Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspenskiy.docx | 613.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Г. САФОНОВА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытое внеклассное мероприятие по теме:
« Инженер по образованию, детский писатель - по призванию». ( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)
2 класс
Учитель начальных классов I квалификационной категории: Шпакова Елена Анатольевна
2012 год
Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году 22 декабря ему исполняется 75 лет.
Цели:
- Расширить представления о творчестве Э. Н. Успенского.
- Развивать интерес к чтению книг.
- Воспитывать чувство доброты, дружбы.
- Совершенствовать и развивать речь, закреплять знания по русскому языку.
- Отрабатывать навыки в работе с картоном и тканью.
Оборудование:
- Портрет писателя.
- Плакат с нарисованными вагончиками, т.е.поезд « Путешествий».
- Таблички с названиями станций.
- Костюмы сказочных персонажей.
- Ширма.
- Книжная выставка.
- Открытки с Днём рождения.
- Шаблоны из картона кота Матроскина, клей, ножницы, кусочки ткани, фломастеры.
- Иллюстрации к словарной работе по стихотворению « Ударение».
Действующие лица (сказочные персонажи ) - учащиеся 7 класса:
- Крокодил Гена.
- Чебурашка.
- Старуха Шапокляк.
- Девочка Люся.
- Пёс Шарик.
- Кот Матроскин.
- Дядя Фёдор.
Музыкальный ряд:
- Песня « Голубой вагон» ( грамзапись) 1 куплет и припев, слова А .Тимофеевского, музыка В. Шаинского. http://pozdravdruga.ru/zastolnye-pesni/iz-multfilmov/pesenka-cheburashki.html
- Песенка Чебурашки - Песня из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена» 2 куплет, слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского. http://pozdravdruga.ru/zastolnye-pesni/iz-multfilmov/pesenka-cheburashki.html
- Песенка « Рыжий, рыжий, конопатый…», слова Э. Успенского, музыка Е. Ботярова ( грамзапись) 1 куплет. http://kvaclub.ru/bsong_ryzhij.html
- Вступительная песня для передачи « Радионяня»( грамзапись) припев, слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского. ttp://ulubachi.my1.ru/publ/detjam/muzyka_dlja_detej/radionjanja_peredacha_iz_sssr/15-1-0-212
- Песня почтальона Печкина
(на мелодию песни «Гляжу в озера синие») http://www.anekdot.ru/id/-10089935/ - Песенка кота Матроскина. http://www.silva-cat.ru/?page_id=275
- Песенка рыжего мальчика. http://www.spoika.ru/pesnya-ryzhij-ryzhij-konopatyj-skachat-mp3-936.html
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
Тема урока записана на доске.
Учитель: - Ребята, сегодня наш классный час посвящён творчеству известного детского писателя, чьи книги с удовольствием читают и дети, и взрослые.
Книжная выставка.
- Обратите внимание, произведения этого писателя у нас на книжной выставке. Я думаю, что они украшают и ваши домашние библиотеки, поэтому многие из вас уже догадались, о ком пойдёт речь. Ответы детей. Учитель вывешивает портрет писателя на доску. Учитель: – А чем же он знаменит? Каких известных героев он создал? Ответы детей. Учитель: – Сегодня мы много нового и интересного узнаем о нём и о его творчестве. А говорим мы об Эдуарде Николаевиче Успенском не случайно. Дело в том, что 22 декабря ( на доске) у писателя день рождения. Ему исполняется 75 лет.
2. Сообщения детей об Э. Н. Успенском.
1 ученик: - Родился Эдуард Успенский в 1937 году ( на доске). Но не всегда он был писателем. Как и все дети, он был обыкновенным учеником и ходил в школу. Детство его прошло в нелёгкое военное время, а после окончания школы он решил стать инженером.
2 ученик: - Но на этом его учёба не закончилась. Он учится до сих пор. В 40 лет научился работать на компьютере. В 50 – стал учить английский язык. В 55 – начал учиться петь. А сейчас Эдуард Николаевич изучает историю, потому что пишет историческую книгу.
3 ученик: - А ещё он очень любит детей и принимает участие в разных детских передачах на радио и в кино. Чтобы мы многое узнали и поняли, он пишет для нас стихи, сказки, комиксы, сценарии для мультфильмов, страшилки, переводит стихи писателей других стран, пишет тексты песен для своих сказочных персонажей. И как он всё успевает? Наверное, фамилия виновата : Успенский – значит везде « успевать».
Учитель: - Давайте, дети, и мы поторопимся, чтобы успеть на поезд « Путешествий», который отправляется в страну « Успению» (поезд на доске).
3. Путешествие по стране « Успении».
Учитель: - Только кто же его поведёт?
( Слышен голос Крокодила Гены): - Я поведу.
Учитель: - А кто ты такой?
Крокодил Гена: - А вот послушайте, дети про меня загадку сочинили. « Зимой и летом одним цветом?»
Учитель: - Может быть ты ёлка?
Крокодил Гена: - Я один из персонажей, придуманных Успенским, я тоже зелёный, но только зубастый.
Дети отвечают.
Крокодил Гена выходит к детям.
Крокодил Гена: - Здравствуйте, ребята! Вы меня не бойтесь, я добрый. А придумал меня таким Эдуард Успенский 46 лет назад ,в 1966г (показывает на книжной выставке это произведение). – Вы, молодцы, что выбрали очень удобное средство передвижения, а вот моему другу Чебурашке не так повезло. Давайте вспомним, ребята, в чём порой передвигались герои сказок Э. Успенского. ( Проводит викторину).
Вопросы к викторине:
- Так в чём же путешествовал мой друг Чебурашка? ( ящик с апельсинами)
- В чём перевозили обезьянку Анфису, чтобы не привлекать внимание детей всего микрорайона? ( в коляске)
- На чём ездил дядя Фёдор в деревне Простоквашино? ( на тракторе)
- На чём ездил клоун Саня? ( на козе)
- Молодцы! Отправляемся в путь! А чтобы ехать нам было веселее, мы сейчас споём мою любимую песенку про наш весёлый сказочный поезд – « Голубой вагон».
Звучит 1 куплет и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с Крокодилом Геной проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.
Медленно минуты уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлого немного жаль,
Лучшее, конечно, впереди!
Скатертью, скатертью дальний путь стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится,
Катится, катится голубой вагон.
Учитель: - Посмотрим, на какую станцию привёз нас Крокодил Гена.
1.Станция « Песенная».( Вывешивает на плакат название станции).
Выбегает старуха Шапокляк.
Старуха Шапокляк: - Кто тут песни поёт и веселится? Кого тут « Зелёный» притащил? Никого не пущу, Лариску натравлю.
Крокодил Гена: - Ну, что ты расшумелась? Это ребята из 2 класса путешествуют по стране « Успении». Ведь у Эдуарда Николаевича скоро день рождения.
Выбегает Чебурашка.
Чебурашка: - День рождения? Я очень люблю День рождения, потому что собирается много друзей! А раньше не любил, и Эдуард Успенский даже песню про меня написал. Вот послушайте.(Поёт 2-ой куплет из песенки Чебурашки):
Мне не везло сначала,
И часто так бывало:
Ко мне на день рожденья
Никто не приходил.
Теперь я вместе с Геной,
Он не обыкновенный,
Он самый лучший
В мире крокодил.
Старуха Шапокляк плачет: - Да, у вас у всех друзья, а я одна, никто меня не любит, одна Лариска, и все только Шапокляк обзывают, поэтому я и злая.
Чебурашка и Крокодил Гена ( к Шапокляк): - Ну, что ты! Мы тебя очень любим и дети тоже. И даже имя тебе ласковое придумаем.
Дети называют Шапокляк ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Старуха Шапокляк: - Спасибо, дети, вы очень добрые, и я теперь стану доброй. А я тоже знаю песенки героев сказок и мультфильмов Э. Успенского. Давайте с вами поиграем. Я напою несколько строчек, а вы должны угадать, какой герой их пел?( музыкальное сопровождение учителя музыки).
Отрывки, которые исполняет Шапокляк:
1.ПЕСНЯ ПОЧТАЛЬОНА ПЕЧКИНА
(на мелодию песни «Гляжу в озера синие»)
В деревне Простоквашино я письма разношу,
Работа вся налажена, вам честно доложу.
С утра с почтовой сумкою хожу по всем дворам,
Но если нет документов, посылку не отдам.
2. ПЕСЕНКА КОТА МАТРОСКИНА.
А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил,
О морях и не мечтаю - телевизор мне природу заменил.
Что было вчера -
Забыть мне пора
С завтрашнего дня, с завтрашнего дня,
Ни соседям, ни друзьям - никому
Не узнать меня, не узнать меня!
3. ПЕСЕНКА РЫЖЕГО МАЛЬЧИКА.
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что на свет родился конопатым?
Но, однако, с малых лет,
Пареньку прохода нет,
И кричат девчонки и ребята… ( дети подпевают припев)
«Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой!»
- А он дедушку не бил,
А он дедушку любил!
Старуха Шапокляк: - Молодцы, ребята! Спасибо. А мне можно с вами?
Дети отвечают.
Чебурашка, Крокодил Гена, старуха Шапокляк садятся к ребятам « в поезд».
Учитель: - Все песни Э. Успенского вы сможете услышать на диске « Радионяня» ( показ диска). Раньше, когда мама и папа были маленькие, была такая детская передача. Сейчас передачи нет, но Успенский со своими друзьями сохранил и записал для вас и будущих поколений весёлые истории, песни, анекдоты из школьной жизни, и вы их сможете теперь послушать.
Звучит припев из песни « Радионяня».
Учитель: - Ну, что же, едем дальше.
Звучит 1 куплет и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с Крокодилом Геной, Чебурашкой, Старухой Шапокляк проводят физкультминутку, имитируя движение поезда, качание вагончиков и т.д.
Учитель: - Посмотрим, на какую станцию мы приехали, и кто-то нас уже встречает.
2. Станция « Учебная». (Вывешивает на плакат название станции).
Девочка Люся машет платком и выбегает.
Девочка Люся: - Здравствуйте! Я – девочка Люся из сказки Успенского « Меховой интернат» ( показывает на книжной выставке это произведение). Хоть я ещё и ученица 4 класса, но в этой школе я – учительница.
Учитель: - Дело в том, ребята, что Успенский не только замечательный писатель, но и учитель серьёзный. Только школа у него не « людоведческая», т.е. не человеческая, а необычная, в ней учатся и живут звери. Отсюда и название « Меховой интернат». И все предметы в этой школе имеют свои названия.
Девочка Люся: - Давайте поиграем. Попробуйте отгадать: кто это или что это?
Девочка Люся проводит игру.
Вопросы к игре:
- интернатики - …( ученики интерната);
- дир - …( директор);
- начинальник - …( звонок);
- сшибалки, валилки, толкалки - …( игры);
- обманизм - …( ложь, обман);
- считальный урок - …( математика);
- ходики - …( валенки);
- ночевальня - …( спальня);
- получальник - …( журнал);
- листалка - …(тетрадь).
Девочка Люся: - Вы - молодцы! Прочтите книгу « Меховой интернат», и вы попадёте к нам в школу. А мне пора на «считальный» урок. Кто со мной?
Чебурашка, Старуха Шапокляк и Люся прощаются с ребятами и уходят. Крокодил Гена тоже собирается.
Учитель: - Ну, что же, пусть бегут за знаниями, мы ещё встретимся с ними на страницах книг. Только, Гена, как же мы без тебя дальше поедем?
Крокодил Гена: - А вы спойте мою любимую песенку ( прощается, убегает за друзьями).
Звучит 1 куплет и припев песни « Голубой вагон», дети подпевают и вместе с учительницей проводят физкультминутку, повторяя движения.
Учитель: - Какая же следующая станция?
3. Станция « Поэтическая». ( Вывешивает на плакат название станции).
Учитель: - Стихи, которые пишет Успенский не только весёлые и смешные, но и очень умные, познавательные. Вот, например, в своём стихотворении « Ударение», он учит вас и других школьников правильно произносить и писать некоторые слова.
Текст стихотворения Э. Успенского « Ударение» читают наизусть подготовленные ученики. В руках у них отдельные карточки с выделенными словами, на которых поставлены правильные и неправильные ударения. Карточки с правильным вариантом ударения вывешивают на левую часть доски, карточки с неправильным вариантом – на правую.
1 ученик: Кто с правилами дружен, тот твердо убежден:
2 ученик: Фарфор нам очень нужен, 3 ученик: а фарфор не нужен,
3 уч.: Не говори алфавит, 2 уч.: а только алфавит,
3 уч.: Кто говорит алфавит, неверно говорит.
3 уч.: Не говори каталог, 2 уч.: а только каталог.
1 уч.: А творог? 2 уч.: Можно творог, а можно и творог,
2 уч.: А если в магазин вдруг портфели завезли,
3 уч.: То не ходи в магазин – не купишь портфели.
1 уч.: Когда мы на машине летим во весь опор,
3 уч.: То нас везет не шофер, 2 уч.: а нас везет шофер.
Шофер – он любит дело, профессию свою.
3 уч.: А с шофером мы смело влетим в аварию.
1 уч.: И пусть не будет тайной для взрослых и ребят,
3 уч.: Что в парке не статуи, 2 уч.: а статуи стоят.
1 уч.: А если вы в театр явились, например,
3 уч.: То не ходите в партер, 2 уч.: пожалуйста, в партер.
Учитель: - Дети, попробуйте объяснить смысл некоторых слов: фарфор, каталог, статуи, партер. Что они обозначают? Когда так говорят? О чём так говорят? Где вы могли видеть эти предметы?
Дети отвечают. Учитель исправляет, дополняет, помогает объяснить. ( Показ фотографий, иллюстраций).
Справка для учителя ( по словарю Ожегова):
Фарфор – белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.).
Каталог -1) Составленный в определённом порядке перечень однородных предметов (книг, экспонатов, товаров.2)Каталог библиотечный - перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке. В российских библиотеках различаются по назначению(читательские и служебные каталоги), способу группировки (алфавитные ,систематические, предметные каталоги), видам произведений печати и пр.
Статуя - скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека, животного, реже - фантастического существа.
Партер - 1. Нижний этаж зрительного зала ( плоскость пола) с местами для зрителей.
Учитель: - Давайте, ребята, ещё раз прочитаем правильные слова и запомним их, чтобы наша речь была понятной и грамотной.
Дети хором читают правильные варианты слов.
Учитель: - Ну, что же, едем дальше. Физкультминутка.
4. Станция « Сказочная». ( Вывешивает на плакат название станции).
Выходит Шарик.
Шарик: - Кто это там приехал к нам в Простоквашино?
Учитель: - Это ребята из 2 класса средней школы № 6 города Сафонова путешествуют по вашей сказочной стране. Они хотят побольше узнать о творчестве Э. Успенского.
Шарик: - Здравствуйте! Это очень хорошо! А вот я сейчас проверю, кто читал его сказки и хорошо знает героев. Разгадайте кроссворд.
Кроссворд на доске. Ответивший верно ученик идёт заполнять ячейки кроссворда, вписывая правильный вариант. Если ученики ответа не знают, вписывает сам Шарик.
Вопросы к кроссворду:
1. Как зовут галчонка, который кричит: « Кто там?»( Хватайка)
2. Как зовут бычка, которого я дрессирую? ( Гаврюша)
3. А его маму, любимую корову кота Матроскина?( Мурка)
4. Как звали сменщика Гены в зоопарке? (Валерий)
5.Как звали девочку, у которой жила обезьянка Анфиса? (Вера)
6. Как звали любимую девочку дяди Фёдора? ( Катя)
6. Назовите имя мамы дяди Фёдора. ( Римма)
7. Имя папы? ( Дима)
Учитель: - Дело в том, ребята, что имена мамы и папы в мультфильмах не упоминаются, ответить на эти вопросы может только тот, кто читал эти сказки.
Шарик: - А ещё, ребята, у нас много родственников и друзей. И вы узнаете о них, если будете читать другие сказки Э. Успенского о наших приключениях. (Показывает на книжной выставке произведения «Любимая девочка дяди Фёдора», «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино»).
Выходит Матроскин.
Матроскин: - Здравствуйте, ребята! Кого вы слушаете? Это же не Шарик, а балбес какой-то. Тебе зачем фоторужьё подарили?
Шарик: - Фотографировать.
Матроскин: - Правильно, чтобы ты фотографировал и фотографии делал красивые. А сам, что творишь? Шапка отдельно, туловище отдельно! ( Показывает шаблоны). Кому я их теперь подарю? Ну, скажи ты ему, дядя Фёдор!
Дядя Фёдор: - Здравствуйте! Ну, что, ребята, поможем восстановить фотографии? А не то они совсем разругаются, и в Простоквашино война начнётся.
Дети берут шаблоны, клей, кусочки ткани, ножницы , фломастеры( всё заранее приготовлено на партах) и делают « фотографии» Матроскина. Образец учитель вывешивает на доску. Во время работы учитель включает музыку. Сказочные персонажи помогают детям в работе.
Учитель: - Дети, покажите, какие фотографии у вас получились.
Дети поднимают вверх, показывают.
Матроскин: - Спасибо, ребята, я дарю их вам напамять.
Дядя Фёдор: - А нам пора за дело приниматься, поздравительную телеграмму писать. До встречи, ребята!
Герои уходят.
Учитель: - Давайте и мы с вами, ребята, напишем поздравительную открытку Эдуарду Николаевичу. На уроках русского языка мы учились писать письма. Давайте вспомним:
- Какой знак поставим в конце приветствия?
- Как выделите обращение?
- Как напишем имя, отчество?
- Можно ли обратиться к автору на «ты»? Почему?
- Что можно ему пожелать?
Дети подписывают поздравительные открытки. Читают их вслух.
4. Итог.
Учитель: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Спасибо, ребята, за дружную компанию. Каких героев вы встретили в сказочной стране « Успении»? Какие книги Э. Успенского они порекомендовали нам прочесть? Какие песни услышали? Стихи? - Произведения Э. Успенского делают нас добрее, учат дружить и бережно относиться к четвероногим друзьям. Прочтём слова самого Эдуарда Николаевича о своём творчестве.
Высказывание на доске, дети читают хором вместе с учителем: « Я хочу подарить детям ощущение весёлого и хорошего мира». ( Э. Н. Успенский.)
Список использованной литературы:
1.Михайлова С.Ю. Инженер по образованию, детский писатель – по призванию [К шестидесятилетию со дня рождения Э. Успенского] // Начальная школа. – 1997. - № 12. – С.120-122.
2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:ООО « ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.
3.Привизенцева Л. День рожденья только раз в году // Наш малыш. – 1998.- С.32-35.
4. Сафонова Н.Е. В театр – с Эдуардом Успенским // ПедСовет.- 2002.-№ 5.-С.15.
5. Сухин И.Г. Литературные кроссворды для дошкольников и младших школьников. - М.: Новая школа, 1998. – 160с.
6.Усачев А. Эдуарду Успенскому – 60! // Мурзилка, 1997, № 12.- С.2-3.
7. Успенский Э. Матрешки. – С.-П., «Мир ребенка», 1997.-10с.
Приложение: шаблоны с изображением фигурки кота Матроскина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКА РАДИОПЕРЕДАЧИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ « Я – СТАВРОПОЛЕЦ» , ПОСВЯЩЕННОГО ЮБИЛЕЮ ЛИЦЕЯ
...
Предлагаю план мероприятий по подготовке к юбилею писателя Н.Н.Носова
Готовая разработка мероприятий: викторина, презентация, грамоты, текст для инсценирования ......
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Презентация по теме: Знакомство с творчеством детского писателя Бориса Шергина и его сказкой « Волшебное кольцо».
На открытом игровом занятии в 3 «В» классе по теме «Знакомство с творчеством северного детского писателя Бориса Шергина» дети познакомились со сказкой «Волшебное кольцо», со своеобразным д...
Викторина на тему : «Путешествие по творчеству детских писателей»
Цель:1. Обобщить знания о творчестве детских писателей; популяризация детской литературы;2. Формировать умения работать в группах;3. Развивать речь, память, внимание....
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в старшей группе..Тема: «В гостях у детского писателя Николая Николаевича Носова»
В игровой форме познакомить воспитанников с творчеством Николая Носова....
Тема урока: работа с детской книгой. Знакомство с зарубежными писателями – сказочниками. Ц. Топелиусом «Зимняя сказка» УМК "Начальная школа 21 века"
Педагогическая цель:создать условия для ознакомления со сказками Ц Топелиуса «Зимняя сказка», формирования умения анализировать художественный текст, содействовать воспитанию стремления со...