Информационно-ценностный подход в обучении чтению
статья (чтение) на тему
Информационно-ценностный подход в обучении чтению
Совершенствование навыка чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. Навык чтения – это универсальный навык, это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик учится. Народ давно подметил важность этого общеучебного навыка, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из древнейших: «На азбуке осёкся – и цифирь не далась».
Как установили ученые, на успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. И как показывают исследования, младший школьник, чтобы быть компетентным по всем предметам начальной школы и в дальнейшей своей жизни, должен читать 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учеником. Чтение 120-150 слов минуту – это тот диапазон, к которому приспособилось мышление человека и его артикуляционный аппарат.
Диктор телевидения – пример этого. Скорость чтения его составляет в среднем 130 слов в минуту – это и есть оптимальный диапазон для осмысливания материала. При определении психолого-педагогической основы темпа чтения я опиралась на идеи ученых В.А. Сухомлинского, В.Н. Зайцева, М.И. Омороковой, И.А. Рапопорт и других, которые вплотную занимались проблемой становления навыка чтения и определили, что темп чтения должен быть приблизительно равен темпу разговорной речи человека. Холерики, сангвиники говорят быстро и читают быстро, а вот меланхолики говорят медленнее и читают медленнее. Из этого видно, что холерики и сангвиники могут легко научиться читать в быстром темпе, а вот меланхоликам это сделать труднее. Но природа нам, учителям, дала подарок. Флегматиков и меланхоликов всегда примерно в классе 10 %, а это значит 2-3 человека. Значит большинство учащихся могут достичь уровня темпа чтения 120-150 слов.
Но мы, учителя, должны научить ребенка не просто читать, а воспитывать квалификационного, вдумчивого читателя, умеющего извлекать нравственный, эстетический потенциал из книг. Поэтому основная цель моей работы – это подготовка квалифицированного читателя, ученика, владеющего всем набором навыков, необходимых для продуктивного чтения. Для достижения цели и решения задач в учебном процессе я опираюсь на технологию А.М. Кушнира «Информационно-ценностный подход в обучении чтению».
С данной технологией.,я познакомилась в 1988 году работая учителем начальных классов города Закаменска.В 1991 году я защищала дипломную работу по данной теме.В 1993 году мне посчастливилось побывать и поработать в научно – иследовательской лаборатории Алексея Михайловича Кушнира в городе Благовещенск, где состоялся обмен опыта Амурских учителей,которые уже несколько лет работали по данной технологии.
Технология А.М. Кушнира, в основе которой лежит информационно-ценностный подход в обучении чтению, предполагает развитие компетентных навыков учащихся при работе с текстом и книгой.Эффективность этого метода обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и каких бы то ни было отдельных процессов и функций, позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.Чтобы воспитать такого читателя нужно решить следующие задачи:
– сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в основной и средней школе;
– сформировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с учебной и детской книгой;
– развивать у детей способности к полноценному восприятию литературного чтения.
Технический признак технологии – чтение со «звуковым ориентиром» и слежение глазами за этим ориентиром. Это часто можно встретить в домашних условиях, когда взрослый читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе «звуковым ориентиром» служит живой голос учителя или голос, записанный на магнитофон.
Работа по совершенствованию навыка чтения начинается с рассматривания книги. Это ведущий метод подготовки квалифицированного читателя. Хотя наряду с этим методом сохраняет своё значение и метод живого слова в самых различных формах: чтение вслух, наизусть, беседы, рассказы, пересказы, игры, конкурсы, инсценирование и т.д.
С первых дней обучения вводится подвижный план работы с книгой. Начинающего читателя-первоклассника надо приучать рассматривать книгу с обложки. При составлении плана работы с книгой я опиралась не только на систему работы А.М. Кушнир, но и старалась синтезировать с методическими идеями Н.Н. Светловской, потому что для меня важна реализация идеи – типа правильной читательской деятельности, поэтому в плане работы с книгой я выделила три структурные единицы:
– умение думать до чтения;
– умение думать во время чтения;
– умение думать после чтения.
Работу по «совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход» я осуществляю ступенчато.
Первый шаг к обучению – это подготовка зрительного анализатора, а выражается она в том, что глаза читающего находятся в том месте, которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок глазами и движением указательного пальца одновременно со звучанием движется по строке. И это движение нужно довести до автоматизма.
Следующий шаг – я предлагаю ученику читать шепотом вместе с диктором. В начале этой работы многие дети только успевают произносить с диктором окончания слов, но потом они успевают читать полностью слова. На этом этапе у некоторых детей затруднения, и чтобы не нанести ущерб желанию читать, нужно чтобы ребенок как можно дольше читал шепотом для себя.
К громкому чтению одновременно с диктором переходят постепенно все, но каждый в свой срок и основным остается содержание текста. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают из слабых ситуации неуспеха. Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой ориентир постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении и быть успешными при оценке понимания.
Следующий шаг – это совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией, эмоциональностью. Интонация, культура чтения закладывалась и на предыдущих этапах – эталонным чтением диктора, то есть у детей уже сформировалась ориентация на выразительное чтение.
Однако лишь теперь, когда звучание приблизилось к скорости 120-130 слов в минуту, появляется возможность специально сосредоточить внимание на этом аспекте умения читать. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают вслух вместе с диктором по 2-3 минуты, подражая всем нюансам произношения.
На этом этапе, как правило, завершается формирование мотивационной основы чтения. Уже сложилась установка читать вслух только красиво, ведь из практики урока были совершенно исключены слоговое и механическое чтение.
В это время дети начинают чаще ходить в библиотеку и получать домашнее задание прочесть то или иное произведение и поделиться с товарищами. На уроке я лишь выясняю, кто, по мнению ребят, прочел самую интересную книгу, и поощряю детей за рассказы друг другу о прочитанных книгах.
Далее скорость звучания звукового ориентира должна быть 150-160 слов в минуту, когда ребенок только успевает следить, но проговаривать не успевает. В жизни человек извлекает информацию, в основном, читая про себя. А читать вслух надо только тогда, когда есть благодарные слушатели.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Он требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковые методы.
В настоящее время в нашей школе есть классы оборудованные компьютерами и проекторами, поэтому уроки провожу с «компьютерной поддержкой».
Систему работы по «Совершенствованию навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход» нельзя полностью реализовать без контроля и системы измерения результатов.
Осуществляемый учителем контроль – это важный этап процесса выработки навыка чтения. В руках учителя он является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности ребенка. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»:
Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет, ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы… или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей
Требованиям учебного процесса наиболее соответствует способ подсчета прочитанного в словах за 1 минуту. Замер проводится на незнакомом тексте. Он не должен содержать числительных, количество прилагательных в пределах 8-12% от общего числа слов. Детям с ослабленным воображением можно разрешить вчитываться в текст.
При проверке чтения вслух, а особенно про себя, нужно совмещать контроль скорости чтения (1 минуту) с проверкой понимания, чтобы предупредить опасность бессмысленного чтения.
Контроль понимания текста проводится в виде тестирования. Вопросы для этого я составляю в количестве 10 штук по содержанию текста. Это могут быть высказывания вопросительные, утвердительные, провокационного характера и предусматривающие ответ «да» или «нет». Учащиеся отвечают письменно в специальных блокнотах.
Перед тестированием даю установку – ответ полностью мысленно проговаривать, а в блокноте ставить «да» – «+», «нет» – «–».
Чтобы установить уровень понимания текста, нужно определить количество правильных ответов на вопросы по прочитанному тексту (составляет 10 вопросов).
Если ребенок правильно ответил на 8 вопросов, то К (коэффициент) понимания составляет 0,8 или 80%, если на 10 вопросов – то 1 или 100%.
Критерии измерения результатов понимания текста после одноразового прочтения текста про себя и вслух
«К» понимания в % Уровень
50-60% низкий
70-90% средний
100% высокий
В качестве достаточного адекватного критерия достижений учащихся применяется оценка измерения (вместо оценки состояния), то есть определение разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. Оценивается только отрыв от собственных достижений. Критерием признания становится индивидуальный отрыв от собственных результатов, а не от достижений других.
Динамика проводится по результатам периодических замеров темпа чтения и понимания: ежемесячная «прибавка» скорости чтения должна составлять не менее 5-20 слов.
Критерии измерения результатов темпа чтения и понимания выпускника начальной школы по 3 уровням (условно)
Уровень Критерии темпа понимания текста
Высокий 120-200 слов в минуту Сознательное,углубленное понимание
Средний 90-120 слов в минуту. Понимание содержание текста.
Низкий 70-90 слов в минуту. Частичное понимание текста.
Результаты:
Темп чтения на конец 3 четверть 3 класса»Б» :
Всего:21 учащихся
80 слов и выше – 12 учащихся (конец 4 класса)
60 слов до 75 – 6 учащихся(конец 3 класса)
50 слов - 2 ученика
30 слов – 1 ученик(пришел во 2 класс с другой школы,не умел читать)
Что дала методика Кушнира мне:
1. Возросла техника чтения учащихся, чтение стало выразительное и осмысленное.
2. Возрос объем чтения на уроке.
3. Выше стала читательская активность.
4. Урок чтения – любимый урок для многих детей.
В условиях информационного общества языковая компетентность выступает условием успешной жизнедеятельности человека. Необходимость перерабатывать огромный объем информации и на протяжении всей жизни обновлять багаж знаний и арсенал навыков – все это предъявляет особые требования к языковым умениям.
Принцип природосообразности, который открыл, лично апробировал и подробно описал Я. А. Каменский, в советской педагогике ограничивался тезисом «обучение должно соответствовать уровню развития ребенка». происходят акты « врастания» ребенка в развитую жизнедеятельность взрослого. «Природосообразная педагогика» -это когда урок – продолжение жизни, а жизнь - продолжение урока. Когда работа учителя- продолжение работы других могущественных педагогов: природы, семьи, жизни во всем многообразии ощущений, переживаний, размышлений, поступков, потерь и достижений. Процесс роста имеет свои ориентиры, среди которых определяющая роль отводится собирательному взрослому, складывающемуся из родителей, бабушек, дедушек, их друзей и учителей. Все эти взрослые, так или иначе взаимодействуя с малышом, создают общее с ним жизненное пространство, в котором природный поведенческий алгоритм ребенка именно в том и состоит, чтобы следовать за взрослыми.
Природосообразное обучение - это обучение, которое гармонично резонирует с внутренней природой ребенка. Это процесс, в котором две участвующие стороны образуют учебное пространство во всех мыслимых вариациях процессов и физических условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход к обучению чтению и развитию речи в начальной школе .
Данная разработка из опыта моей работы издана брошюрой и содержит в себе методические рекомендации для ...
Системный подход в обучении чтению на английском языке в начальной школе
Презентация с объяснительной запиской...
"Информационно - ценностный подход в обучении чтению младших школьников"
В данной статье описывается опыт работы: приемы обучения навыкам чтения и отработка техники чтения младших школьников....
Личностно ориентированный подход в обучении чтению первоклассников.
В учебном материале разработаны тренировочные упражнения по формированию навыка чтения целыми словами, описаны факторы, влияющие на скорость чтения и пути их преодоления, даны рекомендации родителям....
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении чтению на раннем этапе образования.
Статья содержит пояснительную записку сописанием этапов работы с предложенным тестом. Задания в тесте разработаны для обучающихся с разными способностями усвоения материала....
Нестандартные подходы в обучении чтению на начальном этапе. Практические наработки.
В данной статье представлены практические наработки в обучении чтению на раннем этапе. Предсталенные рифмы-стихи могут быть использованы как на уроке, так и внеклассных мероприятиях....
Эффективные подходы к обучению чтению и развитие читательской грамотности на уроках английского языка.
В данной работе дается понятие читательской грамотности и приемы использования разных приемов для развития навыков чтения....