Риторика 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Конспект урока по риторике
IV класс
Ивашова Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
г. Печора Республики Коми
2009 г
Тема «Что такое запрет».
Учебник: Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В Ладыженская Т.М.,
Марысева О.В. Детская риторика в рассказах и рисунках.
Программа обучения «Общеобразовательная система «Школа 2100».
Тип урока – Объяснение нового материала.
Форма урока – урок-презентация.
Цель урока – выявление и систематизация знаний учащихся о запрете, как новом речевом жанре, его отличительных признаках, особенностях и видах.
Задачи:
1) обучающие: обеспечить развитие умений создавать, анализировать, классифицировать ЗАПРЕТЫ;
2) развивающие: способствовать развитию креативно - речевых способностей, формированию коммуникативной компетенции; расширению словарного запаса учащихся;
3) воспитательные: содействовать воспитанию культуры речевого поведения, содействовать воспитанию дисциплинированности, культуры поведения в общественных местах.
Опорные понятия – строгий, мягкий, скрытый, деликатный, запретный, запрещающий.
Оборудование: компьютерная презентация «Что такое запрет»; музыкальный диск для релаксации, карандаши, ручки.
ТСО: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, магнитофон, рабочие материалы, ДВД.
СТРУКТУРА УРОКА РИТОРИКИ
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа | Техническое сопровождение этапа |
I. Формирование положительной мотивации. | |||
1. 2. | Орг.момент (1 мин.) Речевая разминка (2 мин.) | 1.Мобилизационный момент. 2.Интонационное упражнение. 3.Дыхательное упражнение. 4.Чистоговорка | Слайды 1-3 |
II. Формулировка цели урока и постановка учебных задач. | |||
3. 4. | Целеполагание (2 мин.) Актуализация знаний (2 мин.) | Формулирование темы, цели урока, учебных задач. Планирование деятельности. Самооценка Устные ответы учащихся. Работа со словарем. | Слайды 4 – 8 Работа на интерактивной доске |
III. Решение учебных задач. Совместное открытие новых знаний. | |||
5. | Введение новых знаний (10-15 мин.) | Определение понятия. Классификация запретов. Ответы на вопросы Рит.Δ | Слайды9-20 Работа на интерактивной доске, ДVД. |
IV. Практическая деятельность. | |||
6. | Практическое применение новых понятий (10-15 мин.) | Решение риторических задач Составление таблицы. Самостоятельная, групповая работа- составление памятки «НЕЛЬЗЯ». | Работа на интерактивной доске. Слайды 21-31 |
V. Рефлексия и релаксация. | |||
7. | Рефлексивная деятельность (3-5 мин.) | Итог урок . Самооценка, самоконтроль. Домашнее. задание. | Слайды 32-33. |
ХОД УРОКА.
№ п/п | Этапы урока | Дидактическое оснащение | Деятельность учащихся |
I. Ход урока |
1. 2. | Эмоциональный настрой. Речевая разминка. а)интонационное упражнение. б) дыхательное упражнение. в) чистоговорка | Слайд №1 «Здравствуй урок» Слайд №2 «Риторика учит» Слайд №3 Чистоговорка | Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Приветствие гостей и друг друга (невербально под ♫) Долгожданный дан звонок – начинается урок! У меня приятное настроение и жду от урока только положительные эмоции. -Озвучьте предложение с интонацией радости. (слайд №1) - Сделали глубокий вдох и на выдохе прочитать текст – чему же учит нас Риторика: Слова красивые писать, выразительно читать. Слушать, мыслить, рассуждать, верно все слова сказать. На уроке будем думать, обсуждать, общаться. - Каких правил будем придерживаться для успешного общения? Ри – ри - ри – на собеседника смотри Зя – зя – зя – перебивать его нельзя Да – да – да – будь внимательным всегда! |
II. Формулировка цели урока и постановка учебных задач. | |||
1. 2. | Работа с риторическим треугольником. Актуализация знаний. | Слайд № 4 Риторический треугольник. Слайд № 5 Слайд №6 Тема урока «Запрет» Слайд № 7 Лесенка знаний. Слайд №8 Цели урока | У нас в гостях Риторический Треугольник. - Назовите главные вопросы РТ (ритор.Δ) (кто? кому? зачем?) - Вспомогательные вопросы? (как? когда? где?) - Центральный вопрос? (Что будем изучать) Зачем?
Как? Где? Что? Кто? Кому? Когда? Часто бывает, что дома вы остаётесь одни. Ваши заботливые,внимательные и предусмот- рительные родители вам говорят такие выска- зывания: - Не играй с огнём! - Не говори никому, что родителей нет дома! - Не играй с колющими и режущими предметами! - Не открывай двери посторонним! - Есть ли в перечисленных высказываниях подсказка, какая может быть тема урока? Что будем изучать? (высказывания учащихся) - Как можем сформулировать тему? - Можно ли сказать по - другому? ЗАПРЕТ ЗАПРЕЩЕНИЕ - Что можем узнать, изучив эту тему? - Чему можем научиться? - Оцените свои знания по теме, используя листочки с «Лесенкой Знаний». - Подумайте и поставьте O на ту ступеньку, на какой вы находитесь в данный момент - Что нужно делать, чтоб подняться выше? - Какую цель поставим на урок? - выявить новые сведения - пополнить словарный запас - совершенствовать навыки связной речи Ребята, наверное, вам приходилось не раз выражать самим запреты, но бывало так, что вас не слушались. Уметь запрещать – это целое искусство, Этому надо тоже учиться, и поэтому займемся этим делом. . |
III. Решение учебных задач. Совместное открытие новых знаний. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. . 7. 8 9. 10. 11. . | Составление алгоритма работы. Открытие новых Знаний. Риторический анализ Физ.минутка Работа на интер. актив.доске. Минисценка Работа на интер.актив. доске. . Работа по учебнику и интерактивной .доске. Просмотр ДVД Работа по учебнику Работа на интер.актив. доске | Слайд № 9 План работы. Слайд № 10 Значение слова Слайд № 11 Синонимы, антонимы. Слайд №12 Когда так говорят. Слайд № 13 Круги общения Слайд №14 Полет бабочки Слайд №15 Сказочный заповедник Слайд № 16 Слайд №17 Задача и цель запрета Слайд №18 Слайд №19 Форма запрета Слайд №20 Ключевые слова | - Ребята, чтобы знания по теме были упорядочены, давайте составим план работы. - С какого вопроса Риторического треугольника начнём? (план записать на доске) - что такое запрет? - кто запрещает? - кому запрещают? - зачем запреты нужны? - как надо запрещать? - когда следует запрещать? - где запрещать?
- Какую учебную задачу поставить на 1 этап? (дать определение слову)
(сообщения учащихся о том, где нашли нужную информацию, кто был помощником.) Показ словаря 1.)ЗАПРЕТ – это категорическое распоряжение Не делать чего-либо. ЗАПРЕТ = ТАБУ = ВЕТО 2).ЗАПРЕТ (синон.) – запрещение, воспрещение 3).ЗАПРЕЩАЕТСЯ (ант.) – разрешается позволяется дозволяется 4).ЗАПРЕТНЫЙ (ая, ое, ые) – находится под запретом (например: зона, плод). ЗАПРЕЩЕННЫЙ (ая, ое, ые ) - запрещается для употребления ( слова, игры) На доске после раскрытия каждого вопроса пишется ответ. - Кто может запрещать? Рассуждение ученика по схеме «Круги общения». Используя эту схему можно ли ответить на вопрос КОМУ ЗАПРЕЩАЮТ (рассуждаем) Делаем вывод КТО? КОМУ? Я СЕБЕ СЕМЬЯ МЛАДШЕМУ ГОСУДАРСТВО СВОЕМУ НАРОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСЕМ ЛЮДЯМ МИРА
Отдых для глаз. Следим за полётом бабочки, которая приглашает нас в сказочный заповедник - Прочитать объявление - ЗАПРЕТЫ. Догадайтесь, кто мог их написать. (Русалка, Снежная Королева, Леший, Чебурашка). - Какие запреты могли бы написать ваши герои книг? Зачем нужны запреты? К чему может привести нарушение запрета? Посмотрите отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и ответьте - почему Иванушка стал козленком? Какова задача ЗАПРЕТА ? - информировать или воздействовать (выбор слова). А цель воздействия? (уберечь от страданий, избежать наказания, предостеречь от беды) - Как нужно запрещать, чтобы воздействовать на человека? Можно ли обратиться к учебнику за помощью? ( стр. 73 упр. 102.) Делаем вывод: запрещая, объясняй! Найдите в задании 101 стр. 73 к каждому запрету объяснение и соедините стрелкой Послушайте Советы Мудрой Совы. Теперь поговорим о формах запретов. Посмотрите на слайд и сделайте вывод ЗАПРЕТ строгий мягкий Что означает строгий ЗАПРЕТ? Мягкий запрет? Проверим предположение по учебнику Могут ли слова подсказать форму запрета? Вернёмся к сказочному слайду и выберем ключевые слова ( нельзя, не разрешается, запрещается,не.) Эти слова относятся к строгим или мягким запретам? Какие слова могут преобразить строгие запреты в мягкие? (у нас не - прошу не -- спасибо за то, что не – я надеюсь, что ты не - пожалуйста, не---) Как бы назвали человека, имеющего выражать в мягкой форме строгий запрет? (деликатный) |
1V. Применение знаний на практике | |||
1. 2. | Заочная экскурсия в музей. Работа по учебнику Дискуссия Работа над стихотворением. Работа на интер. Доске Групповая работа | Слайд №21 Слайд №22 Коми изба. Слайд № 23 Слайд №24 Слайд № 25 Запретительный знак. Слайд № 26 Слайд № 27 Печорские запреты Слайд № 28 Слайд № 29 Таблица Слайд №30 Памятка | Сформулируйте свой запрет. Где чаще всего встречаются запреты? ( в общественных и опасных местах). Посетим Печорский музей. Какие запреты вы бы сказали при посещении Печорского музея? А в других музеях? Прочитайте объявление тоном мягкого и мягкого запрета. Найдите здесь строгие запрещения. О чем говорит объявление: «Благодарим за тишину»? (скрытое запрещение). Можно ли сказать, что ЗАПРЕТЫ учат правилам поведения? Когда нужно запрещать? (угроза жизни и здоровью). Давайте представим, что мы живем в стране, где нет никаких запретов, все разрешается. А как бы жилось в стране ЗАПРЕЩАНИЯ? Какими способами мы запрещаем? Существуют ли другие (несловесные) способы запрещать? Продолжим экскурсию в Коми Музей. Какой предмет Музея говорит о ЗАПРЕТЕ? (веревка). Можно ли невербально запретить? (жест, мимика, тон, знак). Как выглядит запретительный знак? Из множества представленных действий выделите запрещенные: В магазине «Алекс» при входе висит объявление ------. В магазине «Октябрь» - знак. Можно ли сказать, что это одно и то же высказывание? О чём говорят эти знаки? Ты часто слышишь слово «НЕЛЬЗЯ». Заполните таблицу: что запрещают, почему? Составим памятку «Учись запрещать!»
|
V. Рефлексивная деятельность | |||
Домашнее задание. | Слайд № 31 Слайд №32 Слайд № 33 | Какая тема была на уроке? Какие цели ставили на урок? Достигли цели? Ответили на вопросы Риторического Δ ? Оцените вновь свои знания на «Лесенке». Оцените урок на эмоцииметре. Где в жизни могут пригодиться ваши знания и умения? Подходит ли пословица : «Не всё должно, что можно» к уроку? Записать ЗАПРЕТЫ или нарисовать запретительные знаки. Упр. 104 (выбор) СПАСИБО ЗА УРОК! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП-Риторика-4 класс
Риторика (34 ч) Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), 2ч., М.: Просвещение,2002г. . Учебно-методический комплект:-Ладыженская Т. А. Детская рито...
Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по риторике для 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика
Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)...