программа "От буквы к слову"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Программа предусматривает дифференцированный подход в период обучения чтению в 1 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ot_bukvy_k_slovu.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Луговская средняя общеобразовательная школа
ОТ БУКВЫ К СЛОВУ
(Инновационная образовательная программа
по обучению чтению в 1 классе)
Составитель:
М.В. Яскевич,
учитель начальных
классов
п.Луговой, 2006
Пояснительная записка
Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки: одни не знают буквы, другие читают по слогам, третьи – плавно по слогам. Учителю необходимо построить работу так, чтобы каждый ребёнок работал, совершенствуя имеющийся у него навык чтения.
Техника чтения охватывает компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп чтения). Каждый в отдельности и совокупности подчинён смысловой стороне, пониманию прочитанного. Все компоненты, образующие технику чтения, имеют свои особенности, влияющие на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на её иные стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами, чтение группами слов - два последних являются самыми продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов – самым продуктивным видам чтения.
Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. От результатов обучения в начальных классах зависит обучение в среднем и старшем звене обучения. Успеваемость в большинстве случаев зависит от скорости чтения. Многолетний опыт показывает, что дети продолжают учиться на «4» и «5», если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 слов и более в минуту.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда у читателя развиты навыки чтения, и он свободно владеет осознанным чтением.
Анализ школьных учебников по обучению грамоте показал, что программный материал не обеспечивает формирование навыка быстрого чтения для ребёнка, который пришёл в школу, не зная букв. В нём недостаточно тренировочного текстового материала, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабочитающего ученика.
В учебниках по обучению грамоте нет специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка для различных способов чтения, что способствовало бы плавному переходу ребёнка от одного способа чтения к другому. Ребёнку, находящемуся на этапе послогового способа чтения, трудно справиться с текстами, которые включены в учебники 1 класса, так как при отсутствии автоматизированного навыка чтения большая нагрузка при слогослиянии ложится на память ребёнка. Темп чтения должен постоянно увеличиваться, а способ чтения совершенствоваться. Это возможно, если с начала обучения грамоте начать работу по данной программе.
Программа рассчитана на 1 год обучения, она является дополнением к программе «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. Особенность её в том, что на уроках обучения грамоте часть урока отводится для изучения программного материала, а остальное время – на дифференцированную работу по совершенствованию навыков чтения у детей с разным уровнем подготовленности через развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память). В зависимости от уровня владения определённым способом чтения на момент поступления в школу, каждый учащийся начнёт работу по совершенствованию этого способа и переходу к овладению другими, более продуктивными.
В качестве средств обучения используется дидактический материал в виде карточек, слоговые таблицы.
Ведущими формами работы являются: индивидуальная работа, работа в парах и группах.
Способ проверки и оценки результатов техники чтения – замеры техники чтения (индивидуальные и фронтальные) с периодичностью 1 раз в неделю с фиксированием полученных данных в «Дневнике начинающего читателя», а также в диагностическом листе учителя.
В программе выделяется два раздела:
I - Знакомство с буквами и слоговое чтение
II – Чтение целыми словами.
Целью программы является формирование мотивации и совершенствование технической стороны чтения у учащихся с учётом уровня их подготовки через развитие познавательных процессов на уроках обучения грамоте.
Задачи:
- Развивать познавательные процессы (восприятие, память и мышление).
- Формировать интерес к чтению через создание ситуации успеха.
- Создать условия для овладения всеми учащимися техникой чтения на уровне стандарта и выше.
Краткая характеристика содержания разделов
I раздел. Знакомство с буквами и слоговое чтение.
Для формирования навыка чтения исходным моментом является анализ звучащей речи. Содержание этого раздела обеспечивает формирование у ребёнка умения ясно слышать, точно выделять и правильно произносить звуки. Без этого умения невозможно безошибочно соотносить буквы с соответствующими звуками речи, переводить графическую форму слова в звуковую. Качественное запоминание графического облика букв обеспечивают специальные упражнения по развитию аналитичности восприятия: работа с конструктором (с элементами всех букв русского алфавита), использование приёмов анализа, сравнения, преобразования, поиск общего и различного в начертаниях букв, классификация букв по различным признакам. Для автоматизации чтения слогов будет организована работа со слоговой таблицей с применением разнообразных дидактических игр.
Цель этого раздела: прочное запоминание букв и формирование навыка плавного слогового чтения.
Задачи:
- Развивать фонематический слух.
- Развивать дифференцированность и аналитичность восприятия.
- Способствовать запоминанию графического облика букв.
- Отработать навык чтения по слогам.
II раздел. Чтение целыми словами.
Чтение целыми словами – это продуктивный способ чтения.
Содержание этого раздела позволит сформировать внимательное отношение к слову через развитие конкретности восприятия: поиск допущенных ошибок, умение видеть изменения в букве, слове и предложении, если добавить или убрать элемент в букве или букву в слове, слово в предложении
а также через развитие прогностичности восприятия: восстановление буквы, слова, фразы, текста по имеющимся элементам (частям). То, что неверно или неполно воспринято, столь же неполноценно будет осмыслено и запомнено.
Специальная система упражнений по увеличению у учащихся поля зрения позволит видеть всё слово и читать его целиком.
Цель этого раздела: формирование продуктивного навыка чтения целыми словами.
Задачи:
- Работать над увеличением поля зрения при чтении у детей.
- Совершенствовать навыки портретного распознавания букв, слогов, слов.
- Развитие памяти и мышления, прогностичности, аналитичности и
конкретности восприятия.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к совершенствованию техники чтения в течение первого года обучения в школе.
- Повышение техники чтения у каждого ученика в течение учебного года.
- Формирование у каждого учащегося уверенности в своих силах .
- Формирование устойчивого интереса к чтению.
- Уменьшение количества ошибок при чтении и письме.
- Чтение на уровне стандарта или выше.
Тематическое планирование
№ | Тема урока 1 четверть | Страницы | Инновация | ||
Содержание | Приёмы работы | ||||
I раздел. Знакомство с буквами и слоговое чтение. Тема 1. Подготовительный этап. Безбуквенная ступень обучения. (12 часов) Диагностика слуховой и зрительной дифференцированности восприятия(различительной чувствительности) и аналитичности восприятия (способности к анализу) . Развитие фонематического слуха. Выделение и распознавание звуков. Проговаривание чистоговорок и скороговорок для развития артикуляционного аппарата. Звукоподражание. Знакомство с алфавитом и элементами, из которых состоят печатные буквы. Конструирование букв и их запоминание. | |||||
1 | Знакомство с учебником | 5-6 | Диагностка умения читать, выявление способа чтения у читающих детей, распределение детей на группы по уровню владения способом чтения | Индивидуальная работа- чтение предложенных текстов, работа с алфавитом. | |
2 | Предложение | 7-8 | Диагностика слуховой дифференцированности восприятия звуков и слов Развитие фонематического слуха | Игра «Сколько слов?» Дидактические игры «Сколько звуков?» «Звуковое письмо» | |
3 | Слово | 9-10 | Развитие фонематического слуха | Дидактические игры «Поймай звук» «Звуковое письмо» | |
4 | Слово,слог. Деление слов на слоги | 11 | Формирование различительной чувствительности ( развитие артикуляции, чёткое проговаривание) | Чистоговорки (с повторяющимися слогами), игра «Глухой телефон» | |
5 | Ударение. Ударный слог | 12-13 | Формирование различительной чувствительности ( развитие артикуляции, чёткое проговаривание) | Чистоговорки (с повторяющимися слогами), игра «Попугай» | |
6 | Повторение и обобщение пройденного | 14-15 | Выделение и распознавание звуков Развитие памяти | Дидактические игры «Кубики с картинками», «Поймай рыбку» | |
7 | Звуки речи. Гласные и согласные. | 16-17 | Выделение и распознавание звуков, развитие артикуляции | Игры «Чудесный мешочек», «Будь внимателен», | |
8 | Гласные и согласные звуки | 18-19 | Выделение и распознавание звуков, развитие артикуляции | Игры «Звучащий кубик», «Будь внимателен», | |
9 | Слияние гласного и согласного | 20 | Выделение и распознавание звуков Развитие памяти | Игры с фишками и картинками «Поймай звук», «Запрещённый звук» «Хитрая зубрёжка» | |
10 | Слияние гласного и согласного | 21 | Выделение и распознавание звуков | «Звуковое лото» | |
11 | Обобщение и закрепление знаний | Диагностика зрительной дифференцированности (различительной чувствительности) восприятия | Копирование по образцу, данному в тетради и на доске | ||
12 | Первоначальное представление об алфавите | 22-23 | Диагностика аналитичности восприятия (способности к анализу) | «Общее и различное» Работа с конструктором | |
Тема 2. Ступень пяти гласных звуков и букв. ( 8 часов) | |||||
13 | Звук [а], буквы «А, а». | 24-25 | Знакомство с элементами, из которых состоят печатные буквы | Работа с конструктором и алфавитом | |
14 | Закрепление знаний о звуке [а] и его буквенном обозначении. | 26-27 | Конструирование букв и сравнение их построения | Работа с конструктором и алфавитом | |
15 | Звук [о], буквы «О, о». | 28-29 | Конструирование букв и сравнение их построения ( поиск общего) | Работа с конструктором и алфавитом | |
16 | Звук [и], буквы «И, и». | 32-35 | Конструирование букв и сравнение их построения ( поиск различий) | Работа с конструктором и алфавитом | |
17 | Звук [ы], буква «ы». | 36-37 | Классификация букв по разным основаниям (по количеству палочек, наличию овалов, полуовалов) | Работа с конструктором и алфавитом | |
18 | Закрепление знаний о звуке[ы], букве«ы». Развитие речи. | 38-39 | Классификация букв по разным основаниям ( по направлению, открытости и закрытости) | Работа с конструктором и алфавитом, копирование | |
19 | Звук [у], буквы «У, у». | 40-41 | Классификация букв по разным признакам (похожие буквы, имеют общий элемент, похожи верхней частью) | «Общее и различное» Работа с конструктором | |
20 | Звук [у], его буквенное обозначение | 42-43 | Диагностика аналитичности восприятия (способности к анализу) | «Изменения» | |
Тема 3. Основной букварный период (67 часов) Чтение прямого открытого слога на уровне автоматизации как целостного произносительного элемента. Работа со слоговой таблицей (составление слогов и их классификация). Составление слов из слогов. Соотнесение звука с буквой. | |||||
21 | Звуки [н], [н'], их буквенные обозначения | 44-45 | Диагностика конкретности восприятия (способности видеть изменения в результате убавления, перестановки, добавления деталей) | «Что изменилось?» | |
22 | Тренировка в чтении слогов и слов с буквой «н». | 46-47 | Обучение чтению прямого открытого слога | Игра « Буквы – подружки» | |
23 | Звуки [с], [с'], их буквенные обозначения | 48-49 | Ориентирование на информационном поле | «Путь пчелы», «Горки» | |
24 | Тренировка в чтении слогов и слов с буквой «с». | 50-51 | Формирование различительной чувствительности (чувства отрезка времени - минуты) | Игра-соревнование «Кто больше?» | |
25 | Звуки [к], [к'], их буквенные обозначения | 52-53 | Чтение слоговых цепочек на время
| «В гости к слогам» | |
26 | Закрепление материала. | 54-55 | Работа со слоговой таблицей и принципами её составления | Игра «Путешествие», «Жильцы» | |
27 | Звуки [т], [т'], их буквенные обозначения | 56-57 | Работа со слоговой таблицей (составление слов из слогов) | Игра «Наборщик», | |
28 | Закрепление материала. | 58-61 | Составление слогов по заданному правилу, их группировка | Работа со слоговым конструктором, Игра «Доскажи словечко» | |
29 | Звуки [л], [л'], их буквенные обозначения | 62-64 | Чтение завуалированных слов с целью развития избирательности внимания | Игра « Найди слово в слове», «Слово потерялось» | |
30 | Закрепление материала. | 65-67 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков (чтение слов типа: нос – нёс) | Игра «Слоговое лото», «Найди пару», «Почтальон» | |
31 | Звуки [р], [р'], их буквенные обозначения | 68-69 | Сопоставление слов с одинаковым набором букв, с одинаковым набором слогов | Приём «Фотоглаз» | |
32 | Закрепление материала. | 70-71 | Сопоставление слов с одинаковым набором букв, с одинаковым набором слогов | Приём «Фотоглаз» | |
33 | Звуки [р], [р'], их буквенные обозначения | 68-69 | Упражнение в развитии избирательности внимания (нахождение общей буквы в нескольких словах, определение слова, не имеющего смысла) | «Общая буква», «Чужое слово» | |
34 | Закрепление материала. | 70-71 | Чтение слогов на скорость, составление и чтение слогов со стечением согласных | Игра «Почтальон» | |
35 | Звуки [в], [в'], их буквенные обозначения | 72-73 | Чтение слогов с убыстрением | Игра «Молния» | |
36 | Закрепление материала. | 74-75 | Группировка слогов со стечением согласных по правилу, слов Индивидуальная проверка техники чтения | «Чудесные превращения» | |
2 четверть | |||||
1 | Гласная буква «Е,е». | 76-77 | Распределение слов по группам (по наличию одинаковых гласных) | «Всему своё место» | |
2 | Обозначение гласного звука [э] буквой «е» после мягких согласных в слиянии. | 78-79 | Составление слов с заданным слогом | «Наборщик» « Продолжи ряд букв, соблюдая закономерность» | |
3 | Звук [йэ], буквы «Е,е» в начале слова. | 80-81 | Анализ буквы. Чтение с ускорением и нахождение лишнего слова | «Угадай букву по описанию» | |
4 | Звуки [п], [п'], буквы «П, п» | 82-83 | Чтение чистоговорок | Работа по карточкам | |
5 | Закрепление материала. | 84-87 | Группировка слов по слоговому составу | «Весёлая семейка» | |
Диагностика конкретности восприятия (изменения). Конструирование букв, запоминание и их преобразование в другие буквы. Изменение односложного слова способом добавления или удаления одной или нескольких букв. Восстановление буквы, слова и предложения по имеющимся элементам. | |||||
6 | Звуки [м], [м'], буквы «М,м» | 88-89 | Диагностика конкретности восприятия (изменения) | Тест «Что изменилось?» | |
7 | Звуки [м], [м'], буквы «М,м» | 90-91 | Фронтальная проверка чтения про себя Конструирование букв и их преобразование в другие буквы | «Новенькая» «Полубуковка» | |
8 | Закрепление материала. | 92-93 | Конструирование букв и их преобразование в другие буквы | «Ряд букв», «Цепочка» «Чудесные превращения» | |
9 | Звуки [з], [з'], буквы «З,з» | 94-95 | Конструирование букв и их преобразование в другие буквы | «Чудесные превращения» | |
10 | Закрепление материала. | 96-97 | Составление слогов и их преобразование в другие слоги | «Слоговой ряд», «Цепочка» | |
11 | Повторение пройденного. | 98-99 | Изменение слова способом добавления одной буквы | «Пирамида» «Превращение» | |
12 | Звуки [б], [б'], буквы «Б,б» | 100-103 | Изменение слова способом добавления одной буквы | «Пирамида» «Превращение» | |
13 | Закрепление материала. | 104-105 | Текущая проверка техники чтения (по группам) Изменение слова способом добавления одной буквы | «Пирамида» «Превращение» | |
14 | Закрепление материала. | 106-107 | Текущая проверка техники чтения (по группам) Изменение слова способом добавления нескольких букв | Соревнование «Кто быстрее?» | |
15 | Звуки [д], [д'], буквы «Д, д» | 108-110 | Текущая проверка техники чтения (по группам) Изменение слова способом добавления нескольких букв | «Эстафетная палочка» | |
16 | Закрепление материала. | 111-113 | Текущая проверка техники чтения (по группам) Изменение слова способом уменьшения одной буквы | «Лишняя буква», | |
17 | Буквы «Я,я» | 114-116 | Изменение слова способом уменьшения количества букв | «Гусеница» | |
18 | Обозначение гласного звука [а] буквой «я» после мягких согласных в слиянии. | 117-118 | Изменение слова способом уменьшения количества букв | «Эстафета читателя» | |
19 | Звук [йа], буквы «Я,я» в начале слова. | 119-121 | Изменение слова способом уменьшения количества слогов | «Читай и убирай» | |
20 | Звуки [г], [г'], буквы «Г,г» | 122-123 | Восстановление слова по имеющимся элементам | Работа по карточкам | |
21 | Закрепление материала. | 124-125 | Восстановление предложения по имеющимся элементам | «Реставратор» «Подбери рифму» | |
22 | Закрепление и повторение материала. | 126-127 | Восстановление предложения по имеющимся элементам | «Угадай» | |
23 | Звук [ч'], буквы «Ч, ч » | 128-130 | Контрольная проверка техники чтения. Развитие зрительной памяти | Работа по карточкам | |
24 | Закрепление материала. | 131-133 | Развитие зрительной памяти | «Зрительный диктант» | |
25 | Буква «ь» - показатель мягкости на конце слова | 134-136 | Развитие зрительной памяти | «Зрительный диктант» | |
26 | Буква «ь» - показатель мягкости в середине слова | 137-139 | Развитие зрительной памяти | «Зрительный диктант» | |
3 четверть | |||||
Диагностика прогностичности восприятия (видение последствий). Развитие поля зрения и зрительной памяти с целью формирования умения читать целыми словами. Использование различных видов чтения, способствующих умению читать целыми словами. | |||||
1 | Звук [ш], буквы «Ш,ш» | 140-142 | Диагностика прогностичности (видение последствий) восприятия | «Допиши букву», «Угадайка» | |
2 | Чтение слов с сочетанием ши | 143- 147 | Изменения в предложении способом поочерёдного устранения по одному слову | «Лесенка» | |
3 | Звук [ж], буквы «Ж,ж» | 148-149 | Изменения в предложении способом перестановки слов в предложении | «Путаница» | |
4 | Слоги с буквой «ж» | 150-151 | Изменения в предложении способом перестановки слов в предложении | «Путаница» | |
5 | Закрепление и повторение | 152-153 | Изменения в предложении способом добавления одного слова | «Бюро находок» | |
6 | Буква «Ё», её звуковое наполнение | 154-155 | Проверка техники чтения Изменения в предложении способом добавления одного слова | «Бюро находок» | |
7 | Буква «Ё» в начале слова | 156-157 | Развитие поля зрения Чтение столбиков слов с увеличением количества букв в этих словах | «Лесенка» | |
8 | Повторение | Развитие поля зрения | Игра «Что вокруг» | ||
9 | Мягкий согласный звук [й], буква «й» | 158-161 | Развитие зрительной памяти и поля зрения | Работа с карточками | |
10 | Звуки [х], [х'], буквы «Х,х» | 162-164 | Чтение скороговорок и чистоговорок | Работа по карточкам | |
11 | Звуки [х], [х'], буквы «Х,х» | 165-166 | Чтение скороговорок и чистоговорок | «Соревнование», «Эстафета» | |
12 | Звуки [х], [х'], буквы «Х,х» | 167-169 | Проверка техники чтения. Чтение целыми словами. | «Пирамида» | |
13 | Гласная буква «ю» и её звуковое наполнение | 170-172 | Чтение слов, содержащих схожую часть | «Словесная лесенка» | |
14 | Закрепление | 173 | Чтение слов на подвижной ленте | «Лента слов» | |
15 | Звук [ц], , буквы «Ц,ц» | 174-176 | Чтение слов на подвижной ленте | «Лента слов» | |
16 | Закрепление | 177-179 | Ритмичное чтение стихотворного текста | «Волны» | |
17 | Звук [э], , буквы «Э,э» | 180-182 | Одновременное чтение учеников и учителя | Приём «Буксир» | |
18 | Закрепление | 183-185 | Проверка техники чтения. Ритмичное чтение стихотворного текста. Одновременное чтение учеников и учителя | Приём «Буксир», «Волны» | |
19 | Звук [щ'], буквы «Щ, щ » | 186-188 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» «Сосчитай буквы» | |
20 | Звук [щ'], буквы «Щ, щ » | 189-191 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» «Найди лишнее» | |
21 | Звук [щ'], буквы «Щ, щ » | 192-193 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» «Глаз – фотограф» | |
22 | Звуки [ф], [ф'], буквы «Ф,ф» | 194-195 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» Чтение гнёзд родственных слов | |
23 | Звуки [ф], [ф'], буквы «Ф,ф» | 196-197 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» «Квазиписьмо» | |
24 | Разделительный «ь» | 198-199 | Проверка техники чтения. Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» Работа с карточками «Проверяю себя» | |
25 | Разделительный «ъ» | 200-201 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» «Наращивание слов» | |
II раздел. Чтение целыми словами. Тема 4. Послебукварный период (15 часов) | |||||
26 | Л.Толстой. | 201 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» «Снежный ком» | |
27 | Ю.Коринц «Хвосты», Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима» | 202-204 | Развитие зрительной памяти и увеличение поля зрения по методике Федоренко | «Зрительный диктант» | |
28 | Е.Чарушин «Как мальчик Женя», К.Льдова «Господин учитель Жук», С.Маршак «Ты эти буквы заучи» | 208-209 205-206 | Совершенствование техники чтения | Чтение с закладкой | |
29 | В,Крупин «Первоучители словенские», К.Ушинский «Наше отечество | 213- 217 | Совершенствование техники чтения | Чтение с определённым заданным темпом чтения «Эхо» | |
30 | А.С.Пушкин. Стихи | 218-219 | Совершенствование техники чтения | Чтение с определённым заданным темпом чтения | |
31 | Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский. Рассказы о детях | 220-221 | Совершенствование техники чтения | Чтение за диктором | |
32 | К.И.Чуковский Стихи | 222-223 | Проверка техники чтения в парах (взаимопроверка) | Чтение в парах | |
33 | В.В.Бианки, М.М.Пришвин. Рассказы о природе | 224-225 228-229 | Совершенствование техники чтения | Чтение групповое | |
34 | С.Я.Маршак. Стихи | 226-227 | Совершенствование техники чтения | Троекратное чтение | |
35 | А.Л.Барто. Стихи о детях | 230-231 | Совершенствование техники чтения | Чтение с ускорением | |
36 | С.В.Михалков. Стихи | 232 | Совершенствование техники чтения и проверка понимания прочитанного | «Молния» «Где начало рассказа?» | |
37 | В.А.Осеева Рассказы | 233 | Совершенствование техники чтения | Игра в «Прятки» | |
38 | Б.В.Заходер. Стихи | 243-235 | Совершенствование техники чтения | Игра в «Прятки» | |
39 | В.Д.Берестов. Стихи | 236-239 | Совершенствование техники чтения и развитие памяти | «Читаю и запоминаю» | |
40 | Обобщение по теме | Проверка техники чтения | |||
4 четверть. «Родная речь» Тема 5. Литературное чтение ( 34 часа) | |||||
Чтение, в основе которого лежит приём антиципации (прогноз) слова, предложения, текста по имеющимся частям. Чтение слов с неполным слоговым составом, предложений с недостающими словами с использованием бумажной «решётки». Совершенствование техники чтения с помощью различных приёмов и видов чтения. | |||||
1 | В.Данько. «Загадочные буквы» | 5 | Антиципация (прогноз) слова по имеющимся частям | Работа с бумажными «решётками», «Закончи слово» | |
2 | И.Токмакова. «Аля, Клясыч и буква «А» | 9 | Антиципация (прогноз) предложения по имеющимся частям | «Словоед» «Подбери рифму» | |
3 | С.Чёрный. «Живая азбука» | 11 | Антиципация (прогноз) текста по имеющимся частям | Работа с деформированными предложениями | |
4 | Г.Сапгир. «Про медведя», Т.Собакин. «Как ловкий бегемот гонялся за мухой» | 14 | Изменение смысла предложения путём добавления одного слова (меняется на противоположный) | Игра «Наоборот» | |
5 | М.Бородицкая. «Разговор с пчелой», И.Гамазкова. «Кто как кричит» | 16 | Изменение предложения путём добавления одного слова ( смысл уточняется) | Игра «Ассорти» | |
6 | Обобщение по теме | 17 | Изменение предложения путём добавления одного слова (смысл становится абсурдным) | Игра «Путаница» | |
7 | «Узнай сказку!» | 18-27 | Чтение текста с неполными словами | «Вторая половинка» | |
8 | Е.Чарушин. «Теремок» | 30-40 | Чтение текста на скорость | ||
9 | Загадки, песенки | 41 | Чтение и восстановление пословиц | «Кто быстрее?» «Щепки в костре» | |
10 | Небылицы. Стишки и потешки из книги «Рифмы матушки Гусыни» | 46 | Чтение и восстановление стихотворения | «Кто быстрее?» «Догадайся» | |
11 | Обобщение по теме | 50 | Фронтальное троекратное чтение одного и того же отрывка | Соревнование «Мой лучший результат» | |
12 | А.Плещеев. «Травка зеленеет» | 57 | Чтение текста и нахождение трудных слов | «Буксир» | |
13 | С.Маршак. «Апрель» Т.Белозеров. «Подснежники» | 64 | Совершенствование техники чтения и проверка понимания прочитанного | «Спринт» «Найди ошибку» | |
14 | Загадки | 73 | Совершенствование техники чтения и проверка понимания прочитанного | Чтение с инструкцией. Работа по карточке «Правильно или нет?» | |
15 | И.Токмакова. «Весна» | 76 | Совершенствование техники чтения и проверка понимания прочитанного | Чтение текста, подготовленного дома. «Сравни результат» | |
16 | И.Токмакова. «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц. «Волк» | 83 | Совершенствование техники чтения | Чтение незнакомого текста. «Сравни результат» | |
17 | Н.Артюхова. «Саша – дразнилка» | 87 | Совершенствование техники чтения | Скачкообразное чтение «Кенгуру» | |
18 | К.Чуковский. «Федотка» О.Дриз. «Привет» | 90 | Совершенствование техники чтения | Скачкообразное чтение «Прыжок» | |
19 | О.Григорьев. «Стук» И. Токмакова. «Разговор Лютика и Жучка» | 92 | Совершенствование техники чтения | Чтение с определённым заданным темпом чтения «Канон» | |
20 | И.Пивоварова. «Кулинаки – пулинаки» | 93 | Совершенствование техники чтения | Чтение с определённым заданным темпом чтения «Спринт» | |
21 | Обобщение | 100 | Совершенствование техники чтения | Чтение про себя «Спринт» | |
22 | Ю.Ермолаев. «Лучший друг» Е.Благинина. «Подруга» | 109 | Совершенствование техники чтения | Чтение со счётом слов «Читай и считай» | |
23 | В.Орлов. «Кто первый» | 112 | Совершенствование техники чтения | Чтение текста до определённого слова «Финиш» | |
24 | В.Орлов. «Если дружбой дорожить» | 118 | Совершенствование техники чтения | Чтение с речевыми помехами «Читаю – песню напеваю» | |
25 | Ю.Энтин. «Про дружбу» | 119 | Совершенствование техники чтения | Чтение с простукиванием ритма «Волны» | |
26 | «Из книг, которые читали наши прабабушки и прадедушки» | 128 | Совершенствование техники чтения | Чтение со звуковыми помехами (звучанием музыки) | |
27 | И, Пивоварова. «Вежливый ослик» | 130 | Фронтальная проверка техники чтения | Чтение с убыстрением темпа | |
28 | Обобщение | 131 | Фронтальная проверка техники чтения | Жужжащее чтение | |
29 | Н.Сладков. «О братьях наших меньших» | 134 | Совершенствование техники чтения | Чтение с заданием «Разведка» | |
30 | С.Михалков. «Трезор» | 136 | Совершенствование техники чтения | Чтение с заданием «Разведка» | |
31 | В.Осеева. «Собака яростно лаяла» | 138 | Совершенствование техники чтения | Чтение с заданием «Разведка» | |
32 | «Из книг, которые читали наши прабабушки и прадедушки» | 140 | Совершенствование техники чтения | Чтение с убыстрением темпа | |
33 | И. Токмакова. «Купите собаку». | 142 | Контроль техники чтения про себя | ||
34 | В.Берестов. «Лягушата». Обобщение по теме | 146 | Контроль техники чтения вслух |
К концу учебного года дети должны
знать:
- элементы букв;
- все буквы алфавита;
- буквы, звуки, их основное отличие ( звуки произносим, буквы пишем);
- что такое слог (часть слова);
-состав слога;
- гласные звуки и буквы и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие);
уметь:
-соотносить звуки с соответствующими буквами;
-переводить графическую форму слова в звуковую и наоборот;
-читать со скоростью не менее 30 слов в минуту целыми словами.
Список рекомендуемой литературы
- Безруких М.Н. Ступеньки к школе. М., «Дрофа», 2000.
- Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе. М., 1995.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 1999.
- Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., «Дрофа», 2000.
- Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. М.,«Вако», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".
Цель урока - ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами К и И. Упражнение ...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названи¬ях. Написание заглавных букв К, Н.
Комбинированный урок по обучению грамоте и письма с презентацией....
Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.
Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...