Начальная школа XXI века литературное чтение "Дети Деда Мороза"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Автор учебника: Л.А.Ефросинина
Тема урока: Русская сказка «Дети Деда Мороза»
Дидактическая цель: подвести учащихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям
Тип урока: открытие нового знания
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с содержанием русской сказки «Дети Деда Мороза», учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование);
-знакомить с выразительными средствами языка;
Развивающие:
-развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
-развивать умение бегло читать предложения, отрывки из изучаемых произведений; передавать интонацией своё отношение к читаемому; объяснять поступки героев и своё отношение к ним;
-развивать умение работать самостоятельно, в паре, в группе, делать выводы.
Воспитательные:
-воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
Методы: проблемный, частично-поисковый, моделирование
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.
Средства обучения: проблемный диалог, презентация, практическая деятельность.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный момент. | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Он полон открытий И полон тревог. Ты учителя внимательно слушай, Чтоб задания выполнить смог. Слайд 2. Девиз нашего урока: «Было бы желание, а путь найдётся!» | Самоконтроль готовности к уроку; Реакция на учителя, внимание; Объяснение девиза. | Личностные: Самоопределение; Регулятивные: Целеполагание; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. -Какие времена года знаете? -Какое время года сейчас? -Назовите названия осенних месяцев. -Какой месяц идёт сейчас? -Какие признаки осени вы наблюдаете в природе? -Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем». Слайд 3. Подсказка 1. -Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3. Его дом находится в Великом Устюге. -О ком будете читать сегодня? -Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети? -Какие дети могут быть у Деда Мороза? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Лёд, Ветер, Иней, Снежинка | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
3. | Постановка учебной задачи. | -Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? -Для чего вам это нужно? Слайд 4. (задачи) - учиться представлять в своём воображении картины, описанные в сказке; - А как вы думаете? | (научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые слова); (для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим). Выдвигают гипотезы. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Прочитайте сказку про себя. -Какого цвета эта сказка? -Почему? -Авторская это сказка или народная? -Обоснуйте свой выбор. Слайд 6. -Ответьте на вопросы:
-Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь на печатной основе. -Что больше всего волновало Деда Мороза? -Докажите, что Дед Мороз вырастил хороших детей. -Почему отец похвалил Снежинку? Показ иллюстраций: какие бывают снежинки. Слайд 7. Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. - Как Снежинка пожалела Землю? Слайд 8. Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада. Слайд 9. Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Слайд 10. Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) (Каких детей он вырастил, какую пользу они принесут людям). (Ветер нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки. Лёд: Я на реках мосты построил. Иней: Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво! Снежинка: Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом). Она добрая, заботливая, сочувствующая, отзывчивая, беспокойная. Ведь самое главное – это добрая душа человека. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
5. | Физминутка под музыку. | |||
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний. -Что сказал Дед Мороз своим детям? -Какое настроение автора вы почувствовали? Ликующее Восторженное Шутливое Печальное Весёлое Праздничное Радостное Спокойное Мечтательное Грустное - Обоснуйте свой выбор. -Какие чувства возникли в вашем сердце? Изумление Радость Восторг Восхищение Грусть Спокойствие Сожаление Печаль Ликование - Постарайтесь свои чувства передать при чтении сказки. -Кто действует в сказке? | Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Проверка выполнения задания в тетради Слушание пересказа, добавления, исправления Чтение по ролям (в масках). Автор, Дед Мороз, Ветер, Лёд, Иней, Снежинка | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
7. | Моделирование | -К какому литературному жанру относится это произведение? -Почему? -О чём сказка? -Кто автор? Показываю другую обложку книги. Сравните обложки книг. Что нового заметили? -Эта обложка книги, которую мы сохраним в классной библиотеке. Туда войдут ваши рисунки, стихи и рассказы. | ||
8. | Итог урока. | -Какую сказку читали? -Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас? -Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? «Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести.» | ||
9. | Рефлексия. | - На столах у вас лежат снежинки. -Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям: - всё знаю, могу помочь; - всё знаю, помочь не могу; - затрудняюсь ответить. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
10. | Творческая работа | Создание книжки – малышки для классной библиотеки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Рабочие программы 2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Литературное чтение
Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": литературное чтение, 2 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс...
1 кл УМК Начальная школа XXI века Литературное чтение Е.Пермяк Про нос и язык
1 кл УМК Начальная школа XXI века Литературное чтение Е.Пермяк Про нос и языкКонспект урока. Презентация по уроку. Презентация о Е.Пермяке....
УМК "Начальная школа 21 века Литературное слушание 1 класс, урок по теме: М. Пришвин "Лисичкин хлеб"
разработка урока...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Начальная школа 21 века» Литературное чтение Л.А. Ефросинина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с ос...
ФГОС "Начальная школа XXI века". Литературное чтение 4 класс
Образовательная программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «...
Комментарии
Начальная школа XXI века литературное чтение "Дети Деда Мороза"