Вспомни сказку
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Петрова Светлана Михайловна

Внеклассное чтение. Урок - путешествие для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie._urok_puteshestvie..doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. Урок- путешествие. 2 класс.

Подготовлен учителем начальных классов Петровой С.М.  МКОУ - Грязновская СОШ

ГО Богданович Свердловской области

Тема: «Вспомни сказку»

Цель: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Оборудование:

  1. Выставка книг по теме: «Русские народные сказки»
  2. Плакат.
  3. Выставка детских рисунков.
  4. Приложения № 1,2,3,4,5.

Литература:

  1. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал.- М.: 5 за знания, 2005.
  2. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс.- М.: ВАКО, 2006.

План – конспект урока

  1. Сообщение темы и цели урока на доске:

внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

На плакатах:

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой

- Разделите строчки на слова.

- Что вы заметили?

Какие предложения получились? Это слова из сказок. Это начало, зачин, разных сказок.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

II. Новый материал.

  1. Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

        Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял, что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так  сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.

  1. Работа с выставкой книг.

На нашей выставке собраны русские народные сказки.

  1. Работа с выставкой рисунков, выполненных детьми.

- Какие русские народные сказки стали любимыми? (За лучшие рисунки жетон).

- Вспомним некоторые сказки.

1. Коллективное чтение сказки «Волк и коза».

Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором – слова козы, а мальчики – слова волка.

        Приложение № 1.

2. Игра «Отгадай отрывок».

Учитель раздаёт карточки отдельным ученикам, остальные угадывают название сказки. (За ответ жетон).

Приложение № 2.

3. Работа в паре.

Игра «Восстановите последовательность событий в сказке».

        Приложение № 3. (За ответ жетон).

4. Игра «Соберите названия сказок».

Лиса                        из топора

Каша                        козёл

Лиса                        мороза

Гуси                        дятел

Лиса                        журавль

Два                        лебеди

Петушок                заяц

Лиса                        бобовое зёрнышко

5. Игра «Собери пословицы»

Друзья познаются                        рыбку из пруда

За добро добром                        дороже богатства

Семь раз примерь                        в беде

Без труда не вытащишь                платят

Под лежачий камень                один отрежь

Доброе братство                        вода не течёт

III. Подведение итогов. Поощрение активных учеников.

IV. Домашнее задание: отгадать кроссворд.

Приложение № 4.

Карточка с кроссвордом для каждого ученика.

Дополнительный материал.

        Приложение № 5.

Приложение № 1

Волк и коза

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за ней избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза,  постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла, молока принесла;

Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла, молока принесла ...

А козлятки отвечают:

- Слышим, слышим — не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском.

Волк ушел и спрятался.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла, молока принесла;

Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:

Козлятушки, детушки, отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла, молока принесла;

Бежит молочко по вымечку, из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит, — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился.

Приходит коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу — а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

— Ох, вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися - отворялися, злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

- Эх, кума-кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

— Нет, кум, не до гулянья!

— Пойдем! — уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев.

Коза говорит волку:

— Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

Приложение № 2

Игра: «Отгадай отрывок!»

Учитель читает отрывки из сказок или раздает карточки. Дети должны отгадать название сказки.

1

«А ему все жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он полушубок, снял шапку да рукавицы и на снег бросил. Ну, думаю, погоди у меня теперь! Забрался я к нему в  полушубок, в шапку, в рукавицы и давай их морозить. Пусть как оденется да узнает, каков Мороз.»

2

«Девочка дала ей кашки, мышка сказала ей:

— Баба-Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и

съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива, ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала.»

3

«Увидел дрозд, что идет старуха с внучкой, несут корзину пирогов и кувшин меду.

Лисица спряталась, а дрозд сел на дорогу и побежал, будто лететь не может: взлетит от земли да и сядет, взлетит да и сядет.»

4

«Лиса услыхала про собак, навострила уши, хотела бежать.

— Куда ж ты?.— сказал тетерев.— Ведь нынче указ, собаки не тронут.

— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали. И убежала»

5

«Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца лубяная.

Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот леса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала.

Идет дорогой зайчик и плачет»

6

 «Принесла старуха котел.

Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал»

7

«Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась

калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.

— Вот будет подарок жене! — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.»

8

«Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.»

9

 « - Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу.

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.»

10

«Бежала лиса, на ворон зазевалась и попала в колодец. Воды в колодце было немного:

утонуть нельзя, да и выскочить тоже.

Сидит лиса горюет.»

Приложение № 3

Восстановите последовательность событий в сказках

«Петушок и бобовое зернышко»

• Хозяин дал коровушке свежей травы

• Кузнец дал хозяину новую косу.

• Петушок вскочил и вовсе горло закричал.

• Смазал курочка петушку горлышко.

• Коровушка дала молочка.

• Подавился петушок бобовым зернышком.

• Хозяюшка дала маслица курочке.

«Лиса и заяц»

• Зайчик встретился с медведем.

• Петушок выгнал лису.

• У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.

• Зайчик встретился с собакой.

• Лиса выгнала зайца.

• Зайчик живет с петушком.

• Зайчик встретился с быком.

• Зайчик встретил петушка.

«Гуси-лебеди»

• Девочка встретилась с речкой.

• Девочка в избушке бабы-яги.

• Девочка приводит братца домой.

• Девочка встретилась с печкой.

• Гуси-лебеди унесли братца.

• Мышка помогает девочке.

• Девочка встретилась с яблоней.

• Девочка бросилась догонять гусей.

«Лиса и журавль»

• Лиса с журавлем подружились.

• Журавль пригласил лису в гости.

• Лиса угощает журавля.

• Лиса пригласила журавля в гости.

• Журавль угощает лису.

• С тех пор дружба врозь.

«Лиса и дрозд»

• Дрозд лису накормил.

• Дрозд на дереве свил гнездышко.

• Дрозд лису напоил.

• Собаки вытащили лису из норы.

• Лиса захотела съесть дрозда.

• Дрозд лису напугал.

• Дрозд лису напоил.

• Дрозд лису насмешил.

Приложение № 4

Кроссворд-викторина

1. Чем угощала лиса журавля?

2. Чем журавль угощал лису?

3. Какое животное лиса заманила в колодец?

4. Чем подавился петушок?

5. Что помогло курочке вылечить петушка?

6. Кто помог зайцу выгнать из избушки лису?

7. Из какого предмета солдат варил кашу?

8. Что волк ловил в проруби?

9. При помощи чего волк ловил рыбу в проруби?

10. Кого украли гуси-лебеди?

11. Кого морозил Красный нос?


Приложение № 5

Карточка № 1

Карточка № 3

Соедини линией первое слово имени героя со вторым

Благодаря русским народным сказкам появились эти поговорки. Продолжи их.

Коза-                        

Лисичка-

Петушок-

Гуси-

Мальчик

Иван-

Царевна-

Змей

Крошечка-

Василиса

Марья

Иванушка

Золотой гребешок

лебеди

Хаврошечка

с пальчик

царевич

дереза

сестричка

лягушка

Премудрая

Моревна

Горыныч

дурачок

Хитер как ...

Голоден как ...

Упрям как ...

Здоров как ...

Изворотлив как ...

Грязный как ...

Болтлив как . ..

Труслив как ...

Нем как ...

Карточка № 2

Карточка № 4

Соедини линией сказочное животное с его чертой характера в русских сказках.

Соедини старинное слово из народных сказок с его значением.

Лиса

Волк

Баран

Петушок

Кот

Заяц

Медведь

Тетерев

Собака

доверчивость

глупость

хитрость

находчивость

верность

трусость

хвастовство

упрямство

смекалка

Али, аль

Година

Дровни

Жерновцы

Кудель

Лубяной

. Названый

Палица

Супротив

Сусек

Перст

Пучок пряжи

Из коры липы

Неродной

Дубина

Ларь для муки

Палец

Меленка

Сани

Время

Против

Или


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок чтения в 4 классе Школа России "Мне вспомнились детства далёкие годы"

Урок литературного чтения с компьютерной презентацией.file:///home/nachklas/Documents/...

Мультимедийное приложение -1 к уроку чтения в 4 классе "Мне вспомнились детства далёкие годы".

Данное приложение является частью презентации к обобщающему уроку литературного чтения "Мне вспомнились детства далёкие годы". "Поэтическая тетрадь"....

Мультимедийное приложение -2 к уроку чтения в 4 классе "Мне вспомнились детства далёкие годы".

Из двух приложений к обобщающему уроку литературного чтения "Мне вспомнились детства далёкие годы", "Поэтическая тетрадь" нетрудно создать презентацию к уроку, добавив что-то характерное для вашего кл...

Тест по литературному чтению "Вспомни сказку"

Повторение материала по разделу "Устное народное творчество". "Школа России". 2 класс....

Вспомни сказку

Диафильм к уроку чтения, 2 класс...

Литературная викторина "Вспомним сказки Г.К.Андерсена" для учащихся 2-4 классов.

Предлагаемая презентация "Вспомним сказки Г.К.Андерсена" составлена для учащихся начальной школы 2-4 классов. Презентация может быть использована на уроках чтения и для проведения внеклассных мероприя...

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»

Конспект внеурочного занятия по литературному чтению «КТД – вспомним сказки»Цель: выявить уровень мотивации к учебной деятельности на уроках литературного чтения во 2 классе.Оборудов...