Конспект урока чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Тема урока:«Рассказы Л. Н. Толстого.
Волшебная сила слов и поступков»
Цели: отрабатывать правильное произношение и чтение слов;
вырабатывать внимание к слову и его частям;
учить работать логически, вникая в глубину мыслей автора;
развивать чувство слуха, умение правильно строить ответы;
развивать скорость чтения вслух и про себя;
расширять словарный запас детей;
расширять кругозор учащихся;
воспитывать чувство ответственности, доброту и внимательность к окружающим, вежливость в отношениях между детьми;
воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности;
сохранять здоровье учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_moy.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения
Тема урока: «Рассказы Л. Н. Толстого.
Волшебная сила слов и поступков»
Цели: отрабатывать правильное произношение и чтение слов;
вырабатывать внимание к слову и его частям;
учить работать логически, вникая в глубину мыслей автора;
развивать чувство слуха, умение правильно строить ответы;
развивать скорость чтения вслух и про себя;
расширять словарный запас детей;
расширять кругозор учащихся;
воспитывать чувство ответственности, доброту и внимательность к окружающим, вежливость в отношениях между детьми;
воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности;
сохранять здоровье учащихся
Технологии обучения:
личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,
информационно – коммуникационная.
Продолжительность: 40 минут
Оборудование урока:
- Подставки для книг
- Интерактивная доска
- Магнитофон
- Презентация урока
- Мультимедийный проектор
- Экран
Подготовка к уроку: проветривание классной комнаты – 10 мин.;
динамическая перемена - игры
Ход урока:
1. Организационный момент. (дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивок головы)
У :- Дети, нам тепло? (да)
- В классе светло? (да)
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Уже закончился урок? (нет)
- Только начался урок? (да)
- Хотите учиться? (да)
- Значит, можно вам садиться.(дети садятся)
Минутка здоровья:
У: -Ребята, я рада видеть вас красивыми, стройными, здоровыми. Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.
У: - Скажите мне, пожалуйста, а почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не наклоняться низко над партой?
Слайд 1
Д: - Чтобы была красивая осанка, хорошее зрение, легко было дышать.
У: - Правильно. Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, быстро и от этого ваш мозг работает быстрее!
У: - Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться?
- А кто из вас хочет хорошо учиться, поднимите руку?
- Вы готовы показать, чему вы уже научились в первом классе?
2. Артикуляционная гимнастика:
У: - Начнём урок с речевой разминки.
Упражнения на постановку дыхания:
(один ученик у доски показывает упражнения, все повторяют)
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох носом, выдох по порциям;
- вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот;
У: - Самолеты взлетают: - у - у - у
- Машины едут: - ж - ж - ж
- Ползёт змея: - ш - ш - ш
- Летит комар и звенит: - з - з - з
- Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)
- Пусть летит! - з - з – з
У: - Работаем с чистоговоркой. Отчётливо произносите звуки и слоги:
Слайд 2. ша – ша – ша - Наша школа … (хороша)
шо – шо – шо - Учиться будем … (хорошо)
шу – шу – шу - На уроке я … (пишу)
са – са – са - В лесу бегает … (лиса)
ос – ос – ос - На поляне много … (ос)
су – су – су - Было холодно в … (лесу)
У: - Читаем шёпотом, медленно:
Слайд 3. мыш- шаш-
миш- шап-
мош- шуб-
кош- пуш-
У: - Читаем тихо, умеренно. Какой слог пропал?
Слайд 4. мышка шашка
мишка шапка
мошка шубка
кашка пушка
кошка
- Проверьте себя. Читайте быстро, не ошибаясь.
- Какое новое слово появилось? (кашка)
- Читаем ещё быстрее, в темпе скороговорки.
- Спасибо за работу. Вы очень чётко старались произносить звуки, слоги и хорошо поработали над скоростью чтения. (отметить особо старающихся учащихся)
3. Работа над новым материалом.
а) Регуляция психического состояния учащихся.
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов.
Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
б) Поэтическая минутка.
Чтение стихотворения ученицей: картина – восход солнца (на экране)
«Я и солнышко» В. Коркина Слайд 5.
Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! –
кричу я прохожим.
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснёшься –
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
- Доброе утро,
Друзья, всё равно…
Придумано мудро: - Доброе утро!
У: - Поднимите руку, кому понравилось стихотворение?
- Чем понравилось? (ответы учащихся)
в) Беседа, работа с пословицами.
У: - Первые слова, которыми мы начинаем день, - это здравствуйте,
доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным.
- Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, какую силу имеют произнесённые вами слова и совершённые поступки. Давайте прочитаем тему нашего урока.
Слайд 6. Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на целый день. Наверно, каждый бы из вас хотел стать волшебником. Но этому научиться нетрудно. Нужно иметь только большое желание, и вы научитесь волшебным словам и поступкам. Ведь волшебные слова – это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Волшебными они стали потому, что без них просто невозможно обходиться. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при обращении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Больно ранят обидные прозвища, клички.
- Народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях. Давайте с ними познакомимся.
Слайд 7.
У: - Послушайте, какие пословицы о роли слова приготовили дети.
Д: - Ласковое слово – что весенний день.
- Бритва скребёт, а слово ранит.
- Будь своему слову хозяин.
У: - Как понимаете смысл этих слов?
- Запомните эти мысли, пожалуйста.
- Ведь пройдет время, и кем бы не были, прежде всего вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми – добрыми, смелыми, честными, трудолюбивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться, чтобы не огорчение и досаду, а улыбку и радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершённые вами поступки.
- А как вы умеете пользоваться вежливыми словами, мы сейчас проверим, дополнив данные выражения:
Учащиеся переводятся из положения сидя в положение свободного стояния.
Слайд 8.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого…
Зазеленеет снова старый пень, когда услышит …
Если больше есть не в силах, скажем маме мы
…
Когда бранят за шалости, говорим: « Прости, …»
И во Франции, и в Дании на прощание говорят: -
…
У: - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете волшебные слова.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети
Когда повсюду говорят:
Слайд 9.
У: - Запомните эти слова и почаще ими пользуйтесь в жизни!
Физминутка:
У: - А теперь давайте отдохнём, проведём физминутку «Не ошибись, пожалуйста!» Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово. Не ошибитесь, пожалуйста!
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки!
- Будьте добры, похлопайте!
- Потопайте!
- Присядьте, пожалуйста!
- Будьте добры, встаньте!
- Тихо сядьте!
- Тихо сядьте, пожалуйста!
Гимнастика для глаз: (слайды 10,11, 12)
На экране появляется солнышко. Учащиеся вращают глазами по часовой стрелке, а затем в обратную сторону. Учитель ведёт по экрану указкой, дети повторяют движение необходимое количество раз.
На экране появляется цветок. Учащиеся вытягивают правую руку вперед, смотрят на указательный палец руки и описывают две восьмерки, из которых состоит цветок.
На экране появляется снежинка, которую рисует шарик. Учащиеся следят за движением шарика.
г) работа над текстом Л. Н. Толстого:
У: - На уроках внеклассного чтения мы прочитали много поучительных рассказов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Вспомните, какие рассказы вам запомнились особенно?
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Толстого.
Слайд 13. Портрет Л. Толстого
- Давайте рассмотрим иллюстрацию на экране. Слайд 14.
Это крестьянская изба. Так раньше называли деревянный дом в деревне. Главное место в избе занимала большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым отверстием, которая служила не только для отопления и приготовления пищи, но была и лежанкой, на которой можно было спать.
Чтение текста хорошо читающим учеником:
ученик в роли учителя - стр. 77 «Азбука» Н. М. Бетенькова
- Что особенно взволновало вас в рассказе? (обмен впечатлениями)
- Хотелось бы вам дружить с героем этого рассказа?
Чтение текста по предложениям (чтение «цепочкой»):
- Нравится вам отношение внука к дедушке?
- Как бы поступили вы?
- Прочитайте предложение: « Не то дурно,…». Как понимаете?
- В этом предложении выражена главная мысль.
Релаксационная пауза
Предлагаю детям немного отдохнуть, положив голову на парту, закрыть глаза и вспомнить, когда им было особенно весело (минута радости)
- Что вы почувствовали?
Чтение второго текста учителем – стр. 77
- Какие слова были непонятны?
Словарная работа: слайд 15. веретено- приспособление для прядения
(утолщенный стержень для навивания нити)
ткать – изготовлять материал путём плотного соединения накрест переплетенных нитей
Обмен мнениями о прочитанном.
Самостоятельное чтение текста учениками в парах:
( один читает – другой проверят, и наоборот)
Индивидуальная работа учителя со слабочитающими учениками.
У: - Ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?
- Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, он спокоен, а значит, и весел, правда? Об этом убедительно говорится в маленькой сказке Л. Толстого «Белка и волк», которую вы прочитаете дома.
Запись домашнего задания: стр. 78 – читать
4. Рефлексия урока:
У: - Хочу предложить задачу не на вычитание и сложение, а на уважение. Мы сегодня много говорили о волшебной силе слов и поступков людей. В 1-а классе учится 34 мальчика и девочек. Скажите, сколько же детей этого класса постарается с сегодняшнего дня никогда не совершать плохих поступков, а всегда пользоваться волшебными словами и совершать хорошие дела?
- Молодцы! Давайте составим девиз нашей жизни. Прочитайте слова (на экране: делать, дела, спешите, добрые) Расставьте их в таком порядке, чтобы получилась пословица. Слайд 16.
У: - Наш урок подошёл к концу. Что вы можете о нем сказать?
- Кому удалось сегодня понять что-то новое для себя?
- Вы очень хорошо потрудились, все были дружными, активными, проявляли ум, творчество. Все заслуживаете благодарности. Спасибо за работу!
- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!
- А я хочу закончить урок такими словами:
Да здравствуют смелость, азарт, быстрота!
Да здравствуют вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится – стыдится!
- Спасибо за урок. Берегите свое здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"
Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова, называют картинки. Во вступительной бес...
Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.
К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».
Цели:· формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;· обучение выразительному чтению стихо...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»
Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...
Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"
Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;- учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...