"Расслышать листика шуршанье"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения в 4классе по стихотворению И.А.Бунина "Листопад". УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе «Расслышать листика шуршанье»

Тема урока: И.А.Бунин «Листопад»

Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина; расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас детей; учить детей правильному, выразительному чтению; учить любить природу, видеть ее красоту; прививать любовь к чтению.

Оборудование: аудиозаписи музыки, картина «Золотая осень», карточки со словарными словами, толковые словари.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Звучит музыка.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

                                (А.Твардовский)

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

                              (Е.Благинина)

II.Сообщение темы урока.

На доске запись:

…….. пришла в лес. Сперва, когда все листья раскрасились в яркие цвета, он был очень красив. Потом подули сердитые ветры. Они сдирали желтые, красные, бурые листья с веток, носи их по воздуху и швыряли на землю.

Скоро лес поредел, ветки обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями.

 - О каком времени года говорится в тексте? Докажите.

- Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом Иван Алексеевич Бунин. Мы  прочитаем только отрывок из его замечательной поэмы «Листопад», которую он посвятил писателю А.М. Горькому. Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно и красиво. Вот так, как в произведении Бунина «Листопад».

III. Словарная работа.

- Прежде, чем я прочитаю стихотворение, познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся.

(Используются толковые словари. Работа в группах)

Терем – в Древней в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.

Лиловый – цвет фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.

Багряный – красный густого, темного оттенка.

Лазурь – светло- синий цвет, синева.

Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Мотылек – небольшая бабочка.

Пестрый – состоящий из разноцветных пятен, полос; разноцветный.

IV.Знакомство с новым материалом.

а) – Внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть бунинскую осень.

Чтение стихотворения учителем.

Дети слушают, закрыв глаза.

- Поделитесь своими впечатлениями.

б) Чтение стихотворения детьми.

 - А теперь вчитайтесь, вдумайтесь в это стихотворение сами.

- Скажите, какая осень у Бунина?

- Найдите этому подтверждение в тексте.

- Почему осень для писателя праздничная и нарядная?

- Какого цвета листья на деревьях были летом?

- А какие стали осенью?

- Как мы называем период осени, когда листья на деревьях становятся разноцветными?

- Какую осень описал поэт?

- Как надо читать стихотворение? Почему?

- Поэт повествует о лесе. Торопливость нарушает торжественность, не даст возможности  всмотреться в картины осени и почувствовать их.

- Что же можно сказать о поэте?

- Какие слова, выражения передают сказочность осеннего леса?

- Найдите слова, в которых автор передает нежность.

- А только ли на праздничную  нарядную осень указывает автор?

- Какие картины предстают перед вами, когда вы читаете это стихотворение. Подтвердите с помощью текста.

V. Физминутка.

Мы листики осенние, -

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, - полетели.

Танец листьев под музыку.

VI. Работа по картине «Золотая осень»

- Закройте глаза и послушайте еще раз это стихотворение.

- Откройте глазки и посмотрите какой изобразил осень художник. Русская природа – это одна из основных тем произведений художников. Всмотритесь внимательно в эту картину. На ней изображен русский пейзаж, который вы встречали в жизни не раз, но не остановили внимания на нем.

- Что вы видите на переднем плане?

- Какие краски вы заметили вдали?

- Какие краски сочетаются в картине?

- Что общего в картине и в стихотворении Бунина?

- Какие слова из стихотворения вы бы взяли, чтобы подписать под картиной?

- А вы любите осень? Попробуйте     описать её, покажите что вы любите осень.

Чтение детьми сочинений об осени. (Сочинения писали в качестве домашнего задания.)

VII. Упражнения в выразительном и правильном чтении.

  1. Чтение стихотворения способом «буксира».

- Что вы почувствовали?

- Какими средствами поэт донес до нас свое чувство?

- Прочитайте, выделяя сравнения.

 - Почему слово «осень» пишется с большой буквы?

- Прочитайте олицетворение.

- Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?........почувствовать запахи?

2. Составление динамической картины.

- Что мы видим в осеннем лесу?

- Нарисуйте один предмет из стихотворения, который понравился?

(Самостоятельная работа детей. По окончании работы рисунки располагаются  на доске.)

- Как назовем картину?

- Подберите стихотворные строчки к картине?

3. Индивидуальное чтение.

- Кому хочется прочитать стихотворение выразительно, красиво?

- Если вы представляли то, о чем читали, то, наверное, некоторые строки вам запомнились. Какие это строки?

VIII. Итог урока.

- На уроке сегодня был интересный разговор об осени, её красках, звуках, запахах, которые производят на человека сильные впечатления, и хочется поделиться своими чувствами. Поэты, художники, композиторы это делают в своих произведениях. Надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к их творчеству.

- Какое домашнее задание после сегодняшнего урока вам хотелось бы выполнить?

Домашнее задание по выбору.

Выставление оценок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по технологии и ИЗО Воздушный листик.

Презентация по технологии и ИЗО Воздушный листик....

Шаблон (фон) презентации "Дубовые листики"

Данный шаблон можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям по любым предметам....

Мастер-класс по технологии "Листик"

Это совместный проект учителей Крадиновой Е.В. и Благовой Н. А.Мои ученики, Софья Гончарова и Таисия Парамонова (3 класс), проводили занятие для четвероклассников. Это был их первый опыт....

Игра – занятие «История одного Листика»

Занятие для будущих первоклассников...

Технологическая карта урока по литературному чтению, 1 класс, УМК "Планета Знаний", "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание листика»".

Подробная техноллогическая карта урока литературного чтения, 1 класс, УМК "Планета Знаний"Тема: "Звучащий мир поэзии. Виктор Лунин «Жук», Новелла Матвеева «Молчание  листика»".Цель: Зна...

Осенний праздник "Листик, листик, листопад"

Данное мероприятие предназначено для выпускников начальной школы. В нем представлены инсценировки, конкурсы и музыкальные номера на осеннюю тему....

Урок практической духовности "Святая наука расслышать друг друга"

Цель:Приобщать  обучающихся к общечеловеческим ценностям; учить делать выбор в пользу добра; толерантного отношения друг к другу.Освоение норм нравственного отношения к окружающему миру, людям, с...