Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока с УУД по литературному чтению. Тема "Русские народные сказки. Сказка "Лисичка-сестричка и волк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 300 КБ |
skazka.rar | 1.56 МБ |
lisichka-sestrichka_i_volk.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Раздел: Сказки.
Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.
УМК «Планета знаний». Автор Э.Э. Кац
Время проведения: апрель
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
- развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
- развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
- воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.
Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Действия учащихся | ||||||||
I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог. | Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, А работать и читать! Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? | - Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте. | ||||||||
II. Актуализация знаний. Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог. Продуктивное задание: дополнение схемы Мотивирующий приём: загадки. | - Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? - Чем отличается сказка от других жанров литературы? - Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? - Назовите авторские сказки. - Назовите народные сказки. - Дополните предложенную схему. народные Сказки просят: - А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. - Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? | - Это всё сказки. - В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - Народные и авторские. - «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух». - Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. | ||||||||
III. «Открытие нового знания» Цель: Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров. | - Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. 6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк. Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Но вначале проведём словарную разминку. - словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный - Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? - Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ. - Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку. - А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер. | - Это лиса. «Теремок» «Заюшкина избушка» «Лиса и медведь»
«Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович» «Лисичка-сестричка и волк» - Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. | ||||||||
IV. Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог. Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания. Способы: работа в парах. | - Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку? - А для чего деду понадобилась лиса? - Как вы думаете, что чувствовал дед, когда подъезжал к дому? - Сменились ли его чувства, когда он обнаружил пустой воз? Если да, то как? - Как вы думаете, а какие чувства испытывала лиса, когда обманула деда? - Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? - Ребята, придумайте название к этой части сказки, обосновав своё решение. Только в лес мы вошли, Появились комары. А впереди из-за куста Волк вот рыщет быстро в поле, Подражаем мы волчишке Непоседы-ребятишки. - А сейчас работаем в паре. На странице 66 найдите диалог деда и бабы, подготовьте его по ролям. | Усталость, радость, страх, злость. Злость, обида. Радость, торжество Выполняют: - Хлопки над головой - Бег на цыпочках. - Подражают волку. - Садятся за парты. Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог | ||||||||
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Методы: самоконтроль, самооценка. | - А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.66 – 67) - Оцените свою работу с помощью сигналов. - справился - не справился
| Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов (красный – справился, синий – не справился). | ||||||||
VI. Домашнее задание. | Сегодня мы познакомились только с одним из главных героев этой сказки. На следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. А вам дома нужно будет дочитать эту сказку до конца и отметить те слова, значение которых вам непонятно. | Запись домашнего задания | ||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Методы: выполнение продуктивных заданий. | - Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках? - Сейчас вам нужно будет самостоятельно заполнить те таблички, которые у вас на партах (составление кластера).
-Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе красный фонарик, если по 2-3 слова, то зелёный, если 0-1, то синий. - У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.
- Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь? Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок. | - Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая , привлекательная, рыжая, злая. Дети проводят самооценку. Дети показывают карточки с изображением животных. Дети учатся оценивать работу других детей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных
Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас!
«Лисичка – сестричка и волк» (1 урок)
Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-н-ы-й Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком» ? Найти значения слов в словаре: НАХОДЧИВЫЙ, СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, - и начала ругать мужа.
Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не шевельнётся, лежит себе как мёртвая.
Дочитать сказку до конца; Отметить непонятные, сложные слова.
лисонька хитрая хитрит обманщица - кумушка лисичка – сестричка … … … … … …
Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обучение чтению Русская народная сказка "Лиса и Волк"
Русская народная сказка "Лиса и волк"...
Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"
Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...
Урок литературного чтения во 2 классе "Напуганные медведь и волки" (русская народная сказка)
Урок литературного чтения во 2 классе (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тип урока: Урок знакомства с новым произведением. Технология урока: Формирование типа правильной читательской деятельности. Тема ...
Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"
Урок литературного слушания в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Русская народная сказка Иван-царевич и серый волк
Русская народная сказка...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Урок чтения с применением информационных технологий (капсула-мини Маруся). Русская народная сказка: Лиса и Волк
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и волк», чтение, разбор сказки, словарная работа, работа с умной колонкой Маруся.Задачи урока:формировать умение анализировать л...