Игра – занятие «История одного Листика»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме

Занятие для будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_zanyatie_istoriya_odnogo_listika.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – занятие «История одного Листика»

Цель:

1.         Развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти.

2.         Выявление пространственных понятий.

3.         Воспитание бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: листок, картинка дерева, буквы: в, а, с, о, у, о, ы, э; картинки кабана, совы, медведя, белки, Лесовичка, солнышка, тучки, 8 грибов, 9 жёлудей, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», портрет А.С.Пушкина, 3 жёлтых листа, призы в виде листиков.

                             Ход занятия

1.Вводная беседа

-Прекрасная пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса!- так писал об одном времени года известный писатель А.С.Пушкин (показ портрета). А о каком времени года он так говорил? (Об осени)

       -Услышав, что сегодня мы с вами будем говорить об осени, к нам в класс залетел кто-то… А кто, угадайте! Загадка:

Летом вырастают,

Осенью опадают.

Что это? (Листья)

       - У меня в руке листочек! Он хочет вам рассказать одну историю и попросить у вас помощи.

2 Основная часть

Игра с листиком «Вспомнить имя помоги»!

(Учитель ходит по классу и задевает ребят листиком, при этом называет их  имена, а если забывает или называет неправильно, ребята помогают).

    -Родился этот Листик весной, на высоком дереве, вместе с братьями и сёстрами. Дни становились всё теплее и теплее. Пришло лето. Как он радовался теплу! За лето у него появилось много друзей. Часто к дереву, на котором он жил прилетала птица, которую называли все пернатой кошкой. А что это за птица? Из букв составьте слово – отгадку.

          В С О А (сова)

Показ картинки.

     -Она часто с ним играла.

Игра «Доскажи словечко»

1)     Пчёлка, милая пчела ты бы мёду мне…(дала).

2)     Лето, лето к нам пришло, стало сухо и …(тепло).

3)     Мы вернулись из кино дома пусто и …(темно)

4)     Но одной ноге постой-ка, будто ты солдатик…(стойкий).

5)     По тропе, шагая бодро, сами воду тащат…(вёдра)

-А почему сову называют пернатой кошкой?

Дело в том, что сова способна видеть в темноте, огромные глаза, острый слух. Она приносит лесу огромную пользу, уничтожая мышей. Живут до 20 лет. Питаются крупными насекомыми, птицами, рыбами, мелкими зверями. Таким образом, она - хищник.

Физкультминутка

Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим!

    -К его дереву наведывались кабаны. А кто это такие? (Показ кабана)

   -Это лесные поросята. Кабан- зверь сильный, голова крупная, на конце морды пятачок. Крупных кабанов зовут секачами, т.к. они имеют острые изогнутые клыки. С такими клыкастыми даже волки предпочитают не связываться. И с кабанами подружился Листик, особенно с маленькими поросятами. Любил с ними играть.

(К доске выходят ребята первого ряда)

Задание 1

Чем похожи слова:

-трава и лягушка (цвет-зелёный)

-лягушка и заяц (прыгают)

-перец и горчица (приправа горькая)

-пылесос и швабра (приборы для уборки помещения)

-кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв)

      -Однажды мимо дерева, где жил наш Листик, прошёл один страшный зверь. Загадка:

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь) Показ картинки

   -Листик так его испугался, что даже чуть не упал с дерева. Но мишка оказался добрый, что даже позволил нам его раскрасить.

Задание 2

Работа в альбомах. Обводят фломастером силуэт медведя, затем его штрихуют.

Пальчиковая гимнастика

Я здороваюсь везде-

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой руки).

    -А однажды Листик даже подслушал случайно один разговор!

Сценка «Лиса и ёж»

Лиса: Всем ты, ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

Ёж: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Л: Да не то, чтобы некрасивый…

Ё: Может, я с колючками неуклюжий?

Л: Да не то, чтобы неуклюжий…

Ё: Так какой же я такой с колючками-то?
Л: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный…

    -Ребята, почему лисе не понравились колючки ежа? (Потому что она не может его съесть).

   -А вот Листику понравились колючки ежа, да и сам ёж. Они подружились и часто играли в игру.

Игра «Четвёртый лишний» (Выходят ребята второго ряда)

-Заяц, белка, зубная щётка, медведь.

-Яблоко, груша, огурец, лимон.

-Суп, кисель, стол, картошка.

-Берёза, осина, дерево, ель.

-Курица, петух, кукушка, утка.

-Дом, сарай, изба, здание.

-Платье, юбка, шляпа, сарафан.

Физкультминутка Что ты, Ёж, такой колючий?

                                  Это я на всякий случай.

                                   Знаешь кто мои соседи?

                                  Лисы, волки и медведи…

     - Ёж Листика научил рисовать. Попробуем и мы!

Задание 3

 Графический диктант в тетради.

1 клеточка вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-вверх, 1-вправо, 1-ввверх, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз, 1-вправо, 1-вниз. 1-вправо, 2-вниз, 8-влево.

    -Кого вам напоминает этот силуэт? (Ёжика)

  -Подрисуем ему глаз, можем и колючки.

   -А однажды к дереву припрыгала, а кто…Угадайте сами. Загадка

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка) Показ картинки.

   -Белки- добрые суетливые зверюшки. Питаются желудями, сосновыми шишками, орехами и семенами, а также грибами. Белочка попросила Листика сосчитать, сколько грибов, она запасла на зиму. Листик сосчитал, а вы сможете?

Задание 4

Счёт грибов. Показ цифры 8

 -Цифру 8, цифру 8 на носу всегда мы носим.

Цифра 8 плюс крючки получаются очки.

Физкультминутка

Гриша шёл, шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.

«Ай да грибок!» - и положил в кузовок.

     -Часто белка нанизывает грибы на сучки деревьев. Поэтому. Если вы пойдёте в лес и увидите нанизанные на куст грибы, не трогайте их, иначе без запасов зимой белка может умереть. Листику понравилось, как вы считаете и он просит вас сосчитать жёлуди.

Задание 5

Подсчёт желудей с последующим их убиранием. Показ цифры 9.

   -Цифра 9 – акробатка, то шестёрка, то девятка.

  -Так весело, припеваючи и жил Листик. Ласковое солнышко его согревало и любило ему что-либо рассказывать.

Рассказ солнышка.

« Все слова можно разделить на части. Посмотри на мой рот и сосчитай, сколько раз я его открою: ве-тер. 2 раза, 2 части. Каждая часть- это слог, значит в этом слове 2 части. А бывают слова с одним слогом? Суп, стол, пол. Сколько раз, произнося слово, мы открываем рот, столько и слогов».

 -Свежий ветерок обдувал Листика в жаркие дни и играл с ним.

Задание 6

 Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле…)

   -Тёплый дождик из тучки не давал умереть ему – поил его дерево и тоже играл с ним.

Игра «Кто внимательный»

1.     Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)

2.     С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)

3.     Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.  

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

 -Но вот и закончилось лето. Всё чаще стали лить дожди, стало холоднее. Лес преобразился. Наступила осень. (Прикрепляются на дерево жёлтые листочки. Демонстрация репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»

 -Какие краски использовал художник, работая над картиной?

 -Какое настроение у вас вызвала эта картина?

 -Любите ли вы это время года?

 -И вот Листику стало грустно! Его братья и сёстры стали умирать, опадая на землю. Листик ведь не знал, что следующей весной они снова оживут. А кто из вас знает, почему осенью опадают с деревьев листья? Расскажите Листику, чтоб он не грустил!

Приход Лесовичка и его рассказ.

   -Почему же осенью деревья сбрасывают листву? Во-1: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды. Во-2: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике. В-3: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут. Успокоил Лесовичок Листика своим рассказом. Листик обрадовался и теперь не будет грустить. Он прощается с вами до будущей весны и даёт вместе с Лесовичком наказ:

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надоим и быть!

4 Работа в тетради на печатной основе

5 Итог

 -Кому понравилось наше занятие? Расскажите дома историю про Листика. (Вручаются маленькие призы).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для открытого мероприятия в ГПД: игра-занятие "Вкусные истории"

Расширение знаний детей о продуктах питания. Воспитания вкуса к здоровой пище. Знакомство  с культурой кухни разных стран. Обучение детей умению делать красивые и полезные бутерброды. Развитие фа...

Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина» в соавторстве с Шаймардановой З.С.

Цель данного мероприятия:  способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков....

Презентация к мероприятию Своя игра по теме «Одна у человека мать, одна Родина»

Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...

Своя игра по теме "Одна у человека мать, одна Родина" в соавторстве с Тешабаевой Р.Р.

Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...

Презентация мероприятия Своя игра по теме "Одна у человека мать, одна Родина" в соавторстве с Тешабаевой Р.Р.

Цель данного мероприятия: способствовать воспитанию любви к Родине, развитию познавательных навыков...