И. А. Крылов. Басня «Волк и Ягнёнок» по учебнику «Литературное чтение. 3 класс», автор Чуракова Н. А.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Великий критик В. Г. Белинский писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии». Поэтому басни Крылова предоставляют учителю начальных классов благодатный материал для развития языкового чувства учащихся и формирования навыков вдумчивого чтения художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylov.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Капина Надежда
Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории.
Гимназия №4 город Елабуга
Республика Татарстан
Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Волк и Ягнёнок» по учебнику «Литературное чтение. 3 класс», автор Чуракова Н. А.
Вид: развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.
Тип: урок изучения нового материала.
Технология: развивающее обучение Л. В. Занкова
Форма проведения: урок – практикум.
Цели:
Обучающая: познакомить с басней И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям.
Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, выставка книг, иллюстрации к басне, набор слов для алгоритма, реквизиты к театрализованной басне.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока.
1. Инсценировка басни «Ворона и Лисица», подготовленными учащимися.
2. Учитель. (У.) -Как вы понимаете пословицы? Соотнесите их с содержанием басни.
На доске запись:
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
У лести нет чести.
II. Поиск и формирование новой темы.
1. Оформление на доске:
Иван Андреевич Крылов (портрет)
1769 - 1844
Волк и Ягнёнок
У. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой басне?
Ответы детей.
- В басне будет говориться о том, как Волк обидел маленького Ягнёнка.
2. У. -Обратите внимание на годы жизни писателя.
Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. Это великий русский баснописец.
Мы говорим – «русского», потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Мы говорим - «великого», потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.
3. Литературный журнал. Историческая справка.
Выступление детей.
- Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет.
- На его глазах совершались великие события в России:
- маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачёвым;
- он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;
- свидетелем восстания декабристов;
- он видел время мрачной реакции после 1825 года;
- при нём родились, жили, работали и погибли великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Рылеев.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Так сказал в стихотворении, обращённом к Крылову, поэт Михаил Васильевич Исаковский в тот день, когда в России отмечали сто лет со дня смерти великого, мудрого баснописца.
4. Словарная работа.
закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;
тьма – много;
надобно – надо;
рыскать – бегать в надежде найти что – нибудь;
на добычу – на добычу;
светлейший – в царской России почётное обращение к князю;
донесть – донести, доложить, сказать, заявить;
в запрошлом лете – два года тому назад;
разведаться – рассчитаться, отомстить;
досуг – свободное время, здесь употреблено в значении «недосуг» - некогда, нет времени;
гневаться – сердиться, возмущаться;
дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.
III. Изучение новой темы.
1. Чтение басни учителем.
У. -Нарисуйте словесно представившиеся вам картины.
Что же вы представили?
Ответы детей.
- Светит солнце, Волк и Ягнёнок на открытом месте возле ручья, поэтому Ягнёнок опасности не ждёт.
- Волк и Ягнёнок о чём – то разговаривают.
- А если бы была ночь, то Волк сразу бы накинулся на Ягнёнка и съел его без всяких разговоров. А так всем всё видно.
У. – А вот как выглядит иллюстрация к басне И.А. Крылова художника А. Лаптева.
5. Работа по учебнику.
Чтение басни учащимися про себя. (Для более свободного чтения вслух).
У. -Как вы думаете, какое начало у басни: грустное, весёлое, тревожное?
Ответы детей.
- Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом «голодный рыскал Волк».
У. -А ещё что нам подсказывает, что может случиться беда?
Ответы детей.
- Волк «на добычу стремится». Он хочет Ягнёнка съесть.
- Волк кричит, грубо разговаривает с Ягнёнком.
- Волк сам грубит, а говорит, что это Ягнёнок делает.
У. -Что можно сказать о волке? Назовите качества характера волка. Грубый, жадный, злой, трусливый, хам, сильный, зубастый.
У. -А что скажете о Ягнёнке?
Глупый, беспомощный, заискивает, ведёт себя приниженно, лебезит, расшаркивается.
У. -А почему Волк злится?
Ответы детей.
- Он хочет съесть Ягнёнка, а у него сразу не получается.
- Волк хотел всё по закону сделать, а Ягнёнок всё не виноват.
У. -Чем заканчивается басня?
Ответы детей.
- Стемнело, поэтому Волк в «тёмный лес Ягнёнка поволок».
У. -Обязательно нужно, чтобы стемнело?
У. -Как называют такой лес в сказках?
- Дремучий.
6. Выборочное чтение.
У. -Найдите в тексте реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят. Как с развитием действия меняются их мимики, жесты.
7. Чтение индивидуально, хором.
IV. Этап обобщения и систематизации знаний. Сравнительный анализ одноимённой басни И. Крылова и Эзопа?
1. У. В чём отличие басни И. Крылова от басни Эзопа?
Литературный журнал. Историческая справка.
Выступление детей.
- Эзоп – древнегреческий баснописец 6 века до нашей эры.
- Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен.
- В многочисленных рукописях 10 – 15 веков сохранились свыше 300 басен с краткими «моралями».
- Персонажи, главным образом животные, откровенно условны.
- Повествование сжато и прямолинейно.
- Язык прост и близок к разговорному.
- Сюжеты басен Эзопа составили основу сюжетов басен И. А. Крылова.
2. Чтение басни Эзопа подготовленным учеником.
3. Выборочное чтение.
У. -С помощью, каких глаголов и существительных авторы характеризуют действующих лиц басни?
По ходу работы составляется алгоритм.
Басня Эзопа Басня Крылова
прозаическая поэтическая
структура одинакова
композиция
сюжетная часть мораль
мораль сюжетная часть
нейтральные эмоциональные
конфликт зла и справедливости конфликт неравенства: власти и зависимости
Эзоп использует нейтральные глаголы и существительные: «начал попрекать», «сказал», «ответил», ит. д.
Крылов использует глаголы и существительные, содержащие яркую эмоциональную оценку персонажей: «как смеешь ты, наглец», «нечистым рылом», «голову с тебя сорву», «когда светлейший Волк позволит», «и гневаться напрасно он изволит», и т. д.
У. –В какой басне лучше представлены характеры животных?
4.Чтение морали басен.
У. -Мораль, какой басни точнее выражает её смысл?
У. -Какие отличия у персонажей Эзопа?
Персонажи у Эзопа отличаются только тем, что один зубастый, а другой нет, то есть они отмечены только какой – то природной разницей (волк по своей природе более сильный, чем ягненок, сильный, потому что зубастый, а не потому, что он занимает какое-то более высокое положение в мире), а во всем другом они равны (у них равные шансы в жизни до тех пор, пока они не встретятся, они равны по отношению к воде в ручье). У Эзопа звери на равных спорят: волк предъявляет обвинение, а ягнёнок его отвергает. У него речь идет о том, что человека, решившегося на злое дело, не остановят никакие оправдания его будущей жертвы. Таким образом, это конфликт зла и справедливости.
У. -Как отличаются персонажи И. А. Крылова?
У Крылова персонажи сразу занимают разное положение в жизни: один - господин, другой — слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью. В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Поэтому, естественно, и мораль разная. У Крылова речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: «У сильного всегда бессильный виноват». Это конфликт неравенства: власти и
зависимости.
У. -Посмотрите, как представил героев басни И. А. Крылова народный художник РСФСР Е. Рачёв.
V. Рефлексия.
У. -На кого из персонажей басни вы бы хотели походить?
Ответы детей.
Не хотят быть ни Волком, ни Ягнёнком, потому что один беспомощный – не может за себя постоять, даже немного глупый (стал с Волком разговаривать, а не убежал), а второй – грубый, лжец, жадный.
У. -Довольны ли вы своей работой на уроке?
VI. Домашнее задание.
Принести детские книги с прочитанной басней И. Крылова. Выучить басню наизусть.
Используемая литература.
1. И.А. Крылов Басни. Издательство «Детская литература» Ленинград, 1972.
2. И.А. Крылов Басни. Издательство «Детская литература» Москва, 1972.
3. С.Н. Вачкова Как научить детей чтению басен. Практическое пособие. Издательство АРКТИ, Москва, 2007.
4. Н.А. Чуракова Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику. «ЦОР – 1», Москва, 2002
5. Журнал «Начальная школа» №19, 2006; №15, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Интеллектуальное развитие обучающихся и формирование читательских компетенций средствами учебно-методического комплекса (на основе учебника литературного чтения авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А).
В статье отражены методические приемы формирования читательских компетенций и условия интеллектуального развития обучающихся в начальной школе на основе учебника литературного чтения авторов В.Ю. Свир...
Рабочая учебная программа по литературному чтению 4класс Авторы: Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова и программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Прог...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок" 3 класс
laquo;Чтение – вот лучшее учение», – гласит русская пословица. Человек, любящий читать, – это счастливый человек. Благодаря книге человек духовно обогащает...
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...