Стаья "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения"
статья по чтению по теме
Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Ведь наши дети постепенно обогощаются духовно, формируют в себе личные качества в процессе образования, в котором принимают участие государство, семья, школа и церковь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбалкина Г.Д., МОУ Заводская СОШ Калачеевского района
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения.
В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к культурологическим проблемам образования, осознаётся важность духовно-нравственного воспитания, результативность которого невозможна без привлечения культурообразующего наследия православия.
Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном потенциале подрастающего поколения.
Ведь наши дети постепенно обогащаются духовно, формируют в себе личные качества в процессе образования, в котором принимают участие государство, семья, образовательное учреждение и церковь.
Особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств и гражданского сознания имеют произведения литературы.
Направления и задачи духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения:
- связь православной культуры с жизнью современного ребёнка;
- установление личных связей ребёнка с православной культурой;
- развитие образного восприятия явлений окружающего мира и увлечения детей творческой деятельностью на основе образов православной культуры;
- приблизить исторический контакт произведения к современности, преодолевая «грани времён».
Обсуждая и осмысливая поступки героев, подражая их добрым делам, ребята и сами стараются стать лучше. Даже в плохом человеке можно заметить искорки хорошего.
С первого урока чтения по учебнику «Русская азбука» В.Г.Горецкого идёт знакомство детей с Кириллом и Мефодием (памятник, стр.2).Детям рассказываем, что равноапостольных Кирилла и Мефодия называют первоучителями словенскими во всём мире, особенно в славянских странах.
- А кто такие равноапостольные? Это значит - равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа.
Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа должна быть своя письменность. Они говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля. Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота».
С давних пор пришли к нам пословицы, краткие и простые, но богатые мыслями. Они прославляют труд, говорят о любви и уважении к родителям, Родине, осуждают лень, ложь, трусость, болтливость.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Терпенье и труд, всё перетрут.
- Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
- Бог не в силе, а в правде.
- Кто добро творит, того Бог благословит.
Прочитав рассказ А.П.Гайдара «Совесть», ребята осудили поступок Нины, подобрали пословицу «На обмане далеко не уедешь» и в то же время отметили доброту девочки (вывела малыша из рощи) и выразили уверенность, что Нина поняла свою ошибку.
При изучении басен И.А.Крылова школьникам можно рассказать, что известная басня «Стрекоза и Муравей» написана под влиянием одной из притч Соломоновых, представленных в писании Ветхого Завета. На мудрости притч строятся многие русские народные пословицы.
На основе семейных традиций нашего народа воспитывается у детей уважение к родителям, к семейному очагу.
Ещё те звёзды не погасли,
Ещё заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорождённого Христа.
При чтении этого стихотворения проводим беседу о родословной семьи.
Главная задача учителя начальных классов в настоящее время состоит в том, чтобы в беседе с родителями убедить их в важности сохранения традиции совместного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми.
Сказочные сюжеты хорошо воспринимаются и усваиваются детьми, неся в себе жемчужины глубокой народной мудрости, пронизанной христианской нравственностью.
В сказке В.А.Сухомлинский увидел воспитание красотой. Он писал « Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».
Затаив дыхание, слушают дети сказку о Снегурочке. После чтения идёт беседа, в результате которой ребёнок сохранит в своей памяти образ чудесной белоснежной красавицы, почувствует печаль оттого, что красота не вечна, испытает жалость к одиноким старикам.
Совместный с детьми анализ смоделированных в них ситуаций и характеров способствует формированию модели благочестивого поведения и основ его мотивации.
Одним из приёмов помогающим решать задачи духовно-нравственного воспитания, является обращение к анализу слов, статистике текста, языку символов.
Например, стихотворение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образ молодой царицы рассматривается с опорой на текст
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела…
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого…
Необходимо объяснить ученикам значение слова кроткий. Именно эта черта характера делает молодую царицу духовно сильной.
Кроткий – незлобный. Кроткость – спокойное, мирное состояние человеческого духа, выражается в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими, свойство противоположное гневу, злобе, самопревозношению, мстительности.
Царица умертвленная, всё же воскрешается любовью жениха, который
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу…
Изучая это произведение обращаю внимание на силу бескорыстной любви, а злая царица умирает от злости.
В последнее время в курс литературного чтения вошли произведения , имеющие духовную направленность: С.Лагерлеф « В Назарете», «Житие Сергия Радонежского», « Повесть о Петре и Февронии». Так, прочитав рассказ С.Лагерлеф «В Назарете», дети выражают главную мысль: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя»
Духовно-нравственное воспитание, проводимое на уроках литературного чтения, имеет продолжение во внеклассной работе.
Во внеурочное время мы проводим:
- лектории для родителей;
- посещаем музеи;
- встречи родителей и детей со священнослужителем;
- организуем выставки творческих работ к главным православным праздникам: Рождеству Христову, Святой Пасхе;
- акции «Милосердие».
При организации духовно-нравственного обучения и воспитания важно, чтобы дети и их родители ощутили добрую искреннюю тональность, настраивающую душу на вечные христианские истины: любовь, правду, милосердие. Только тогда обучающие и их родители не будут безразличны ко всему живому, а их дети постигнут сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и лжи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.
Вот уже несколько лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий для у...
Развитие навыка чтения и творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
Развитие навыка чтения....
Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.
Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...
Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения...
Формирование литературного творчества, в том числе развитие исследовательского поведения учащихся на уроках литературного чтения в 3-м классе.
В данной работе попытаюсь раскрыть основную задачу курса «Литературное чтение», и как провожу работу по решению данной задачи на уроках литературного чтения в 3-м классе. Задачей явл...