Урок чтения в 1 классе
материал по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок чтения в первом классе
по учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука».
Тема. «Твёрдый согласный звук [ж], буква Ж, ж.»
Цели: формировать знания о звуке [ ж ], умения выделять
звук [ж] в словах, различать его в звуковом потоке,
читать слова с изученной буквой;
развивать фонематический слух, мыслительные
операции, воображение и речь учащихся;
воспитывать общие учебные умения, внимание, любовь
к русскому языку.
Оборудование: магнитная доска, паззл с фрагментами буквы ж, предметные картинки с изображениями жёлудя, жука, жирафа; карточки – наборы для зрительного диктанта; квадраты для составления звуковых схем трёх цветов: красного, синего и зелёного, азбука; солнышки жёлтого, оранжевого и красного цветов; презентационный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд №1)
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с новой буквой. Но у нас не обычный урок, а урок-игра. Вы умеете собирать паззлы? В конце урока из разрозненных кусочков мы должны сложить целую картинку. Вам интересно, что у нас получится? Тогда приступим к игре. Вы уже готовы к уроку, поэтому я прикрепляю первый фрагмент паззла.
( На доске - фрагмент 1).
II. Актуализация опорных знаний.
(Слайд №2)
- Я предлагаю начать наш урок с игры « Дополни предложение».
1) Звуки бывают…(гласные и согласные; твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).
2) Звуки слышим, буквы…(пишем).
3) В слове столько слогов, сколько…(гласных).
4) После твёрдых согласных пишутся гласные…(а, о, ы, у).
- Как отличить согласный звук от гласного?
(Слайд №3)
1 ученик.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
2 ученик.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3 ученик.
С – с – с …- змеиный слышен свист.
Ш – ш – ш…- шуршит опавший лист.
Ж – ж – ж…- шмели в саду жужжат.
Р – р – р… - моторы тарахтят.
- Сейчас вы прослушали стихотворение Валентина Берестова о гласных и согласных и удачно справились с заданием, поэтому я достаю второй фрагмент паззла.
(На доске – фрагмент 2).
- Ребята, вы любите разгадывать загадки?
- Тогда слушайте:
(Слайд №4)
Он ходит, голову задрав, -
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
(Жираф)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Жёлудь)
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да без копыт.
(Жук)
- Вы выполнили и это задание, поэтому я достаю третий фрагмент паззла.
(На доске – фрагмент3 )
III. Работа над новым материалом.
( Слайд №5)
- Ребята, можете ли вы сказать, чем похожи слова – отгадки и чем они различаются?
(В первых двух словах по 2 слога и по 5 звуков, в третьем слове – 1 слог и 3 звука.)
- Что обозначают эти слова: жираф, жёлудь, жук?
(Названия предметов.)
- Какие вопросы мы можем задать к этим словам?
(Жираф и жук - кто?, жёлудь – что?)
- Какой общий звук есть в этих словах?
(Звук [ж ].)
- Встаньте, возьмите друг друга за руки. Внимательно глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук в словах-отгадках [ ж] . Определите, как располагаются видимые органы речи в момент его произнесения. Теперь садитесь.
- На ваших партах лежат квадраты трёх цветов. Выберите и покажите квадрат нужного цвета для обозначения этого звука.
- Почему нужно было выбрать квадрат синего цвета?
( Звук [ ж ] согласный, поэтому квадрат не красного цвета. Он твёрдый, поэтому квадрат синего цвета.)
-Звук [ж ] согласный, так как при его произнесении воздух встречает препятствие – язык и нёбо. Он звонкий, так как образован и шумом, и голосом. Он твёрдый, так как мы произносим его твёрдо.
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Звук [ж ], буква, которая его обозначает.)
- Мы будем учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Вы отлично поработали, поэтому я достаю четвёртый фрагмент паззла.
( На доске – фрагмент 4)
- Ребята, вам знакома игра « Расти, лесок»?
- Познакомимся с этой игрой. В словах, которые я назову, замените первый звук на звук [ж ] так, чтобы получилось новое слово. Тот из вас, кто назовёт новое слово первым, встаёт.
Лук – жук, мало – жало,
Пучок – жучок, билет – жилет,
Веня – Женя, пир – жир.
-Составьте звуковую схему слова пир.
(Слайд № 6)
(Работа выполняется на доске и в тетрадях).
- Какие согласные звуки есть в этом слове?
( Звуки [п ], [р ].)
- Почему вы обозначили их квадратами разных цветов?
- Почему мы слышим мягкий звук [п ] ?
( Его смягчает буква и).
- Составьте звуковую схему слова жир.
(Слайд № 7)
- Что интересного вы заметили?
( В этом слове нет мягких звуков: буква и не смягчает звук [ж ]. Все согласные в этом слове твёрдые.)
- Какой вывод можете сделать?
( Звук [ж ] – согласный, звонкий, всегда твёрдый и не бывает мягким.)
- Я вами довольна. Открываю фрагмент 5.
(На доске – фрагмент 5.)
IV. Физкультминутка. (Слайд № 8)
Лежебока рыжий кот
( встать, перекатиться с носков на пятки)
Отлежал себе живот
( потянуться),
Встал и выгнул спину в мост
( округлить спину, руки вытянуть вперёд),
Распушил красивый хвост
( прогнуться),
Мягко лапами прошёл
(изобразить кошачью походку),
Тихо песенку завёл
( сесть за парты).
- А теперь вопрос для самых внимательных: сколько раз в тексте физкультминутки встретился звук [ж ] ? ( 4).
- Пока мы выполняли физкультминутку, все буквы перепутались.
( Х, Ж, Е)
- Может быть кто-то из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук [ж ], и может показать её остальным ребятам?
( Ученик показывает нужную букву.)
- Как она называется?
- На что она похожа?
(Слайд №9)
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.
(В.Кожевников)
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце её
Не растопит уже!
(Е. Тарлапан)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
(С. Маршак)
Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском, -
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву Ж.
(В.Степанов)
- Молодцы, вы справились со всеми предыдущими заданиями, и я могу открыть следующий фрагмент.
(На доске – фрагмент 6 )
V. Работа с учебником.
Стр.149
- Вы видите слоги с буквой ж. На чтение каких слогов следует обратить внимание?
( На жи и же – в них гласные и, е не обозначают мягкости согласного, поэтому эти слоги надо читать твёрдо.)
(Дети читают слоги, а затем слова в столбиках.)
(Слайд №10)
- А теперь прочитайте себе текст и озаглавьте его.
- Почему вы его так озаглавили?
- А теперь попробуйте задать вопросы по этому тексту своим товарищам.
( Чтение текста детьми вслух.)
-Молодцы! Вы справились с заданием, и я открываю седьмой фрагмент.
( На доске – фрагмент 7)
- Теперь давайте прочитаем пословицы на стр.148 и объясним их смысл.
VI. Зрительный диктант.
- Всегда приятно общаться с внимательным собеседником. Хотите проверить свою внимательность? Тогда слушайте условие игры.
Я буду показывать вам карточки с напечатанными словами. Ваша задача – в полной тишине внимательно прочесть все слова карточки и запомнить только то из слов, в котором есть изучаемая сегодня буква.
(Время экспозиции – 2 сек.)
- Какую букву мы сегодня изучаем?
Набор 1: пиджак, рубашка, майка.
Набор 2: шорты, бриджи, штаны.
Набор 3: брюки, носки, джинсы.
Набор 4: обувь, мебель, одежда.
- Повторите слова с новым звуком. Какое обобщающее понятие вы можете назвать?
( Одежда)
- Отлично, открываю следующий фрагмент.
( На доске – фрагмент 8)
VII. Сочиним сказку.
- На экране вы увидите текст. Вместо точек нужно вставить слова, в которых встречается звук [ж] и прочитать текст.
(Слайд № 11)
У девочки по имени … ( Женя) есть собачка по кличке…(Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом… (жёлуди), Жучка гонялась за летающим маленьким…(жуком). Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего…(ежа) с маленькими …(ежатами). Женя отозвала Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.
VIII. Рефлексия собственной деятельности, итог урока.
- Отгадайте загадку:
Разноцветное коромысло
Над землёй повисло.
(Радуга)
- Когда бывает радуга?
(После дождя, если есть солнце.)
(Слайд № 12)
- Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, поднимите вверх солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж ]. Если считаете, что могли бы работать лучше, поднимите вверх солнышко цвета, в названии которого нет звука [ж ].
- А теперь подведём итог урока. Что нового мы сегодня узнали?
- Мы сегодня плодотворно потрудились, и я открываю последний фрагмент .
-На доске появилось изображение буквы Ж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...
Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"
Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....
Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.
Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или к 8 марта....
Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.
- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...
Урок чтения 1 класс "Чтение слогов, слов и предложений с буквой Ф, ф.
Урок закрепления изученной буквы. Сопровождается с флипчартом (интерактивная доска)...
Урок чтения 3 класс. Семейное чтение. Н.Носов Карасик. Смысл поступка.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс к авторской программе Л.Ф.Климановой, Л.А. Виноградская В.Г. Горецкий ...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...
Комментарии
Урок чтения в 1 классе