Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса .УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторских программ В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина
А Ф.Шанько «Обучение грамоте» (Концепция и программы для начальных классов. – М.: « Просвещение», 2010) и « Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой (Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение , 2010) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1_klassobuchenie_gramotechtenie.doc | 480 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА приказом директора Муниципального образовательного учреждения педагогический лицей города Димитровграда от «____» ___________________ 20______г. № ______ |
Рабочая программа
по _____________________________________
название предмета (курса)
для ________________________________________________
класс
учителя ______________________________________________
Ф И О, должность, квалификационная категория или разряд
на ____________ - ____________ учебный год
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ педагогический лицей от «____» _______________ 20______г. Протокол № ______ |
| СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР МОУ педагогический лицей ____________________ В.Н. Карпова «____» ___________________ 20______г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторских программ В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина
А Ф.Шанько «Обучение грамоте» (Концепция и программы для начальных классов. – М.: « Просвещение», 2010) и « Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой (Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение , 2010) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
При обучении литературному чтению реализуются основные дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей.
Рабочая программа рассчитана на 128 учебных часа (92 часа - обучение грамоте – чтение, 36 часов – литературное чтение)
Логика изложения и содержание авторских программ полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Количество часов в год – 128
Количество часов в неделю – 4.
Количество часов в 1 четверти – 34
Количество часов во 2 четверти - 28
Количество часов в 3 четверти –38
Количество часов в 4 четверти -28
Программа «Обучение грамоте» (Горецкий В.Г. и др.) осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новые дан ные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспи тывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, бук варный и послебукварный. Обучение слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук, слово и предложе ние (связное высказывание).
Обучение грамоте - составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления (линии) развития детей в рамках предмета "русский язык", которые реализуются на доступном для детей уровне:
- овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения;
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
- овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
- приобретение и систематизация знаний о русском языке;
- раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; -воспитание средствами русского языка;
- формирование у детей чувства языка.
Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;
2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.
В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.
При работе с текстами азбуки и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.
Современная система обучения чтению предполагает непременный пе реход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важный раздел - внеклассное чте ние, целью которого является формирование у младших школьников знания детских книг, избирательного интереса к книгам, желания и умения их осоз нанно выбирать и осмысленно читать .
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение).
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом. Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком ударения, расширение поля чтения, целенаправленных упражнений на целостное и дифференцированное восприятие слов.
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения. Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.
Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Требования к уровню сформированности навыка чтения. Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту.
Выработка умений работать с текстом. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом. Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений соответствующих им.
Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении.
Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся , и особенно ассоциативное мышление;
-обогащать читательский опыт, учить сравнивать народную и авторскую сказки, были и рассказы;
-обучать краткому и подробному пересказу, определению основной мысли, анализу произведения;
-обучать сравнению жанров произведения (рассказ, сказка, стихотворение, быль);
-прививать любознательность, стремление к познанию нового;
-развивать внимание, память, мышление, восприятие;
-способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, фонематического слуха, умению чётко отвечать на вопросы;
-формировать навык сознательного, правильного, выразительного, беглого чтения (т. чтения – 30 - 40 сл/мин.);
Формы и методы работы на уроках литературного чтения в 1 классе:
На уроках литературного чтения проводятся разнообразные виды деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников:
используется занимательный материал, включаются в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения и письма.
Формы контроля на уроках литературного чтения:
В качестве контроля овладения учащимися знаний, умений, навыков по курсу литературного чтения проводится проверка техники чтения (входная, контрольная по итогам каждой четверти), а так же тестовые и проверочные работы, которые проверяют уровень овладения литературными понятиями, содержания изучаемых произведений.
№ | Наименование раздела и тем | Формы контроля |
I | Обучение грамоте Подготовительный этап. | Проверка техники чтения – 1 Тест - 1 |
II | Букварный период | Проверочная работа – 3 Проверка техники чтения – 1 |
III | Послебукварный период | Проверка техники чтения – 1 Тест - 1 |
IV | Литературное чтение Жили-были буквы | Тест - 1 |
V | Сказки, загадки, небылицы | Тест - 1 |
VI | «Апрель! Апрель! Звенит капель!» | Тест - 1 |
VII | И в шутку и всерьёз | Тест - 1 |
VIII | Я и мои друзья | Тест - 1 |
IX | О братьях наших меньших | Проверка техники чтения – 1 Тест - 1 |
Содержание курса (128 часов )
№ | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
I | Обучение грамоте Подготовительный этап. | 92 16 | |
II | Букварный период | 63 | |
III | Послебукварный период | 13 | |
IV | Литературное чтение Жили-были буквы | 36 6 | |
V | Сказки, загадки, небылицы | 7 | |
VI | «Апрель! Апрель! Звенит капель!» | 4 | |
VII | И в шутку и всерьёз | 5 | |
VIII | Я и мои друзья | 7 | |
IX | О братьях наших меньших | 7 |
К концу 1-го года обучения дети должны
Знать:
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
Уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы их обозначающие;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
- вычленять слова из предложения;
- составлять 3-5 предложений на определенную тему.
ОУУН
- Находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
- Учиться определять цель работы на уроке с помощью учителя.
- Отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий; учатся высказывать свои версии, предположения.
- Учиться работать по предложенному плану.
- В предложенных ситуациях выделять конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие и плохие.
- Научить объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого простого текста).
- Учить наизусть стихотворения, маленькие прозаические фрагменты.
- Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
- Подробно пересказывать небольшие тексты; определять их тему и основную мысль
- В предложенных ситуациях, опираясь на известные правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Навыки чтения: 1 полугодие: плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
2 полугодие: Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
Методический комплект:
Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Москва «Просвещение» 2010
Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. – М.: Вако, 2007.
Яценко И. Ф.Поурочные разработки по внеклассному чтению: универсальное пособие. - М.: Вако, 2009.
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. – М.: Просвещение, 2009
Учебный комплект:
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука: учебник. – М.: Просвещение, 2007.
Климанова Л.Ф. Голованова М.В. Горецкий В.Г. Родная речь. 1 класс: учебник(2части). – М.: Просвещение, 2010
Полная хрестоматия для начальной школы. ЭКСМО. Москва 2003
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п в курсе | № п/п в теме | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Знания, умения, навыки, получаемые учащимися | Контроль результатов обучения
| Примечание | |
I | Подготовительный этап ( 16 часов ) | |||||||
1 | 1. | Вводный инструктаж. Мой первый школьный учебник «Русская азбука». Общее представление о речи. Правила этикета | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Беседа | ||||
2 | 2. | Предложение. | Знать отличия предложения от слова | Устный опрос | ||||
3. | 3. | Предложение и слово. | ||||||
4. | 4.. | Слог, ударение Вн.чт. Сказка «Колобок» | Уметь делить слова на слоги. Находить ударный слог | Текущий | ||||
5. | 5. | Предложение и слово. Слог, ударение. | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Индивидуальный опрос | ||||
6. | 6. | Звуки в речи | Уметь отличать гласные и согласные звуки | Текущий | ||||
7. | 7. | Слияние согласного звука с гласным | Уметь определять количество звуков в слове | Индивидуальный опрос | ||||
8 | 8 | Алфавит. Вн.чт. Чтение стихов о буквах, азбуке | Уметь отличать гласные и согласные звуки, сравнивать буквы и звуки | Творческая работа. Сочинение загадки | ||||
9. | 9. | Гласный звук [а], буквы А, а | Уметь отличать письменную речь от уст ной, звук от знака | Сочинение загадки. | ||||
10 | 10.. | Гласный звук [а], буквы А, а | Уметь озвучивать буквы, подбирать слова с за данным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными , звукобуквенными схемами - моделями | Индивидуальный опрос | ||||
11. | 11. | Гласный звук [о], буквы О, о.
| Беседа | |||||
12. | 12. | Гласный звук [и], буквы И, и . Вн. чт. Сказка «Маша и медведь» | Уметь выполнять звуко- буквенный анализ слова | Чтение слогов | ||||
13. | 13. | Гласный звук [ы], буква ы | Знать признаки гласных звуков | Индивидуальный опрос | ||||
14. | 14. | Гласный звук [у], буквы У, у | Уметь выделять гласный звук | Индивидуальный опрос | ||||
15. | 15. | Гласный звук [у], буквы У, у | ||||||
16. | 16. | Гласные звуки и буквы (обобщение). Вн. чт. Русские народные песенки | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака | Беседа | ||||
II Букварный период (63 часа ) | ||||||||
17- 18 | 1-2 | Звуки [н], [н'], буквы Н, н | Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение слогов | ||||
19- 20 | 3-4 | Звуки [c], [c'], буквы С, с. Вн. чт. Русские народные песенки | Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Пересказ по картинке | ||||
21-22 | 5-6 | Звуки [к], [к´], буквы К, к | Индивидуальный опрос | |||||
23- 24 | 7-8 | Звуки [т], [т'], буквы Т, т. Вн. чт. Сказка «Палочка-Выручалочка» | Чтение слогов, слов | |||||
25- 26 | 9-10 | Звуки [л], [л'], буквы Л, л | Чтение слогов, слов | |||||
27- 28 | 11-12 | Звуки [р], [р'], буквы Р, р. Вн. чт. Сказка «У солнышка в гостях» | Чтение слогов, слов | |||||
29- 30 | 13-14 | Звуки [в], [в'], буквы В, в | Индивидуальный опрос | |||||
31 | 15 | Буквы Е, е | Индивидуальный опрос | |||||
32 | 16 | Буквы Е – показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге-слиянии. Вн. чт. Русские народные сказки о животных.
| Знать, что буква Е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й'], [э]. Уметь обозначать мягкость согласного звука после е | Индивидуальный опрос | ||||
33- 34 | 17-18 | Звуки [п], [п'], буквы П, п | Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по дан ному началу или концу предложения . | Чтение предложений | ||||
35- 36 | 19-20 | Звуки [м], [м'], буквы М, м. Вн. чт. Русские народные загадки | Уметь характеризовать звуки. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение предложений | ||||
37- 38 | 21-22 | Звуки [з], [з'], буквы З, з | Уметь характеризовать изучаемые звуки, читать по слогам | Беседа | ||||
39-40 | 23-24 | Звуки [б], [б'], буквы Б, б. Вн. чт .Сказка «Лиса и заяц» | Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение предложений | ||||
41- 42 | 25-26 | Чтение слов с изученными буквами. | Уметь давать характеристику звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Чтение предложений | ||||
43 | 27 | Звуки [д], [д'], буквы Д, д. | Уметь давать характеристику звукам, дифференцировать парные звонкие и глухие согласные | Беседа | ||||
44 | 28 | Звуки [д], [д'], буквы Д, д Вн. чт. Сказка «Петушок – золотой гребешок» | Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений | Беседа | ||||
45 | 29 | Гласные буквы Я, я | Уметь узнавать графический образ буквы; читать сочетания букв, слогов | Индивидуальный опрос | ||||
46- 47 | 30-31 | Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге слиянии.
| Знать, что буква Я обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука). Уметь обозначать мягкость согласного звука после я | Чтение предложений | ||||
48- 49 | 32-33 | Звуки [г], [г'], буквы Г, г Вн. чт. К. Д. Ушинский «Дедушка» | Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения все предложение | Беседа | ||||
50- 51 | 34-35 | Звук [ч'], буквы Ч, ч | Уметь работать с текс том; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос | Чтение предложений | ||||
52 | 36 | Чтение слов и текстов с изученными буквами | ||||||
53 | 37 | Буква Ь. Вн чт Л..Н. Толстой «Котенок» | Понимать, что буква Ь не обозначает звука. Уметь читать слова с Ь | Чтение предложений | ||||
54 | 38 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой Ь | Уметь читать слова с Ь –показателем мягкости согласных звуков | Чтение предложений | ||||
55- 57 | 39-41 | Звуки [ш], буквы Ш, ш. Вн. чт. В. Катаев «Цветик-семицветик» | Знать звонкие и глухие парные согласные. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос | |||||
58- 60 | 42-44 | Звуки [ж], буквы Ж ,ж. | Знать звонкие и глухие парные согласные. Уметь работать с текс том | Беседа по вопросам | ||||
61 | 45 | Буквы Ё, ё. Вн. чт. А.Л. Барто «Разлука» | Уметь читать слова с буквой Ё | Чтение наизусть | ||||
62 | 46 | Буква Ё– показатель мягкости . | Знать, что буква Ё обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука). Уметь обозначать мягкость согласного после ё | |||||
63 | 47 | Звук [й'], буква й. | Уметь выделять и дифференцировать и характеризовать звук [й'],находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос | Беседа по вопросам | ||||
64-66 | 48-50 | Звуки [х], [х'], буквы Х, х Вн.чт. В. Осеева «Просто старушка» | Уметь анализировать слова, производить звукобуквенный анализ | Чтение предложений | ||||
67 | 51 | Буквы Ю, ю | Уметь читать слова с буквой Ю | |||||
68 | 52 | Буква Ю - показатель мягкости пред шествующего согласного в слоге слиянии. | Уметь понимать, что буква Ю обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука) | Беседа по вопросам | ||||
69 | 53 | Звуки [ц], буквы Ц, ц . | Уметь понимать, что звук [ц] всегда твердый и глухой. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос | Чтение текста | ||||
70- 71 | 54-55 | Звуки [ц], буквы Ц ,ц Вн. чт. Ребятам о зверятах. | Знать глухие непарные согласные. Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения все предложение | Чтение текста | ||||
72- 73 | 56-57 | Звук [э], буквы Э, э | Знать, что буква Э не пишется после согласных Ч, Ш,, Ц, Ж | Чтение наизусть | ||||
74-75 | 58-59 | Звуки [щ], буквы Щ ,щ. .Вн. чт. Стихи о весне | Знать, что [щ] глухой мягкий непарный звук | Индивидуальный опрос | ||||
76-77 | 60-61 | Звуки [ф], [ф'], буквы Ф ,ф. | Уметь работать с текстом | Текущий | ||||
78-79 | 62-63 | Буквы Ь, Ъ. Вн. чт О.Дриз «Секрет старой палки». | Знать, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков | Беседа по вопросам | ||||
III | Послебукварный период ( 13 часов ) | |||||||
80 | 1 | Алфавит | Знать алфавит. Уметь работать с текстом | Чтение наизусть | ||||
81 | 2 | К. Ушинский «Наше Отечество» Вн. чт. О. Дриз «Никто» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Индивидуальный опрос | ||||
82 | 3 | В. Куприн «Первоучители словенские», «Первый букварь». | Уметь различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости) | Чтение текста | ||||
83 | 4 | А.С. Пушкин «Только месяц показался» | Текущий | |||||
84 | 5 | Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский о детях | Уметь осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем произведения; определять главную тему и главную мысль | Индивидуальный опрос | ||||
85 | 6 | К.И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница» Вн. чт. С.Михалков «Фома» | произведения; пересказывать текст | Текущий | ||||
86 | 7 | В.В. Бианки «Первая охота». . | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое | Фронтальная беседа | ||||
87 | 8 | С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» | высказывание с опорой на авторский текст | Чтение наизусть | ||||
88 | 9 | М.М.Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока» | Уметь с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; читать стихотворные | Индивидуальный опрос | ||||
89 | 10 | А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» Вн. чт. А. Барто «Катя» | произведения наизусть (по выбору) | Чтение текста. Чтение наизусть | ||||
90 | 11 | С.В.Михалков «Котята». | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему; читать выразительно наизусть | Чтение наизусть | ||||
91 | 12 | Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука» | Уметь различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); отвечать на вопросы | Индивидуальный опрос | ||||
92 | 13 | В.Д.Берестов «Лейся, песня», «Прощание с другом», «Любили тебя без особых причин» «Непослушная кукла»,«Дерево», «Нофелет» | Уметь приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | Индивидуальный опрос |
Приложение
Упражнения для мышц шеи.
1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.
3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
4. Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевал сопротивление рук.
Физические упражнения и игры
для формирования правильной осанки.
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытянув носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
Дыхательные упражнения.
- Вдох через нос — выдох через рот;
- Краткий глубокий вдох — замедленный выдох;
- Медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох;
- Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей; выдох толчками;
- Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;
- Выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;
- На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж... писк летающего комара: 3-3-3-3... рычание собаки: Р-Р-Р... воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С...
- «Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;
- «Погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох;
- На одном вдохе произнесите 5—10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф! -ф!- ф!- ф!
- Произнесите скороговорку-считалку.
Скороговорки
- А мне не до недомогания.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Флора Лавру навру.
- Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
- Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
- Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
- Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
- Осип охрип, Архип осип.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- По семеро в сани уселися сами.
Комплексы упражнений для глаз
Вариант 1.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем рас-
крыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить
4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости
глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повто-
рить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на
счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом
проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повто-
рить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз,
потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко
раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль
на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые
движения глазами вверх – вправо – вниз - влево и в обратную сторону: вверх
– влево – вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4
вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо,
вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение по диагонали в одну и
другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
Вариант 3.
(после каждого упражнения закрывай глаза для отдыха, считай до 5)
- Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 10 см под прямым углом.
Смотри на ладонь и медленно удаляй ее от себя до полного распрямления
локтя, так же медленно вернись в исходное положение (4 раза)
- Поставь ладонь перед глазами на расстоянии 15-20 см, делай ею кре-
стообразные движения, следи за движениями глазами (4 раза)
- Поставь ладонь перед глазами на R 20-25 см, делай ее круговые спира-
левидные движения туда и обратно по 4 раза. Следи за движениями гла-
зами.
- Найди глазами точку на R не менее 10 метров (например: ветка за
окном).
- Повтори упражнения 1, 2, 3 на этом расстоянии, выполняй дви-
жения глазами в радиусе 2-х метров.
Массаж глаз.
- Руки потереть, стряхнуть микробы. Тремя пальцами гладить, массировать лоб, моргание.
- Массаж бровей, погладить, моргание.
- Двумя пальцами массаж висков, погладить, моргание.
- Тремя пальцами массировать скулы у глаз.
- Одним пальцем массировать крылья носа.
- Двумя пальцами массировать переносицу.
- Одним пальцем массировать заднюю поверхность ушной раковины.
- Массаж шеи сзади.
- Потереть руки, массировать верхнее веко двумя пальцами.
- Средним пальцем массировать наружный угол глаза.
- Вибрировать двумя пальцами нижнее веко.
- Средним пальцем вибрировать наружный угол глаза.
- Четырьмя пальцами массировать весь глаз.
- Упражнение "китайские глазки" - средними пальцами растянуть глаза за наружные уголки.
Зрительный тренажер
Релаксационные упражнения для детей младшего школьного
возраста
«Апельсин»
Дети сидят на стульях в свободной расслабленной позе, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 –10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…) Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).
«Сдвинь камень»
Дети лежат на парте. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая…мягкая…отдыхает…».Затем то же самое проделывается с левой ногой.
«Черепаха»
Упражнение делается лежа на парте . Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря – по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены шейка мягкая Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как б втягивая их под панцирь, - 5 -10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из – под панциря (спина расслабляется 5 – 10 сек.).
«Морская звезда»
Упражнение выполняется под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и
безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом мес-
те и делают то, что им хочется. Продолжительность упражнения 1 -2 мин. В
конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз,
сесть, глубоко вдохнуть и встать.
«Снежная баба»
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.
Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею),потом плечи, потом туловище. А ветер дует все сильнее хочет разрушить снежную бабу. Улетел ветер наступило утро выглянуло солнышко и решило бабу отогреть. Стало солнышко припекать и начала наша снежная
баба таять. Сначала стала таять голова ( свободно опустить голову) затем иостальные части тела.
«Угадай настроение»
Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях. В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома. Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько. Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они, подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах.
Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.
«Фейерверк эмоций»
Упражнение выполняется в группе (парах, тройках). Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение удовольствие, благодарность, растерянность, отвращение, досада, нетерпение, испуг смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.
Представителю каждой группы предлагается вытащить бумажку с названиями какой – нибудь эмоции. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Дети должны вспомнить ситуацию в которой испытывали подобное чувство. затем изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (позы, мимика, жесты), другие отгадывают.
«Медуза»
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.
«Роняем руки»
Расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
«Белое облако».
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый день. Вы смотрите в удивительное чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им, чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное облачко. Вы очарованы его красотой. Вы в ладу с самим собой. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко медленно приближается к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вам всё нравится. Представьте, как вы медленно встаёте и подходите к белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец, вы достигли маленькое облачко и ступаете на него. Вы ступаете и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко в небе.
Точечный массаж для профилактики ОРВИ
(по А.А.Уманской)
Точечный массаж можно применять в начальной стадии простудного заболевания, когда появляется насморк, легкое першение в горле, чихание, а также для профилактики острых респираторных вирусных инфекций. Но прежде посоветуйтесь с врачом – рефлексотерапевтом, узнайте, не противопоказан ли вам точечный массаж.
Массаж проводится 3—4 раза в день. Каждую точку массируют в течение 2—З минут. Несимметричные точки массируют пальцем правой руки, симметричные (если они не на руках) – одновременно пальцами левой и правой руки.
1-я точка, несимметричная — в центре переносицы, между бровями. Массировать указательным пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения.
2-я точка, симметричная — у верхнего края боковой борозды крыла носа. Массировать указательными пальцами, надавливать легко, прерывисто.
3-я точка, несимметричная — в центре подбородка, снизу. Массировать большим пальцем, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.
4-я точка, симметричная — у заднего края сосцевидного отростка, за ушной раковиной, на 1—2 сантиметра кверху от нижней границы волосистой части головы. Массировать указательными или большими пальцами, надавливать легко, делая одновременно вращательные движения в области точки.
5-я точка, симметричная — на тыльной поверхности кистью, между большим и указательным пальцами. Массировать большим пальцем, прерывисто, чувствительно надавливая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-
В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального стандарта начального...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....