Конспект урока "Звучащий мир поэзии"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения по УМК "Планета знаний" в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vlaskinoy_yu.v..doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе.

Учитель: Власкина Юлия Васильевна.

Тема урока:  Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание  листика».

УМК:  «Планета знаний».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели и задачи урока:

               образовательные – знакомить со способами передачи звуковых впечатлений в лирическом произведении; совершенствовать навыки сознательного, беглого, правильного чтения; закрепить навыки слогоделения и постановки ударения, анализа текста, выделения главного, обобщения; знакомство с новыми авторами В.Луниным и Н.Матвеевой и их произведениями;  

              развивающие – формирование внимания к звучащему миру, развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции.

            воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

 Оборудование урока: Литературное чтение: учебник для 1 класса, автор Э.Э.Кац, Рабочая тетрадь к учебнику, автор Э.Э.Кац, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент (1мин).

Психологический настрой на работу.

Учитель: –Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Слайд 2.

                   Выходя поутру из ворот

                   Понимаешь, у каждого в жизни

                   Предостаточно бед и забот.

                   Разве любы нам хмурые лица

                   Или чья-то сердитая речь?

                   Ты улыбкой сумей поделиться

                   И ответную искру зажечь.

                   Подарите улыбки друг другу…

– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения!

II. Проверка домашнего задания (5мин).

         А сейчас проверим как вы подготовили домашнее задание.

- Опишите задуманное животное, не называя его, так, чтобы ребята смогли угадать, что это за животное! (Ребятам было задано задание, развивающее умение описывать объект животного мира, не называя его, они  озвучивают  загадки, представленные в стихотворной форме и в форме рассказа-описания. Подобная работа велась на предыдущем уроке, она позволяет откорректировать процесс наблюдения за объектами окружающего мира).

III. Словарная разминка (Работа с учебником с. 51) (5мин). 

- Прочитайте внимательно первый столбик слов, читая, думаем над их значением.

- Хоровое чтение по слогам, орфографически.

- Ребята, приведите примеры ситуаций, когда мы можем волноваться, быть  

   взволнованными или волнующимися? (Большая радость, горе, огорчение, неудача, предвкушение давно желаемого, ожидаемого ...).

- Внимательно читаем второй столбик слов.

- Хоровое чтение по слогам, орфографически.

- Игра «Молчанка». Покажите молча значение этих слов.(Ребята показывают мимикой и жестами значение слов второго столбика).

- Почему очень важно иметь слух, уметь слушать, выслушать или прислушаться?

(Человек, умеющий слушать, выслушивать, прислушиваться,  быстрее усваивает новое, является хорошим собеседником, замечает больше вокруг себя, развивается быстрее…)

IV. Сообщение темы и цели урока (1мин).

         - Сегодня на уроке мы с вами будем учиться слушать, прислушиваться, будем учиться выслушивать своих товарищей (к сожалению, мы это с вами еще не очень хорошо умеем делать), будем учиться быть внимательными к звучащему миру, узнаем, какими способами можно передавать звуковые впечатления в поэзии, и продолжим совершенствование своих читательских навыков.

V. Введение в тему урока (6мин).

    а) прислушиваемся в удивительной комнате;

- Учитель читает текст на стр. 51. (Установка – слушаем с закрытыми глазами).             

- Перечислите, что услышали Фюсь и Каркузябра в удивительной комнате? (…шуршание шторы, скрип двери, звон посуды в шкафу…)

    б) работа в парах «Посиди, послушай!»;

- Посиди тихо, а потом расскажи товарищу, что услышал. (Игровое упражнение учит первоклассников сосредоточенному молчанию, умению направлять внимание в окружающее пространство и получать информацию без указания конкретных источников впечатлений).

    в) Игровое упражнение «Угадай звук». Слайд 3. 

- Послушайте и постарайтесь угадать звуки. (Дети слушают звуки презентации и угадывают, что может издавать такой звук).

VI. Физминутка «ТРОПИЧЕСКИЙ ЛИВЕНЬ» (1,5мин). Слайд 4.

-Сейчас мы с вами будем имитировать Тропический ливень.

- Какое новое слово прозвучало?

 (Имитация (от лат. imitatio - подражание)Подражание (голосом,  почерка и т.д.) — уподобление кому или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование).

(Игровые движения -  трем ладошки, увеличивая скорость, щелкаем пальчиками (можно постукивать пальчиками по парте), стучим ладошками по коленкам, топаем ногами по полу и в обратном порядке…)

- А теперь давайте сравним нашу имитацию с настоящим тропическим ливнем! Слайд 5.

VII. Работа по теме урока (21мин).

- Ребята, что мы с вами делали первую половину урока? (Слушали, прислушивались, разгадывали звуковые загадки, учились быть внимательными к окружающему нас миру).

         Поэты Лунин и Матвеева тоже умеют прислушиваться к разным звукам и передавать их в своих стихотворениях. Давайте знакомиться с этими поэтами.  Слайды 6,7,8,9.

а) чтение стихотворения «Жук» автором; Слайд 10., 

    стихотворение «Молчание  листика» читает учитель (при чтении учитель осторожно выделяет звук [ш].)

б) анализ первичного восприятия стихотворений;

 Выяснение эмоциональной реакции учащихся на прочитанное:

 - Какое стихотворение понравилось?

 - Какие это стихотворения – ВЕСЁЛЫЕ, ГРУСТНЫЕ, СПОКОЙНЫЕ, ВЗВОЛНОВАННЫЕ, РАДОСТНЫЕ?

в) подготовительная работа к чтению; Слайд 11.

Речевая и дыхательная гимнастика - она  поможет вам читать чётко, правильно, выразительно, чтобы поняли, громко и красиво, чтобы услышали.

- Задуваем свечи (вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка, выдох; вдох, выдох по пропорциям).

- Самолёты взлетают У-У-У-У-У

   Машины едут Ж-Ж-Ж-Ж

   Лошадки поскакали ЦОК-ЦОК-ЦОК

   Рядом ползёт змея Ш-Ш-Ш-Ш

- Летела муха около уха Ж-Ж-Ж-Ж

  Летела оса около носа С-С-С-С

  Летел комар и звенел З-З-З-З

  Сел на лоб, а мы его ХЛОП!

  Поймали, послушали З-З-З-З звенит…

  А, пусть летит!  

(Дети движениями дополняют звуковые имитации).

г) самостоятельное чтение стихотворений детьми и их анализ;

- Самостоятельное чтение стихотворения В.Лунина «Жук». 

-Прохлопайте первую строчку. Какой стихотворный ритм? (ХОРЕЙ) Почему? (ударные нечетные слоги)

- Чтение стихотворения.

- Какие буквы чаще всего встречаются в стихотворении? ( Ж ).

- Какой звук обозначает буква Ж? ([Ж], он всегда твёрдый)

- Что поэт передаёт нам с помощью этого звука? ( Жужжание жука) МОЛОДЦЫ!

- Самостоятельное чтение стихотворения Н.Матвеевой «Молчание листика».

-Прохлопайте первую строчку. Какой стихотворный ритм? (ХОРЕЙ) Почему? (ударные нечетные слоги)

- Какие буквы чаще всего встречаются в стихотворении?

- Какой звук обозначает буква Ш?

- Что поэт передаёт нам с помощью этого звука? МОЛОДЦЫ!

- Давайте подведем итог! Почему поэт Лунин включил много слов с буквой Ж в стихотворение «Жук», а Матвеева много слов с буквой Ш в стихотворение о грушах?  (С помощью этих звуков они передали нам своё звуковое впечатление через поэтическое произведение).

д) физминутка для глаз (1,5мин); Слайд 12.

(Ребята занимают удобное положение тела, расслабляются, следят глазами за движущимися объектами презентации).

е) выполнение заданий в Рабочей тетради с.25 № 3.

ё) разбор домашнего задания;

стр. 53, задание 4 а), б). ( Домашнее задание дети выполняют по желанию).

VIII. Итог урока (1,5мин).

– С какими авторами познакомились на уроке? (Виктор Лунин (Левин) и Новелла Матвеева).

– Какие произведения особенно понравились? (Ребята делятся своими впечатлениями о наиболее понравившемся стихотворении, объясняют свой выбор)

- С помощью чего можно передать окружающие нас звуки? (С помощью голоса – имитируя звуки, с помощью поэзии и прозы – сочиняя стихи, рассказы, с помощью кисти – рисуя картины, музыки – воспроизводимой посредством музыкальных инструментов, дети могут назвать и технические способы передачи звуков – магнитофон, видеокамера).

СПАСИБО ЗА УРОК! МОЛОДЦЫ! Слайд 13.

А закончить наш сегодняшний урок мне хочется песней в исполнении Новеллы Матвеевой «Кружатся листья».

В ходе проведения урока мною формировались следующие умения:

Личностные умения:

  1. Формирование толерантного сознания и поведения обучающегося, готовности участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  2. Формирование навыков социализации и продуктивного сотрудничества с учителем, сверстниками на уроке.

Метапредметные умения: 

  1. Формирование умения планировать свою работу для достижения поставленных целей;
  2. Формирование умения работать в группе, в парах.

Предметные умения:

  1. Совершенствовать познавательные и исследовательские умения по работе с текстом;
  2. Совершенствовать работу по развитию навыка чтения целыми словами;
  3. Формировать умения  работать над словом, грамотно ставить ударение, изучать этимологию слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Целью учебного годичного проекта является создание альбома  картин русских художников и поэтических произведений, которые являются  словесной иллюстрацией к творению живописца, помогают восп...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МОИ ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫЕ

Сегодняшняя встреча посвящена международному Дню защиты животных. У многих из вас, ребята, в семьях есть различные звери: большие и маленькие, лохматые и не очень, четвероногие или двулапые, летающие ...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ

Сегодня мы в гостях у группы детей, которые изучают французский язык третий год. Они познакомят нас со своими переводами стихов об осени, которые учили наизусть и, некоторые из них, сумели перевести н...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МЫ ИГРАЕМ

Сценарий праздника, построенного на стихотворном материале, связанном с игрой для учащихся 2-го – 4-го годов обучения....

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МЫ ИГРАЕМ

Сценарий праздника, построенного на стихотворном материале, связанном с игрой для учащихся 2-го – 4-го годов обучения....

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МОИ ИГРУШКИ

Сегодня мы в гостях у самых младших учащихся нашего объединения. Ребята только начали учить французский язык. Он занимаются очень успешно всего несколько месяцев.  Но уже у них есть определенные ...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» В ЗООПАРКЕ

Сегодня мы в гостях у самых младших членов нашего клуба. Ребята в этом году  начали учить французский язык. Но за несколько месяцев у них есть успехи, хотя возраст наших главных участников от 5 д...