Работа над русской народной сказкой "Каша из топора". (1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Бондаренко Светлана Александровна

На уроке литературного чтения в 1 классе ребята открывают новое в хорошо знакомой русской народной сказке "Каша из топора".Дети знакомятся с синонимами ЖАДНЫЙ-СКУПОЙ на примере русских народных пословиц, учатся пересказывать текст сказки, выразительно передавая речь персонажей, соотносят текст произведения с сюжетными картинками. Ученикам предоставляется возможность рассмотреть различные виды круп и определить, из каких злаков получены эти крупы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Каша из топора39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению.

(1 класс)

Тема урока: «Пересказ русской народной сказки «Каша из топора» .

Познавательные УУД:

-учить детей последовательно пересказывать текст сказки, не допуская  пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей; определять последовательность сюжетных картинок, выявлять картинку, не соответствующую содержанию сказки;

-познакомить детей с синонимами ЖАДНЫЙ – СКУПОЙ на примере русских народных пословиц, обсудить  смысл народных изречений; учиться подбирать слова-признаки к существительному КАША;

-рассмотреть с детьми различные виды круп (овсяные хлопья, рис, гречневая крупа, пшеничная и манная крупы, кукурузная крупа) и определить, из каких злаков получены эти крупы; выяснить, из каких продуктов можно приготовить кашу;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и слышать одноклассников;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему урока;

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями сказки;

-отличать верно выполненное задание от неверного.

Материал:

-серия сюжетных картинок к сказке «Каша из топора» и одна картинка из  сказки «Три медведя»,

-тарелочки с крупами, картинки с изображением злаков (рис, пшеница, кукуруза, овёс, гречиха);

-карточки с перечнем продуктов (молоко, курица, крупа, сыр, соль, сахар, масло)

Ход занятия.

Постановка цели урока.

Учитель. Разгадайте ребусы, и вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.

   

   А                                     К

    ,                                       ,

НОША                               НАША                      КАША

Итак, вы догадались, чему будет посвящён наш урок?

Какие каши вы знаете? Какая у вас любимая каша?

(Слушаются ответы учащихся)

Учитель. Подберите слова-признаки к слову КАША.

Ученики. Каша (какая?) вкусная, душистая, молочная, сладкая, рассыпчатая, густая, жидкая, полезная, питательная, горячая.

Учитель.Знаете ли вы, из чего готовят каши?                                (из крупы)

А из чего получают крупу?    (из злаков)

Предлагается практическое задание, чтобы возник разброс мнений учащихся.

Ученики работают в группах.

Задание 1.

Учитель. Перед вами картинки, на которых изображены злаки.

На тарелочки я насыпала крупу.

Вам нужно подумать, из какого злака получена крупа, и поставить тарелочку на картинку со злаком.

(Пшеница – пшеничная, манная крупы; овёс – овсяные хлопья, рис – рисовая крупа; гречиха – гречневая крупа, кукуруза – кукурузная крупа)

После выполнения задания заслушиваются выступления представителей каждой группы. Исправляются ошибки в ходе проверки.

Задание 2.

А теперь вам предстоит выбрать продукты для приготовления каши.

Работаем в парах. Перед вами карточка, на которой написаны продукты питания. Ваша задача: выбрать продукты, необходимые для приготовления каши. Ненужные продукты зачеркнуть.

КРУПА, КУРИЦА, МОЛОКО, СОЛЬ, СЫР, САХАР, МАСЛО

(Зачеркнуть слова КУРИЦА и СЫР)

Учитель.Знаете ли вы, ребята, в каких рассказах и сказках герои готовят, едят кашу?

Ученики. В. Драгунский «Тайное становится явным», Н. Носов «Мишкина каша», Братья Гримм «Волшебный горшочек», русские народные сказки «Каша из топора», «Лиса и Журавль».

Введение в тему урока.

Учитель.Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Каша из топора».

Послушайте сказку ( читают сказку заранее подготовленные ученики)

Учитель. Понравилась сказка? Кто герои сказки?             (хозяйка и солдат)

Рассмотрите картинки. Расположите их последовательно. Какая картинка лишняя? Почему?

(Лишняя картинка из сказки «Три медведя»)

Учитель. Послушайте две пословицы.

ЖАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК НИ СЕБЕ, НИ ЛЮДЯМ ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ.

СКУПОЙ ЗАПИРАЕТ КРЕПКО, А ПОТЧУЕТ РЕДКО.

В этих пословицах есть два слова, близких по смыслу. Что это за слова?                                    Ученики. Жадный и скупой.

Учитель. Как вы понимаете  вторую пословицу? Что значит «потчует»?

Учитель. Сейчас  мы перечитаем ещё раз начало сказки.

Как вы думаете, почему хозяйка не захотела накормить солдата? Ведь еды-то у неё было много.

Ученики. Хозяйка пожадничала.

Учитель. Что она сказала солдату, когда тот попросил у неё что-нибудь поесть?

Ученики. «Нет у меня ничего! Сама ещё ничего не ела сегодня! Не из чего сварить кашу!»

Какая хозяйка в сказке?

Ученики. Жадная, скупая

Учитель. Подходит для неё пословица, которую мы с вами обсуждали?

Что придумал солдат?

Ученики. Решил сварить кашу из топора.

Попробуем пересказать первую часть сказки.

Учитель. Теперь нам снова нужно обратиться к тексту сказки. Прочитайте как солдат варил кашу.

Как вы считаете, действительно ли нужен был топор для приготовления каши?

Что добавил солдат в горшок с топором?

Ученики. Крупу, соль, масло.

Учитель. Что вы скажете о солдате? Какой он?

Ученики. Солдат умный, находчивый. Он придумал, как заставить хозяйку принести продукты, необходимые для приготовления каши.

Учитель. Какие слова сказала хозяйка, пробуя солдатскую кашу?

Ученики. «Вот уж не думала, что из топора такую вкусную кашу можно приготовить».  

Учитель. Догадалась ли хозяйка, что солдат «обвёл её вокруг пальца», то есть обманул?

Ученики. Нет, не догадалась.

Учитель. Значит, хозяйка в сказке не только жадная, но и ….

(Глупая)

Наверно, солдат над её глупостью и посмеивался в конце сказки.

Попробуем пересказать вторую часть сказки.

Пересказ всей сказки с опорой на сюжетные картинки.

Итог урока.

Многие из вас слышали такие слова: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой же урок извлекли вы из сказки «Каша из топора?»

(Слушаются высказывания учащихся).

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению. Русская народная сказка "Сивка-бурка". 3 класс.

Тестовая работа может быть использована на уроке для проверки усвоения содержания произведения....

Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.

Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....

Инсценировка в стихах по мотивам басни Эзопа «Дровосек и Гермес» и русской народной сказки «Три топора» (или «Золотой топор»)

Инсценировка в стихах по мотивам басни Эзопа «Дровосек и Гермес» и русской народной сказки «Три топора» (или «Золотой топор»)...

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс. Рекомендую использовать в качестве открытого урока. Конспект урока содержит все разд...