Презентация "Детство М.Ю. Лермонтова"
презентация к уроку чтения (4 класс) по теме
В презентации рассказывается о детстве М. Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 257.51 КБ |
Подписи к слайдам:
Тема: Лазеры
Цель: выяснить физический смысл и условия возникновения индуцированного (вынужденного) излучения, формировать научное мировоззрение
Задачи урока:
Сформировать у школьников представления о вынужденном излучении как квантовом явлении, изучить устройство и принцип действия лазера, рассмотреть свойства излучения лазера и примеры применения лазеров.
Ознакомить школьников с историей лазеров, раскрыть возможности лазеров в ускорении научно-технического прогресса.
Воспитывать чувство гордости и патриотизма за открытие, сделанное учеными нашей страны, активизировать мыслительную деятельность ученика через использование художественной литературы на уроках физики.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы
План урока.
Этапы урока | Время (мин) | Методы и приемы |
1. Введение. Постановка учебной проблемы урока. | 3 | Сообщение учителя. |
2. Изучение нового материала: выступление учителя, | 15 | Рассказа учителя. Демонстрация презентации. Записи в тетради |
3. Закрепление | 10 | Заполнение таблицы |
4. Домашнее задание | 1-2 |
Ход урока.
Введение.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с примером того, как фантастическое со временем становится реальностью.
Как известно, большинство научных изобретений были предсказаны писателями-фантастами. Например, Жюль Верн предугадал появление подводной лодки и космических полетов. Но, а на долю ученных выпало воплощение писательских фантазий в жизнь. В 1926-1927 годах Алексей Толстой написал роман «Гиперболоид инженера Гарина», в котором описал прибор страшной разрушительной силы:
«Гиперболоид концентрирует все световые лучи в "лучевой шнур" любой толщины. Во время первых опытов я брал источником света несколько обычных стеариновых свечей. Путем установки гиперболоида я доводил "лучевой шнур" до толщины вязальной спицы и легко разрезывал им дюймовую доску. Тогда же я понял, что вся задача - в нахождении компактных и чрезвычайно могучих источников лучевой энергии. Вы представляете, какие
открываются возможности? В природе не существует ничего, что бы могло
сопротивляться силе "лучевого шнура"... Здания, крепости, дредноуты,
воздушные корабли, скалы, горы, кора земли - все пронижет, разрушит,
разрежет мой луч...»
Толстой относился к ведущим идеям своих фантастических романов как к гипотезам, которым суждено в будущем реализоваться. Наука (оптика, физика, химия) в 20-40-е
годы отвергала гипотезу Толстого. К примеру, профессор Г. Слюсарев в
книге "О возможном и невозможном в оптике" (1944) доказал, что Толстой игнорировал законы оптики, термодинамики и химии.
Развитие науки в последующие десятилетия "работало" на гипотезу А. Н.Толстого. В 1961 году академик Л. Арцимович сделал такое признание: "Для любителей научной фантастики я хочу заметить, что игольчатые пучки атомных радиостанций представляют собой своеобразную реализацию идеи "Гиперболоида инженера Гарина" ("Правда", 1961, 14 июня). Академик имел в виду открытие Н.Басовым и М. Прохоровым квантовых генераторов-лазеров, за которое советские ученые были удостоены Нобелевской премии. Квантовая физика позволила обойти запреты оптики. Так художественная фантазия оказалась способной на научное провидение.
II. Основная часть.
Эйнштейн в 1916 году предсказал, что под действием падающего света атомы, находящиеся в возбужденном состоянии, могут излучать. Это излучение называется вынужденным или индуцированным. Происходит переход атома из высшего энергетического состояния в низшее, но не самопроизвольно, а под влиянием внешнего воздействия.
В 1954 году русские физики Н. Г. Басов и А. М. Прохоров и независимо от них американский ученый Ч. Таунс использовали явление индуцированного испускания для создания микроволнового генератора радиоволн, который назвали
Лазер – оптический квантовый генератор. (Аббревиатура от начальных букв: « Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation» - что означает «усиление света с помощью индуцированного излучения».)
Свойства:
- малая расходимость пучка,
- когерентность,
- большая мощность
Принцип действия:
В основе квантового излучения электромагнитных волн лежат два процесса: возбуждение индуцированного излучения и накапливание возбуждения
В обычном состоянии большинство атомов находятся в низшем энергетическом состоянии. Поэтому при низких температурах вещество не светится. При прохождении э/м через вещество ее энергия поглощается. За счет поглощения энергии волны часть атомов возбуждается, т.е.переходит в высшее энергетическое состояние. При этом от светового пучка отнимается энергия hν=Е2-Е1, равная разности энергий между уровнями. Теперь представим себе, что мы возбудили большинство атомов. Тогда при прохождении через вещество э/м волны ν=(Е2-Е1)/ h эта волна будет не ослабляться, а усиливаться за счет индуцированного излучения. Под ее воздействием атомы согласованно переходят в низшие энергетические состояния, излучая волны, совпадающие по частоте и фазе с падающей волной.
Лазер обычно состоит из трёх основных элементов:
Источник энергии подаёт энергию в систему;
Рабочее тело— основной определяющий фактор рабочей длины волны, а также остальных свойств лазера Рабочее тело подвергается «накачке», чтобы получить вынужденное излучение фотонов и эффект оптического усиления.
Система зеркал. Оптический резонатор, простейшей формой которого являются два параллельных зеркала, находится вокруг рабочего тела лазера. Вынужденное излучение рабочего тела отражается зеркалами обратно и опять усиливается. Волна может отражаться многократно до момента выхода наружу. В более сложных лазерах применяются четыре и более зеркал, образующих резонатор. Качество изготовления и установки этих зеркал является определяющим для качества полученной лазерной системы.
Применение лазеров.
Наука | Техника и связь | Медицина и биология | Военное дело |
Локация небесных тел. Эталон длины. Лазерный термоядерный синтез. Сверхскоростная фотография. Разделение изотопов. Спектроскопия. | Линии связи. Обработка материалов. Лазеры в ЭВТ. Лазерный гироскоп. Голография. | Лазерная хирургия. | Лазерное оружие. |
III. Закрепление: заполнить таблицу о сходстве и различии различных типов лазеров
IV.Итог
Н.Г. Басов: «Создание лазеров не только коренным образом изменило оптику, но и оказало огромное влияние на многие области современной физики, химии, кибернетики, биологии, медицины, технологии. Широкое применение лазеров означает качественное преобразование в производительных сферах общества, подобное внедрению в производство и жизнедеятельность человека электричества». Возможно, через некоторое время, то, что сейчас считается нереальным воплотится в жизнь.
.
Газовые лазеры
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
632,8 нм (543,5 нм, 593,9 нм, 611,8 нм, 1,1523 мкм, 1,52 мкм, 3,3913 мкм) | Электрический разряд | Интерферометрия, голография, спектроскопия, считывание штрих-кодов, демонстрация оптических эффектов. | |
Аргоновый лазер | 488,0 нм, 514,5 нм, (351 нм, 465,8 нм, 472,7 нм, 528,7 нм) | Электрический разряд | Лечение сетчатки глаза, литография, накачка других лазеров. |
Криптоновый лазер | 416 нм, 530,9 нм, 568,2 нм, 647,1 нм, 676.4 нм, 752,5 нм, 799,3 нм | Электрический разряд | Научные исследования, в смеси с аргоном лазеры белого света, лазерные шоу. |
Ксеноновый лазер | Множество спектральных линий по всему видимому спектру и частично в УФ и ИК областях. | Электрический разряд | Научные исследования. |
Азотный лазер | 337,1 нм | Электрический разряд | Накачка лазеров на красителях, исследование загрязнения атмосферы, научные исследования, учебные лазеры. |
2,7 – 2,9 мкм (Фтористый водород) 3,6 – 4,2 мкм (фторид дейтерия) | Химическая реакция горения этилена и трёхфтористого азота (NF3) | Лазерные вооружения. Способен работать в постоянном режиме в области мегаваттных мощностей. | |
1,315 мкм | Химическая реакция в пламени синглетного кислорода и иода | Научные исследования, лазерные вооружения. Способен работать в постоянном режиме в области мегаваттных мощностей. | |
10,6 мкм, (9,4 мкм) | Поперечный (большие мощности) или продольный (малые мощности) электрический разряд | ||
Лазер на монооксиде углерода (CO) | 2,6 – 4 мкм, 4,8 – 8,3 мкм | Электрический разряд | Обработка материалов (гравировка, сварка и т. д.), фотоакустическая спектроскопия. |
193 нм (ArF), 248 нм (KrF), 308 нм (XeCl), 353 нм (XeF) | Рекомбинация эксимерных молекул при электрическом разряде | Ультрафиолетовая литография в полупроводниковой промышленности, лазерная хирургия, коррекция зрения. |
Лазеры на красителях
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
390—435 нм (Stilbene), 460—515 нм (Кумарин 102), 570—640 нм (Родамин 6G), другие | Другой лазер, импульсная лампа | Научные исследования, спектроскопия, косметическая хирургия, разделение изотопов. Рабочий диапазон определяется типом красителя. |
Лазеры на пара́х металлов
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
440 нм, 325 нм | Электрический разряд в смеси паров металла и гелия. | Полиграфия, УФ детекторы валюты, научные исследования. | |
567 нм, 615 нм | Электрический разряд в смеси паров металла и гелия. | Археология, научные исследования, учебные лазеры. | |
до 24 спектральных полос от красного до УФ | Электрический разряд в смеси паров металла и гелия. | Археология, научные исследования, учебные лазеры. | |
Лазер на парах меди | 510,6 нм, 578,2 нм | Электрический разряд | Дерматология, скоростная фотография, накачка лазеров на красителях. |
Твердотельные лазеры
Рабочее тело | Длина волны | Источник накачки | Применение |
Рубиновый лазер | 694,3 нм | Импульсная лампа | Голография, удаление татуировок. Первый представленный тип лазеров (1960). |
Алюмо-иттриевые лазеры с неодимовым легированием (Nd:YAG) | 1,064 мкм, (1,32 мкм) | Импульсная лампа, лазерный диод | Обработка материалов, лазерные дальномеры, лазерные целеуказатели, хирургия, научные исследования, накачка других лазеров. Один из самых распространённых лазеров высокой мощности. Обычно работает в импульсном режиме (доли наносекунд). Нередко используется в сочетании с удвоителем частоты. Известны конструкции с квазинепрерывным режимом излучения. |
Лазер на фториде иттрия-лития с неодимовым легированием (Nd:YLF) | 1,047 и 1,053 мкм | Импульсная лампа, лазерный диод | Наиболее часто используются для накачки титан–сапфировых лазеров, используя эффект удвоения частоты в нелинейной оптике. |
Лазер на ванадате иттрия (YVO4) с неодимовым легированием (Nd:YVO) | 1,064 мкм | Наиболее часто используются для накачки титан-сапфировых лазеров, используя эффект удвоения частоты в нелинейной оптике. | |
Лазер на неодимовом стекле (Nd:Glass) | ~1,062 мкм (Силикатные стёкла), ~1,054 мкм (Фосфатные стёкла) | Импульсная лампа, Лазерные диоды | Лазеры сверхвысокой мощности (тераватты) и энергии (мегаджоули). Обычно работают в нелинейном режиме утроения частоты от 351 нм в устройствах лазерной плавки. |
650—1100 нм | Другой лазер | Спектроскопия, лазерные дальномеры, научные исследования. | |
2,0 мкм | Лазерные радары | ||
Алюмо-иттриевые лазеры с иттербиевым легированием (Yb:YAG) | 1,03 мкм | Импульсная лампа, Лазерные диоды | Обработка материалов, исследование сверхкоротких импульсов, мультифотонная микроскопия, лазерные дальномеры. |
Алюмо-иттриевые лазеры с гольмиевым легированием (Ho:YAG) | 2,1 мкм | ||
Церий-легированный литий-стронций(или кальций)-алюмо-фторидный лазер (Ce:LiSAF, Ce:LiCAF) | ~280–316 нм | Лазер Nd:YAG с учетверением частоты, Эксимерный лазер, лазер на парах ртути. | Исследование атмосферы, лазерные дальномеры, научные разработки. |
Александритовый лазер с хромовым легированием | Настраивается в диапазоне от 700 до 820 нм | Импульсная лампа, Лазерные диоды. Для непрерывного режима – дуговая ртутная лампа | |
Оптоволоконный лазер с эрбиевым легированием | 1,53–1,56 мкм | Оптические усилители в оптоволоконных линиях связи. | |
2,5 мкм | Импульсная лампа | Первый 4-х уровневый твердотельный лазер, второй работающий тип лазера (после рубинового лазера Маймана), охлаждался жидким гелием, сегодня не используется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - гостиная "Творчество М.Ю.Лермонтова"
Урок литературного чтения по творчеству М.Ю.Лермонтова проведён в форме литературной гостиной, участники которой дети и их родители....
Творчество М. Ю. Лермонтова
Дифференцированное обучение позволяет разрешить противоречия между существующими различиями в интересах, склонностях, способностях учащихся и ориентацией процесса обучения на «среднего» ученика, предп...
Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.
УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений....
Презентация биографии М.Ю. Лермонтова
Презентация биографии М.Ю. Лермонтова может быть использована на уроке литературного чтения в 4 классе при изучении данной темы....
Иллюстрация к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Презентацию можно использовать при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" на уроке литературного чтения. Она поможет ученикам наглядно представить Отечественную войну 1812 года....
Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
Методическая разработка урока по программе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» ...