"Каша из топора"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Воспитывать нравственные качества. Учить доказывать, спорить, иметь своё мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Урок – диалог.
Каша из топора (русская народная сказка).
Учитель нач. классов
МБОУ СОШ № 1 гор. Гвардейска
Шелунц О.А.
ЦЕЛИ: 1. Учить учеников доказывать, спорить, иметь свое мнение и уметь его отстаивать, находить аргументы, видеть авторскую позицию.
2. Развивать коммуникативно – речевые навыки учащихся.
3. Воспитывать нравственные качества: добро, честь, справедливость.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Родная речь автор: Л.Ф.Климанова,
толковые словари,
словарь настроений и черт характеров героев у учеников.
НАГЛЯДНОСТЬ: опорная схема «ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»,
карточки с вопросами КАК? ЧТО? ГДЕ?
шифрограмма СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА,
рисунки ИЗБУШКИ, ТЕРЕМКА, ДВОРЦА для определения жанра произведения
ХОД УРОКА.
Организация начала урока.
- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.
Актуализация знаний.
- Какую тему изучали на уроке литературного чтения? (Устное народное творчество.)
- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)
Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.
На доске запись: Обман – это . . .
Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)
Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение?
- Что удивило вас в названии сказки?
- В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)
- Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?
Первичное восприятие произведения.
Сказку читает ученик.
Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?
Дети читают сказку про себя.
Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении
Словарная работа.
Как вы понимаете значение слов: ПОБЫВКА, ПРИТОМИЛСЯ, ЧУЛАН,
СДОБРИЛ, ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВДОВОЛЬ. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)
Проблемный анализ произведения.
- Как вы считаете, старуха – жадный человек или экономная хозяйка?
- Солдат положительный или отрицательный герой?
- правильно он поступил, обманув старуху?
Анализ художественных образов.
Работа по вариантам.
- Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют:
I в. – СТАРУХУ (сирота, хозяйка, старуха)
II в. – СОЛДАТА (дорожный, служивый добрый человек)
- Сколько раз повторяется в сказке слово старуха? Зачем автор это делает?
2. Дайте характеристику главным героям.
Девочки – СОЛДАТУ.
Мальчики – СТАРУХЕ.
Используйте задание на стр. 47 учебника.
3. Запишите черты характеров героев в свой словарик, разделив их на положительные и отрицательные.
Стилистический анализ сказки.
- Как народ относится к своим героям?
- Какими словами он их описывает?
- Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?
Творческие задания.
- Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.
1 ряд – С вопросом КАК? – Как солдат начал варить кашу?
- Как солдату удалось выпросить соль?
- Как старуха следила за солдатом?
2 ряд – С вопросом ЧТО?- Что приметил солдат под лавкой?
- Что говорила старуха, когда ела кашу?
3ряд – С вопросом ГДЕ? - Где остановился солдат?
- Где хранила старуха крупу?
- Чему учит эта сказка?
- Какова её идея?
Итоговый анализ урока.
Прочитайте шифрограмму.
СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА
- Что прочитали? (пословицу.)
- Объясните смысл этой пословицы.
- Можно ли солдата назвать обманщиком?
2. Ответьте на задание, которое я дала в начале урока. Что такое обман?
Версии детей:
1.Обман – это хитрость.
2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.
3. Обман – это жульничество.
4.Обман – это смекалка, фантазия
3. Найдите значение этого слова в словаре.
ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО, НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.
- Это положительная черта характера или отрицательная?
4. Запишите эту черту характера в свой словарик.
Домашнее задание.
Научитесь читать эту сказку по ролям.
Рефлексия урока.
- Какое задание понравилось на уроке?
- Что показалось сложным?
- Оцените свою деятельность на уроке в 10 баллов.
- Оцените деятельность учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/16/picture-6945.jpg)
Русская народная сказка «Каша из топора».
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить раб...
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/16/picture-6945.jpg)
Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-176030-1357842113.jpg)
Конспект по литературе по теме: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.
онспект по чтению, проведённого во 2 классе.Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 го...
"Каша из топора"
ознакомить учащихся с новым видом сказок - бытовыми. 1) формировать у учащихся навыки выразительного чтения.2) развивать мышление, память, внимание учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-415398-1394797338.jpg)
конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка
Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/03/picture-513812-1709463747.jpg)
Работа над русской народной сказкой "Каша из топора". (1 класс)
На уроке литературного чтения в 1 классе ребята открывают новое в хорошо знакомой русской народной сказке "Каша из топора".Дети знакомятся с синонимами ЖАДНЫЙ-СКУПОЙ на примере русских народных послов...