"Каша из топора"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Шелунц Ольга Александровна

Воспитывать нравственные качества. Учить доказывать, спорить, иметь своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Каша из топора16.25 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс

Урок – диалог.

Каша из топора (русская народная сказка).

Учитель нач. классов

МБОУ СОШ № 1 гор. Гвардейска

Шелунц О.А.

ЦЕЛИ:   1. Учить учеников доказывать, спорить, иметь свое мнение и уметь его отстаивать, находить аргументы, видеть авторскую позицию.

                 2. Развивать   коммуникативно – речевые  навыки учащихся.

                 3. Воспитывать нравственные качества: добро, честь, справедливость.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Родная речь автор: Л.Ф.Климанова,

                                     толковые словари,

                                     словарь настроений и черт характеров героев у учеников.

НАГЛЯДНОСТЬ: опорная схема «ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»,

карточки с вопросами КАК? ЧТО? ГДЕ?

 шифрограмма СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА,

рисунки ИЗБУШКИ, ТЕРЕМКА, ДВОРЦА для определения жанра произведения          

ХОД УРОКА.

Организация начала урока.

- Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

Актуализация знаний.

- Какую тему изучали на уроке литературного чтения? (Устное народное творчество.)

- Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)

Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.

На доске запись: Обман – это . . .

Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)

Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение?

- Что удивило вас в названии сказки?

- В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)

- Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?

Первичное восприятие произведения.

Сказку читает ученик.

    Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?

Дети читают сказку про себя.

            Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении

Словарная работа.  

    Как вы понимаете значение слов: ПОБЫВКА, ПРИТОМИЛСЯ, ЧУЛАН,

СДОБРИЛ, ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВДОВОЛЬ. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)

Проблемный анализ произведения.

- Как вы считаете, старуха – жадный человек или экономная хозяйка?

- Солдат положительный или отрицательный герой?

- правильно он поступил, обманув старуху?

Анализ художественных образов.

Работа по вариантам.

- Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному  называют:

             I в. – СТАРУХУ (сирота, хозяйка, старуха)

             II в. – СОЛДАТА (дорожный, служивый добрый человек)

- Сколько раз повторяется в сказке слово старуха? Зачем автор это делает?

                2. Дайте характеристику главным героям.

            Девочки – СОЛДАТУ.

            Мальчики – СТАРУХЕ.

Используйте задание на стр. 47 учебника.  

             3. Запишите черты характеров героев в свой словарик, разделив их на положительные и отрицательные.

Стилистический анализ сказки.

- Как народ относится к своим героям?

     - Какими словами он их описывает?

- Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?

Творческие задания.

- Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.

1 ряд – С вопросом КАК? – Как солдат начал варить кашу?

                                            - Как солдату удалось выпросить соль?

                                            - Как старуха следила за солдатом?

2 ряд – С вопросом ЧТО?-  Что приметил солдат под лавкой?

                                             - Что говорила старуха, когда ела кашу?  

3ряд – С вопросом ГДЕ?  - Где остановился солдат?

                                            - Где хранила старуха крупу?

- Чему учит эта сказка?

- Какова её идея?

Итоговый анализ урока.

Прочитайте шифрограмму.

СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА

- Что прочитали? (пословицу.)

- Объясните смысл этой пословицы.

- Можно ли солдата назвать обманщиком?

          2. Ответьте на задание, которое я дала в начале урока. Что такое обман?

Версии детей:

1.Обман – это хитрость.

2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.

3. Обман – это жульничество.

4.Обман – это смекалка, фантазия

3. Найдите значение этого слова в словаре.

ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО, НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.

- Это положительная черта характера или отрицательная?

4. Запишите эту черту характера в свой словарик.

Домашнее задание.

Научитесь читать эту сказку по ролям.

Рефлексия урока.

- Какое задание понравилось на уроке?

- Что показалось сложным?

- Оцените свою деятельность на уроке в 10 баллов.

- Оцените деятельность учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Каша из топора».

Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на­выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить раб...

Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе

-      В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...

Конспект по литературе по теме: «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.

онспект по чтению, проведённого во 2 классе.Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 го...

Каша из топора

Диафильм к уроку чтения, 2 класс...

"Каша из топора"

ознакомить учащихся с новым видом сказок - бытовыми. 1)  формировать у учащихся навыки выразительного чтения.2)   развивать мышление, память, внимание учащихся...

конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

Работа над русской народной сказкой "Каша из топора". (1 класс)

На уроке литературного чтения в 1 классе ребята открывают новое в хорошо знакомой русской народной сказке "Каша из топора".Дети знакомятся с синонимами ЖАДНЫЙ-СКУПОЙ на примере русских народных послов...