Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
статья (3 класс) по теме
Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_patriotizma_na_urokah_literaturnogo_chteniya_.doc | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
«Патриотизм -это преданность и любовь
к своему отечеству, к своему народу»
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. Заложенные у ученика начальной школы аспекты патриотизма являются фундаментом будущего гражданина. У младших школьников необходимо воспитывать чувство гордости за свою Родину, страну и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. При этом необходимо рассказывать об истории родного края и открывать детям имена людей, которые прожили достойную жизнь и являются примером для подражания в наши дни.
Одной из основных ценностей нашей страны, ее гордостью является русская литература, ее влияние на духовный мир младшего школьника, на выбор нравственных ориентиров. Художественная литература – инструмент в руках учителя, способный воспитать патриота.
Необходимо вводить в круг детского чтения именно те книги, которые повествуют о родной земле, о стране, о людях, трудящихся на благо Отчизны. Детские писатели: А.П. Гайдар, В.А. Осеева, В.А Каверин, Ю.И. Коваль, Л.А. Кассиль, В.Ю. Драгунский, А.Л. Барто – не только своими рассказами, но и всей своей жизнью показывали пример служения Отчизне.
Учитель проводит внеклассную работу таким образом, чтобы знакомство с литературным наследием не сводилось к формальному рекомендательному списку «для внеклассного чтения», используя в работе интеграцию уроков внеклассного чтения с воспитательными мероприятиями, направленными на становление юного россиянина.
Например, герои произведений Л. Чарской, В. Коржикова, А. Алексина, В. Крапивина – мальчишки и девчонки, которые учатся жить в обществе, быть терпимыми, справедливыми, честными, налаживают взаимоотношения.
Эти книги учат размышлять и анализировать, сравнивать свои поступки с действиями героев книг. При работе над произведениями используются различные формы обсуждения - устный журнал, читательская конференция, где дети получат возможность высказать свое отношение к героям, оценить их действия и поступки, поделиться впечатлениями о прочитанном. В ходе данных мероприятий учитель задает вопросы, заставляющие детей задуматься над определенными проблемами произведения.
Одним из действенных методов является театрализация отрывка из произведения. Ребята, вживаясь в роль, принимают внутреннюю позицию героя, отношение автора к событиям, более детально рассматривают произведение. На таких уроках ученики становятся актерами, сценаристами, режиссерами, художниками и музыкантами подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению и т.п. Большую роль в подготовке и проведении театрализованных уроков выполняют родители и вместе с детьми участвуют в постановках.
При организации урока-исследования происходит знакомство с элементами литературоведческого анализа, сопоставление литературных произведений.
На уроках надо учить детей составлению письменных отзывов о прочитанном в «Читательском дневнике», в котором ученики записывают свое мнение о сюжете, основных героях и идеях книги, при этом анализируя произведение, проявляют умение находить главное и выражать свои мысли.
Произведения о Великой Отечественной войне занимают отдельное место в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. В этот список входят замечательные рассказы С. Баруздина, А. Толстого, стихи С. Маршака.
При работе с этими произведениями используется такая форма, как рисование иллюстраций. Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой ими информации. По рисункам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях. В каком объеме обучающиеся восприняли информацию. Рисунки отражают отношение к прочитанному.
При чтении детских книг происходит знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стаья "Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения"
Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Ведь наши дети постепенно обогощаются духовно, формируют в себе личн...
Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"
Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения"
Система работы по теме "Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения" в номинации "Методический семинар"на конкурс "Учитель года-2016"...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Воспитание чувства патриотизма на уроках литературного чтения
Материал статьи поможет подготовиться к методическому объединения педагогов начальной школы для выступления по данной теме....
Воспитание патриотизма у младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Материалы собраны на основе моего опыта работы по данной теме....