Урок чтения в 3 классе по В.Гаршину "Лягушка-путешественница"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения учит детей связно излагать свои мысли, развивать навык выразительного чтения, воспитывает интерес к урокам литературного чтения и негативное отношение к хвастовству.
На уроке осуществляется межпредметная связь литературного чтения и окружающего мира, что позволяет разнообразить методы и приемы работы, повышает мотивацию учащихся. Развивающие воспитательные задачи решаются в единстве с образовательной. На уроке повторяются литературоведческие понятия « ирония» и « аллегория».
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
- формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
- продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
- обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса ; понимание духовной сущности произведения;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;
- воспитание интереса к чтению и книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_3_klasse.doc | 77 КБ |
lyagushka-puteshestvennica_prezentaciya2.ppt | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383
Литературное чтение
3 класс
Тема: Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница».
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи:
- формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
- продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
- обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса ; понимание духовной сущности произведения;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;
- воспитание интереса к чтению и книге;
Материал к уроку: учебник М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой (Родная речь) 3 класс.
Методы, применяемые на уроке: работа с учебником и книгой, приёмы самостоятельной работы: составление плана текста, аннотирование, составление словесно-схематического изображения прочитанного, составление сравнительных характеристик; наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций; словесные и практические методы.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, дидактическая карточка «Приглашение в мир сказки Гаршина» с определёнными заданиями, портрет В.М. Гаршина, сюжетные картинки, куклы-лягушки для мини-спектакля, подборка книг Гаршина для выставки.
Ход урока.
I Организационный момент.
Звонкий слышится звонок,
Начинается урок.
Желаю вам, мои юные читатели,
Чувствовать себя комфортно,
Но быть внимательными, доброжелательными
И, конечно, трудолюбивыми.
II Начинаем со звуковой разминки.
1.Чтение с добавлением:
Бул-бултых-бултыхну-бултыхнулась
Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383
По-побла-поблаго-поблагода-поблагодарить
Пу-путе-путешест-путешественни-путешественница
2.Работа над скороговоркой.
Утка Пёстрая Крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вперевалочку спотыкалочку.
Задание: прочитать скороговорку, смещая логическое ударение на одно слово.
III Эмоциональный настрой на восприятие произведения.
Слайд № 1
Вступительное слово учителя.
14 февраля – 155 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. Перед вами его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.
Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.
Автор в произведении «зашифровал» своё видение мира, отношение к нему, а мы – читатели, постараемся воспринять и понять этот мир и принять его в себя.
Приглашаю вас, юные читатели, войти в мир произведения Гаршина «Лягушка – путешественница» и насладиться чтением и новыми открытиями.
У каждого на столах лежат пригласительные билеты. Отправляемся в мир нового произведения.
Слайд № 2
IV Ознакомительное чтение сказки. (Читает учитель и подготовленные ученики).
Чтение по ролям. Все дети следят по учебнику с карандашом в руке.
V Беседа по выявлению первичного восприятия произведения.
Чувства – энергия жизни. Чувства есть всегда.
-Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?
(примерные ответы:
беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради похвалы;
разочарование – за малым не увидела большое;
сожаление, что лягушка не долетела до юга;
страх за жизнь лягушки;
восхищение её находчивостью и умом;
чувство веселья: рассмешило, что лягушка такая самоуверенная;
облегчение: всё закончилось благополучно;
сопереживание: слишком много риска в поступках лягушки)
-Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных)
-По каким признакам определили, что это сказка?
( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).
- Назовите главного героя сказки.
VI Словарная работа.
Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383
Слайд № 3
-Кто такие путешественники?
Словарь С.И.Ожегова.
Путешественник – тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.
Происшествие – событие, нарушившее или изменившее обычную жизнь.
-Что означает выражение « не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)
- Прочитайте следующие словосочетания. Объясните значение.
Присутствие духа т.е.силы воли.
Захватило дух – стало страшно, замерла от испуга.
Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию.
Прыгало сердце – радовалась.
VII Работа над текстом сказки.
1.Аналитическое чтение по смысловым частям. Просмотрите текст сказки.
Слайд № 4
- Какая бала жизнь у лягушки на болоте? 1 картинка на сюжетный треугольник? (тихая и спокойная)
- Что изменилось в жизни лягушки после встречи с утками? 2 картинка (появилась мечта)
Слайд № 5
- Отправилась ли лягушка на юг? (да)
Слайд № 6
- Какой момент в путешествии явился кульминационным (захватывающим, решающим судьбу героини)? 3 картинка (решила всем прокричать, похвалиться)
Слайд № 7
- Сбылась ли мечта лягушки? ( нет или частичо: она летала, но до юга не долетела)
Слайд № 8
- Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить сказку? ( на три: безумная затея лететь; опасный полёт; благополучный конец).Запишите план в свой пригласительный билет. (1-2 ученика читают составленный план).
2.Работа над образом лягушки. Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску.)
- Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)
- Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?
- Лягушка-квакушка (простая)
- Громко квакала вместе со всеми ( обыкновенная как все)
- Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком ( довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).
- Как автор относится к лягушке? (она ему нравится, он умиляется над ней, мол какая хорошенькая).
- Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками? Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась… Возьмите меня с собой!» Какие черты характера лягушки вы увидели? ( любопытная , но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)
- Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «-Я придумала! Я нашла!...до….всё будет превосходно»
- Почему утки согласились на предложение лягушки? ( Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).
Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383
Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Как он относится к не в данный момент? (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однакоскоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор
жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)
- Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!... до … Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)
- Помогло лягушке хвастовство или навредило?
- С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца « И с эти криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).
- ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка.
Учитель.
- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
- Вот эти словосочетания.
Слайд № 9
- Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх тормашками, называет бедной спутницей, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье достоинство, болталась таким образом целый день.
- За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)
- Перестала хвастаться лягушка после падения? ( Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
Выполнение заданий на карточках.
- Прочитайте выписанные черты характера лягушки. Вычеркните те, которые не подходят к нашей героине.
- Разделите названные качества на положительные отрицательные с помощью карандаша.
-Прочитайте только положительные качества. (1-2 ученика).
Вывод. Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство , но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание , выражение мысли, идеи в конкретном образе.
Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?( Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)
3.Выделение главной мысли произведения.
Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно.
Хочется послушать ваше собственное мнение.
Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383
- Сочувствуете ли вы лягушке?
- Что погубило мечту главной героини?
- Что бы вы ей посоветовали при встрече?
- Недаром говорят в народе: За малым и большое потеряешь.
- Какие пословицы подходят к сказке?
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
Вывод (заключительное слово учителя).
« Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям, - отмечал литературовед Г.А.Бялый, - и что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение – как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что « свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».
-Я бы назвала сказку Гаршина романтической. В ней автор противопоставил высокую мечту пошлой самовлюблённости, которая одним мешает оторваться от земли, другим, даже оторвавшись от болота, употребить свой ум на перелёт на… другое болото. Чванливость, самовлюблённость, хвастовство – несчастье человека. Но автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.
Сценка из кукольного спектакля.
«Чудная история о необыкновенной хвастунишке»
Действующие лица: две лягушки.
1.-Это я, это я придумала! (высовывается осторожно, оглядывается, никого)
2.-Это ты так громко кричала?
1.(Сначала прячется, потом берёт себя в руки) -Да, это я прощалась со своими любимыми утками.
2.Ах, у вас есть свои утки?
1.Да, мои собственные, которые носят меня туда, куда я захочу. Простоя долго думала про жизнь и, наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
2.Ах, вы такая умная! Вы такая отважная!
-А почему же вы не полетели на юг с ними? Там говорят сейчас тепло и такие прекрасные тёплые болота, где много комаров и мошек.
1.Пусть летят. Я отпустила их в отпуск. Я на юге бываю каждый год, поэтому меня уже ничем не удивишь.
2 Ах, как интересно! Какая у вас замечательная жизнь! Расскажите, как там в другом краю.
1.Конечно лучше, чем в вашем грязном пруду.
2.Не говорите, здесь так скучно и неуютно. Неужели вы променяли великолепный юг на наш маленький пруд?
1.Я..я…я заехала к вам посмотреть, как вы здесь живёте. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки! Ква!
2.Ква, ква.Я восторгаюсь вами.
1.Ква.ква! Я и сама себе нравлюсь!
Информационные сообщения знатоков.
Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383
1.Сказка «Лягушка-путешественница» создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а
её спутниками два гуся.Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись «от реплики» падает и разбивается.
-Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит? Автор изначально задумал не убивать лягушку, а только проучить её за хвастовство. Сказка написана весело, с юмором. Про лягушку-хвастушку можно читать даже маленьким детям.
2.Удивительное существо – лягушка! С одной стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но если отбросить предубеждения и приглядеться внимательно, то с другой стороны, по изяществу движений и утончённости нарядов не уступит любой царевне. Лягушки – очаровательные существа, они вполне могут быть отнесены к числу самых красивых животных нашей планеты.
Меня удивил ещё один факт. Лягушки – своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасночти некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.
Слайд № 12
VIII Рефлексия.
Слайд № 13
Закончите фразы.
Я сегодня на уроке узнал…………………….
Самым интересным на уроке было……………………
Слайд № 14
Над чем я продолжу работать дома:
1.Нарисую героев сказки.
2.Составлю кроссворд по сказке.
3.Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя.
Литература:
С.В.Савинова Поурочные планы по учебнику М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова «Родная речь». – Волгоград:Учитель, 2005.
Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. – 3-е изд. –М.: Русский язык, 1985 – 1988.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
путешественник происшествие присутствие духа захватило дух тщеславие прыгало сердце ирония аллегория
Шлёпнулась с сучка; полетела вверх тормашками; быстро падала, дрыгая всеми четырьмя лапками; бултыхнулась в грязный пруд; боялась уронить лягушечье достоинство; болталась таким образом целый день; выражение морды было самое сияющее.
КАКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПОДХОДЯТ К СКАЗКЕ ? ХВАСТОВСТВО САМО СЕБЯ НАКАЖЕТ. КТО ХВАЛИТСЯ, ТОТ С ГОРЫ СВАЛИТСЯ КОЛИ ХОРОШ , ТАК НЕ ХВАСТАЙ: ТЕБЯ И ТАК ЗАМЕТЯТ.
ЛЕТАЮЩИЕ ЛЯГУШКИ
Закончите фразы Я сегодня на уроке узнал… Самым интересным на уроке было…
Над чем я продолжу работать дома: 1. Нарисую героев сказки. 2. Составлю кроссворд по сказке 3. Подготовлю вопросы для самых внимательных читателей.
Презентацию подготовила учитель начальных классов школы МОУ СОШ №3 г.Михайловки Слепышева Галина Валентиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.
Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или к 8 марта....
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.
Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...
Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...