рабочая программа по литературному чтению 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме
В программу вошли: пояснительная записка, тематическое планирование, содержание курса и приложение ( контрольные работы и литература)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc | 519.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа соответствует Федеральному государственному стандарту по литературному чтению начального общего образования и соответствует примерной программе по литературному чтению.
Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ре бенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская дея тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В авторскую программу изменения внесены, т. к. программа рассчитана на 34 рабочие недели, а по учебному плану школы отводится 35 рабочих недель; в темы : А. Рубинов«Ступенька»; П. Воронъко «Мальчик Помогай», Б. Заходер «Серая Звездочка», В.Даль «Девочка Снегурочка», Братья Гримм «Бременские музыканты» добавлено по 1 часу ( итого 4 часа) для лучшего усвоения данных тем учащимися. Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования. (название тем выделены курсивом в разделе «Содержание»)
Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: учебник для 2 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2010.
Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю, 35 рабочих недель)
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системно сти, преемственности, перспективности и др.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Преобладающими формами текущего контроля являются самостоятельные работы, тесты (10 -15 мин.), словарная работа. Промежуточный контроль проходит в форме: самостоятельной работы, проверки навыка беглого чтения. Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование
Основные требования к знаниям и умениям учащихся второго класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся | |
должны уметь: | могут овладеть приемами: |
|
|
Примерное тематическое планирование курса
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
2 класс
Дата | Программная тема | № урока | Тема урока | Содержание, методические приемы | Требования к уровню подготовленности | Элементы | Домашнее задание | |
О нашей Родине (5 ч) | 1 | Ф. Савинов «Родина» | Чтение стихотворения. Наблю дение за изменением тона и рифмой. Определение автор ской точки зрения. | Знать: – произведения о Родине. Уметь: – сравнивать загадки, шутки, потешки, указывать на их особенности; – самостоятельно читать молча слова и текст; – находить и самостоятельно читать фамилию автора, заглавие; – сравнивать разные по жанрам произведения; – выполнять задания под рубрикой «Проверь себя» | Понятие «рифма» | Выучить наизусть стихотворение о Родине на выбор | ||
2 | И. Никитин «Русь» | Сравнение стихотворений о Родине. Работа над вырази тельностью чтения. | Задание в учебнике и тетради (выразительное чтение наизусть или по учебнику) | |||||
3 | С. Романовский «Русь» | Чтение про себя. Определение эмоционального состояния ге роев. Объяснение учителя (диалог). | Понятие «диалог». | Задание № 4, 5 в учебнике, | ||||
4 | С. Романовский «Слово о Русской земле» | Слушание. Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяс нение слов летописец, лето пись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр. | Понятие «летопись», «летописец» | Взять в библиотеке книгу с произведениями о Родине, нарисовать рисунок по теме чтения | ||||
5 | С. Прокофьев «Родина» Дополнительное чтение Н. Рубцов «Россия, Русь — куда я ни взгляну...» | Упражнение: чтение вслух, про себя, выразительное. Опреде ление тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к сти хотворениям о Родине. | Дополнительно прочитать стихотворение Н. Рубцова «Россия, Русь…»; задание № 4, 5 в учебнике | |||||
Народная мудрость (5ч) | 6 | Народная песня «Я с горы на гору шла…» | Сравнение разных малых фольклорных форм. Слушание народной музыки. Работа с учебником | Понимать отличие малых фольклорных форм. Уметь: – выделять признаки былины (былинного сказа); – работать с произведением, выполнять задания в учебнике; | Понятия «фольклор», «загадка» | На выбор: – найти книгу с загадками; – выучить 2–3 загадки; – сочинить свою загадку | ||
7 | Былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал» | Слушание. Беседа: былина и "былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины. | Понятия «сказ», «былина» (былинный сказ) | Дифференцированно: – подготовить рассказ о семье Ильи; – задание учебника 4, 5 | ||||
8 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Анализ былины: повторы, на певность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: при думать продолжение былины. Чтение «про себя». | Понятия «герой», «былинный герой». Составить рассказ «Илья Муромец – былинный герой» | Краткий пересказ былины по плану | ||||
9 | Шутка, считалка, потешка, пословица Дополнительное чтение Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки, загадки | Выразительное чтение диалога шутки. Выделение при чтении главных слов, определение тем па и тона чтения. Упражнения в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора. | Понятия «шутка», «считалка», «прибаутка», «потешка», «пословица» | Выполнение заданий в тетради с. 8, № 2, 3 | ||||
10 | Проверь себя | Обобщение по теме |
| Составить рассказ | По выбору: – перечитать понравившиеся произведения; – нарисовать иллюстрацию | |||
О детях и для детей (20ч) | 11 | А. Барто «Катя» Дополнительное чтение Б. Заходер «Перемена» | Выразительное чтение. Упраж нения: определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуж дающий, поощряющий, вос хищенный и т.д.), темпа (быст рый, медленный, умеренный). Выделение рифмующихся слов. Беседа: выявление автор ской точки зрения (что хотел сказать автор?), высказывание своей точки зрения («Я думаю, что...»). Сравнение произведений о детях | Знать: – наизусть два стихотворения; – пословицы. Уметь: – выделять пословицы о труде в тексте; – правильно называть произведение; – понимать главную мысль; – находить части в тексте; – сравнивать стихи, рассказы, сказки; – составлять схематический план | Составить рассказ о Кате | Выразительное чтение стихотворения | ||
12, 13 | С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах»; «Как Алешке учиться надоело» | Слушание. Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворения и рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению. | Понятия «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). Подбор пословиц к произведению | Ответить на вопросы учебника | ||||
14 | Е. Пермяк «Смородинка» Дополнительное чтение С. Михалков «Прогулка» | Чтение про себя. Работа с текстом: деление на части, составление плана. | Уметь: – правильно называть произведение; – определять жанр произведения; – понимать главную мысль; – находить части в тексте и основную мысль каждой части; – составлять план; – пересказывать по плану кратко или подробно | Понятие «рассказ». | По выбору: – выразительное чтение одной части; придумать рассказ о Кате и о Тане; – прочитать в хрестоматии стихотворение С. Михалкова «Прогулка» | |||
15 | Н. Носов «Заплатка» Г. Сатир «Рабочие руки» Дополнительное чтение Нанайская народ ная сказка «Айога» | Слушание детьми рассказа Н. Носова. Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Работа по тексту в учебнике и в тетради. Определение главной мысли (что хотел сказать автор?). Составление рассказа о девочке. | Подбор пословиц на тему «Труд, трудолюбие»; понятие «скороговорка» | По выбору: – выразительное чтение стихотворения; – подготовить рассказ о Бобке | ||||
16,17 | И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Л. Толстой «Страшный зверь» Дополнительное чтение Я. Аким «Жадина» | Работа с басней, ее структурой и формой (стихотворной и прозаической). Выразительное чтение. Рассматривание иллюстрации. Объяснения учителем слов: басня, баснописец,мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л. Толстого. | Понятие «басня», «мораль», «баснописец». Сравнение басен поэтической и прозаической | Выучить наизусть басню И. Крылова, прочитать в учебной хрестоматии стихотворение Я. Акима «Жадина» | ||||
18, 19, 20 | М. Зощенко «Самое главное» Дополнительное чтение А. Рубинов «Ступенька»; П. Воронъко «Мальчик Помогай» | Слушание рассказа. Анализ про изведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражне ние в просмотровом чтении | Уметь: – заучивать наизусть басни, стихотворения; – подбирать пословицы по теме произведения; – сравнивать произведения разных жанров | Задавать вопросы к тексту Пересказ текста (без плана) | Прочитать 3 части рассказа, подготовить пересказ одной из частей. Задания в учебнике и тетради Рассказать о событиях от имени Андрюши | |||
21 | В. Сутеев «Кто лучше?» Дополнительное чтение В. Осеева «Волшебная иголочка» | Чтение про себя сказки В. Су теева «Кто лучше?». Выпол нение заданий в учебнике и в тетради. (Обязательно диффе ренцировать задания). | Выразительное чтение сказки В. Сутеева, подробный пере- сказ | |||||
22, 23 | А. Митта «Шар в окошке» Е. Пермяк «Две посло вицы» Дополнительное чтение В. Берестов «Прощание с другом» | Самостоятельное чтение рас сказа «Шар в окошке». Беседа по содержанию. Подробный пе ресказ по готовому плану. Вы полнение заданий в тетради. Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пос ловиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях. | Понимание предложения (по заданию) | Задания в тетради к произведению А. Митта Задания в тетради к стихотворению | ||||
24 | Л. Пантелеев «Две лягушки» Дополнительное чтение В. Катаев « Цветик - семицветик» | Работа со сказкой Л. Пантелее ва «Две лягушки». Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня). | Сочинение сказки о лягушках | Задания в тетради к произведению В. Катаева | ||||
25 | В. Беспальков «Совушка» | Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради | Уметь: – самостоятельно работать с произведениями для дополнительного чтения; – выполнять задания в рабочей тетради; – отвечать на вопросы после прочитанного произведения, выполнять задания | Задания в тетради. 24 | ||||
26,27 | В. Сутеев «Снежный зайчик» Н. Носов «Затейники» Дополнительное чтение Н. Носов «На горке» | Работа с рассказом и с иллюст рациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева. Самостоятельное чтение рас сказа. Выполнение заданий. Книги Н. Носова и В. Сутеева. | Сочинение сказки о Сером волке | Самостоятельное чтение рас- сказа Н. Носова «На горке» | ||||
28 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа чтения. Упражнения в правильном и выразительном чтении. Работа с иллюстрацией к тексту. | Понятие «сказка», «бытовая сказка», «народная сказка» | Пересказ сказки | ||||
29 | Бр. Гримм «Маленькие человечки» Дополнительное чтение Братья Гримм «Три брата» | Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы. | Понятия «литературная сказка», разгадывание кроссворда | Задание в тетради к сказкам Братьев Гримм; самостоятельно прочитать сказку Братьев Гримм «Три брата» | ||||
30 | Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине» | Самостоятельное чтение сказки. Выполнение заданий под руководством учителя. Творческая работа: придумать историю жизни одной из горошинок | Умение сравнивать сказки, готовить рассказ | Подготовить пересказ сказки; принести книги со сказками Х. К. Андерсена | ||||
31, 32,33 | Бр. Гримм «Семеро храбрецов» Дополнительное чтение Б. Заходер «Серая Звездочка» | Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы, последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали). Выразительное чтение: определение тона и темпа чтения, наблюдение за знаками препинания. Сравнение сказок с похожими сюжетами: русская народная сказка «У страха глаза велики» «Семеро храбрецов». | Составление картинного плана | Чтение и пере- Взять в библиотеке книгу о детях, прочитать и принести | ||||
34 | «Проверь себя» | Обобщение по теме: выполне ние заданий в учебнике и в тетради. Проверка уровня начитанности учащихся, знание авторов, названий произведений, их героев | Уметь: – работать самостоятельно, в парах, – работать с текстом | Разгадывание кроссворда | ||||
Уж небо осенью дышало (6 ч) | 35 | А. Пушкин «Уж небо осенью дышало... Г. Скребицкий «Осень» Дополнительное чтение М. Пришвин «Осеннее утро» | Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учеб нике и в тетради. Рассматри вание иллюстрации к тексту. Самостоятельное чтение рас сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради под ру ководством учителя. | Уметь: – выражать при чтении свое отношение к различным состояниям природы; – выразительно читать стихотворения, передавая свои чувства; – понимать главную мысль; – выделять голосом обращения в тексте; – самостоятельно читать абзацы текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения; – выполнять творческие работы: сочинять стихи по заданной рифме, рассказы, сказки с героями прочитанных произведений. | Сравнение произведений | Наизусть, задание в тетради к рассказам Г. Скребицкого «Осень», М. Пришвина «Осеннее утро» | ||
36 | Э.Шим «Белка и Ворон» Е. Трутнева «Осень» | Самостоятельное чтение сказ ки. Выразительное чтение ди алога. Рисование модели об ложки. Работа со стихотворением. Упражнение в чтении вслух и про себя. Выразительное чте ние. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Составить загадки о белке и вороне. | Выразительное чтение произведения (по выбору) | ||||
37 | Н. Сладков «Эхо» | Самостоятельное чтение рас сказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Срав нение произведений разных по жанру — сказки и рассказа. | Понятие «диалог»; игра «Эхо» | В учебной хрестоматии стихотворение | ||||
38 | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...». Загадки М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; «Недосмотренные грибы» | Самостоятельное чтение стихо творения. Выполнение заданий под руководством учителя. Уп ражнение в чтении. Введение и объяснение понятия «загадка». Чтение рассказа М. Пришви на. Выполнение заданий, обу чение пересказу. | Придумать загадки о грибах; разгадать крос- | По выбору: – наизусть загадку; – стихотворение Н. Рубцова | ||||
39 | Э.Шим «Храбрый опенок» Дополнительное чтение А. Майков «Осень» | Слушание. Беседа: что понра вилось? Какие чувства вызы вает? Чем восхищается автор? Выполнение заданий в учебни ке и в тетради. | Сочинить рассказ по иллюстрации с. 12. | Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Осень» (с листа или наизусть) | ||||
40 | Проверь себя | Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности | Сочинить рассказ об осенней природе | Страничка «Книжная полка»: читать произведение по выбору | ||||
Снежок порхает, кружится (19ч) | 41 | 3. Александрова «Зима» | Чтение стихотворения. Вы полнение заданий в учебнике и в тетради. Введение понятия «сравнение». Обучение работе с рубрикой «Подсказка». | Уметь: – бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; – пересказывать рассказ или сказку по готовому плану; – объяснять автор- – сочинять небольшие сказки или рас- – объяснять поступки героев и свое отношение к ним; – передавать интонацией свое отношение к читаемому; – различать авторские и народные сказки; – самостоятельно выполнять задания по теме («Проверь себя»); – оценивать свои знания («Это я знаю и могу выполнить» или «Этого я еще на знаю») | Задание в тетради | |||
42 | С. Иванов «Каким бывает снег» Дополнительное чтение С. Есенин «Пороша» | Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану. | Деление текста на части (по готовому плану) | Пересказ текста С. Иванова | ||||
43 | И. Соколов-Микитов «Зима в лесу» | Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ. | Соотнесение картинного плана с текстом | Задание в тетради. Выразительное чтение одной части (по выбору) | ||||
44, 45 | Э. Шим «Всем вам крышка» К. Ушинский «Мороз не страшен» | Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко. Объяснение реальных и сказочных событий. Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту. | Составление рассказа по иллюстрации Соотнесение текста с готовым планом | Задание в тетради по сказке Э. Шим. Задание в тетради; выразительно читать; наизусть текст рассказа К. Ушинского (по желанию) | ||||
46 | Народная сказка «Дети Деда Мороза» Дополнительное чтение Немецкая сказка «Бабушка Мете лица» | Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Обучение пересказу по плану. | Прочитать в учебной хрестоматии немецкие сказки | |||||
47, 48 | М. Пришвин «Деревья в лесу» Дополнительное чтение Е. Пермяк «Четыре брата» Коллективное творчество | Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу». | Составить рассказ «Краски зимнего леса» | |||||
49 | И. Суриков «Детство» | Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Беседа об отношении к природе. | Уметь: – выразительно читать стихи наизусть; – бегло читать отрывки знакомого текста; – пересказывать по готовому плану; – объяснять свою точку зрения и соотносить ее с авторской позицией | Умение составлять текст о своих детских забавах | Выучить стихотворение наизусть | |||
50, 51, 52 | В.Даль «Девочка Снегурочка» | Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица од ного из героев. Упражнение в выразительном чтении песен ки стариков. | Умение читать текст по ролям | Краткий пере- Подготовить рассказ о девочке Снегурочке | ||||
53 - 54 | Русская народная сказка « Снегурочка» Дополнительное чтение Японская народная сказка «Журавлиные перья» | Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке. Сравнение сказок разных наро дов | Сравнение русской народной сказки «Снегурочка» и сказки И. Даля «Девочка Снегурочка» | Прочитать, подготовить пересказ по плану Придумать продолжение сказки По выбору: – придумать сказочную историю о Снегурочке и сделать к своей сказке рисунок; задание в тетради | ||||
55 | Н. Некрасов «Саша» Дополнительное чтение В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | Выразительное чтение стихо творения. Работа с иллюстра цией. Сравнение произведе ний поэта. Работа с книгами Н. Некрасова. | Знать: – наизусть 2-3 стихотворения; – пословицы о дружбе и труде; Уметь: – соотносить пословицы и поговорки произведения; – объяснять поступки героев произведений, выражать свое отношение к ним | По выбору: – прочитать – задание в тетради | ||||
56 | Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует» | Чтение рассказа «про себя». Вы полнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение произ ведений о природе. | Подробный пересказ; задание в тетради | |||||
57, 58 | И. Соколов -Микитов «Узоры на снегу» И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» | Самостоятельное чтение рас сказа. Комментирование за главия. Подготовка подробно го пересказа Слушание. Упражнения в пра вильном чтении. Выделение сравнений. Обучение вырази тельному чтению. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Умение находить в тексте сравнения | Придумать рассказ по иллюстрациям к рассказу Задание в тетради | ||||
59 | Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича» Дополнительное чтение В. Одоевский «Мороз Иванович» | Работа в группах (5-10 чело век). | Сделать рисунки | |||||
Здравствуй, праздник новогодний (9ч) | 60 | С. Михалков «В снегу стояла елочка» | Слушание. Выполнение зада ний в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Срав нение строф: выделение важ ных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Коммен тирование текста. | Уметь: – выразительно читать отрывки из изучаемых произведений (логические ударения, знаки препинания) | Умение сочинить загадку о елке | Задание в тетради, сделать модель обложки | ||
61- 63 | А. Гайдар «Елка в тайге» Книги А. Гайдара | Слушание. Беседа по содержа нию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А. П. Гайдара «Чук и Гек» | Умение определять по отрывку произведение | Перечитать понравившийся отрывок, выполнить задание к тексту Задание в тетради Краткий пересказ рассказа «Елка в тайге» | ||||
64, 65 | С. Маршак «Декабрь» Книги С. Маршака | Чтение стихотворения про се бя. Беседа после чтения. Рабо та с текстом произведения. Рисование обложки к стихо творению. Повторение произведений С. Маршака | Умение соотнести иллюстрации и текст | Наизусть | ||||
66 | «Книги Х.-К. Андерсена» Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен «Штопальная игла», «Ель» | Рассматривание и выборочное чтение книг Х.-К. Андерсена | Читать сказки зарубежных писателей | |||||
67 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Выполне ние заданий в учебнике и в тет ради | Творческая работа в тетради (по желанию) | |||||
68 | «Идет волшебница-зима» | Содержание урока-утренника: • выставка творческих работ учащихся по теме; • конкурс чтецов и рассказчи ков; • инсценирование отдельных произведений по теме; • конкурс знатоков загадок о зиме; • викторина «По страницам нашего учебника». | Читать книги различных авторов | |||||
Произведения о животных (о братьях наших меньших) (15 ч) | 69 | Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка» Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка» | Сравнение произведений фольк лора. Выполнение заданий под руководством учителя. Само стоятельное чтение стихотво рения В. Жуковского «Птич ка». Беседа. | Знать: – наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения; – 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных. Уметь: – различать народные песни, загадки, сказки; – отличать реальные события и волшебные; – различать народные и авторские сказки; – находить в тексте пословицы и уметь их объяснять; – рассказывать сказку или ее часть близко к тексту; – сочинять сказки с героями | Наизусть | |||
70 | К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки) Е. Благинина «Голоса леса» Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» | Упражнение в чтении. Выпол нение заданий в учебнике и в тетради Выразительное чтение стихо творения. | Сочинить рассказ о своем животном | Задание в тетради | ||||
71 | М. Пришвин «Старый гриб» П. Комаров «Олененок» Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца» | Слушание. Выполнение зада ний в учебнике и в тетради. Рассматривание книг М. Пришвина. Самостоятельное чтение сти хотворения. Выяснение отно шения автора к своему герою. Выполнение заданий в учеб нике и в тетради. Сравнение произведений (жанр, тема, автор) | Задание в тетради | |||||
72 | К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки | Выразительное чтение произ ведений разных жанров. Вы полнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитан ных произведений | Уметь: – сочинять продолжение сказки; – отбирать в библиотеке книги о животных; – составлять книгу-самоделку о героях-животных | Сочинение загадок о животном | Пересказ текста | |||
73 | В. Бианки «Еж-спаситель» Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка» | Работа с рассказом, выполнение заданий в учебнике и тетради | Задание в тетради | |||||
74, 75 | М. Дудин «Тары-бары...» Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты» | Чтение стихотворения. Выполнение заданий. | Знать: – 2–3 авторов, которые пишут о животных, правильно называть их фамилию. Уметь: – различать авторские и народные произведения; – рассказывать сказки близко к тексту; – подбирать пословицы и поговорки к теме произведения; – сочинять продолжение к сказке; – иллюстрировать понравившийся эпизод произведения | Выразительное чтение стихотворения | ||||
76 | К. Ушинский «Плутишка кот» Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос» | Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение зада ний в учебнике и в тетради. Составление плана. Пересказ по плану. | Прочитать в учебной хрестоматии сказку «Барсучий нос» и выполнить задание в тетради | |||||
77, 78 | Русская народная сказка «Журавль и цапля» Дополнительное чтение Африканская на- родная сказка «О том, как лиса обманула гиену» | Самостоятельное чтение сказ ки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Краткий пересказ. | Знать: – отличие народных и авторских сказок; – называть 2–3 примера произведений. Уметь: – находить ответы на вопросы, подтверждая текстом; – давать характеристику героям и их поступкам | Пересказ от лица одного из героев | Задание в тетради Задание в тетради к африканским народным сказкам | |||
78 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» Дополнительное чтение Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь» | Слушание. Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Краткий пере | |||||
79 - 81 | Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка» | Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выявление реально го и вымышленного в произве дении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Инсценирование сказки | Пересказ Задание в тетради Чтение книг со сказками Д. Мамина-Сибиряка (по желанию) | ||||
82 | Русская народная сказка «Белые перышки» | Чтение сказки учителем. Вы полнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение народных сказок | Работа с заданием в тетради | |||||
Зарубежные сказки (11ч) | 83 | Украинская народная сказка «Колосок» Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы» | Работа с текстом сказки. Опи сание героев сказки. Сравне ние сказок о петушке. Рассма тривание книг со сказками о петушке. | Уметь: – выделять признаки сказки; – правильно называть произведение; – составлять схематический план; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану | Сравнение сказок разных народов | |||
84, 85 | Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать» | Самостоятельное чтение. Вы полнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой «Зимовье зверей»-Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека. | Словесная характеристика героя | Задания в тетради Взять в библиотеке книгу со сказками народов мира | ||||
86-88 | Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Дополнительное чтение Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» | Чтение веселых историй. Образы героев сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов. | Уметь: – выделять признаки сказки; – правильно называть автора и название произведения; – выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; – пересказывать подробно, сжато по готовому плану | Задания в тетради Сочинить историю о героях норвежской сказки (по желанию) Подобрать книги со сказками народов мира | ||||
89- 91 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами бр. Гримм. | Рассказ по плану.Подготовиться к инсценированию сказки (выбор роли), задание в тетради | |||||
92,93 | Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Дополнительное чтение Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха» | Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки С. Михалкова «Три поросенка». | Задание в тетради | |||||
94 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Работа по рубрике «Книжная полка» (закрепление) | |||||
Произведения о семье (14 ч) | 95- 97 | Л. Толстой «Лучше всех». Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка Е. Пермяк «Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра» | Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Беседа: образы мамы, дочери, сестры. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Творческая работа: сочинение рассказа «Вся семья вместе - и душа на месте». Объяснение понятий: быль, рассказ, пословица, колыбельная песня (песенка). | Уметь: – выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные); – употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.; – выразительно читать диалоги; – разыгрывать сценки из произведений Знать: – наизусть читать 1-2 стихотворения о маме; – что такое рифма, строфа. Уметь: – выразительно читать все произведения;, диалоги; – разыгрывать сценки из произведений | Придумать рассказ о дружной семье | Работа в тетради. Вспомнить любимую колыбельную песню своего детства По желанию: написать рассказ о бабушке, брате, папе. Подробный пересказ «Моя сестра» | ||
98 | М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...» В. Осеева «Сыновья» А. Майков «Колыбельная песня» | Отработка навыка чтения. Выразительное чтение. Само стоятельное чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Вы полнение заданий под руко водством учителя. Пересказ по плану. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Чтение диалога матери и ветра. | Самостоятельная работа | |||||
99 | Л. Толстой «Отец и сыновья» А. Плещеев «Дедушка» Дополнительное чтение И. Панъкин «Легенда о матерях» | Самостоятельное чтение рас сказа. Определение главной мысли. Выполнение заданий. Творческая работа: сочинение истории или рассказа «Лю бовь да совет, так и нужды нет». Самостоятельное чтение сти хотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетра ди. | Выразительное чтение одного из произведений (по выбору) | |||||
100 | Л. Воронкова «Катин подарок» Ю. Коринец «Март» Дополнительное чтение Б. Заходер «Сморчки» | Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий. Подробный пересказ. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой подарок маме». | Выразительное чтение стихотворения «Март»; задание к рассказу Л. Воронковой | |||||
101 102 | А. Плещеев «Песня матери» А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» | Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева «Песня матери». Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении. | Наизусть по выбору Задание в тетради | |||||
103 | Татарская сказка «Три сестры» Дополнительное чтение С. Михалков «А что у вас?» | Чтение вслух татарской сказки. Образы персонажей. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Рассказывание сказки от лица одного из героев | Выразительное чтение сказки; задание в тетради к стихотворению С. Михалкова «А что у вас?» | ||||
104 | В. Солоухин «Деревья» | Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой дедушка». | Наизусть | |||||
105, 106 | С. Михалков «Быль для детей» С. Баруздин «Салют» | Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение третьей части. Работа с иллюстрациями к тексту произведения Самостоятельное чтение сти хотворения. Выполнение зада ний в учебнике и в тетради. | Рассказ о традициях в семье (по желанию); задание в тетради | |||||
107, 108 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Выполне ние заданий в учебнике под руководством учителя. Само стоятельное выполнение зада ний в тетради. | Чтение произведения по желанию Придумать кроссворд | |||||
Весна, весна красная… (24 ч) | 109 | Народная песня «Весна, весна красная!» А. Чехов «Весной» | Выразительное чтение народ ной песни. Выполнение зада ний. Творческая работа: со чинение закличек о солнце, дожде, хлеб. Самостоятельное чтение рас сказа. Составление плана. По дробный пересказ. | Уметь: – выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе; – подмечать приметы и краски весны; – описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.; – участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна…»; – пересказывать подробно и сжато по готовому плану;– составлять словарь по теме «Весна»; – сочинять стихи, сказки, рассказы Знать: наизусть 1–2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения | Сочинить закличку (по желанию). Работа в тетради | |||
110, 111 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Г. Скребицкий «Весна-художник» | Слушание. Выполнение зада ний 1-3 в учебнике. Коммен тирование заглавия. Самосто ятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-худож ник». Комментирование за главия. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение произве дений о весне: стихотворение, рассказ, песни - заклички. | Задание в тетради Сделать иллюстрации для книжки-самоделки «Весна-художник» | |||||
112 | Н. Сладкое «Снег и ветер» Дополнительное чтение Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи» | Самостоятельное чтение сказ ки. Выполнение заданий под руководством учителя | Работа в тетради, читать в учебной хрестоматии произведения М. Сладкова (по желанию) | |||||
113- 115 | С. Маршак «Весенняя песенка» Э.Шим «Чем пахнет весна» Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки» | Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение жанров произведений Самостоятельное чтение стихотворения. Беседа после чтения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Наизусть Задание в тетради Задание в тетради по В. Маяковскому; читать в хрестоматии (по желанию) | |||||
116, 117 | Произведения о Дне Победы | Чтение стихотворения С. Баруз дина «Салют». Выполнение зада ний в учебнике. Беседа о про изведениях, посвященных Дню Победы. | Уметь: – самостоятельно работать с произведением: читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение, выполнять задания в тетради | Подготовить рассказ «В моей семье живет память о войне» (по желанию) Наизусть | ||||
118 | Ф. Тютчев Зима недаром злится...» Дополнительное чтение К. Ушинский «Проказы стару хи-зимы» | Выразительное чтение стихотворения | Задание в тетради | |||||
119 | А. Куприн «Скворцы» Н. Сладков «Скворец- молодец» Дополнительное чтение Н. Сладков «Проталина» | Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради Самостоятельное чтение сказки-диалога. Комментирование заглавия. Сравнение произведений А. Куприна и Н. Сладкова. | Задание в тетради («Скворец-молодец») | |||||
120 | Н. Сладков «Апрельские шутки» А. Барто «Апрель» | Чтение учителем сказки. Вы полнение заданий к тексту Самостоятельное чтение сти хотворения. Выразительное чтение стихотворения | Задание в тетради (А. Барто «Апрель») | |||||
121,122 | Г. Скребицкий «Жаворонок» Дополнительное чтение К. Коровин «Баран, заяц и еж» Малые жанры фоль клора. Песенка - закличка. Загадки | Самостоятельное чтение рас сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами Н. Сладкова о природе. Выразительное чтение песенки - заклички. Выполнение заданий. Сравнение произведений фольк лора. Творческая работа: сочине ние загадок и песенок - закличек | Задание в тетради (А. Барто «Апрель») Прочитать рассказ К. Коровина «Баран, заяц и еж» | |||||
123 | В. Жуковский «Жаворонок» Дополнительное чтение В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернул ся на родину» | Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Заучивание наизусть
| Знать: – 2–3 произведения о родной природе и читать наизусть; – фамилию автора, название произведения, жанр; Уметь: – выполнять творческие задания: нарисовать иллюстрацию, сочинить короткое произведение о природе, придумать загадку и т. д. | Наизусть | ||||
124 | О. Высотская «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луг» | Сравнение произведений о весенней природе. Творческая работа: сочинить рассказ об одуванчике — «Маленькое солнышко» | Выразительное чтение рассказа; наизусть «Одуванчик» (по желанию) | |||||
125 | П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» Дополнительное чтение Э. Шим «Муравейник» | Работа со сказкой: упражнение в чтении, выполнение заданий в учебнике и в тетради, составле ние плана. | Задание в тетради «Почему хорошо на свете» | |||||
126 | Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей» Дополнительное чтение Р. Сеф «Чудо» | Самостоятельное чтение рас сказа. Комментирование загла вия. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Самосто ятельное чтение стихотворения. | Проверка внимания (не существующий ответ на вопрос | Самостоятельная работа со стихотворением А. Барто «Воробей» | ||||
127 | М. Пришвин «Ребята и утята» Дополнительное чтение Н. Сладков «Весенний разговор» | Самостоятельное чтение рас сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Составле ние рассказа по иллюстрациям. | На выбор: – пересказ рас- – задание в тетради | |||||
128, 129 | Б. Заходер «Птичья школа» Дополнительное чтение М. Горький «Воробьишко» | Слушание. Беседа по содержа нию. Выполнение заданий в учебнике и в тетради | Иллюстрирование книжки-самоделки | Выразительное чтение отрывка (по выбору) Выразительное чтение отрывка (по выбору) | ||||
130 | К. Ушинский «Утренние лучи» Дополнительное чтение М. Пришвин «Лесная капель» | Самостоятельное чтение рас сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. | Прочитать хрестоматии М. Пришвин «Лесная капель» | |||||
131 | А. Барто «Весна, весна на улице...» | Работа с текстом стихотворе ния. Упражнение в вырази тельном чтении. Обучение за учиванию наизусть | Наизусть стихотворение А. Барто | |||||
132 | «Проверь себя» | Обобщение по теме. Самостоя тельное выполнение контроль ной работы «Проверь себя» в те тради. Самопроверка по образцу. | Составить страничку «Проверь себя» (3–5 заданий) | |||||
Волшебные сказки (8 ч) | 133, 134 | Русская народная сказка «Хаврошечка» Дополнительное чтение Русские народные сказки «Чудо- чудное, Диво-дивное», «Царевна-ля гушка» | Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Пересказ по плану. | Уметь: – различать сказки о животных, бытовые, волшебные; – сравнивать волшебные сказки – – сочинять сказки с волшебными предметами; – самостоятельно читать волшебные сказки. Знать: – русских и зарубежных авторов сказок; – название сказки; – различие сказок бытовых, волшебных, о животных. Уметь: – самостоятельно читать произведение; – давать оценку по- – рассказывать сказку близко к тексту; – знать наизусть отрывок из сказки в стихах | Работа в тетради по сказке «Хаврошечка» | |||
135 – 137 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Дополнительное чтение А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами сказок А.С. Пушкина | Наизусть I часть «Сказки о рыбаке и рыбке» Задание в тетради по «Сказке о попе и о работнике его балде» Задание в учебнике | |||||
138, 139 | Ш. Перро «Кот в сапогах» Дополнительное чтение Индийская народная сказка «Золотая рыба» | Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Работа с иллюстрациями. Описание кота | Сравнение моделей обложек | Задания в тетради | ||||
140 | «Проверь себя» Дополнительное чтение Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» | Обобщение по теме. Выполнение заданий по учебнику. Самостоятельное выполнение проверочной работы в тетради. Самопроверка по образцу |
Содержание программы
Круг чтения:
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, за кличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов.
Произведения русских и зарубежных писателей-класси ков, произведения современных дет ских писателей.
Произведения о жизни детей разных народов и стран.
Приключенческая детская книга;
Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика авторских произведений и произ ведений фольклора: произведения о Родине, о родной приро де, об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, басни, стихо творения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы, легенды.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литера турное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, бы лина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скорого ворка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), назва ние произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова действия.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, ог лавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произ ведения (книги).
Восприятие литературного произведения: создание усло вий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зре ния. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, геро ев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оцен ка эмоционального состояния героев, их нравственных пози ций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность: проявление интереса к словес ному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скорого ворок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение на чала и продолжения произведения. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-кон курсов, уроков - игр.
Навык чтения: осознанное правильное плавное чтение с пе реходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Работа с текстом:
- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;
- различение простейших случаев многозначности и срав нений;
- деление текста на части и составление простейшего пла на под руководством учителя;
- определение основной мысли произведения с помощью учителя;
- составление картинного плана;
- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения:
- самостоятельное чтение небольших произведений и дет ских книг (1- 2 страницы);
- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и за главие;
- правильно называть произведение, книгу (фамилия ав тора, заглавие);
- определять тему чтения и жанр;
- словесно описывать героя произведения, используя сло ва текста.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составле ние повествовательного текста;
с уроками изобразительного искусства: сопоставление тек ста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведе ний, оформление творческих работ, участие в выставках ри сунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: музыка и характеры героев литератур ных произведений, музыкальное выражение настроения ав тора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п | Компетенция. Вид проверки | Время выполнения | |||
I полугодие. | |||||
1 | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка. | Сентябрь-октябрь | |||
2 | Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка | Декабрь | |||
3 | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | Конец декабря | |||
II полугодие | |||||
1 | Навык чтения вслух (способ, правиль ность, понимание). Текущая проверка | Февраль | |||
2 | Навык чтения вслух (способ, правиль ность, понимание). Итоговая проверка | Март— апрель | |||
3 | Сформированность учебной и читатель ской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | Май |
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Примерное распределение КИМ по четвертям :
КИМ | I полугодие | II полугодие | Итого |
Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). | 1 | 1 | 2 |
Выразительность чтения. | 1 | 1 | 2 |
Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 3 | 3 | 6 |
Учебно-методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение | |||
Программа | Учебники | Учебные пособия | Инструментарий определения УОУ | Методические пособия для педагогов |
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
| Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2010. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010. | Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010. | Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс. Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2008.
| Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007 Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. |
Список литературы.
- Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учителя)
- Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.
- Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.
- Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007
- Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Методические разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.
Презентации к урокам.
- Мультимедийные средства обучения
- Интернет сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...