Стихи А. Н. Майкова
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Борисова Светлана Юрьевна

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "УМК "начальная школа 21 века"

под  редакцией Н. Ф. Виноградовой. Тема "Стихи русских поэтов. А. Н.Майков."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_maykov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возьмём стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. “Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
2 

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Фёдор Иванович Тютчев передаёт читателю своё настроение.

— На сколько строф делится стихотворение? О чём они рассказывают?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (“на праздной борозде”). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.— Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: “в осени первоначальной”, “дивная пора”, “бодрый серп”, “на праздной борозде” (на праздной — то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), “чистая и тёплая лазурь”, “отдыхающее поле”.

 Предложим детям найти сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте.

Поэт сравнивает паутину с волосом: “лишь паутины тонкий волос”; голубое небо он называет “лазурью” и говорит, что небо льётся. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и это помогает передать то, что в первом четверостишии всего два глагола: “есть” и “стоит”.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо.  Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создаёт впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть. Описывая осенний день, Тютчев передаёт читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

 

Урок литературного чтения в 3 «В» классе.  

Люблю природу русскую… А.Н.Майков  «Осень»

        «Природа не слепок, не безумный лик,                                                                                          

          В ней есть душа, в ней есть свобода,

          В ней есть любовь, в ней есть язык».

               (Ф.И. Тютчев)

Цели:

     1. Расширять представления учащихся о жизни и творчестве   А.Н.Майкова,  показать           красоту поэзии А.Н.Майкова.

     2. Формировать умение анализировать поэтический текст.

     3. Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию  школьников.

     4. Развивать эмоции и познавательный интерес.

     5. Воспитывать интерес к поэзии и культуре общения.

  Тип урока:  урок ознакомления с новым материалом.

   

  Оборудование:  Портрет А.Н. Майкова, таблицы с названиями  поэтических средств,

                              выставка книг, музыкальные  произведения, пейзажные зарисовки,                                                                                                                                            разноуровневые  задания для работы со стихотворным произведением.  

        Ход урока:

        Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся.(Дети поворачиваются). Молодцы

         1.  Организационный момент.

               Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и    делают упражнения, дети повторяют   за ним.

          - Из глубокого колодца    (руки «О»)
         - Солнце медленно встает (руки над головой),

          - Свет его на нас прольётся   (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)

          - Луч его нам улыбнется ( руки параллельно вытянуты)

          - Новый день она начнет (руки вниз широко).

    Учитель. С  наступлением нового дня, ребята!  Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.

    Учитель   Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается  спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.

                                           На сегодняшнем уроке

                                           Будем думать, размышлять,

        На вопросы отвечать,

                                           Выразительно читать.

Целеполагание: ребята, как вы понимаете «выразительно читать»?

 Ответы детей (выделять голосом главные слова, выбрать правильный темп чтения, делать паузы).

    Учитель. Правильно. А почему надо уметь выразительно читать? Для чего вам это             нужно?

     Дети.  Кто выразительно читает, тот представляет картину, написанную в стихотворении, учится видеть прекрасное вокруг себя. Кто умеет выразительно и красиво говорить  - хороший, приятный собеседник, его приятно слушать.

   Учитель. Я бы добавила, что выразительное чтение помогает заглянуть в удивительный мир поэзии. А что значит удивляться? Подберите синоним к этому слову: восхищаться, радоваться, восторгаться.

Дыхательная гимнастика.  Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный  выдох  чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

  Повторяем 3 раза.

 Учитель. Прочитаем эпиграф нашего урока.  Как вы понимаете «душа, язык природы»?  Дети. Если внимательно  вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.

Актуализация опорных знаний

Учитель.

   -  На какие две большие группы можно разделить все литературные произведения?

(поэзия и проза)

   -  Что такое прозаическое произведение? Нестихотворное  литературное произведение.

   -  Что такое поэзия?  Это стихотворное произведение.

    - Как  называют автора стихотворного произведения?  Поэт.

    - С творчеством каких поэтов мы уже познакомились на уроках литературного чтения?

   - Дети. А.С. Пушкин, А.Л.Барто, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, А.А.Фет, С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев и др.

  Учитель. Назовите фамилии поэтов, которые  писали о природе, рисовали картины пейзажа?

   - Дети. А.С. Пушкин, А.А.Фет, С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев и др.

   - Учитель. Постепенно осень поселилась в наших садах, парках, дворах, русские поэты очень любили осеннее время года и воспевали ее в своих стихах. Обратите внимание на выставку книг, которая представляет самую  маленькую часть  из всех книг, посвященных природе. С творчеством  какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?

- Ф.И. Тютчевым.

   Проверка домашнего задания. Работа в группах.

 Сейчас вы будете работать в четверках и читать наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»  Затем вы выберете одного из своей группы, их чтение мы послушаем и оценим. Итак,  за работу.

  Дети читают стихи, остальные оценивают их чтение, им помогает памятка, которая вывешена на доске.

                  1. Выразительно ли читал?

                  2. Соблюдал ли нужную интонацию?

           3. Правильно ли выдерживал паузы?

         4. Выделял ли голосом особые места?

         5. Не было ли ошибок в словах?

Идет опрос учащихся,  выставление  оценок.

 Учитель. Спасибо, ребята, вы хорошо прочитали стихи Ф.И.Тютчева.

Вступительная беседа перед работой над новым произведением.

   Учитель.  В очарованье русского пейзажа

                    Есть подлинная радость, но она

                    Открыта не для каждого и даже

                    Не каждому художнику видна.

Осень прекрасное время года, она волновала и волнует  души  людей. О красоте этого времени года  хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу.

      Мне сегодня хочется отметить ваши замечательные рисунки. Благодаря им в классе создалась осенняя атмосфера.

Учитель. Дети, что помогло вам увидеть красоту  осенней природы?

Дети. Внимательное отношение к окружающей нас действительности.

   Физминутка  

 Мы листочки осенние

 На веточках сидели,
Дунул ветер, полетели,

Полетели, полетели и…

На землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их. Покружил

И на место посадил.

Изучение нового материала.

Осень наступила, осень золотая

Листья закружила в листопадных стаях

Стаи те из листьев разнесла по лесу

Осень наступила, время лучше нету.

Учитель. Все деревья и даже кусты разукрасила осень. По-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала как разукрасить. У них ведь на ветках не листья,  а иглы, их не разукрасишь. Пусть, как были летом, так и останутся. Вот и остались ели да сосны по-летнему, темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем осеннем уборе. Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…

Спешит, торопится осень, все новые и новые краски находит она для своей картины, серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Невеселая картина получилась, но есть в ней  что-то замечательное…

    Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством русских поэтов, а именно с творчеством Аполлона Николаевича Майкова и его  стихотворением «Осень». Я просила подготовить небольшое сообщение о биографии Майкова А.Н.

  Рассказ о поэте.  А.Н.Майков  русский поэт,  родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством.  А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои  замечательные произведения. Поэт увлекался  живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.

 Учитель. Прежде чем мы познакомимся с текстом стихотворения «Осень», хочу обратить ваше внимание на то, что в нем вам встретятся непонятные слова и выражения.

Работа с новыми словами.  Запись на доске.

Вешняя – весенняя

Утехи – забавы

Совлек с себя тайну – сбросил с себя листву

Пурпур – темно-красный цвет

Смерть стелет жатву свою- наступает зима.

Чтение стихотворения учителем.

Вопросы учителя к ученикам.

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение про себя,  без речедвижения.

3. 1 ряд – чтение хором вслух.

4. 2 ряд – чтение парами по 2 строчки.

5. 3 ряд – чтение цепочкой по две строчки.

6. К какому роду литературы относятся эти стихи?  Пейзажная лирика.

7. Что описывает поэт?  Уголок природы.

8. Каким настроением проникнуто стихотворение? Грусти.

9. Какие чувства овладели поэтом? Печальные, грустные.

10. Найди признаки осени, описанные в стихотворении: золотой лист, сучья трещат, листья ногой загребать, свянул последний цветок, и др.

11. Каково отношение автора к осени? Любит ли он осень?  Докажи строчкой из произведения. (Любо в лесу мне бежать.)

12.Какие чувства испытывает поэт осенью? Изменяется ли его настроение? Почему? В каких строках?  Сначала картина грустная, а потом автор весел и «как безумный поет»

Почему автор весел? За  осенью придет зима, а потом весна, в природе не бывает плохого времени года.

13. Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? Сказочность, торжественность.

Зарядка для глаз.  На экране офтальмотренаж, бегущий шар синего цвета, дети глазками следят за его направлением.

Закрепление нового материала. Работа в тетрадях.

Выполнение  заданий №2 и №5

2. В каких строках чувствуются приметы осени?

5. Напишите фамилию, имя, отчество  поэта, автора стихотворения «Осень».

Учитель. Какие языковые средства помогают поэту показать свое отношение к тому, что он описывает в  произведении?

Дети. Поэту помогают эпитеты и олицетворения.

Учитель открывает на доске таблички с названиями языковых средств. Давайте повторим, что означает каждый из этих названий.

Дети объясняют,  как они понимают каждое из языковых средств. (Ответы детей).

Учитель. У вас на столах  разноцветные осенние листья, на которых записаны задания, они различаются по содержанию. Поработайте самостоятельно.

1 уровень. Подчеркните рифмующиеся строки в отрывке из стихотворения.

2. уровень. Подчеркните эпитеты и олицетворения.

Учитель. Сейчас мы работаем над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов. Сейчас вы услышите песню Г.В.Свиридова «Осень»

Г.В. Свиридов родился в Курской губернии в 1915 году, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 83 лет. Он написал много лирических произведений. С одним из них вы сейчас и познакомитесь.

  Идет прослушивание песни Свиридова.

 - Какой характер музыки? – Лирический, напевный, грустный, спокойный.

- Какие картины осени вы представили? Найдите строки в произведении.

Учитель. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание.

   Но вслед за осенью придет зима со своими красотами, а дальше долгожданная весна и лето.  Но в природе нет плохого времени. Сейчас мы с вами совершим прогулку в осенний лес.

     Показ слайдов  «Прогулка в осенний лес»

   Учитель. Что вы чувствовали,  когда гуляли по осеннему парку?  (ответы детей). Я вижу, что осенний пейзаж тронул ваши души, восхитил ваше воображение. Но он удивлял и заставлял восторгаться не только вас, мои юные читатели. У меня в руках – шкатулка мудрых мыслей: высказывания писателей, пословицы и поговорки. Давайте мы откроем ее и прочитаем.  Содержание  высказываний.

  1. Ноябрь – сентябрю внук.
  2. Сентябрь – чародей цвета.
  3. Сентябрь – пора золотой  осени.
  4. Ноябрь – ворота зимы.
  5. Ноябрь без топора мосты наводит.
  6. Сентябрь холоден да сыт.
  7. Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
  8. Упал с дерева один лист – жди осени.
  9. «Любоваться природой – есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». (К.Г.Паустовский)
  10. «Лес учит человека понимать прекрасное». А.П.Чехов
  11. «Нет ничего изобретательнее, чем природа»         Цицерон

В начале урока мы говорили, что  прекрасный пейзаж  очаровывает нас так, что нам хочется петь, и сейчас мы  споем песню, которая называется «Осенние дорожки» Слова и музыку к этой песне написал Юрий Верижников.

Дети поют песню все классом.

Учитель. Давайте подытожим, что интересного  мы узнали на уроке, чем занимались?  (Разные ответы детей.)

Итог урока. Ребята, а вам хотелось бы еще раз встретиться со стихами  А.Н.Майкова  (ответы детей). Я искренне желаю вам встречаться с красотой в жизни: в литературе, в живописи и поэзии и оставить красивый и памятный след на земле – пусть это будет любви и доброго отношения в ваших делах.

Домашнее задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Осень», сделайте к нему рисунок, передайте свое отношение к этому времени года. На рисунке запишите самые красивые строки этого стихотворения.

Рефлексия. У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока в, возьмите желтый листок,  если что-то не получилось и есть над чем  поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю природу русскую. Стихотворение А. Майкова "Осень"

Урок знакомит с творчеством Аполлона Майкова, учит анализу стихотворного произведения, формирует положительное отношение к красоте русской природы....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок во 2 классе. Изучение произведения А. Майкова «Осень»

Цели урока: - познакомить с новым произведением- развивать речь учащихся, умение слушать- воспитывать чувства любви к родной природе- приобщать детей к искусству художественного слова...

Художественные образы в лирическом произведении Аполлона Майкова

В данном уроке использованы -технология учебного диалога                                        ...

"Весна наступает! Стихотворение А.Майкова "Ласточка"

Весна наступает! "Ласточка" Это урок по методу рисования стихотворения и заучивания по опорным рисункам....

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Лирические стихи А.Н. Плещеева и А.Н. Майкова о весне"

Данный урок начиниет знакомство с разделом "Апрель, апрель. Звенит капель" по литературному чтению в 1 классе по УМК "Школа России"...

Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс, по теме «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета»

В проверочной работе ребята проверяют свои знания по разделу «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета». Работа в двух вариантах....