Мастер - класс "Проектная деятельность в начальной школе"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Смирнова Елена Александровна

Мастер - класс состоит из практической и теоретической части. Основная цель мастер-класса - показать огромный потенциал проектной деятельности, возможности формирования ключевых компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_rolevoy_mini-proekt.rar2.68 МБ
Файл teoriya_master-klass.rar502.97 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

«Проектная деятельность в начальной школе»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочной деятельности метод проектов. Китайская мудрость гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирования творческой личности средствами образования.

Проект (от латинского projectus – брошенный вперёд) – это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия. Проектная деятельность основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на проблему. Некоторые виды проектов не вписываются в урочную систему. Это есть некоторая альтернатива классно-урочному обучению.

Основные цели проектной деятельности вы видите на экране. 

Обязательным условием проектной деятельности является успешность. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы.

Что такое проект для учителя и ученика?  Об этом расскажет следующий слайд.

Уже с первых дней пребывания в школе необходимо готовить детей к проектной деятельности, развивать мышление, учить оценивать свою деятельность, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи своё предположение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, в группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.).

Проектная деятельность требует от учителя соблюдения некоторых правил.

В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация  (оформление результатов проекта – через листовку, презентацию, видеоклип, рекламу, журнал, спектакль, телепередачу, ролевую игру).

Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.

Проекты бывают: личностные, парные, групповые.

По продолжительности проекты бывают: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), средней продолжительности (недельные, 30-40 часов), долгосрочные (о,5 года или год).

По характеру результата проекты бывают:

  1. Творческие - проект, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры, рисунок)
  2. Исследовательские – подлинно научное исследование. Оно включает актуальность, задачи, гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, используются методы современной науки: соц. опрос, эксперимент.
  3. Информационный – направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщение, представление для широкой аудитории.
  4. Ролевой – участники берут на себя роли различных героев.

Проекты по количеству предметов бывают: моно-проекты (по одному предмету) и межпредметные. Сегодня в практической части я поделюсь с вами опытом проведения мини-проекта по технологии. Виды учебных проектов, выполняемых в рамках учебного предмета «Технология» могут быть  выделены по содержанию работы учащихся:

  1. Технические проекты (главное внимание направляется на разработку устройства изделия)
  2. Художественные проекты (главное внимание на поиск выразительного образа)

Виды учебных проектов по технологии по  характеру познавательной и поисковой деятельности:

  1. Задачи на докунструирование.
  2. Переконструирование изделия(дети должны понимать смысл вносимых в изделие изменений и дополнений)
  3. Собственно конструирование (ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие)

Задания, связанные с доконструированием изделия бывают двух типов:

  1. Доведение до конца начатой кем-то работы.
  2. Внесение конструктивных дополнений в готовое изделие.

Задания на доконструирование носят рационализаторский характер, ученики проявляют смекалку и рационализаторские способности.

Что должен учитывать учитель, предлагая проектные задания младшим школьникам:

  1. Знания о конструироваемом объекте.
  2. Практические умения, необходимые для выполнения проекта.

Первые проекты школьников сравнительно просты, опираются на  знания и умения, которые уже сформированы у детей. Главный смысл проектной деятельности заключается не в повышенной технологической сложности заданий, главное чтобы задание представляло проблемную ситуацию для ребёнка.

Любой творческий процесс основан на знании аналогичных работ, которые уже были выполнены раньше другими конструкторами, художниками и дизайнерами. Образцы лучше не убирать с доски. Кроме того, желательно иметь дополнительные наглядные материала, к которым ученики могут при желании обратиться самостоятельно. Согласно современным научным данным активная умственная деятельность предполагает целенаправленную работу с источниками. Помощь учителя не должна сводиться к прямым и очевидным подсказка, а тем более к инструкциям, как именно следует выполнить задание; об этом ученики должны догадаться сами.

Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей.  Предлагается составить  свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные моно проекты «Книга загадок», «Потешки».

Младший школьник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом, необходимым для реализации некоторых проектов. Открытия учащихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя».

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

Защита проекта составляет важную часть проектной деятельности, желательно, чтобы она проходила в деловой форме. В процессе защиты проекта совершенствуется мышление и речь школьников, создаётся ситуация благоприятная для формирования коммуникативных навыков. Ученики высказывают друг другу своё мнение о проекте, имеют возможность в тактичной форме дать совет.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Творческий, ролевой, мини-проект, межпредметный.

Урок: Художественный труд,  3 класс

Тема: «Работа с бумагой. Доконструирование героев сказки Колобок. Театральное представление».

Цели:

  1. Формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся.
  2. Развитие речи, мышления, памяти, мелкой мускулатуры пальцев рук.
  3. Развитие умения коллективно планировать порядок трудовых действий, распределять роли между участниками проекта.
  4. Воспитание бережного отношения к инструментам, экономному расходованию материалов, интереса к устному народному творчеству.

Продукты: модели сказочных героев из бумаги: волка, медведя, зайца.

Оборудование: презентация, 3 карточки со словами «Мастерская №», бумага, клей, ножницы, простые и цветные карандаши, линейки, стёрки, готовые модели «Дом.  Дерево.  Лиса. Колобок. Забор. Тропинка», роли героев сказки (тексты), ребусы (заяц, волк, медведь), правила работы в группе, алгоритм работы в группе.

ХОД ПРОЕКТА.

  1. Орг. момент.
  2. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

В рамках проекта «Добрые дела» давайте подготовим подарок для первоклассников.

  1. Что любят слушать маленькие дети? (сказки)
  2. Кто бы из вас хотел подготовить подарок-спектакль для малышей?

Сегодня мы с вами будем работать в роли создателей своего театра кукол. В нашей стране более 100 театров кукол. Спектакли в них идут на 40 языках разных народов.

Сейчас вы прослушаете  отрывок из песенки, музыку и слова к которой написала Татьяна Морозова, попробуйте догадаться, к какой сказке написана эта песенка.

Звучит мелодия из сказки «Колобок».

  1. Дети, кто из вас догадался, к какой сказке песенка?
  1. ПЛАНИРУЮЩЕ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
  1. Посмотрите, какие герои сказки  отсутствуют? (волк, медведь, заяц)
  2. Получится ли у нас спектакль без этих героев?
  3. Какой план действий мы определим на сегодняшний урок? (изготовить героев, провести репетицию спектакля)

Рассмотрим модели героев.

  1. Из каких материалов они изготовлены?
  2. При помощи каких инструментов изготовлены?

Чтобы узнать какого героя  будет изготавливать ваша группа, отгадайте ребус ( находятся в папках): заяц, волк, медведь.

Откройте папки, рассмотрите.

  1. Что вы увидели?

Вы получили чертежи, которые помогут выполнить этот проект.

  1. Кто догадался, какую проблему вам предстоит сегодня решить?

Рассмотрите чертёж. Вам самим предстоит доконструировать этот чертёж, собрать и оформить изделие.

    Давайте установим критерии оценки результата.

  1. Каким должно быть изделие?

Аккуратным, т.е  мы будем оценивать аккуратность

Красивым, т.е мы будем оценивать декоративное оформление и цветовое решение.

Оригинальным, т.е мы будем оценивать  особенности конструкции

  1. Давайте вспомним правила ТБ при работе с ножницами.
  1. ИНФОРМАЦИОННО-ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Ознакомьтесь с алгоритмом работы в группе, вспомните правила работы в группе. Приступите к выполнению проекта. Кому потребуется помощь, поднимите руку.

  1. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.

Представитель  каждой группы выходит к доске с готовым изделием. Давайте рассмотрим полученные изделия и проанализируем по плану.

СХЕМА АНАЛИЗА ИЗДЕЛИЯ

  1. Аккуратность.
  2. Декоративное оформление.
  3. Цветовое решение.
  4. Особенности конструкции.

Проведём репетицию спектакля.

  1. Что принято дарить артистам? (цветы)

У вас на столах в вазах стоят цветы.

Кто испытывал положительные эмоции при  выполнении проекта – выберите цветок  красного цвета

Кому было некомфортно – жёлтого цвета.

Кто остался безразличен – синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Обучение школьников специальным знаниям,а также развитие у них общих умений и навыков,...

МАСТЕР- КЛАСС Проектная деятельность в начальной школе

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Несколько лет назад...

Организация проектной деятельности в начальной школе (мастер-класс)

В наше время все хотят видеть педагога с разными качаствами.А какой он? Через проект я бы хотела показать как выглядит современный педагог.......

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"

Мастер класс на тему "Лэпбук как средство проектной деятельности в начальной школе"...


 

Комментарии

Колесникова Людмила Анатольевна

Большое спасибо за информацию.