Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Данная разработка является конспектом урока по теме "Русские народные загадки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanieuud_-_urok_chteniya_tema_zagadki._2_klass.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Тип урока: комбинированный
Тема: «Русские народные загадки»
Класс: 2
Учитель: Цебрук Надежда Александровна
Тема: «Русские народные загадки»
Цели и задачи:
формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
- Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
- Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
- Расширить знания детей о жанре устного народного творчества «загадка»;
- Сформировать представление и разработать схему построения загадки.
регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
Средства обучения: Учебник «Маленькая дверь в большой мир», опорный конспект, схема построения загадки, рисунки – отгадки, ТСО.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | |
Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. | Личностные УУД: - осознанность учения | |
Проверка домашнего задания. | народная - Ребята, подумайте, какие слова пропущены в предложениях. мудрость В пословицах и поговорках заключена . . поучительный Пословица имеет смысл.
- Чьи работы вам показались самыми интересными? Почему? Вывод: Чтобы проиллюстрировать пословицу, нужна выдумка, фантазия, мудрость. | Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Личностные УУД: - развитие доброжелательности к людям Коммуникативные УУД: -речевая деятельность | |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи | I.Побуждающий к проблеме диалог. - Что такое загадка? (Ответы детей) - Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.) - А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.) - Какие загадки вы знаете? (Ученики загадывают известные им загадки, остальные отгадывают.) - Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.) - Тема урока: «Русские народные загадки». II. Целеполагание. - Ребята, ваша цель на уроке. (Ответы детей) Моя цель…
1.Разработать схему построения загадки. 2.Сочинить загадку. | Познавательные УУД: - осознанное построение речевого высказывания Личностные УУД: - учебная мотивация РегулятивныеУУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | |
Изучение нового материала. | I.Рассказ учителя о загадках. Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. О них мы будем говорить на следующем уроке. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его главных черт. II.Чтение авторского текста (стр.43) - Что предлагают Афанасий и Саша? (Отгадывать загадки.) III. Игра – соревнование «Кто больше отгадает загадок». Читает учитель. Кто отгадает больше загадок, получает медаль «Классный мудрец». | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других Познавательные УУД:
- анализ объектов Личностные УУД: - самооценка | |
Физкультурная минутка (тренажёр для глаз) | |||
Добывание новых знаний. |
- Как строится загадка? - Работая с текстом учебника, сформулируйте принципы построения загадки. - Прочитайте загадку. - Как вы догадались, что речь идёт о зайце? (Даётся описание: размер, цвет и характерные действия зайца.)
- Найдите ещё загадку описательного характера. (Про волка.) Вывод 1: Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета: внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д. - Относится ли к этой группе загадок загадка про снег? (Нет. В ней говорится всё о снеге: как он рождается, из чего он, какие свойства имеет.) - Найдите похожие. (Про ель и сосну, про подсолнух.) Вывод 2: Загадка строится по принципу составления «биографии» предмета.
В данной загадке действительно утверждается, что морозный узор похож на белый лес. Вывод 3: Загадка строится по принципу утвердительного сравнения (простого сравнения). - Посмотрите, как составлена загадка про книгу: Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. - Какова особенность построения данной загадки? (В такий загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.) Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.) В загадке содержится отрицание того, что загадываемый предмет похож на … - А где в учебнике похожая загадка? (Про эхо.) Отгадывать такие загадки сложнее. Вывод 4: Загадка строится по принципу отрицательного сравнения. - Что общего у загадок про блин и про чернила? (Загадки составлены в форме вопроса. Чаще в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.) Вывод 5: Загадка строится в форме вопроса. | Познавательные УУД: - смысловое чтение; - поиск и выделение необходимой информации; - анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное | |
Подведение итогов исследования | - Ребята, давайте повторим принципы построения загадки.
- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (Чтобы самим уметь их составлять.) | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений | |
Физкультурная минутка | |||
Творческое задание (работа в группах) |
- Почему Афанасий не смог отгадать Сашину загадку? (Саша перечислил не самые главные признаки. Такие же признаки есть и у других предметов.) Вопросы после чтения: -Как правильно придумать загадку? 2. Составление алгоритма построения загадки, используя материал учебника
- Какие признаки сахара перечислены у Б.Заходера? - С чем сравнивает он первый снег? Но какое отличие у мух и снега? II. Составление загадок.
Вывешивается изображение снега. - Попробуем сочинить загадку о снеге с утвердительным или отрицательным сравнением. - Перечислите наиболее яркие признаки снега. (Белый, пушистый, мягкий, ровный.) С чем можно сравнить снег? Какие еще предметы обладают такими признаками? (белый, как сахар; пушистый, мягкий, как подушка, перина, пух, облако; ровный, как скатерть, покрывало, одеяло и т.д.)
Прослушивание загадок, сочинённых детьми. Анализ загадок. Определяется загадка – победитель. Оценивание творчества детей. | Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей - структурирование знаний Регулятивные УУД: - проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | |
Итоги урока | Назовите тему урока. (Русские народные загадки.) - Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.) - К какому выводу пришли? (Загадка испытывает ум и учит думать.) | Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |
Рефлексия. | Я понял, что… Было трудно… Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами. | Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения; - адекватное реагирование на трудности. | |
Домашнее задание |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ
В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ»
аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"
Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...
Мастер-класс на августовской конференции учителей начальных классов на тему "Формирование УУД на уроках литературного чтения"
На материале урока чтения для 1 класса по стихотворению Я.Акима "Моя родня" раскрываю процесс формирования УУД....
Формирование читательских компетенций. Урок литературного чтения в 1 классе по системе Занкова с применением технологий Базарного (2013-2014 уч.г.).
Материал содержит пояснительную записку, подробный конспект урока чтения в 1 классе с применением здоровьесберегающих технологий Базарного....