Презентация "Детство М.Ю. Лермонтова"
презентация к уроку чтения (4 класс) по теме
В презентации рассказывается о детстве М. Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 257.51 КБ |
Подписи к слайдам:
Тема: Лазеры
Цель: выяснить физический смысл и условия возникновения индуцированного (вынужденного) излучения, формировать научное мировоззрение
Задачи урока:
Сформировать у школьников представления о вынужденном излучении как квантовом явлении, изучить устройство и принцип действия лазера, рассмотреть свойства излучения лазера и примеры применения лазеров.
Ознакомить школьников с историей лазеров, раскрыть возможности лазеров в ускорении научно-технического прогресса.
Воспитывать чувство гордости и патриотизма за открытие, сделанное учеными нашей страны, активизировать мыслительную деятельность ученика через использование художественной литературы на уроках физики.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы
План урока.
Этапы урока | Время (мин) | Методы и приемы |
1. Введение. Постановка учебной проблемы урока. | 3 | Сообщение учителя. |
2. Изучение нового материала: выступление учителя, | 15 | Рассказа учителя. Демонстрация презентации. Записи в тетради |
3. Закрепление | 10 | Заполнение таблицы |
4. Домашнее задание | 1-2 |
Ход урока.
Введение.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с примером того, как фантастическое со временем становится реальностью.
Как известно, большинство научных изобретений были предсказаны писателями-фантастами. Например, Жюль Верн предугадал появление подводной лодки и космических полетов. Но, а на долю ученных выпало воплощение писательских фантазий в жизнь. В 1926-1927 годах Алексей Толстой написал роман «Гиперболоид инженера Гарина», в котором описал прибор страшной разрушительной силы:
«Гиперболоид концентрирует все световые лучи в "лучевой шнур" любой толщины. Во время первых опытов я брал источником света несколько обычных стеариновых свечей. Путем установки гиперболоида я доводил "лучевой шнур" до толщины вязальной спицы и легко разрезывал им дюймовую доску. Тогда же я понял, что вся задача - в нахождении компактных и чрезвычайно могучих источников лучевой энергии. Вы представляете, какие
открываются возможности? В природе не существует ничего, что бы могло
сопротивляться силе "лучевого шнура"... Здания, крепости, дредноуты,
воздушные корабли, скалы, горы, кора земли - все пронижет, разрушит,
разрежет мой луч...»
Толстой относился к ведущим идеям своих фантастических романов как к гипотезам, которым суждено в будущем реализоваться. Наука (оптика, физика, химия) в 20-40-е
годы отвергала гипотезу Толстого. К примеру, профессор Г. Слюсарев в
книге "О возможном и невозможном в оптике" (1944) доказал, что Толстой игнорировал законы оптики, термодинамики и химии.
Развитие науки в последующие десятилетия "работало" на гипотезу А. Н.Толстого. В 1961 году академик Л. Арцимович сделал такое признание: "Для любителей научной фантастики я хочу заметить, что игольчатые пучки атомных радиостанций представляют собой своеобразную реализацию идеи "Гиперболоида инженера Гарина" ("Правда", 1961, 14 июня). Академик имел в виду открытие Н.Басовым и М. Прохоровым квантовых генераторов-лазеров, за которое советские ученые были удостоены Нобелевской премии. Квантовая физика позволила обойти запреты оптики. Так художественная фантазия оказалась способной на научное провидение.
II. Основная часть.
Эйнштейн в 1916 году предсказал, что под действием падающего света атомы, находящиеся в возбужденном состоянии, могут излучать. Это излучение называется вынужденным или индуцированным. Происходит переход атома из высшего энергетического состояния в низшее, но не самопроизвольно, а под влиянием внешнего воздействия.
В 1954 году русские физики Н. Г. Басов и А. М. Прохоров и независимо от них американский ученый Ч. Таунс использовали явление индуцированного испускания для создания микроволнового генератора радиоволн, который назвали
Лазер – оптический квантовый генератор. (Аббревиатура от начальных букв: « Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation» - что означает «усиление света с помощью индуцированного излучения».)
Свойства:
- малая расходимость пучка,
- когерентность,
- большая мощность
Принцип действия:
В основе квантового излучения электромагнитных волн лежат два процесса: возбуждение индуцированного излучения и накапливание возбуждения
В обычном состоянии большинство атомов находятся в низшем энергетическом состоянии. Поэтому при низких температурах вещество не светится. При прохождении э/м через вещество ее энергия поглощается. За счет поглощения энергии волны часть атомов возбуждается, т.е.переходит в высшее энергетическое состояние. При этом от светового пучка отнимается энергия hν=Е2-Е1, равная разности энергий между уровнями. Теперь представим себе, что мы возбудили большинство атомов. Тогда при прохождении через вещество э/м волны ν=(Е2-Е1)/ h эта волна будет не ослабляться, а усиливаться за счет индуцированного излучения. Под ее воздействием атомы согласованно переходят в низшие энергетические состояния, излучая волны, совпадающие по частоте и фазе с падающей волной.
Лазер обычно состоит из трёх основных элементов:
Источник энергии подаёт энергию в систему;
Рабочее тело— основной определяющий фактор рабочей длины волны, а также остальных свойств лазера Рабочее тело подвергается «накачке», чтобы получить вынужденное излучение фотонов и эффект оптического усиления.
Система зеркал. Оптический резонатор, простейшей формой которого являются два параллельных зеркала, находится вокруг рабочего тела лазера. Вынужденное излучение рабочего тела отражается зеркалами обратно и опять усиливается. Волна может отражаться многократно до момента выхода наружу. В более сложных лазерах применяются четыре и более зеркал, образующих резонатор. Качество изготовления и установки этих зеркал является определяющим для качества полученной лазерной системы.
Применение лазеров.
Наука | Техника и связь | Медицина и биология | Военное дело |
Локация небесных тел. Эталон длины. Лазерный термоядерный синтез. Сверхскоростная фотография. Разделение изотопов. Спектроскопия. | Линии связи. Обработка материалов. Лазеры в ЭВТ. Лазерный гироскоп. Голография. | Лазерная хирургия. | Лазерное оружие. |
III. Закрепление: заполнить таблицу о сходстве и различии различных типов лазеров
IV.Итог
Н.Г. Басов: «Создание лазеров не только коренным образом изменило оптику, но и оказало огромное влияние на многие области современной физики, химии, кибернетики, биологии, медицины, технологии. Широкое применение лазеров означает качественное преобразование в производительных сферах общества, подобное внедрению в производство и жизнедеятельность человека электричества». Возможно, через некоторое время, то, что сейчас считается нереальным воплотится в жизнь.
.
Газовые лазеры
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
632,8 нм (543,5 нм, 593,9 нм, 611,8 нм, 1,1523 мкм, 1,52 мкм, 3,3913 мкм) | Электрический разряд | Интерферометрия, голография, спектроскопия, считывание штрих-кодов, демонстрация оптических эффектов. | |
Аргоновый лазер | 488,0 нм, 514,5 нм, (351 нм, 465,8 нм, 472,7 нм, 528,7 нм) | Электрический разряд | Лечение сетчатки глаза, литография, накачка других лазеров. |
Криптоновый лазер | 416 нм, 530,9 нм, 568,2 нм, 647,1 нм, 676.4 нм, 752,5 нм, 799,3 нм | Электрический разряд | Научные исследования, в смеси с аргоном лазеры белого света, лазерные шоу. |
Ксеноновый лазер | Множество спектральных линий по всему видимому спектру и частично в УФ и ИК областях. | Электрический разряд | Научные исследования. |
Азотный лазер | 337,1 нм | Электрический разряд | Накачка лазеров на красителях, исследование загрязнения атмосферы, научные исследования, учебные лазеры. |
2,7 – 2,9 мкм (Фтористый водород) 3,6 – 4,2 мкм (фторид дейтерия) | Химическая реакция горения этилена и трёхфтористого азота (NF3) | Лазерные вооружения. Способен работать в постоянном режиме в области мегаваттных мощностей. | |
1,315 мкм | Химическая реакция в пламени синглетного кислорода и иода | Научные исследования, лазерные вооружения. Способен работать в постоянном режиме в области мегаваттных мощностей. | |
10,6 мкм, (9,4 мкм) | Поперечный (большие мощности) или продольный (малые мощности) электрический разряд | ||
Лазер на монооксиде углерода (CO) | 2,6 – 4 мкм, 4,8 – 8,3 мкм | Электрический разряд | Обработка материалов (гравировка, сварка и т. д.), фотоакустическая спектроскопия. |
193 нм (ArF), 248 нм (KrF), 308 нм (XeCl), 353 нм (XeF) | Рекомбинация эксимерных молекул при электрическом разряде | Ультрафиолетовая литография в полупроводниковой промышленности, лазерная хирургия, коррекция зрения. |
Лазеры на красителях
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
390—435 нм (Stilbene), 460—515 нм (Кумарин 102), 570—640 нм (Родамин 6G), другие | Другой лазер, импульсная лампа | Научные исследования, спектроскопия, косметическая хирургия, разделение изотопов. Рабочий диапазон определяется типом красителя. |
Лазеры на пара́х металлов
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
440 нм, 325 нм | Электрический разряд в смеси паров металла и гелия. | Полиграфия, УФ детекторы валюты, научные исследования. | |
567 нм, 615 нм | Электрический разряд в смеси паров металла и гелия. | Археология, научные исследования, учебные лазеры. | |
до 24 спектральных полос от красного до УФ | Электрический разряд в смеси паров металла и гелия. | Археология, научные исследования, учебные лазеры. | |
Лазер на парах меди | 510,6 нм, 578,2 нм | Электрический разряд | Дерматология, скоростная фотография, накачка лазеров на красителях. |
Твердотельные лазеры
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
Рубиновый лазер | 694,3 нм | Импульсная лампа | Голография, удаление татуировок. Первый представленный тип лазеров (1960). |
Алюмо-иттриевые лазеры с неодимовым легированием (Nd:YAG) | 1,064 мкм, (1,32 мкм) | Импульсная лампа, лазерный диод | Обработка материалов, лазерные дальномеры, лазерные целеуказатели, хирургия, научные исследования, накачка других лазеров. Один из самых распространённых лазеров высокой мощности. Обычно работает в импульсном режиме (доли наносекунд). Нередко используется в сочетании с удвоителем частоты. Известны конструкции с квазинепрерывным режимом излучения. |
Лазер на фториде иттрия-лития с неодимовым легированием (Nd:YLF) | 1,047 и 1,053 мкм | Импульсная лампа, лазерный диод | Наиболее часто используются для накачки титан–сапфировых лазеров, используя эффект удвоения частоты в нелинейной оптике. |
Лазер на ванадате иттрия (YVO4) с неодимовым легированием (Nd:YVO) | 1,064 мкм | Наиболее часто используются для накачки титан-сапфировых лазеров, используя эффект удвоения частоты в нелинейной оптике. | |
Лазер на неодимовом стекле (Nd:Glass) | ~1,062 мкм (Силикатные стёкла), ~1,054 мкм (Фосфатные стёкла) | Импульсная лампа, Лазерные диоды | Лазеры сверхвысокой мощности (тераватты) и энергии (мегаджоули). Обычно работают в нелинейном режиме утроения частоты от 351 нм в устройствах лазерной плавки. |
650—1100 нм | Другой лазер | Спектроскопия, лазерные дальномеры, научные исследования. | |
2,0 мкм | Лазерные радары | ||
Алюмо-иттриевые лазеры с иттербиевым легированием (Yb:YAG) | 1,03 мкм | Импульсная лампа, Лазерные диоды | Обработка материалов, исследование сверхкоротких импульсов, мультифотонная микроскопия, лазерные дальномеры. |
Алюмо-иттриевые лазеры с гольмиевым легированием (Ho:YAG) | 2,1 мкм | ||
Церий-легированный литий-стронций(или кальций)-алюмо-фторидный лазер (Ce:LiSAF, Ce:LiCAF) | ~280–316 нм | Лазер Nd:YAG с учетверением частоты, Эксимерный лазер, лазер на парах ртути. | Исследование атмосферы, лазерные дальномеры, научные разработки. |
Александритовый лазер с хромовым легированием | Настраивается в диапазоне от 700 до 820 нм | Импульсная лампа, Лазерные диоды. Для непрерывного режима – дуговая ртутная лампа | |
Оптоволоконный лазер с эрбиевым легированием | 1,53–1,56 мкм | Оптические усилители в оптоволоконных линиях связи. | |
2,5 мкм | Импульсная лампа | Первый 4-х уровневый твердотельный лазер, второй работающий тип лазера (после рубинового лазера Маймана), охлаждался жидким гелием, сегодня не используется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/15/picture-41928.jpg)
Урок - гостиная "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Урок литературного чтения по творчеству М.Ю.Лермонтова проведён в форме литературной гостиной, участники которой дети и их родители....
Творчество М. Ю. Лермонтова
Дифференцированное обучение позволяет разрешить противоречия между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях учащихся и ориентацией процесса обучения на «среднего» ученика, предп...
Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.
УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-50514-1425988447.jpg)
Презентация биографии М.Ю. Лермонтова
Презентация биографии М.Ю. Лермонтова может быть использована на уроке литературного чтения в 4 классе при изучении данной темы....
Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Презентацию можно использовать при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" на уроке литературного чтения. Она поможет ученикам наглядно представить Отечественную войну 1812 года....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/17/picture-726478-1450383057.jpg)
Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» ...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/09/picture-1551231-1736419087.jpg)
Семейное изучение биографии Михаила Юрьевича Лермонтова в рамках электронной выставки "Мятежный парус Лермонтова" и дальнейшая подготовка обучающихся к среднему звену
Данная публикация представляет собой биографию выдающегося русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. В ней освещаются основные этапы его жизни и творчества, а также анализируется влияние исторически...