Урок по теме: "Звук [щ]. Буква щ.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Урок для учащихся 1 класса с использованием занимательного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_bukva_shch.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Согласный звук Щ. Буква Щ.»
Цели: познакомить с новым звуком и буквой, научить отличать новые звук и букву от других звуков и букв; совершенствовать навык, правильного, выразительного, сознательного чтения; развивать память, внимание, речь, мышление, наблюдательность.
Оборудование: набор предметных картинок, рисунок щенка, ребусы, опорные слова, карточки с буквами.
Ход урока.
1 Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и целей урока.
У.Сегодня на уроке чтения мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы вы помогли сформулировать тему урока. Для этого выполним следующие задания.
(На доске расставлены в ряд картинки с изображением щуки, щётки, ящерицы, плаща.)
Назовите предметы, изображённые на картинках.
Теперь найдите в словах, обозначающих данные предметы, одинаковый звук.
Д.В каждом слове встречается звук Щ.
С каким звуком познакомимся сегодня?
(На доске карточки с буквами Ее, Ёё, Юю, Щщ , Яя.)
У. Рассмотрите карточки с изображениями букв, прикреплённые на доске, выделите одну из них.
Д. Подходит ученик к доске, указывает на карточку с буквой Щщ. Эту букву мы не изучали.
С буквой щ познакомимся сегодня.
У. Тема урока: «Звук щ, буква щ.»
Цели нашей работы таковы:
познакомиться с новым звуком и новой буквой;
учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;
учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
2. Изучение нового материала.
-Работа со звуком.
Сегодня на уроке у нас будет присутствовать гость.
(На доске появляется картинка с изображением щенка.)Кто это?
В слове щенок присутствует звук щ.
Послушайте начало истории, которая произошла со щенком.
Один щенок
Был одинок,
Бродил он
Неприкаянно
И наконец
Решил щенок:
«Найду себе
Хозяина!
Давайте представим, что в поисках хозяина щенок пришёл в наш класс.
Он принёс конверт с интересными заданиями. (Открываем конверт.)
Отгадайте ребус. (Появляется картинка с изображением леща, схема этого слова.)
Лещ- рыба с плоским телом, которая водится в реках, озёрах.
Звуковой анализ слова лещ, выделение звука щ из слова лещ с использованием схемы.
Произнесите слово лещ.
-Сколько слогов в слове? (Один.)
-Будем ставить ударение? ( Нет. В односложных словах ударение не ставим.)
- Из каких звуков состоит слово?
-Назовите последний звук в слове лещ. Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Почему?
Д. Щ- щ- щ. Этот звук согласный, произносится с преградой во рту.( На доске появляется слово –согласный.)
У. Закройте уши. Произнесите звук ещё раз и подумайте, звонкий он или глухой? Почему?
Д.Щ-щ-щ. Это согласный, глухой звук, потому что в ушах не слышно звона.(На доске появляется слово-глухой.)
У. Послушайте, как я произнесу новый звук. Скажите, твёрдый он или мягкий?
Д. Он мягкий.
У. Нашему гостю- щенку тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет твёрдым. Пока ему это не удаётся, помогите.
Д. (Называют несколько слов, делают вывод.) Таких слов нет, значит этот звук всегда мягкий.(На доске появляется слово- мягкий.)
ПРИДУМАЙТЕ ЕЩЁ СЛОВА СО ЗВУКОМ Щ.
Как называется микрорайон города Коломны, где проживают многие из нас ?
Д. Щурово.
Кто знает, почему он так называется?
По одной из версий, в этих местах разбойничали несколько шаек, предводителем которых был Щур. По другой версии, в этих местах жили племена вятичей. Бог Солнца, которому они поклонялись носил имя Щур.
Мы познакомились со звуком щ, называли слова , в которых слышится звук щ
У. Дайте характеристику нового звука полностью.
Д. Звук щ –согласный, глухой, всегда мягкий. (Опорные слова на доске.)
-Физкультминутка!
У. Щенок решил проверить ,хорошо ли вы запомнили новый звук. Он вспомнил сон, который ему приснился однажды и предлагает игру «Кто внимательный?».Будем в неё играть, шагая на месте. Если во время рассказа вы услышите новый звук, хлопните над головой в ладоши. Итак, сон щенка.
Девочке Кате на день рождения подарили щенка. Дома она посадила щенка в ящик. Свернулся в клубок щенок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из шкафа в коридоре щётку и начал играть.
А теперь давайте представим, что щётки попали и к нам в руки. О разных щётках расскажем и покажем.
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Мы познакомились с новым звуком щ, находили этот звук в словах. Звуки –то, что слышится, воспринимается слухом, а буквами обозначаем звуки в письменной речи.
3. Работа с буквой.
У.Для обозначения звука щ на письме используют букву ща. У каждой буквы есть два образа, два лица: печатный и письменный.
( Появляется на доске буква)
Сравните написание печатной и письменной буквы щ.(элементы, наклон, высота)
На что похожа буква щ?
На расчёску щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
(Появляется рисунок на доске.)
Ш и Щ родные сёстры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(Появляется рисунок на доске).
(Ответы детей).
Составление буквы из элементов на бархатной бумаге.
(Каждый на индивидуальном листе, один у доски.)
Проверка .(по рядам)
3.Закрепление изученного, упражнение в чтении.
У. Мы познакомились с новым звуком и новой буквой. Сейчас будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Слоги на доске читаем хором:
ще щё щи щу ща
У. Не все гласные буквы используются в слогах слияниях с буквой щ. Не дружит буква щ с гласными ю, я, о, ы, э. Есть слоги- слияния написание которых надо запомнить.
Запомните : ща пишется с буквой а ,щу пишется с буквой у, хотя звук щ мягкий.
Д.(Повторяют правило хором.)
Предлагаются разные варианты прочтения: «по рядам», тихо, громко.
Чтение слогов слияний в учебнике на стр.187.
Прочитайте слог с гласной у, е, а, и, ё.
Теперь вы сможете прочесть слова, в которых будут встречаться эти слоги.
Чтение слов в учебнике на стр.187.Один ребёнок читает вслух, остальные про себя.
Работа над лексическим значением слов.
Щука - хищная пресноводная рыба.
Роща – небольшой лес.
Чаща – густой частый лес; заросль.
Щегол – певчая птица с пёстрым опереньем.
Выборочное чтение .Учитель называет лексическое значение слова, а дети находят его и читают.
Прочитайте слово, состоящее из трёх букв, слова, состоящие из 5 букв, где 1-й звук щ.
Одно из слов, которые вы сейчас прочитали, встречается в стихотворении поэта Г. Ладонщикова.
Внимательно прочитайте стихотворение про себя и назовите это слово.
Чтение стихотворения на стр.187 разными способами: вслух по строчкам, выборочно по вопросам.
Кувшинки -это водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.
Вопросы после чтения:
-Где живут лещи?
-С чем автор сравнивает леща?
Физкультминутка!
На прогулку пойдём,
Со щенком отдохнём.
Солнце землю греет слабо,
День и ночь трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы
Побелел морковный нос.
Но мы мороза не боимся,
Подружиться с ним стремимся.
Подойдёт к нам мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
4. Работа по картинке на стр.186-187.
У щенка для вас есть ещё один ребус. Разгадайте его. (Щука)
- В какой сказке одной из героинь является щука? Ответить на вопрос поможет иллюстрация, изображённая на страницах учебника.
Вопросы:
-Кто лежит на печи ?
- На чём он играет?
-Кто выполнял желания Емели?
-Какие были желания?
-Какие слова говорил Емеля для того, чтобы желание исполнилось?
По щучьему веленью – само собой, по волшебству.
Можно ли добиться чего - либо в жизни, если сидеть на печи и ждать, что кто-то исполнит ваше желание?
5. Проговаривание скороговорок на стр.186.
Названия каких рыб встречались сегодня на странице учебника.(Щука, лещ.)
О них в следующих скороговорках.
Чтение вслух.
Сколько раз буква щ встречается в первой скороговорке, во второй.
Проговаривание с учителем, проговаривание под ритм, проговаривание детьми по одному.
-Наш гость очень доволен тем, как вы работали на уроке, учились читать слоги, слова с новой буквой, проговаривали скороговорки, отгадывали ребусы.В начале урока мы представили, что в поисках хозяина щенок пришёл к нам .Я думаю, он бы захотел остаться с нами.
-Кто из вас хотел бы стать хозяином щенка?
- Что значит быть хозяином животного?
-Как нужно ухаживать за собакой?
-Откуда берутся бездомные животные?
-Домашние животные нуждаются в заботе человека, если мы решили завести домашнее животное, нужно создать для них хорошие условия жизни.
6.Итог урока.
-С какой буквой познакомились на уроке?
-Что узнали о звуке щ?
- Написание каких слогов с буквой щ нужно запомнить?
-Какие задания показались трудными?
-Что понравилось и запомнилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п
Обучение грамоте. Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п...
Урок на тему: "Звук [Ы] и буква ы"
Материал к уроку "Обучение грамоте" в первом классе на тему: "Звук [Ы] и буква ы"...
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Звуки [с], [с’], буквы С, с»
Урок по обучению грамоте в системе Занкова предназначен для изучения букв С, с и знакомит учащихся с твёрдым и мягким звучанием звука с....
Презентация к уроку чтение. Тема: "Звук [ м ] и буква М,м.
Материал расчитан для 1 класса начальной школы. Презентацию можно использовать на уроках чтения, развитие речи....
Презентация к уроку по теме "Звуки [k], [k\'].Буквы К,к."
Маериал предназначен для урока по ознакомлению с новой буквой...
Технологическая карта урока по теме «Звуки [х], [х‘], буквы Х,х»
Педагогическая цель: ознакомление учащихся с парными (по твёрдости- мягкости) согласными звуками [х], [х‘] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме. Формирование познавательные, р...
Конспект урока по теме: "Звуки [д], [д\'], буква Д, д"
Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, па...