Начальная школа XXI века литературное чтение "Дети Деда Мороза"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Урок по литературному чтению во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_deda_moroza.rar2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Автор учебника: Л.А.Ефросинина

Тема урока: Русская сказка «Дети Деда Мороза»

Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям

Тип урока: открытие нового знания

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с содержанием русской сказки «Дети Деда Мороза», учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование);

-знакомить с выразительными средствами языка;

Развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

-развивать умение бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; передавать интонацией своё отношение к читаемому; объяснять поступки героев и своё отношение к ним;

-развивать умение работать самостоятельно, в паре, в группе, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.

Методы: проблемный, частично-поисковый, моделирование

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.

Средства обучения: проблемный диалог, презентация, практическая деятельность.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

Слайд 2.

Девиз нашего урока:

«Было бы желание, а путь найдётся!»

Самоконтроль готовности к уроку;

Реакция на учителя, внимание;

Объяснение девиза.

Личностные:

Самоопределение;

Регулятивные:

Целеполагание;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

-Какие времена года знаете?

-Какое время года сейчас?

-Назовите названия осенних месяцев.

-Какой месяц идёт сейчас?

-Какие признаки осени вы наблюдаете в природе?

-Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем».

Слайд 3.

Подсказка 1.

-Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет.

Подсказка 2.

Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма.

Подсказка 3.

Его дом находится  в Великом Устюге.

-О ком будете читать сегодня?

-Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

-Какие дети могут быть у Деда Мороза?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Лёд, Ветер, Иней, Снежинка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3.

Постановка учебной задачи.

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

-Для чего вам это нужно?

Слайд 4. (задачи)

- учиться представлять в своём воображении картины, описанные в сказке;

-учиться выразительно читать сказку;

-учиться определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении сказки;

-учиться умению рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

- открытие. (
Зачем земля покрывается снежным покрывалом?);

- А как вы думаете?

(научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые слова);

(для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим).

Выдвигают гипотезы.

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

-Прочитайте сказку про себя.

-Какого цвета эта сказка?

-Почему?  

-Авторская это сказка или народная?

-Обоснуйте свой выбор.

Слайд 6.

-Ответьте на вопросы:

  1. Сколько детей было у Деда Мороза?
  2. Что сделал Ветер?
  3. Какую работу сделал Лёд?
  4. О чем говорил Иней?
  5. Что рассказала Снежинка?

-Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь на печатной основе.

-Что больше всего волновало Деда Мороза?

-Докажите, что Дед Мороз вырастил хороших детей.

-Почему отец похвалил Снежинку?

Показ иллюстраций: какие бывают снежинки.

Слайд 7.

Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил  прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа».

- Как Снежинка пожалела Землю?

 Слайд 8.

Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.

Слайд 9.

Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло.

Слайд 10.

Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

(Каких детей он вырастил, какую пользу они принесут людям).

(Ветер нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.

Лёд: Я на реках мосты построил.

Иней: Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!

Снежинка: Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом).

Она добрая, заботливая, сочувствующая, отзывчивая, беспокойная. Ведь самое главное – это добрая душа человека.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

5.

Физминутка под музыку.

6.

Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

-Что сказал Дед Мороз своим детям?

-Какое настроение автора вы почувствовали?

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

- Обоснуйте свой выбор.

-Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

- Постарайтесь свои чувства передать при чтении сказки.

-Кто действует в сказке?

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Проверка выполнения задания в тетради

Слушание пересказа, добавления, исправления

Чтение по ролям (в масках).

Автор, Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.

Моделирование

-К какому литературному жанру относится это произведение?

-Почему?

-О чём сказка?

-Кто автор?

Показываю другую обложку книги. Сравните обложки книг.

Что нового заметили?

-Эта обложка книги, которую мы сохраним в классной библиотеке. Туда войдут ваши рисунки, стихи и рассказы.

8.

Итог урока.

-Какую сказку читали?

-Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

«Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести.»
                                                             В.В.Бианки
   

9.

Рефлексия.

- На столах у вас лежат снежинки.

-Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:

- всё знаю, могу помочь;

- всё знаю, помочь не могу;

- затрудняюсь ответить.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

10.

Творческая работа

Создание книжки – малышки для классной библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": литературное чтение, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс...

1 кл УМК Начальная школа XXI века Литературное чтение Е.Пермяк Про нос и язык

1 кл УМК Начальная школа XXI века Литературное чтение Е.Пермяк Про нос и языкКонспект урока. Презентация по уроку. Презентация о Е.Пермяке....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Литературное чтение Л.А. Ефросинина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  с ос...

ФГОС "Начальная школа XXI века". Литературное чтение 4 класс

Образовательная программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «...


 

Комментарии

Коровина Татьяна Юрьевна

Зинаида Николаевна. спасибо за методическую разработку с указанием УУД.Сейчас это очень актуально. С уважением Коровина Т.Ю.