценарии для мультфильмов, страшилки, переводит стихи писателей других стран, пишет тексты песен для своих сказочных персонажей. И как он всё успевает? Наверное, фамилия виновата : Успенский – значит везде « успевать». 

Учитель: - Давайте, дети, и мы поторопимся, чтобы успеть на поезд                                « Путешествий», который отправляется в страну « Успению» (поезд на доске).

3. Путешествие по стране « Успении».

Учитель: - Только кто же его поведёт?

( Слышен голос  Крокодила Гены): - Я поведу.

Учитель: - А кто ты такой?

Крокодил Гена: - А  вот послушайте, дети про меня загадку сочинили. « Зимой и летом одним цветом?»

Учитель: - Может быть ты ёлка?

Крокодил Гена: - Я один из персонажей, придуманных Успенским, я тоже зелёный, но только зубастый.

Дети отвечают.

 Крокодил Гена выходит к детям.

 Крокодил Гена: - Здравствуйте, ребята! Вы меня не бойтесь, я добрый. А придумал меня таким Эдуард Успенский 46 лет назад ,в 1966г (показывает на книжной выставке это произведение). – Вы, молодцы, что выбрали очень удобное средство передвижения, а вот моему другу Чебурашке не так повезло. Давайте вспомним, ребята, в чём порой передвигались герои сказок Э. Успенского. ( Проводит викторину).

Вопросы к викторине:

 - Так в чём же путешествовал мой друг Чебурашка? ( ящик с апельсинами)

 - В чём перевозили обезьянку Анфису, чтобы не привлекать внимание детей всего микрорайона? ( в коляске)

 - На чём ездил дядя Фёдор в деревне Простоквашино? ( на тракторе)

 - На чём ездил клоун Саня? ( на козе)

 - Молодцы! Отправляемся в путь! А чтобы ехать нам было веселее, мы сейчас споём мою любимую песенку про наш весёлый сказочный поезд –                       « Голубой вагон».

Звучит 1 куплет  и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и  вместе с Крокодилом Геной проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.

Медленно минуты уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди!

Скатертью, скатертью дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.

Учитель: - Посмотрим, на какую станцию привёз нас Крокодил Гена.

1.Станция « Песенная».( Вывешивает на плакат название станции).

Выбегает старуха Шапокляк.

Старуха Шапокляк: - Кто тут песни поёт и веселится? Кого тут « Зелёный» притащил? Никого не пущу, Лариску натравлю.

Крокодил Гена: - Ну, что ты расшумелась? Это ребята из 2 класса путешествуют по стране « Успении». Ведь у Эдуарда Николаевича скоро день рождения.

Выбегает Чебурашка.

Чебурашка: - День рождения? Я очень люблю День рождения, потому что собирается много друзей! А раньше не любил, и Эдуард Успенский даже песню про меня написал. Вот послушайте.(Поёт 2-ой куплет из песенки Чебурашки):

Мне не везло сначала,
И часто так бывало:
Ко мне на день рожденья
Никто не приходил.

Теперь я вместе с Геной,
Он не обыкновенный,
Он самый лучший
В мире крокодил.

Старуха Шапокляк плачет: - Да, у вас у всех друзья, а я одна, никто меня не любит, одна Лариска, и все только Шапокляк обзывают, поэтому я и злая.

Чебурашка и Крокодил Гена ( к Шапокляк): - Ну, что ты! Мы тебя очень любим и дети тоже. И даже имя тебе ласковое придумаем.

Дети называют Шапокляк ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Старуха Шапокляк:  - Спасибо, дети, вы очень добрые, и я теперь стану доброй. А я тоже знаю песенки героев сказок и мультфильмов  Э. Успенского. Давайте с вами поиграем. Я напою несколько строчек, а вы должны угадать, какой герой их пел?( музыкальное сопровождение учителя музыки).

Отрывки, которые исполняет Шапокляк:

1.ПЕСНЯ ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА
(на мелодию песни «Гляжу в озера синие»)
 
В деревне Простоквашино я письма разношу,
Работа вся налажена, вам честно доложу.
С утра с почтовой сумкою хожу по всем дворам,
Но если нет документов, посылку не отдам.

2. ПЕСЕНКА КОТА МАТРОСКИНА. 

А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил,
О морях и не мечтаю - телевизор мне природу заменил.
Что было вчера -
Забыть мне пора
С завтрашнего дня, с завтрашнего дня,
Ни соседям, ни друзьям - никому
Не узнать меня, не узнать меня!

3. ПЕСЕНКА РЫЖЕГО МАЛЬЧИКА. 

Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что на свет родился конопатым?
Но, однако, с малых лет,
Пареньку прохода нет,
И кричат девчонки и ребята… (
дети подпевают припев)

«Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой!»
- А он дедушку не бил,
А он дедушку любил!

Старуха Шапокляк:  - Молодцы, ребята! Спасибо. А мне можно с вами?

Дети отвечают.

Чебурашка, Крокодил Гена, старуха Шапокляк садятся к ребятам                                      « в поезд».

Учитель:  - Все песни Э. Успенского вы сможете услышать на диске                                « Радионяня» (  показ диска). Раньше, когда мама и папа были маленькие, была такая детская передача. Сейчас передачи нет, но Успенский со своими друзьями сохранил и записал для вас и будущих поколений весёлые истории, песни, анекдоты из школьной жизни, и вы их сможете теперь послушать.

Звучит припев из песни « Радионяня».

Учитель: - Ну, что же, едем дальше.

Звучит 1 куплет  и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с  Крокодилом  Геной, Чебурашкой, Старухой Шапокляк проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.

Учитель: - Посмотрим, на какую станцию мы приехали, и кто-то нас уже встречает.

2. Станция « Учебная». (Вывешивает на плакат название станции).

Девочка Люся машет платком и выбегает.

Девочка Люся: - Здравствуйте! Я – девочка Люся из сказки Успенского                          « Меховой интернат» ( показывает на книжной выставке это произведение). Хоть я ещё и ученица 4 класса, но в этой школе я – учительница.

Учитель: - Дело в том, ребята, что Успенский не только замечательный писатель, но и учитель серьёзный. Только школа у него не « людоведческая», т.е. не человеческая, а необычная, в ней учатся  и живут звери. Отсюда и название « Меховой интернат». И все предметы в этой школе имеют свои названия.

Девочка Люся: - Давайте поиграем. Попробуйте отгадать: кто это или что это?

Девочка Люся проводит игру.

Вопросы к игре:

 - интернатики - …( ученики интерната);

 - дир - …( директор);

 - начинальник - …( звонок);

 - сшибалки, валилки, толкалки - …( игры);

 - обманизм - …( ложь, обман);

 - считальный урок - …( математика);

 - ходики - …( валенки);

 - ночевальня - …( спальня);

 - получальник - …( журнал);

 - листалка - …(тетрадь).

Девочка Люся: - Вы  - молодцы! Прочтите книгу « Меховой интернат», и вы попадёте к нам в школу. А мне пора на «считальный» урок. Кто со мной?

 Чебурашка, Старуха Шапокляк и Люся прощаются с ребятами и уходят. Крокодил Гена тоже собирается.

Учитель: - Ну, что же, пусть бегут за знаниями, мы ещё встретимся с ними на страницах книг. Только, Гена, как же мы без тебя дальше поедем?

Крокодил Гена: - А вы спойте мою любимую песенку ( прощается, убегает за друзьями).

Звучит 1 куплет  и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с учительницей проводят физкультминутку, повторяя движения.

Учитель: - Какая же следующая станция?

3. Станция « Поэтическая». ( Вывешивает на плакат название станции).

Учитель: - Стихи, которые пишет Успенский не только весёлые и смешные, но и очень умные, познавательные. Вот, например, в своём стихотворении                   « Ударение», он учит вас и других школьников правильно произносить и писать некоторые слова.

Текст стихотворения Э. Успенского « Ударение» читают наизусть подготовленные ученики. В руках у них  отдельные карточки  с выделенными  словами, на которых поставлены правильные и неправильные ударения. Карточки с правильным вариантом ударения вывешивают на левую часть доски, карточки с неправильным вариантом – на правую.

1 ученик: Кто с правилами дружен, тот твердо убежден:

2 ученик: Фарфор нам очень нужен, 3 ученик: а фарфор не нужен,

3 уч.: Не говори алфавит, 2 уч.: а только алфавит,

3 уч.: Кто говорит алфавит, неверно говорит.

3 уч.: Не говори каталог, 2 уч.: а только каталог.

1 уч.: А творог? 2 уч.: Можно творог, а можно и творог,

2 уч.: А если в магазин вдруг портфели завезли,

3 уч.: То не ходи в магазин – не купишь портфели.

1 уч.: Когда мы на машине летим во весь опор,

3 уч.: То нас везет не шофер,  2 уч.: а нас везет шофер.

Шофер – он любит дело, профессию свою.

3 уч.: А с шофером мы смело влетим в аварию.

1 уч.: И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,

3 уч.: Что в парке не статуи, 2 уч.: а статуи стоят.

1 уч.: А если вы в театр явились, например,

3 уч.: То не ходите в партер, 2 уч.: пожалуйста,  в партер.

Учитель: - Дети, попробуйте объяснить смысл некоторых слов: фарфор, каталог, статуи, партер. Что они обозначают? Когда так говорят? О чём так говорят? Где вы могли видеть эти предметы?

Дети отвечают. Учитель исправляет, дополняет, помогает объяснить.                              ( Показ фотографий, иллюстраций).

Справка для учителя ( по словарю Ожегова): 

Фарфор – белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.).

Каталог -1) Составленный в определённом порядке перечень однородных предметов (книг, экспонатов, товаров.2)Каталог библиотечный - перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке. В российских библиотеках различаются по назначению(читательские и служебные каталоги), способу группировки (алфавитные ,систематические, предметные каталоги), видам произведений печати и пр.

Статуя - скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека, животного, реже - фантастического существа.

Партер - 1. Нижний этаж зрительного зала ( плоскость пола) с местами для зрителей.

Учитель: - Давайте, ребята, ещё раз прочитаем правильные слова и запомним их, чтобы наша речь была понятной и грамотной.

Дети хором читают правильные варианты слов.

Учитель: - Ну, что же, едем дальше.  Физкультминутка.

4. Станция « Сказочная». ( Вывешивает на плакат название станции).

Выходит Шарик.

Шарик: - Кто это там приехал к нам в Простоквашино?

Учитель: - Это ребята из 2 класса средней школы № 6 города Сафонова путешествуют по вашей сказочной стране. Они хотят побольше узнать о творчестве Э. Успенского.

Шарик: - Здравствуйте! Это очень хорошо! А вот я сейчас проверю, кто читал его сказки и хорошо знает героев. Разгадайте кроссворд.

Кроссворд на доске. Ответивший верно ученик идёт заполнять ячейки кроссворда, вписывая правильный вариант. Если ученики ответа не знают, вписывает сам Шарик.

Вопросы к кроссворду:

1. Как зовут галчонка, который кричит: « Кто там?»( Хватайка)

2. Как зовут бычка, которого я дрессирую? ( Гаврюша)

3. А его маму, любимую корову кота Матроскина?( Мурка)

4. Как звали сменщика Гены в зоопарке? (Валерий)

5.Как звали девочку, у которой  жила обезьянка Анфиса? (Вера)

6. Как звали любимую девочку дяди Фёдора? ( Катя)

6. Назовите имя мамы дяди Фёдора. ( Римма)

7. Имя папы? ( Дима)

Учитель: - Дело в том, ребята, что имена мамы и папы в мультфильмах не упоминаются, ответить на эти вопросы может только  тот, кто читал эти сказки.

Шарик: - А ещё, ребята, у нас много родственников и друзей. И вы узнаете о них, если будете читать другие  сказки Э. Успенского о наших приключениях. (Показывает на книжной выставке  произведения «Любимая девочка дяди Фёдора», «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино»).

Выходит Матроскин.

Матроскин: - Здравствуйте, ребята!  Кого вы слушаете? Это же не Шарик, а балбес какой-то. Тебе зачем фоторужьё подарили?

Шарик: - Фотографировать.

Матроскин: -  Правильно, чтобы ты фотографировал и фотографии делал красивые. А сам, что творишь? Шапка отдельно, туловище отдельно!                               ( Показывает шаблоны). Кому я их теперь подарю? Ну, скажи ты ему, дядя Фёдор!

Дядя Фёдор: - Здравствуйте! Ну, что, ребята, поможем восстановить фотографии? А не то они совсем разругаются, и в Простоквашино война начнётся.

Дети берут шаблоны, клей, кусочки ткани, ножницы , фломастеры( всё заранее приготовлено на партах) и делают  « фотографии» Матроскина. Образец учитель вывешивает на доску. Во время работы учитель включает музыку. Сказочные персонажи помогают детям в работе.

Учитель: - Дети, покажите, какие фотографии у вас получились.

Дети поднимают вверх, показывают.

Матроскин: - Спасибо, ребята, я дарю их вам напамять.

Дядя Фёдор: - А нам пора за дело приниматься, поздравительную телеграмму писать. До встречи, ребята!

Герои уходят.

Учитель: - Давайте и мы с вами, ребята, напишем поздравительную открытку Эдуарду Николаевичу. На уроках русского языка мы учились писать письма. Давайте вспомним:

- Какой знак поставим в конце приветствия?

 - Как выделите обращение?

 - Как напишем имя, отчество?

 - Можно ли обратиться к автору на «ты»? Почему?

 - Что можно ему пожелать?

Дети подписывают поздравительные открытки. Читают их вслух.

4. Итог.

Учитель: -  Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо, ребята, за дружную компанию. Каких героев вы встретили в сказочной стране                                       « Успении»? Какие книги Э. Успенского они порекомендовали нам прочесть?  Какие песни услышали? Стихи? -  Произведения Э. Успенского  делают нас добрее, учат дружить и бережно относиться к четвероногим друзьям. Прочтём слова самого Эдуарда Николаевича о своём творчестве.

Высказывание  на доске, дети читают хором вместе с учителем: « Я хочу подарить детям ощущение весёлого и хорошего мира». ( Э. Н. Успенский.)

Список использованной литературы:

1.Михайлова С.Ю. Инженер по образованию, детский писатель – по призванию [К шестидесятилетию со дня рождения Э. Успенского] // Начальная школа. – 1997. - № 12. – С.120-122.

2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:ООО                      « ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.

3.Привизенцева Л. День рожденья только раз в году // Наш малыш. – 1998.- С.32-35.

4. Сафонова Н.Е. В театр – с Эдуардом Успенским // ПедСовет.- 2002.-№ 5.-С.15.

5. Сухин И.Г. Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников. - М.: Новая школа, 1998. – 160с.

6.Усачев А. Эдуарду Успенскому – 60! // Мурзилка, 1997, № 12.- С.2-3.

7. Успенский Э. Матрешки. – С.-П., «Мир ребенка», 1997.-10с.

Приложение: шаблоны с изображением фигурки кота Матроскина.

 

                           



                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю план мероприятий по подготовке к юбилею писателя Н.Н.Носова

Готовая разработка мероприятий: викторина, презентация, грамоты, текст для инсценирования ......

Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».

На открытом  игровом занятии в 3 «В» классе  по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...

Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»

Цель:1.  Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2.  Формировать умения работать в группах;3.  Развивать речь, память, внимание....

Тема урока: работа с детской книгой. Знакомство с зарубежными писателями – сказочниками. Ц. Топелиусом «Зимняя сказка» УМК "Начальная школа 21 века"

Педагогическая цель:создать условия для ознакомления со сказками Ц Топелиуса «Зимняя сказка», формирования умения анализировать художественный текст, содействовать воспитанию стремления со...