Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Михайлинина Людмила Александровна

 

Урок  построен  в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Все приёмы, которые используются на уроке,  развивают, прежде всего, критическое мышление учащихся.  На стадии вызова дети сами формулируют тему рока.  Коллективно составленный  «Кластер», является своеобразной проверкой ранее полученных знаний, и прекрасной ступенью для получения новых.   Приём «Свободная таблица» начатый на этой стадии пополняется в течение всего урока.  Дети сами обнаруживают свои ошибки, и доказывают истинность правильного предположения.  Этот приём имеет своё завершение на стадии «Рефлексии».

На стадии «Осмысления» используется приём «Инсерт».  Самоактивизирующая системная разметка  способствует  эффективному  чтению и размышлению.  Яркие фотографии городов Чебоксар, Читы, Челябинска, республики Чувашии, реки Чусовой облегчают восприятие  довольно сложного материала.  Мультимедийная презентация помогает вспомнить для одних и познакомиться для других со знаменитыми фамилиями:Корнея Чуковского, Евгения Чарушина, Саши Чёрного, Пётра Чайковского. Уместно на уроке используется  музыкальное сопровождение: фрагменты музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов»,  «Времена года». Безусловно, это очень оживляет урок!

 Финалом урока на стадии «Рефлексии» становится составление «Бортового журнала». Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? – эти вопросы ещё раз приводят  в систему полученные знания. Урок ставит перед детьми  вопросы, которые они будут открывать в ближайшем будущем. Это работа на перспективу познания неизученного материала. Использование здоровьесберегающих технологий, способствует сохранению здоровья детей. Это наблюдается в смене видов деятельности,  интересно подобранном материале, соответствующем возрастному периоду школьников, а также в проведении физических минуток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?»

Цели: повышать личностную  значимость  каждого ученика в процессе обучения;

учить учащихся  самостоятельно делать выводы, самим оценивать свою деятельность;

ставить новые вопросы и задачи на будущее совместно с учащимися.

Оборудование: мультимедийная установка,  «Букварь» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой,  О.В.Прониной.

I фаза «Вызова»

Откройте стр.136 учебника.

- Чем мы будем заниматься на уроке?   ( Мы будем  знакомиться с заглавной  буквой Ч.   Слова кто? что? на странице выделены синим цветом.  Мы отгадаем тайну этих слов).

- Молодцы, ребята! Вы точно определили тему нашего урока.  Именно заглавная буква Ч будет нашим сегодня путеводителем по сказочной стране «Литературного чтения». Она нам поможет сделать новые открытия.

- Сначала расскажите всё, что вы знаете об этой букве?

Использую приём «кластер»

1 этап - Посередине классной  доски  пишется ключевое слово, которое является "сердцем"  темы.

Ч

2 этап - Учащиеся  озвучивают  всё то, что вспомнилось им по поводу данной темы.  В результате вокруг  "разбрасываются"  слова или словосочетания,  выражающие  факты, подходящие для данной темы. (Согласная буква,   заглавная, строчная, согласный звук [ч],  

 [ч]  мягкий согласный звук,  [ч]  непарный согласный звук, [ч]  глухой согласный звук)

3 этап - Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие.

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

 

Буква превратилась в звуковичок на нашей странице букваря.  Давайте его  преобразим: раскрасим сапожки и  нарисуем  ему головной убор. (Сапожки – зелёные  (т.к. обозначает всегда мягкий звук), головной убор – шляпка-цилиндр серого цвета (т.к. – глухой звук)

Читаем слова из букваря:

речка                человек                дачка

тучка        чайка                        зайчик

- Что можно сделать с этими словами?  (Разделить их на группы)

- На какие группы? (Синие вопросы нам подсказывают, что к одним словам можно поставить вопрос кто?, а к другим вопрос что?)

-Давайте подумаем,  к каким из данных слов можно задать вопрос  кто?  (К словам, которые обозначают людей и животных).

-К  каким  из данных слов можно задать вопрос что?  (К словам, которые обозначают предметы)

Дети рассуждают: «Чайка – это животное, значит, к слову чайка можно поставить вопрос кто? Тучка – это предмет, значит, к этому слову можно поставит вопрос что? И т.д.

Вместе с детьми, используя приём «Свободная таблица» заполняем таблицу на доске.

 Приём " Сводная таблица ":

КТО?

ЧТО?

люди

животные

предметы

человек

чайка

зайчик

речка

тучка

дачка

- Как ещё можно разделить  эти слова на группы.  Дети замечают, что в предложенных словах есть

три слова, в которых  после ч – гласная  буква,

и три слова, в которых  после  ч -  согласная буква.

речка                человек

тучка                чайка

дачка                зайчик

- Какой вывод можно сделать?  (Не зависимо, то того  какая буква стоит после буквы  ч - она всегда обозначает  мягкий звук [ч]).

II  фаза  «Осмысления»

- Обратимся к учебнику стр 136.

- Прочитайте  следующую строчку учебника

Чита, Челябинск, Чувашия, Чебоксары.

Что объединяет все эти слова?  (Заглавная буква Ч в названиях)

Что обозначают эти слова?  (Высказывания детей)

Просмотр слайдов.

Чита – город.          

Челябинск – город.   

Чувашия – республика.   

Чебоксары –  город.   

Какое слово лишнее?  (Чувашия- это  республика, а остальные  слова – названия городов)

Читаем следующий столбик в учебнике.

Текст.

Корней Чуковский

Евгений Чарушин

Саша Чёрный

Пётр Чайковский

После каждой фамилии показываю слайд.

Корней Чуковский- слайд 

Евгений Чарушин - слайд 

Саша Чёрный - слайд           Александр Михайлович Гликберг (Черный Саша).

Пётр Чайковский- слайд 

-Кто это?  Выслушиваю предположения детей, не исправляя  неверные утверждения.

-Правильно ответить на этот вопрос нам поможет текст ниже.

Приём «Инсерт»-  самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

-Когда, ребята, вы будете читать текст, рядом с информацией, которая вам известна ставите значок «V», а  если вам встречается что-то новое  «+».

Текст .

К.Чуковский, Е.Чарушин, С.Чёрный – известные русские писатели.

П.Чайковский – великий русский композитор.

Чувашия входит в состав России. Чебоксары – Главный город Чувашии.

Чусовая – река на Урале.

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: 2 значка:  «+» или  «V».

 «+» – новое; «V» – уже знал.

- Много информации вы получили уже сегодня в процессе урока.  И мне приятно, что  её в тексте вы отмечаете, как знакомую.

Но вот реку Чусовую никто не знает. Посмотрите слайды.

Во время показа слайдов реки Чусовой звучит  отрывок  П.И.Чайковского «Времена года».

Как вы думаете, музыка какого композитора сейчас звучала?  (П.И.Чайковского)

- Я заметила,  что всем известен К.И.Чуковский.  Вы любите произведения этого писателя? (Да.)

 - Подскажите мне, о ком К.И.Чуковский написал такие строчки? После ответов демонстрация книг писателя.

1. Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый … О Таракане. «Тараканище»

 

2. В Африке разбойник

В Африке злодей,

В Африке ужасный … О Бармалее. «Бармалей»

 

3.  Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло. О бабочке.  «Путаница»

4. Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица! Об Айболите.  «Айболит»

5. И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам.  О посуде.  «Федорино горе»

- Молодцы! А какие книги  К.И.Чуковского вам ещё известны? ( «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Крокодил»…)

- Кто раньше читал, или кому раньше читали произведения Саши Чёрного? (Для детей это имя открытие на уроке)

- У нас на уроке есть великолепная возможность познакомиться с частичкой его творчества.

-  Стихотворение « Сон добрый». Читаю сама.

Прием «Чтение с остановками».  Предполагается этот приём использовать для повествовательного текста.   Считаю, что в первом классе его можно применить и  при работе со стихотворением.

Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации. Подготовленный ребёнок читает отрывок наизусть.

Саша Чёрный « Сон добрый».

Хочу видеть доброе царство –

Голубое государство,

Где все улыбаются,

Где взрослые к детям не придираются…

В процессе чтения  текст появляется на слайде.

1 остановка:

- Доброе царство – голубое государство можно видеть где? (Во сне.  В жизни) Каждое мнение аргументируется детьми.

-Кто его хочет видеть? (Я, мы, автор)

- Какие лица будут у людей в добром царстве?

(Светящиеся, улыбающиеся, добрые, приветливые, милые…)

- Какие цвета будут присутствовать в добром государстве?  (Голубые,  жёлтые, розовые, малиновые…)

- Какие отношения будут между взрослыми и детьми в добром государстве?  (Любовь, уважение, взаимопонимание…)

- Как вы понимаете  смысл  четвёртой строки

 Где взрослые к детям не придираются…  (Все совершают такие поступки, которые понятны и приятны окружающим)

- Как вы думаете, что  может присниться Саши Чёрному дальше во сне? (Выслушиваю варианты детских ответов.  Позитив в стихотворении,  настраивает на положительное развитие событий в произведении).

Дальше наизусть читает другой ученик. Появляется другая часть стихотворения на слайде.

Где нет ни ос кусачих,

Ни гадюк бродячих,

Ни детских мучителей –

Делимого и делителей…

2 остановка:

- Что  для вас  в жизни  неприятно?  (Крики, драки, грязь, придирки…)

-Кто для вас неприятен? (Злые собаки, кусачие осы…)

- Вам известны названия компонентов делимое, делитель? (Нет)

- А хотите вы их узнать? (Да.  Нет)

- Почему да? (Хочу узнать действительно ли они мучители?)

- Почему нет? (Я уверен, что они совсем не страшные)

- О них мы узнаем в третьем классе.  А сейчас я вас уверяю, что без них прожить невозможно в нашем государстве.

-В тексте стоит многоточие.  Как вы думаете почему? (Саша Чёрный спит и видит сны).

- Какие? (Наверное, что-то его не удовлетворяет,  чего-то, или кого-то  он боится увидеть.)

3 остановка

Подготовленный ученик читает третью часть наизусть, которая  возникает на слайде.

Дзинь-дзинь!

Хочу! Желаю! Аминь!

-Что это такое? - Дзинь-дзинь! (Если ребята не догадаются, можно включить звонок будильника)

-Почему при пробуждении автор всё же  хочет, желает всего того, что он увидел во сне? (Потому что, когда хорошо, то  хорошо всем.)

-Что обозначает слово  –  аминь? (Да будет так!).

- Ожидали вы, что у  стихотворения  может быть такой конец? (Конечно, ведь  любой сон обязательно заканчивается. Хорошее из снов обязательно сбывается.)

III фаза  - «Рефлексия»

Поиграем в слова

В начале урока мы выяснили, что одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?

Чтение текста детьми  на стр. 136-137 «Игра в слова».

Ученик называет вопрос и кидает мяч. Тот,  кто ловит мяч, называет слово.

Что? (Морковь, орех, парта, стол…)

Кто? (Мальчик, человек, Гагарин, Чуковский…)

- Что нового вы узнали, прочитав текст?  (Сказочные персонажи, герои мультфильмов также отвечают на вопрос кто?)

           

- Давайте  внесём дополнения и изменения  в  нашу таблицу,  с которой мы работали  в начале урока.

КТО?

ЧТО?

сказочные персонажи

люди

животные

предметы

Чипполино

Чебурашка

человек

девочка

лётчик

чайка

зайчик

речка

тучка

дачка

кирпич

мяч

- В заключение урока составим «Бортовой  журнал». (Один на весь класс, в силу того, что учащиеся первоклассники и ещё не закончили изучать все буквы и навык письма недостаточно развит)

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

К словам, обозначающим людей и животных можно поставить вопросы кто?

 К словам, обозначающим  предметы  можно поставить вопрос что?

Сказочные персонажи отвечают на вопрос кто?,  даже если они игрушечные, или мультяшные.

-А какая буква нам помогала делать эти открытия?  (Буква Ч заглавная. Она была нашим путеводителем весь урок. Во многих словах встречалась эта буква)

- Мы ещё много узнаем интересного в царстве волшебных букв и слов. На следующем уроке  у нас состоится знакомство  ещё с одной буквой, которая всегда обозначает мягкий  глухой согласный  звук – буквой Щ. До новых открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...